Форумы

Закон СССР от 16.05.1991 N 2159-1 "Об органах государственной безопасности в СССР"

Пт мая 08 2020, 04:03
16 мая 1991 года N 2159-1







СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК



ЗАКОН



ОБ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СССР



Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Назначение органов государственной безопасности



Органы государственной безопасности обеспечивают в пределах компетенции государственную безопасность Союза ССР и республик и в этих целях ведут борьбу с разведывательно - подрывной деятельностью специальных служб иностранных государств и иностранных организаций против Союза ССР и республик, осуществляют защиту конституционного строя Союза ССР и республик от противоправных посягательств, защиту суверенитета и территориальной целостности государства, его экономического, научно - технического и оборонного потенциала.



Статья 2. Основные направления деятельности органов государственной безопасности



Основными направлениями деятельности органов государственной безопасности являются:

1) разведывательная работа в целях обеспечения государственной безопасности Союза ССР и республик;

2) контрразведывательная работа по защите Союза ССР и республик от разведывательно - подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и иностранных организаций;

3) обеспечение высших органов государственной власти и управления Союза ССР и республик, других государственных органов информацией, необходимой для решения задач, связанных с государственной безопасностью, социально - экономическим, оборонным строительством и научно - техническим прогрессом, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью;

4) предупреждение, выявление и пресечение преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности; борьба с терроризмом и организованной преступностью, затрагивающими интересы государственной безопасности;

5) обеспечение сохранности государственных секретов СССР, организация, обеспечение безопасности специальных видов связи и шифровальной работы;

6) охрана государственной границы и экономической зоны СССР; участие в разработке и осуществлении мер по охране континентального шельфа СССР;

7) обеспечение готовности к функционированию в военное время пунктов управления страной и Вооруженными Силами СССР;

8) оказание методической и организационно - технической помощи министерствам, государственным комитетам, ведомствам, предприятиям, учреждениям и организациям в обеспечении государственной безопасности, а также в пределах компетенции координация их деятельности в указанной области и контроль за этой деятельностью.



Статья 3. Основные принципы деятельности органов государственной безопасности



Деятельность органов государственной безопасности строится на основе принципов законности, равенства всех перед законом, уважения личности, ее прав и свобод, гуманизма и интернационализма.



Статья 4. Гарантии соблюдения прав и свобод граждан



Органы государственной безопасности осуществляют свою деятельность при строгом соблюдении прав и свобод граждан. Использование гражданами прав и свобод может быть ограничено в интересах обеспечения государственной безопасности только в случаях, предусмотренных законами Союза ССР и республик.

Органы государственной безопасности обязаны по требованию гражданина давать разъяснения по поводу ограничения ими его прав и свобод. По требованию гражданина такое разъяснение дается в письменной форме.

Органы государственной безопасности обеспечивают защиту от разглашения сведений об оказании им гражданами помощи на негласной основе.

Действия органов государственной безопасности и их работников могут быть обжалованы в вышестоящие органы государственной безопасности и в суд в соответствии с Законом о порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

В случае нарушения работниками органов государственной безопасности при исполнении служебных обязанностей прав и свобод граждан соответствующий орган государственной безопасности обязан принять меры к восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности.



Статья 5. Гласность в деятельности органов государственной безопасности



Органы государственной безопасности информируют государственные органы, трудовые коллективы, общественные объединения и средства массовой информации по вопросам обеспечения государственной безопасности.

Не подлежит разглашению информация, составляющая в соответствии с законодательством государственную, служебную и коммерческую тайну. Не подлежит разглашению также информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам государственной безопасности в процессе их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.



Статья 6. Участие государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов и граждан в обеспечении государственной безопасности



Органы государственной безопасности выполняют возложенные на них обязанности во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами.

Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать органам государственной безопасности содействие в обеспечении государственной безопасности.

Граждане СССР содействуют обеспечению государственной безопасности.



Статья 7. Правовая основа деятельности органов государственной безопасности



Правовую основу деятельности органов государственной безопасности составляют Конституция СССР, конституции республик, настоящий Закон и другие законодательные акты Союза ССР и республик, акты Президента СССР, постановления и распоряжения Кабинета Министров СССР и правительств республик, а также издаваемые в соответствии с ними акты Комитета государственной безопасности СССР и органов государственной безопасности республик.



Раздел II. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В СССР



Статья 8. Система органов государственной безопасности в СССР



Комитет государственной безопасности СССР, органы государственной безопасности республик и подчиненные им органы составляют единую систему органов государственной безопасности страны.



Статья 9. Комитет государственной безопасности СССР



Комитет государственной безопасности СССР - союзно - республиканский центральный орган государственного управления СССР - в пределах компетенции осуществляет руководство в сфере государственной безопасности, непосредственно проводит работу по основным направлениям деятельности органов государственной безопасности и несет ответственность за обеспечение государственной безопасности СССР.

Комитет государственной безопасности СССР направляет, координирует и контролирует деятельность органов государственной безопасности республик в решении вопросов, отнесенных к ведению Комитета государственной безопасности СССР и к их совместному ведению; издает приказы, инструкции и дает указания по этим вопросам, обязательные для исполнения в системе органов государственной безопасности.

Комитету государственной безопасности СССР непосредственно подчинены: пограничные войска, войска правительственной связи, инженерно - строительные и специальные части войск (войска Комитета государственной безопасности СССР), которые создаются и используются в соответствии с законодательством Союза ССР и настоящим Законом; органы государственной безопасности, создаваемые им для контрразведывательного обеспечения Вооруженных Сил СССР, внутренних войск Министерства внутренних дел СССР и иных предусмотренных законодательством Союза ССР воинских формирований (органы военной контрразведки).

Комитет государственной безопасности СССР возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом СССР с учетом мнения Совета Федерации и по согласованию с Верховным Советом СССР. Первые заместители и заместители Председателя Комитета государственной безопасности СССР назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров СССР по представлению Председателя Комитета государственной безопасности СССР.

Председатель Комитета государственной безопасности СССР несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет государственной безопасности СССР обязанностей.

В Комитете государственной безопасности СССР создается коллегия. В состав коллегии входят по должности руководители органов государственной безопасности республик.



Статья 10. Органы государственной безопасности республик



Органы государственной безопасности республик - союзно - республиканские органы государственного управления - осуществляют руководство в сфере государственной безопасности на территории соответствующей республики, непосредственно проводят работу по основным направлениям деятельности органов государственной безопасности и в пределах компетенции несут ответственность за обеспечение государственной безопасности республики и Союза ССР.

Органы государственной безопасности республик в пределах своей компетенции направляют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им краевых, областных, окружных, городских и районных органов государственной безопасности.

Органы государственной безопасности республик возглавляют должностные лица, назначаемые на должность и освобождаемые от должности высшими органами государственной власти и управления соответствующих республик по согласованию с Комитетом государственной безопасности СССР. Заместители руководителей органов государственной безопасности республик назначаются на должность и освобождаются от должности правительствами соответствующих республик по согласованию с Комитетом государственной безопасности СССР.



Статья 11. Кадры органов государственной безопасности



Кадры органов государственной безопасности составляют военнослужащие, рабочие и служащие (работники органов государственной безопасности).

Численность военнослужащих органов государственной безопасности определяется Президентом СССР.

Лица, проходящие военную службу в органах государственной безопасности, являются военнослужащими Комитета государственной безопасности СССР.

На службу в органы государственной безопасности принимаются граждане СССР на добровольной основе, способные по своим личным, моральным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на органы государственной безопасности обязанности.

На действительную военную службу в войска Комитета государственной безопасности СССР призываются граждане СССР в соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности.

Военнослужащие органов государственной безопасности проходят военную службу в соответствии с Положением о прохождении воинской службы соответствующими категориями военнослужащих Вооруженных Сил СССР, воинскими уставами и другими актами законодательства Союза ССР. Они пользуются правами и льготами, предусмотренными для военнослужащих Вооруженных Сил СССР, если иное не предусмотрено законодательством.

Для решения вопросов обеспечения государственной безопасности в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на государственных предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в других организациях и органах общественных объединений с их согласия к ним могут быть прикомандированы в порядке, определяемом Кабинетом Министров СССР, военнослужащие органов государственной безопасности с оставлением их на действительной военной службе для замещения должностей в штатах указанных органов и организаций.

Военнослужащие органов государственной безопасности и войск Комитета государственной безопасности СССР, уволенные в запас с действительной военной службы в этих органах и войсках, зачисляются в соответствии с законодательством Союза ССР в запас Комитета государственной безопасности СССР или запас Вооруженных Сил ССР.

Трудовая деятельность рабочих и служащих органов государственной безопасности регулируется законодательством Союза ССР и республик о труде.

Работники органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствуются требованиями законов и не связаны решениями политических партий и массовых общественных движений, преследующих политические цели.



Статья 12. Финансирование и материально - техническое обеспечение органов государственной безопасности



Финансирование органов государственной безопасности в СССР осуществляется за счет средств союзного бюджета.

Материально - техническое обеспечение Комитета государственной безопасности СССР, включая подчиненные ему органы военной контрразведки и войска, осуществляется за счет централизованных ресурсов.

Материально - техническое обеспечение органов государственной безопасности республик осуществляется в порядке, определяемом Союзом ССР и республиками.

Имущество органов государственной безопасности (в том числе здания, сооружения, предприятия, оборудование), созданное и приобретенное за счет бюджетных или иных средств Союза ССР, относится к общесоюзной собственности.

Споры, связанные с защитой права собственности, и хозяйственные споры, возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров на создание, поставку продукции для государственных нужд и строительство специальных объектов, когда одной из сторон является управление центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР, разрешаются Высшим арбитражным судом СССР.



Раздел III. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ



Статья 13. Обязанности органов государственной безопасности и их разграничение между Комитетом государственной безопасности СССР и органами государственной безопасности республик



I. Комитет государственной безопасности СССР:

1) обеспечивает согласованность действий органов государственной безопасности в выполнении возложенных на них обязанностей, изучает результаты и вырабатывает установки по организации их работы на основных направлениях деятельности;

2) определяет основные начала и организует разведывательную деятельность органов государственной безопасности; непосредственно осуществляет разведывательную деятельность;

3) определяет основные начала и организует контрразведывательную деятельность органов государственной безопасности; непосредственно осуществляет контрразведывательную деятельность;

4) определяет общие начала деятельности органов государственной безопасности республик в области защиты государственных секретов СССР; оказывает в соответствии с законодательством Союза ССР предприятиям, учреждениям и организациям союзного подчинения содействие в сохранении коммерческой тайны;

5) определяет основные направления деятельности органов государственной безопасности по борьбе с терроризмом и организованной преступностью, затрагивающими интересы государственной безопасности, координирует деятельность органов государственной безопасности в этой области; непосредственно осуществляет борьбу с терроризмом и организованной преступностью;

6) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности в Вооруженных Силах СССР, в Министерстве внутренних дел СССР и подчиненных ему внутренних войсках, в иных предусмотренных законодательством Союза ССР воинских формированиях;

7) проводит дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности; осуществляет розыск лиц, совершивших или подозреваемых в совершении таких преступлений; ведет учет лиц, их совершивших;

8) организует и обеспечивает эксплуатацию и безопасность специальных видов связи (правительственной, шифрованной, засекреченной), шифровальной и дешифровальной работы;

9) организует и осуществляет руководство охраной государственной границы на суше, море, реках, озерах и других водоемах и экономической зоны СССР, содействует в охране континентального шельфа СССР в соответствии с законодательством Союза ССР;

10) осуществляет в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления Союза ССР охрану высших должностных лиц Союза ССР, зарубежных государственных и общественных деятелей во время их пребывания в СССР, а также совместно с органами внутренних дел - дипломатических представительств, консульских и других учреждений иностранных государств, аккредитованных при органах государственной власти и управления Союза ССР;

11) осуществляет меры по обеспечению безопасности дипломатических представительств, консульских и других учреждений Союза ССР в зарубежных странах и пребывающих за границей граждан СССР;

12) обеспечивает подготовку специалистов в области разведки, контрразведки, пограничной службы и других видов оперативно - служебной деятельности органов государственной безопасности;

13) участвует в разработке мер по проведению единой научно - технической политики в сфере обеспечения государственной безопасности, создает и изготовляет специальную технику в интересах органов государственной безопасности;

14) использует подчиненные войска в решении задач по обеспечению государственной безопасности на основании и в порядке, определяемых законодательством Союза ССР. В этих случаях военнослужащие войск пользуются правами военнослужащих органов государственной безопасности, предоставленными им пунктами 6 - 9 статьи 14 и статьей 15 настоящего Закона;

15) устанавливает контакты и взаимодействие со специальными службами иностранных государств в интересах обеспечения государственной безопасности Союза ССР и республик;

16) издает в пределах, определяемых настоящим Законом и другими актами законодательства Союза ССР, обязательные для исполнения министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и органами общественных объединений акты по вопросам обеспечения государственной безопасности и контролирует их исполнение;

17) представляет по запросам государственных органов и органов общественных объединений информацию об осведомленности лиц в сведениях, составляющих государственную тайну, в связи с их выездом за границу и ходатайством о выходе из гражданства СССР;

18) разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению готовности к функционированию в военное время пунктов управления страной и Вооруженными Силами СССР, организует и обеспечивает мобилизационную подготовку органов государственной безопасности.

II. Комитет государственной безопасности СССР и органы государственной безопасности республик по вопросам их совместного ведения:

1) обеспечивают защиту конституционного строя Союза ССР и республик от противоправных посягательств;

2) информируют регулярно органы государственной власти и управления Союза ССР и республик по вопросам, затрагивающим интересы государственной безопасности; осуществляют информационно - аналитическую работу в целях обеспечения высших органов государственной власти и управления Союза ССР и республик, других государственных органов информацией, необходимой им для решения задач, связанных с государственной безопасностью, социально - экономическим, оборонным строительством и научно - техническим прогрессом, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью; проводят исследования и прогнозирование общественных процессов и проблем, затрагивающих интересы государственной безопасности;

3) участвуют в разработке и осуществлении мер по защите государственных секретов СССР на объектах союзного подчинения;

4) осуществляют эксплуатацию и обеспечивают безопасность специальных видов связи (правительственной, шифрованной, засекреченной);

5) участвуют совместно с другими государственными органами в обеспечении установленного законодательством Союза ССР порядка въезда в СССР, выезда из СССР и пребывания на территории СССР иностранных граждан и лиц без гражданства;

6) разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению государственной безопасности на объектах оборонной промышленности, атомной энергетики, транспорта, связи, других объектах союзного подчинения, в органах внутренних дел;

7) участвуют во взаимодействии с другими государственными органами в разработке и осуществлении мер по обеспечению безопасности специальных и массовых воинских перевозок и линий специальной связи;

8) осуществляют меры по обеспечению государственной безопасности при проведении общесоюзных массовых государственных и общественно - политических мероприятий;

9) участвуют по решению высших органов государственной власти и управления Союза ССР и республик совместно с органами внутренних дел в защите граждан, охране объектов жизнеобеспечения населения, важных народнохозяйственных и военных объектов, в охране и обеспечении безопасности зданий органов государственной власти и управления, других административных зданий, восстановлении законности и правопорядка, пресечении массовых беспорядков, межнациональных конфликтов;

10) участвуют в мероприятиях по нормализации обстановки в условиях чрезвычайного положения в пределах, определенных законодательством Союза ССР и республик;

11) участвуют в осуществлении мер по предупреждению крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных происшествий на объектах атомной энергетики, нефтегазопродуктопроводах, транспорте, объектах оборонных отраслей промышленности и других важных народнохозяйственных объектах, в ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

12) участвуют в разработке общегосударственных мер по обеспечению безопасности страны, в решении вопросов, касающихся охраны государственных секретов СССР, въезда в СССР и выезда из СССР, пограничного режима, таможенных правил, порядка приобретения и хранения оружия и боеприпасов;

13) разрабатывают и осуществляют планы развития материально - технической базы органов государственной безопасности;

14) разрабатывают и осуществляют меры по работе с кадрами органов государственной безопасности; осуществляют меры по обеспечению собственной безопасности.

III. Органы государственной безопасности республик:

1) осуществляют разведывательную и контрразведывательную деятельность в интересах республик и Союза ССР; ведут борьбу с терроризмом и организованной преступностью, затрагивающими интересы государственной безопасности;

2) проводят дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности; осуществляют розыск лиц, совершивших или подозреваемых в совершении таких преступлений; ведут учет лиц, их совершивших;

3) обеспечивают государственную безопасность на народнохозяйственных и других объектах республик;

4) осуществляют меры по обеспечению государственной безопасности при проведении республиканских массовых государственных и общественно - политических мероприятий;

5) участвуют в разработке и осуществлении мер по защите государственных секретов на народнохозяйственных и других объектах республик; оказывают в соответствии с законодательством Союза ССР и республик содействие предприятиям, учреждениям и организациям соответствующей республики в сохранении коммерческой тайны;

6) осуществляют в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления республик охрану их высших государственных должностных лиц, зарубежных государственных и общественных деятелей во время их пребывания в республиках, а также совместно с органами внутренних дел - консульских и других учреждений иностранных государств, аккредитованных при органах государственной власти и управления республик;

7) оказывают содействие пограничным войскам Комитета государственной безопасности СССР в охране государственной границы и экономической зоны СССР;

8) представляют по запросам государственных органов и органов общественных объединений информацию об осведомленности лиц в сведениях, составляющих государственную тайну, в связи с их выездом за границу и ходатайством о выходе из гражданства СССР;

9) участвуют в обеспечении мобилизационных мероприятий органов государственной безопасности на военное время.

Высшими органами государственной власти и управления республик на органы государственной безопасности соответствующих республик могут возлагаться иные обязанности по обеспечению государственной безопасности, не противоречащие настоящему Закону.



Статья 14. Права органов государственной безопасности



Органы государственной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей:

1) осуществляют в установленном порядке гласные и негласные оперативно - розыскные мероприятия, в том числе с использованием технических средств, в целях предупреждения, обнаружения, пресечения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности; используют полученные данные в случаях и порядке, предусмотренных законом;

2) используют помощь граждан с их согласия на гласной и негласной основе для выполнения возложенных на органы государственной безопасности обязанностей, в том числе привлекают граждан на добровольных началах в качестве внештатных сотрудников органов государственной безопасности;

3) проводят с последующим уведомлением прокурора исключительно в целях пресечения разведывательно - подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и иностранных организаций против Союза ССР и республик, противоправных посягательств на конституционный строй Союза ССР и республик контроль почтовых отправлений и прослушивание переговоров отдельных лиц, ведущихся с использованием телефонов и других переговорных устройств, а также снимают информацию с технических каналов связи, используемых этими лицами, при наличии достаточных данных, указывающих на совершение или приготовление преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности, в случае, когда есть основания полагать, что в результате этих мер будут получены сведения, могущие стать доказательствами по уголовному делу;

4) осуществляют во взаимодействии с органами внутренних дел оперативно - розыскные меры для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;

5) привлекают по согласованию с органами внутренних дел силы и средства этих органов для проведения мероприятий по обеспечению государственной безопасности;

6) проверяют у граждан при обоснованном подозрении в совершении преступлений либо при совершении преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности, документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения правил, контроль за выполнением которых возложен на органы государственной безопасности СССР;

7) пользуются беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям, а в неотложных случаях - гражданам;

8) используют в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям или гражданам (кроме транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия или стихийного бедствия. По требованию владельцев транспортных средств органы государственной безопасности возмещают в установленном законом порядке причиненный им в результате этого ущерб;

9) при непосредственном пресечении преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности, преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, и при чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих государственной безопасности, входят беспрепятственно в любое время суток в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций и осматривают их с последующим сообщением прокурору в суточный срок о произведенных действиях;

10) осуществляют по решению высших органов государственной власти Союза ССР мероприятия по обнаружению преступлений в сфере экономики; пользуются в этих случаях правами, предоставленными работникам милиции пунктом 19 статьи 12 Закона СССР "О советской милиции";

11) осуществляют профилактику преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности. В случаях, предусмотренных законодательством, официально предостерегают граждан о недопустимости совершения противоправных действий, с последующим уведомлением об этом прокурора;

12) имеют следственные изоляторы и другие помещения для содержания в установленном законом порядке лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, и лиц, задержанных органами государственной безопасности по подозрению в совершении преступлений, а в отдельных случаях с санкции прокурора - лиц, задержанных и арестованных органами внутренних дел, прокурорами и судами, а также осужденных в случаях, предусмотренных законом;

13) осуществляют в пределах компетенции организацию и контроль за обеспечением сохранности государственных секретов СССР, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы, решением других вопросов государственной безопасности в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, органах общественных объединений, Вооруженных Силах СССР, внутренних войсках Министерства внутренних дел СССР и иных предусмотренных законодательством Союза ССР воинских формированиях; вносят представления об устранении выявленных недостатков, затрагивающих интересы государственной безопасности, требуют принятия соответствующих мер и информирования органов государственной безопасности об исполнении;

14) запрещают использование на территории СССР передающих радиоэлектронных средств, работающих с нерегистрированными данными или с нарушением установленных правил, а также работу с информацией, составляющей государственную тайну, выполняемую с нарушением установленных требований;

15) запрашивают в установленном порядке и получают от министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и органов общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей по обеспечению государственной безопасности;

16) осуществляют государственное хранение оперативных, следственных и других материалов, относящихся к деятельности органов государственной безопасности, и определяют в соответствии с законодательством Союза ССР и республик порядок их учета, хранения и использования; создают информационные системы.



Статья 15. Право военнослужащих органов государственной безопасности на применение и использование оружия и специальных средств



I. Военнослужащие органов государственной безопасности имеют право на ношение, хранение, применение и использование оружия и специальных средств.

II. Военнослужащие органов государственной безопасности в качестве крайней меры имеют право применять оружие в следующих случаях:

1) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, а равно освобождения заложников;

2) для отражения нападения на лиц, охрана которых поручена военнослужащим органов государственной безопасности, когда жизнь или здоровье охраняемых подвергается опасности;

3) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, охраняемые органами государственной безопасности;

4) для отражения группового или вооруженного нападения на военнослужащих органов государственной безопасности, других лиц, привлеченных этими органами к мероприятиям по обеспечению государственной безопасности, а также иного нападения, когда их жизнь или здоровье подвергается опасности;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление либо застигнутого при совершении тяжкого преступления, или преступника, совершающего побег из-под стражи, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить.

Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, побеге из-под стражи с оружием либо с использованием транспортных средств, побеге лиц, находящихся под стражей, из транспортных средств во время их движения, а также для освобождения заложников.

Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения или оказания вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения.

Военнослужащие органов государственной безопасности имеют право использовать оружие в следующих случаях:

1) для подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

2) для остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель ставит под реальную угрозу жизнь или здоровье граждан и не подчиняется требованиям военнослужащих органов государственной безопасности остановиться;

3) для обезвреживания животного, угрожающего здоровью или жизни людей.

Во всех случаях применения и использования оружия военнослужащий органов государственной безопасности обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим, а также уведомления их родственников или законных представителей.

О каждом случае применения оружия составляется рапорт и немедленно сообщается прокурору.

III. Военнослужащие органов государственной безопасности имеют право применять наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, для принудительной остановки транспорта, водометы, другие специальные средства, боевые приемы борьбы, а также использовать бронемашины, иные транспортные средства и служебных собак в следующих случаях:

1) для отражения нападения на военнослужащих органов государственной безопасности, иных лиц, привлеченных этими органами к мероприятиям по обеспечению государственной безопасности;

2) для отражения нападения на лиц, охрана которых им поручена;

3) для пресечения массовых беспорядков;

4) для отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, охраняемые органами государственной безопасности, а равно освобождения названных объектов в случае их захвата;

5) для задержания правонарушителей, оказывающих неповиновение, сопротивление или умышленно препятствующих военнослужащим органов государственной безопасности, выполняющим свои служебные обязанности по обеспечению государственной безопасности;

6) для освобождения заложников.

Применению специальных средств, за исключением случаев отражения внезапного нападения и освобождения заложников, должны предшествовать предупреждение о намерении применять такие средства и, если позволяют обстоятельства, предоставление достаточного времени для прекращения правонарушения. Вид специального средства и интенсивность его применения определяются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. При применении специальных сре
Пт мая 08 2020, 04:04
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 1991 г. N 2160-1



О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА СССР

"ОБ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СССР"



Верховный Совет СССР постановляет:

1. Ввести в действие Закон СССР "Об органах государственной безопасности в СССР" с момента его опубликования.

2. Впредь до приведения законодательства Союза ССР и республик в соответствие с Законом СССР "Об органах государственной безопасности в СССР" акты законодательства, касающиеся деятельности органов государственной безопасности, применяются, поскольку они не противоречат названному Закону. Изданные до введения в действие данного Закона решения Правительства СССР по вопросам, которые согласно Закону могут регулироваться только законодательными актами, действуют впредь до принятия соответствующих законодательных актов.

3. Кабинету Министров СССР разработать и в установленном порядке представить на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета СССР:

предложения о приведении действующих законодательных актов Союза ССР в соответствие с Законом СССР "Об органах государственной безопасности в СССР";

проекты законодательных актов СССР: о государственной, служебной и коммерческой тайне; о полномочиях органов государственной безопасности по применению мер административного воздействия; о правовой защите работников органов государственной безопасности.

4. Кабинету Министров СССР:

до 1 января 1992 года утвердить Положение о Комитете государственной безопасности СССР и принять другие необходимые нормативные акты по вопросам, отнесенным Законом СССР "Об органах государственной безопасности в СССР" к компетенции Кабинета Министров СССР;

в течение 1991 - 1992 годов привести в соответствие с названным Законом постановления и распоряжения Правительства СССР и обеспечить пересмотр Комитетом государственной безопасности СССР ведомственных нормативных актов, противоречащих указанному Закону.

5. Рекомендовать Верховным Советам республик привести республиканское законодательство в соответствие с Законом СССР "Об органах государственной безопасности в СССР".

6. Комитету государственной безопасности СССР в двухмесячный срок рассмотреть предложения народных депутатов СССР об улучшении деятельности органов государственной безопасности, разработать и принять с их учетом необходимые меры.

7. Комитету Верховного Совета СССР по делам обороны и безопасности обеспечить контроль за исполнением Закона СССР "Об органах государственной безопасности в СССР", настоящего Постановления, а также за разработкой подзаконных актов по перечню, представленному в Верховный Совет СССР Кабинетом Министров СССР.



Председатель

Верховного Совета СССР

А.ЛУКЬЯНОВ
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ