Форумы

708-й гвардейский Керченский Краснознаменный ВТАП (Кировабад)

Вт авг 30 2022, 09:58
источник

Согласно Директиве заместителя наркома обороны СССР от 21 сентября 1942 года на базе 1-й авиационной эскадрильи отдельного авиационного транспортного полка особого назначения (ОТАП ОН) ВВС Красной Армии 7 октября 1942 г. был сформирован 2-й транспортный авиационный полк в составе двух эскадрилий (на трехэскадрильный состав полк был переведен 1 февраля 1943 г.). Вновь сформированный полк вошел в состав 2-ой авиадивизии особого назначения (2-я АДОН). Приказами командира 2-й АДОН назначены временно исполняющими обязанности: командира 2-го ТАП ОН – майор Лысенко Константин Иосифович; начальника штаба 2-го ТАП ОН – подполковник Борсук Федор Семенович.
В состав Действующей Армии 2-й ТАП включен приказом НКО от 18 октября 1942 г.
На вооружении полка состояли самолеты Ли-2 и С-47. Они эксплуатировались в полку до 1963 г.
С октября 1942 года и до окончания Великой Отечественной войны 2-й ТАП выполнял оперативные задания ВВС Красной Армии по перебазированию летного и технического состава штабов и технического имущества маршевых полков, по доставке срочных грузов в интересах Управления технического снабжения ВВС Красной Армии в Воздушные армии (1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю, 5-ю, 6-ю, 8-ю, 10-ю, 14-ю, 15-ю, 16-ю и 18-ю). Летчики полка оказывали помощь населению блокированного Ленинграда, доставляли в город продовольствие, вывозили больных, раненых, а также возили вооружение и дефицитные материалы. Экипажи полка неоднократно летали на партизанские аэродромы, в частности, совершали посадки в расположении партизанского соединения С.А. Ковпака.
2 февраля 1949 г. 2-й ТАП ОН директивой штаба Московского военного округа был переименован в 708-й авиационный транспортный полк особого назначения.
В начале 1959 г. полк перебазировался на Главный аэродром страны – «Шереметьевский».
Конец 50-х – начало 60-х годов отмечен печально знаменитыми реформами Хрущева. Под жернова тех реформ попал один из самых элитных полков ВВС – 708-й ТАП ОН. Полк лишился престижной «прибавки» «Особого Назначения» в наименовании, став обычным полком военно-транс- портной авиации. Место дислокации в июне 1960 г. изменилось с престижного Шереметьева на азербайджанский Кировобад. Фактически на 100 % обновился личный состав полка..
16 августа 1960 г. 708-й ТАП ОН официально переименовали в «708-й военно-транспортный авиационный полк (708-й ВТАП)»
В 1961 г. полк впервые обеспечивал учения 104-й воздушно-десантной дивизии. С этой дивизией полк будет связан многие годы, да и приоритетной задачей части теперь стали полеты на десантирование. Не раз и не два авиаторы помогут десантникам, а десантники авиаторам.
В 1979 – 1986 гг. экипажи полка выполняли боевые задания по перевозке войск, боевой техники и средств материального снабжения в Афганистан с советских аэродромов (Мары, Фергана, Ташкент). С 7 февраля по 28 апреля 1980 г. 25 экипажей полка летали в Афганистан с аэродромов Мары-2 и Фергана. С 20 января по 20 июля 1985 г. в Баграме базировалась одна эскадрилья полка (восемь Ан-12) – экипажи майоров Ладнова В.Г. и Жукова В.П., капитанов Кострыкина В.А., Ле- щенко Н.Н., Сабурова И.Б., Хомутовского А.Б. и Чижмака В.Д.
Перевозки выполнялись по всему Афганистану. Об объемах перевозок дают представлеиие следующие цифры: только за первую половину 1985 г. из Ташкента в ДРА было выполнено 4859 полетов, перевезено 14 858 т грузов и 54 765 человек! С 21 сентября 1985 г. по 12 октября 1985 г. экипажи майора Ю.К. Черепушкина и В.В. Безменова выполнили 108 полетов с аэродрома Кабул, перевезли 691 т груза и 1308 человек. Первую половину 1986 г. большая часть полка постоянно базировалась в Ташкенте.
29 ноября 1986 г. экипаж капитана Хомутовского А.Б., выполняя на самолете Ан-12 перелет из Кабула в Джелалабад с грузом НАР С-24, был обстрелян душманами. В результате прямого попадания зенитной ракеты самолет взорвался, экипаж погиб. Указом Президиума ВС СССР за мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых задач, командир корабля капитан Хомутовский А.Б. награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Члены экипажа лейтенант Вологжанинов А.С., старшие лейтенанты Кухта Ю.А., Григоров Д.Н., Андреенко С.И., прапорщики Мамедов Ш.М. и Черкасов В.Н. награждены орденами Красной Звезды (посмертно).
Осенью 1986 года в Иваново началась теоретическая подготовка летного состава полка к освоению военно-транспортного самолета третьего поколения ИЛ-76МД. Первой переучивалась 1-я эскадрилья, с 21 октября по 26 декабря. Личный состав 2-й эскадрильи переучивался в Иваново с 25 февраля по 30 апреля, 3-й эскадрильи – с 10 июля по 1 1 сентября. 31 января 1987 года в полк поступили два самолета № 713 и №714. В торжественной обстановке первый самолет № 713 был вручен экипажу майора Попова С.В. 13 февраля 1987 года экипажи первой эскадрильи начали полеты на новом самолете, 1 июня – экипажи второй эскадрильи, а в октябре – экипажи третьей эскадрильи. Полк получил 22 самолета Ил-76МД, в другие части передано 39 самолетов Ан- 12.
В 1988 году освоение Ил-76МД было успешно завершено. Зачетный полет в составе эскадрильи ночью выполнен: 1 втаэ – 15 марта; 2 втаэ – 29 марта; 3 втаэ – 5 апреля 1988 г. Перевооружение с Ан-12 на Ил-76МД полк завершил в 1988 г.
Середина 80-х годов отмечена целой серией промышленных и природных катастроф, самыми крупными из которых стали Чернобыль и землетрясение в Армении. В мае 1986г. полк выполнял задачи по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, перевезя 10 052 человек и 321 т груза.
С декабря 1988 по апрель 1989г. полк участвовал в ликвидации последствий сильнейшего землетрясения в Армении. Выполнено 444 полета, перевезено 5220 человек и 1770 т грузов. За помощь в ликвидации последствий землетрясения 24 человека были награждены орденом «Красной Звезды», 18 человек – орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Почета – шесть человек, медалью «За боевые заслуги» – 13 человек.
В 1988 г. начались полеты в «горячие точки» тогда еще Советского Союза. Впрочем, полк и сам по себе дислоцировался в «горячей точке». Кировабад стал Гянджой. Практически весь 1988 г. экипажи полка летали в Нагорный Карабах, «туда» перевозили личный состав и боевую технику внутренних войск, «обратным ходом» – беженцев. В 1989 г. было выполнено более 250 полетов в Узбекистан, где разгорелся межнациональный конфликт в Ферганской долине между узбеками и турками-месхитинцами. В Подмосковье из Ферганы было вывезено более 10 000 беженцев.
Январь 1990 г. – армяно-азербайджанский конфликт. Только личного состава внутренних войск было перевезено 14 870 человек…

Полк сам оказался в самом центре армяно-азербайджанского конфликта. Давление на личный состав шло с обеих сторон. А после развала Союза возросло давление и изнутри. Большинство прапорщиков традиционно набирается из местных жителей. В полку служило немало офицеров-азербайджанцев. Сразу после объявления Азербайджана независимым государством командный состав полка получил «лестные» предложения продолжить службу на старом месте, но в новой стране с повышением в званиях и должностях. К чести офицеров полка, на выгодные предложения не поддался никто.
В Баку существовало твердое намерение «приватизировать» ценную в плане будущей коммерческой выгоды часть. В отличие, скажем, от Киева, сумевшего удержать дислоцированные на территории Украины авиационные полки, политическая обстановка того времени в Азербайджане не отличалась стабильностью. Политические маневры позволили вывести полк в Россию со всем «движимым» и частью недвижимого имущества авиабазы.
Эвакуация началась еще до памятной многим «Беловежской пущи» с вывоза в Россию семей военнослужащих. Самолеты забивались людьми и имуществом «под завязку» – оставался только узенький проход. Эвакуировали 215 семей, 459 человек.
Вывод полка проходил в апреле-мае 1992 г. Аэродром Гянджа в период перебазирования полка находился в кольце оцепления частей 104-й воздушно- десантной дивизии. Открытых попыток помешать выводу не предпринималось, но саботаж имел место быть: у самолетов «вдруг» спускали пневматики колес шасси, ломались блоки радиооборудования. Личный состав азербайджанской национальности к новому месту службы не стремился… Всего в ходе перебазирования из Гянджи в Таганрог было выполнено 230 рейсов, перевезено 2800 т грузов.
В силу ряда причин получилось так, что 708-й полк де-факто прибыл в «чистое поле», а не на обустроенную базу. Хороший аэродром с развитой инфраструктурой, но – учебный. Поначалу Илы стояли прямо на грунте, личный состав с семьями жил в палатках, а то и прямо в самолетах.
Хозяйственно-бытовые проблемы осложнялись серьезными потерями в людях. Азербайджанцы остались в Азербайджане, уехала в поисках лучшей доли на Украину и в Белоруссию часть украинцев и белорусов, да и россияне частью искали счастья в других местах. Тем не менее первые полеты с нового места базирования экипажи полка выполнили уже через несколько дней после официального завершения перебазирования. Самолеты вытаскивали с грунта на бетонку тягачами.
В 1994 и 1999 годах полк выполнял перевозки войск и боевой техники в район вооруженного конфликта в Чечне, в 1 996 г. – в Таджикистан, Молдавию, Абхазию.
Директивой Генерального Штаба от 7 апреля 1995 г. 708-й отдельный военно-транспортный авиационный полк и 192-й гвардейский Керченский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк были переформированы в 708-й отдельный гвардейский Керченский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк с передачей Боевого Знамени, почетных " наименований и ордена 192-го ВТАП.
В 1998 г. полк вошел в состав 3-й военно-транспортной авиационной дивизии. 1 сентября 2001 г. 708-й ВТАП выведен из боевого состава 3-й ВТАД и передан в непосредственное подчинение командования 61-й ВА ВГК (ВТА).
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ