Форумы

Пленум ЦК КПСС (19–20 сентября 1989 г.)

Чт июл 09 2020, 01:07
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС
М. С. ГОРБАЧЕВА
20 сентября 1989 года


Позвольте мне кратко подвести итоги обсуждения вопросов, вынесенных на нынешний Пленум Центрального Комитета партии. Думаю, вы согласитесь, что этот Пленум и по характеру обсуждавшихся на нем вопросов, и по атмосфере, которая здесь царила в эти два дня, заслуживает того, чтобы его оценить как важную веху на пути реализации политики перестройки, воплощения этого политического курса в жизнь. Уверен, что в силу названных причин ему суждено сыграть важную роль в нашей истории, в деле укрепления партии.
Прежде всего, хочу с удовлетворением отметить, что Пленум ЦК в целом одобрил новую политику КПСС в национальном вопросе. Это — крупное событие. Мы шли к нему долго, непросто, но теперь у нас есть четкая программа действий в этой сложной сфере общественного развития. Здесь мы выходим на самое, так сказать, острие большой политики, затрагивающей весь народ и все нации страны.
Программа, которая — об этом можно сказать с уверенностью — нашла широкую поддержку партии и народа, может служить хорошей основой для обновления национальной политики, обновления федерации в интересах всех наших народов.
Мне думается, важно, что эта программа не только не отбрасывает, но, наоборот, естественно, органично вбирает все, что создано за десятилетия народами в рамках Советского Союза на пути социалистических преобразований. Важно и то, что это — новаторская программа. Она учитывает реальности и отвечает нынешним потребностям. В этом ее научность и жизненность, поэтому она и встретила широкую поддержку, и, я уверен, даст при ее осуществлении плоды, на которые мы рассчитываем.
Теперь, когда у нас есть программа, впереди у партии большая работа. Мы не можем рассчитывать на успех перестройки в нашей многонациональной стране, если не будем основательно и повседневно заниматься вопросами межнациональных отношений, развития и совершенствования федерации. Точно так же как все проблемы федерации могут быть успешно решены только на путях перестройки, демократизации, гласности, обновления нашего социалистического общества. Тут самая органичная, живая связь, и мы это должны учитывать в своей практической работе.
Мы видим, что промедление в решении этих вопросов уже начало негативно сказываться на практических делах по реализации политики перестройки. Видим всю сложность ситуации в стране, необходимость принятия решительных мер, чтобы обеспечить нормализацию обстановки там, где существует напряженность в межнациональных отношениях, нарушен нормальный трудовой ритм.
Действовать решительно — с этим все согласны. Но, мне кажется, и позвольте на этом немного задержаться, не все мы одинаково понимаем, что такое решительность. Иногда в это слово вкладывается старый подход: «решительно действовать» — это с чем-то с ходу рассчитаться. Однако сегодня, в условиях перестройки, решительность предполагает прежде всего последовательное проведение в жизнь всего, что мы задумали. Это требует от всех нас огромных усилий, ума, если хотите, мужества. Ведь мы сейчас на самом ответственном этапе перестройки, когда затрагиваются интересы всего общества, люди опасаются ухудшения обстановки, и для таких суждений, скажем прямо, есть реальные основания. Но нельзя добиться коренных революционных изменений, если мы не будем действовать последовательно, демократическими методами, шаг за шагом идти вперед, не сбиваясь ни в ту, ни в другую сторону, не замедляя хода, не останавливаясь. Вот что главное для каждого, кто считает себя приверженцем перестройки, обновления социалистического общества.
Из этого вытекает то, о чем уже говорилось в докладе: сегодня все вопросы надо решать в обстановке демократии, вступать в контакты: с людьми и объединять их вокруг целей партии в интересах решения практических задач. Нельзя встать на иной путь в подходе к межнациональным вопросам. Политические методы, организаторская работа, новый стиль — с опорой на участие и вклад людей — вот, товарищи, что нам надо осваивать.
Наконец, я бы хотел здесь еще раз сказать — и это должны знать коммунисты, все трудящиеся, — что нам необходимо обновлять партию, с тем чтобы она укрепляла авторитет, который завоевала провозглашением политики перестройки, теперь уже конструктивной работой по объединению общества, решению практических задач.
Лозунг «разрушить до основания» нам не подходит. Иначе должны решаться сегодняшние задачи революционного обновления общества. И точно так же не годится, чтобы, двигаясь вперед, мы все время оглядывались, боялись осложнений и трудностей на пути, на который встали, чуть ли не считали себя заблудившимися.
Мы должны консолидировать Центральный Комитет, партию, все общество на задачах перестройки, обновления общества, решительно идти вперед, не уступая ни тем, кто хотел бы оставить нас в прошлом, тянет на путь «откатных движений», ни тем, кто предлагает вместо политики и серьезных дел авантюристические концепции.
Нынешний Пленум показывает понимание Центральным Комитетом своей роли на этапе крутых перемен в обществе. Это я хочу отметить как важное завоевание, потому что от позиции ЦК, от того, что в нем происходит, во многом зависит, как будут дела идти в партии, во всем обществе.
Здесь состоялся откровенный прямой разговор. Можно с чем-то соглашаться, с чем-то нет. Постановка некоторых проблем развития регионов вроде бы отдавала иждивенчеством. Но я бы все принял к рассмотрению, все, что было сказано. Открытый обмен мнениями об упущениях на политическом уровне, в деятельности правительственных, хозяйственных органов, на уровне республик и регионов позволяет лучше видеть, от чего надо избавляться. Это дает возможность оценить реальную картину, и, думаю, как раз в этой обстановке мы смогли выйти на принятие платформы партии по национальному вопросу, которая — можно сказать без натяжек — представляет новое слово в вопросах национальной политики и оплодотворяет политику перестройки на таком жизненно важном участке, каким являются межнациональные отношения. Стоит подчеркнуть, что мы пришли к согласию по ключевым вопросам национальной политики. У нас есть понимание, что все вопросы, накопившиеся в межнациональных отношениях, могут быть решены в рамках дальнейшего развития нашей федерации, на основе использования всего, что создано, наполнения реальным содержанием суверенитета республики, расширения прав автономных образований, развития возможностей и прав всех регионов страны.

Мы обогатили понятие самоопределения. Кое-кто в неблаговидных целях пытается эксплуатировать эту тему, не дает возможности людям разобраться в существе вопроса, сбивает их на неверный путь. То, что мы перед страной и миром открыто и честно заявили о своей позиции, — это, по-моему, большое завоевание Пленума. В интересах всех народов страны мы высказались за укрепление суверенитета республик и расширение прав всех национальных образований, за наполнение реальным содержанием советского федерализма. Одновременно все единодушно высказались за единство КПСС — в полном соответствии с идеями Ленина, который был за федерацию народов, за союз государств, но категорически отвергал федерализм в строительстве и функционировании партии.
Мне думается, этот Пленум и предшествующая дискуссия позволили лучше понять существующую здесь диалектическую связь. Расширяя политические и экономические права, самостоятельность республик, регионов, автономных образований, вызывая процессы децентрализации, чтобы включить энергию людей, усилия всех народов в ускорение социально-экономического развития страны, мы вместе с тем исходим из того, что партия должна в еще большей мере выполнять консолидирующую роль, объединяя все народы вокруг целей перестройки.
При всех оттенках мнений в том, что касается положения компартий республик, партийных организаций в Российской Федерации, здесь дан ясный ответ на возникавшие вопросы. Исходя из принятых решений, нам и надо действовать, остальное додумаем на этапе подготовки к XXVIII съезду партии.
Пленум четко и ясно подтвердил нашу позицию в коренном вопросе: мы выступаем за равноправие наций и народов, людей всех национальностей, где бы они ни жили и ни трудились. И в этом плане важно принятое решение относительно роли русского языка. Мы уловили и выразили настроения, господствующие в обществе, и это решение будет иметь, я бы сказал, стабилизирующее значение.
Думаю, товарищи, мы также правильно поступили, честно сказав людям, что сейчас, когда мы становимся на путь глубоких преобразований федерации, важно делать это, не втягиваясь ни в какие перекройки границ, не меняя формы национальных образований. Сегодня важно наполнить реальным содержанием их права, а вслед за этим, впереди, будет, очевидно, еще немало дискуссий. Как я говорил на заседании редакционной комиссии: давайте поживем, мы ведь еще не жили в настоящей, со всеми ее достоинствами федерации. И тогда, думаю, все обеспокоенности или подавляющее их большинство — жизнь всегда будет подбрасывать проблемы — отпадут. Если бы мы сейчас втянулись в это дело, — а кое-кто толкает на этот путь, — прямо скажу, мы бы платформу похоронили в самом начале и привели общество в такое состояние, что было бы уже не до перестройки, вопрос встал бы о том, как вообще жить. И то, что Пленум занял в этом отношении однозначную, твердую, ясную позицию, делает ему честь.
Теперь мы вступаем в новый этап, когда политические установки будут рассматриваться на уровне законодательных органов. Задачу партийных организаций, кадров, наших коммунистов я вижу в том, чтобы твердо стоять на позициях платформы КПСС, проводить ее в жизнь, действуя методами, которые присущи нашей партии, — политическими, идеологическими, организаторскими, правильной кадровой политикой.
Скажу о решении Пленума приблизить созыв очередного съезда КПСС. Оно продиктовано заботой побыстрее решить назревшие вопросы развития самой партии, ее обновления и вместе с тем подвести итоги перестройки, выработать программу действий на ближайшую перспективу. Здесь товарищи говорили, и, думаю, правильно, что для нас уже с завтрашнего дня начинается предсъездовский этап. Он включает и крупные решения, которые должны быть приняты на сессии Верховного Совета, на втором Съезде народных депутатов. Включает подготовку и проведение выборов в республиканские и местные органы власти. И, конечно, подготовку всей партии не только в плане разработки документов, но и мобилизации всех ее сил, ее потенциала в интересах успешного выполнения роли политического авангарда.
Политбюро считает возможным поддержать многочисленные предложения партийных комитетов пересмотреть ранее принятые решения относительно отчетов и выборов в связи с тем, что КПСС вступает в предсъездовский период, наполненный крупными делами, и не проводить в текущем году отчетов партийных комитетов и бюро там, где это не предусмотрено Уставом партии. Это правильно, потому что теперь все должно быть подчинено подготовке к съезду. Это даст возможность сосредоточиться на практической работе по решению хозяйственно-политических задач, проведению крупных политических кампаний.
Мы должны исходить из того, что вся подготовка съезда должна хорошо поработать на партию, на перестройку, на консолидацию общества, объединение всех перестроечных сил, всего народа. Я ото говорю уверенно, потому что люди связывают с перестройкой реализацию своих жизненных планов. За исключением некоторых, вынашивающих какие-то свои амбициозные замыслы, советские люди заинтересованы в том, чтобы перестройка состоялась, ждут от нас более конструктивной работы, которая принесла бы плоды уже в ближайшее время.
Вот мы и должны так действовать, сочетая разработку перспективных вопросов, которые призваны вооружить общество на этом ответственном этапе перестройки, с безотлагательным решением многих назревших проблем, которые затрагивают повседневную жизнь людей. Это нам, товарищи, надо обеспечить обязательно.
Хочу надеяться, что Пленум даст новый импульс деятельности партийных органов, всех коммунистов в эту ответственную пору, когда мы идем навстречу очередному партийному съезду. (Аплодисменты.
Чт июл 09 2020, 01:08
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ПАРТИИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС
20 сентября 1989 года


Обсудив доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и рассмотрев проект платформы КПСС «О национальной политике партии в современных условиях» с учетом итогов его обсуждения в партии и народе, Пленум постановляет:

1. Принять платформу КПСС «О национальной политике партии в современных условиях» и считать последовательное ее претворение в жизнь задачей всех партийных организаций, каждого коммуниста.

Пленум считает, что идеи и положения платформы, встретившие широкое одобрение в обществе, отвечают насущным потребностям перестройки и могут стать политической основой для обновления советской федерации, развития всех национально-государственных образований и решения других национальных проблем в интересах всех народов Союза Советских Социалистических Республик.

2. Пленум поручает Политбюро ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии разработать конкретные планы деятельности партийных организаций по реализации идей, изложенных в платформе КПСС «О национальной политике партии в современных условиях».
Чт июл 09 2020, 01:11
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(платформа КПСС)

Принята Пленумом ЦК КПСС
20 сентября 1989 года


Национальный вопрос в Советском Союзе приобрел в последнее время исключительную остроту. Партия осознает, что решение возникших в связи с этим проблем имеет огромное значение для судеб перестройки и будущего нашей страны. Такое решение может и должно быть найдено только в русле революционного обновления советского общества. Ключевое значение будут иметь в этом плане преобразования, осуществляемые на нынешнем этапе реформы экономической и политической системы социализма в СССР. Принципиальные подходы к решению этой задачи содержатся в резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О межнациональных отношениях».
С проведением I Съезда народных депутатов СССР и последующим формированием новых союзных, республиканских и местных органов власти складывается политический механизм, в рамках которого реально решение назревших вопросов развития всех народов нашей страны и межнациональных отношений. Этими вопросами призваны специально заниматься Совет Национальностей Верховного Совета СССР и его комиссии. КПСС считает необходимым определить как одну из важнейших составных частей общей концепции перестройки современную политику партии в национальном вопросе, которая с учетом отечественного и мирового опыта обеспечивала бы условия для свободного развития всех народов нашей страны, укрепления их дружбы и сотрудничества на принципах органичного сочетания равноправия народов и равноправия людей независимо от национальности.
Предлагаемая платформа — результат анализа и сопоставления мнений партийных комитетов, советских органов, научных учреждений, широкой общественности и различных общественных движений, ученых, материалов прессы. Это результат учета новых идей, выдвинутых на Съезде народных депутатов СССР. Это и отражение мнений советских людей разных национальностей, содержащихся в письмах, поступивших в ЦК КПСС.

КАКОЕ НАСЛЕДСТВО НАМ ДОСТАЛОСЬ


Чтобы понять масштабы и значимость сделанного за годы Советской власти, надо помнить, с каких рубежей начиналось наше развитие. На огромных пространствах, и особенно в национальных районах, промышленного производства фактически не было, целые пласты национальной, а тем более мировой культуры оставались недосягаемыми для народных масс. Многие народы находились на феодальной и даже патриархально-родовой стадии общественного развития. Социальное неравенство усугублялось национальным угнетением.
После победы Октябрьской революции Советская власть приступила к осуществлению выработанной партией социалистической программы в национальном вопросе. Стержнем ее явились выдвинутые В. И. Лениным идеи национального самоопределения и интернационального сотрудничества трудящихся.
Формирование Союза ССР проходило в острой политической борьбе. Выявились разные подходы к будущему национально-государственному устройству страны. Заслуга В. И. Ленина в том, что тогда удалось отбросить крайности: предложение о конфедерации, то есть о таком устройстве, которое не позволяло объединить силы и возможности молодых советских республик ради достижения общих целей, и проект «автономизации», сводивший к минимуму самостоятельность национально-государственных образований, направленный фактически на формирование сугубо централизованного, унитарного государства.
Объединение республик было достигнуто на основе советской федерации, которая дала возможность народам, с одной стороны, осуществить право на самоопределение и создание собственной государственности, а с другой — использовать преимущества, вытекающие из объединения своих сил, совместного развития по социалистическому пути.
Многие нации возродили или впервые создали собственную государственность, различные формы национально-территориальной автономии. Образование союзного социалистического государства на основе Договора 1922 года и Конституции СССР 1924 года дало возможность провести совместными усилиями индустриализацию страны и социалистическое переустройство села при ориентации на ликвидацию отсталости окраин, выравнивание уровней экономического развития и материального обеспечения народов. Сложился целостный народнохозяйственный комплекс. Качественно изменялась социальная структура советских наций. В духовной области создавались возможности для сохранения и развития национальной самобытности. Одновременно шли интеграционные процессы, обусловленные как экономическими потребностями, так и единством целей и идеалов, которые вели к формированию новой социальной общности — советского народа.
Все это послужило основой для постепенного преодоления былой розни и недоверия, формирования дружбы народов. Ее сила и прочность в полной мере проявились в Отечественной войне, когда советские люди встали на защиту свободы и независимости своей многонациональной Родины, сообща одержали победу над фашизмом.
Несмотря на все противоречия последующего развития, неуклонно шел экономический, социальный и духовный прогресс народов. Во всех регионах страны сформировались крупные производительные силы. В республиках выросли свой рабочий класс, научно-техническая и художественная интеллигенция. На основе кооперации и механизации преобразился облик села. Резко возрос уровень образованности всех советских народов. В результате промышленного и сельскохозяйственного освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока, создания новых индустриальных, научных и культурных центров изменилась национальная карта страны. Сегодня нет территории, где бы совместно не проживали и не трудились люди разных национальностей. Иной стала демографическая ситуация, которая характеризуется быстрым ростом городского населения.
Эти глубинные перемены привели к новым реальностям, которые необходимо учитывать как с целью создания условий для дальнейшего развития каждой национальной общности, так и с целью гармонизации межнациональных отношений. Отсюда — объективная потребность радикального обновления национальной политики.
Вместе с тем проблемы национального развития и межнациональных отношений, с которыми страна сталкивается в настоящее время, имеют глубокие корни и в прошлом. Необходимо разобраться в этом и решительно выступить против всего, что не соответствует социалистическим идеалам и принципам.
Импульсы, которые пролетарская революция дала национальной политике, не затухали на протяжении всей нашей истории. Однако деформации общественного развития, начавшиеся вскоре после В. И. Ленина, пагубно отразились и на межнациональных отношениях.
Административно-командная система, нуждавшаяся в предельно централизованных единообразных структурах, чем дальше, тем больше игнорировала. потребности национального развития. Возобладал ведомственный, бюрократически-усредненный подход, который сказывался на всем — от размещения производительных сил до проблем языка, образования и культуры. Под предлогом защиты общегосударственных интересов ограничивалась самостоятельность республик, набирала силу тенденция к унитаризму. Постепенно размывалось заложенное в Конституции 1924 года разграничение компетенции Союза и республик, суверенитет которых стал во многом формальным.
Одной из серьезных причин обострения национальных проблем явились массовые репрессии, в особенности переселение целых народов из мест их традиционного жительства в другие республики и регионы. Такая участь постигла калмыков, карачаевцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, крымских татар, турок-месхетинцев, немцев, корейцев, греков, курдов. Необоснованно обвинялись в национализме и преследовались многие партийные и государственные работники республик, представители национальной интеллигенции. Трагические потери в период культа личности понесли все без исключения народы.
Хотя после XX съезда соответствующие решения были осуждены и отменены, не во всех случаях удалось устранить последствия допущенного беззакония. Наличие этих проблем сказывается до сих пор
Многие острые проблемы сегодняшнего дня порождены противоречиями экстенсивного индустриально-экономического развития, игнорированием его социальных и экологических последствий. Большой ущерб национальному самочувствию нанесен преобладанием отраслевого принципа управления и связанной с этим ведомственностью, в результате чего не всегда учитывались национальные условия и традиции, экологические последствия, интересы комплексного развития территорий. И сами республиканские, краевые и областные органы в течение длительного времени допускали несбалансированное развитие промышленного потенциала.
Нынешние проблемы в межнациональных отношениях в значительной степени связаны с недооценкой реальных общественных процессов. Свойственное всему миру объективное противоречие между развитием наций и их сближением, между стремлением к самостоятельности и потребностью в углублении интеграционных связей дало себя знать и в нашей многонациональной стране. Но оно должным образом не анализировалось и не учитывалось в политике.
Рост национального самосознания пробуждал интерес к истории своего народа, его культурным ценностям и традициям. Однако удовлетворению этих потребностей мешали теоретические установки на форсированное сближение наций, утверждение о якобы полной и окончательной решенности национального вопроса, что на деле вело к умалению национального многообразия, особенностей духовной жизни.
Происходившие в последние десятилетия демографические, экономические и социальные процессы существенно изменили в ряде регионов соотношение коренного и осевшего здесь в результате миграции населения, что вызвало опасения за сохранение национальной самобытности. К тому же быстрый механический прирост населения создавал дополнительные трудности социального характера, отрицательно сказывался на национальной структуре рабочего класса. В других регионах, с большим естественным приростом населения, возник дефицит рабочих мест. Все это также создавало межнациональную напряженность.
Ущерб в результате нарушений ленинских принципов национальной политики понесли все народы страны, в том числе русский народ. Сегодня и в России, которая была и остается консолидирующим началом всего нашего Союза, внесла решающий вклад в преодоление отсталости национальных окраин, также остро стоят многие социально-экономические и экологические проблемы, задачи спасения и возрождения исторических памятников, сохранения ценностей национальной культуры.
Равнодушие к национальному своеобразию, нерешенность многих социальных проблем болезненно отражались в национальном сознании, порождали чувства обиды, что нередко использовалось для нагнетания обстановки, создавало питательную среду для национального экстремизма. Все это придало национальным проблемам в ряде регионов страны взрывной характер, привнесло накопившиеся здесь противоречия в начавшийся процесс перестройки.
Сейчас советское общество, вступившее на путь радикальных реформ, критически переосмысливает свое прошлое. Задача состоит в том, чтобы, сохраняя все ценное, устранить несправедливости, влить новую энергию в экономическую, политическую, духовную жизнь каждого народа нашей страны, открыть простор свободному национальному развитию. И одновременно — в том, чтобы нарастить, приумножить интернациональное единство социалистического общества, упрочить многонациональное Советское государство. Гармонизация межнациональных отношений на новой основе - одна из главных целей национальной политики партии.
Как видятся в этой связи стратегические задачи и основные направления национальной политики?
Социализм, среди других ключевых его характеристик, предполагает равноправие народов, каждый из которых должен иметь реальную возможность сохранить свою самостоятельность и самобытность, язык, культуру, традиции. Сегодня важнейшая задача заключается в создании действенных государственных, общественных и экономических механизмов, обеспечивающих органичное сочетание национальных и интернациональных ценностей и интересов.
Эта задача неотделима от перестройки экономических, социальных и политических отношений, она может решаться только на путях демократизации советского общества и утверждения социалистического самоуправления народа. При этом на первый план выходят следующие направления национальной политики:
— совершенствование советской федерации, наполнение ее реальным политическим и экономическим содержанием;
— расширение прав и возможностей всех видов национальной автономии;
— обеспечение равных прав каждому народу, удовлетворение специфических интересов каждой национальности;
— создание условий для свободного развития национальных языков и культур;
— укрепление гарантий, исключающих ущемление прав граждан по национальному признаку;
- обновление всей идейно-политической, научно-исследовательской и воспитательной работы в сфере национальных отношений;
— утверждение в межнациональном общении взаимного уважения исторических традиций и национальной специфики, учет экономических и духовных интересов каждого народа.
Чт июл 09 2020, 01:15
КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
И СДЕЛАТЬ ПОЛНОКРОВНОЙ
СОВЕТСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ


С апреля 1985 года у нас осуществляется программа реформ в экономике, политике и других сферах общественной жизни. Весь ход развития страны подводит к выводу о необходимости радикальных преобразований в советской федерации.
Залогом прочности нашей федерации является полная добровольность объединения советских республик в одно союзное государство, в котором каждая республика сохраняет суверенитет и самостоятельность, участвует в выработке и принятии общих решений. Исключительно важной является позиция Съезда народных депутатов СССР, высказавшегося за восстановление ленинского принципа национального самоопределения в его подлинном значении, который должен быть обеспечен надлежащими демократическими правовыми гарантиями.
Бесплодны попытки утверждать, что самоопределение народов СССР якобы не состоялось, сводить его только к отделению, тем самым обедняя этот универсальный принцип решения национального вопроса. Весь советский и мировой опыт говорит о необходимости рассматривать самоопределение не только как единовременный акт, связанный с осуществлением права на отделение. Это — сложный, многоплановый процесс утверждения национального достоинства, укрепления политической и экономической самостоятельности, развития языка и культуры.
В современных условиях этот принцип находит свое оптимальное выражение в самоуправлении, которое обеспечивает сохранение национальной самобытности, право каждого народа пользоваться всеми благами суверенитета, самостоятельно решать вопросы своего развития. В то же время самоуправление предполагает добровольное объединение республик и национальных образований во имя решения общих для всех задач.
Последовательно отстаивая принцип национального самоопределения, КПСС видит первостепенную политическую задачу в том, чтобы через обновленную федерацию, наполняя ее новым политическим и экономическим содержанием, обеспечить удовлетворение многообразных потребностей всех советских наций, чтобы каждая из них получила широкие возможности для подъема своей экономики и культуры в опоре на созданный в нашей стране народнохозяйственный комплекс, научный и культурный потенциал. Чтобы эта политика вела к интернациональной сплоченности советских народов, укреплению Союза ССР.
В советской федерации заложен огромный потенциал, и важно использовать его в полную меру.
Условие стабильности и успешного развития нашей федерации — оптимальное соотношение между правами союзных республик и Союза ССР как целого. В связи с этим на первый план выдвигается несколько узловых вопросов, по которым должно быть найдено согласованное решение.
Первое. Главная идея, лежащая в основе советской федерации, выражается общепризнанной формулой: без сильного Союза нет сильных республик, без сильных республик нет сильного Союза.
В соответствии с этим следует четко определить компетенцию и взаимные обязательства Союза и республик.
За Союзом должны быть закреплены законодательные полномочия, необходимые для определения основ и развития политического и экономического строя, обеспечения обороны и безопасности страны, проведения внешней политики, координации и решения общих задач в области экономики, науки и культуры, обеспечения и охраны прав личности, эффективного использования интеграционных процессов и организации взаимопомощи. Союз также должен иметь полномочия, необходимые для обеспечения динамичного и устойчивого развития народнохозяйственного комплекса страны. Перечень полномочий Союза ССР должен иметь исчерпывающий характер. При этом целесообразно исходить из следующего:

— Союзным республикам принадлежат все права, отвечающие их статусу суверенных социалистических государств — членов федерации. Они властны решать все вопросы государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые добровольно переданы ими в ведение Союза.

— Союзная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР. Такое участие обеспечивается представительством каждой союзной республики в органах Союза ССР, а также установлением специальных процедур разработки и принятия общесоюзных решений.

— Союз ССР издает Основы законодательства и законы СССР, которые имеют одинаковую силу на всей территории СССР и конкретизируются в законодательстве республик.

— Если союзный закон выходит за пределы полномочий Союза, республика вправе ставить вопрос о его отмене; также подлежит отмене республиканский закон, выходящий за рамки компетенции республики либо противоречащий закону Союза ССР.

— Высшие представительные органы власти союзных республик могут опротестовать и приостановить действие постановлений и распоряжений союзного правительства на своей территории, если они нарушают конституционные права союзной республики.

— В рамках федеративного правового государства создаются механизмы и устанавливаются четкие процедуры разрешения разногласий, которые могут возникать между органами власти и управления Союза ССРи республик, а также между союзными республиками и другими государственно-национальными и национально-территориальными образованиями. Эту функцию мог бы выполнять прежде всего Комитет конституционного надзора СССР, а в необходимых случаях — Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов СССР.

— Важную роль в совершенствовании нашей федерации, расширении прав союзных и автономных республик играют их конституции, которые призваны отражать социально-экономические, культурные и иные особенности республик, их исторически сложившиеся традиции и не должны противоречить Конституции СССР.

Второе. Экономическое содержание самоопределения и суверенитета в современных условиях находит выражение в переходе республик на хозрасчет и самофинансирование. В соответствии с этим:

— Союзные республики принимают законы об использовании природных ресурсов на базе общесоюзных основ законодательства по этому вопросу, исходя из того, что земля, ее недра, лесные, водные и другие природные ресурсы являются собственностью союзной республики и Союза ССР.

— В целях четкого определения прав и ответственности в вопросах владения и распоряжения имуществом должна быть установлена принадлежность промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, торговых, коммунальных и других предприятий к конкретным видам общественной собственности: общесоюзной, республиканской (союзных и автономных республик), коммунальной, кооперативной, собственности общественных организаций, трудовых коллективов, акционерных обществ и других хозяйственных товариществ.

— Наряду с собственностью Союза и республик могут существовать предприятия, находящиеся в их совместной, союзно-республиканской собственности, а также смешанные формы собственности, в том числе с участием иностранного капитала. Право пользования, владения и распоряжения этим имуществом, вплоть до отчуждения, определяется на договорной основе. На такой же основе должны регулироваться вопросы пользования и распоряжения собственностью, принадлежащей двум или нескольким республикам.
— Выбор экономических методов и форм хозяйствования осуществляется республиками на своей территории самостоятельно, исходя из реального уровня обобществления производства и структуры производительных сил, с учетом принципов экономической эффективности и социальной справедливости, необходимости полной занятости населения.

— В рамках развития общесоюзного рынка условия экономического обмена между предприятиями и организациями, а также республиками должны определяться на договорной основе. Республики самостоятельно выбирают ту или иную форму хозрасчета. Целесообразно рассмотреть возможность установления нескольких таких форм, отвечающих специфическим особенностям союзных республик и различающихся по степени их экономической самостоятельности. Соответственно этим различиям должны строиться характер и формы отчислений в общесоюзный бюджет и взаимных расчетов.

— В стране должна действовать такая система экономических рычагов и стимулов, которая позволяла бы правительству СССР на основе эффективного использования средств государственного бюджета проводить совместно с союзными республиками целенаправленную линию на преодоление сложившегося в силу объективных причин отставания в экономическом развитии отдельных районов, а также создавать общесоюзный фонд для оказания помощи регионам, пострадавшим от стихийных бедствий или экологических катастроф, в развитии неосвоенных территорий.

— Укрепление экономической самостоятельности республик, рост их народнохозяйственного потенциала, повышение благосостояния неотделимы от процесса углубления специализации, экономической интеграции, полного использования выгод единого рынка, наращивания общего научно-технического потенциала.

— Важная задача союзных органов — содействовать тому, чтобы республики на двусторонней и многосторонней основе могли объединять силы и средства для осуществления совместных проектов, создавать межреспубликанские комиссии экономического, научно-технического и культурного сотрудничества.

Третье. С суверенитетом республики тесно связан вопрос о гражданстве. Согласно принципам социалистического федерализма следует признать, что каждая союзная республика имеет свое гражданство, которое распространяется на всех ее жителей. Гражданин союзной республики является одновременно гражданином СССР. Недопустимы какие бы то ни было привилегии для одних и ущемление прав других советских граждан по этническим, религиозным, языковым мотивам или по времени проживания, а также иным, нарушающим права человека.
Четвертое. Вступая в Союз ССР, республики передали в ведение центральных органов осуществление основных задач внешней политики страны. В то же время за ними сохраняется такая неотъемлемая черта суверенитета, как право поддерживать отношения с иностранными государствами и международными организациями.

Следует уже в ближайшее время реализовать конституционное положение, согласно которому Союзом ССР должен быть установлен общий порядок и осуществляться координация внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности союзных республик, включая направление ими своих делегаций и постоянных представителей в государства, с которыми они поддерживают экономические и культурные связи. Зарубежные связи республик не должны вступать в противоречия с общесоюзными интересами.

Пятое. Одна из главных целей объединения республик в Союз заключается в обеспечении безопасности страны, мирного труда советского народа. Республики вносят свой вклад в решение этих задач союзными органами. Вооруженные Силы СССР формируются на многонациональной основе; все граждане, независимо от национальной принадлежности, должны нести воинскую службу в соответствии с общесоюзными законами. За союзными органами по согласованию с республиканскими властями закрепляется право организации оборонных объектов на территории республик (аэродромы, учебные центры, полигоны и т. д.) и пользования ими.

Шестое. В связи с преобразованием советской федерации по-новому встают вопросы статуса и деятельности , общественных организаций, играющих важную роль в политической системе СССР.

В условиях идущего в стране процесса демократизации выбор форм связей между общественными организациями республик и Союза принадлежит самим этим организациям.
Важнейшее политическое значение имеет решение этого вопроса применительно к партии. КПСС возникла как организация единомышленников, объединение передовых представителей рабочего класса, трудящихся независимо от их национальной принадлежности. Именно своему интернациональному характеру партия обязана тем, что она смогла стать руководящей, консолидирующей силой развития общества по социалистическому пути.

КПСС решительно отвергает всякую национальную ограниченность, местничество, корпоративность, ведомственность. Она есть и будет интернациональной по составу, идейно и организационно единой, построенной на принципах демократического централизма, с общей Программой и Уставом. Принципиально неприемлемы идеи федерализма в построении КПСС. Коммунисты должны считать своей обязанностью не допускать какого-либо размежевания на национальной почве ни в партийных рядах, ни в трудовых коллективах и общественных организациях, бороться с проявлениями национализма и шовинизма, прежде всего в своей национальной среде. Националистические и шовинистические взгляды и суждения несовместимы с членством в КПСС.

В то же время наполнение нашей федерации реальным политическим и экономическим содержанием предполагает новые подходы к партийному строительству. В рамках существующей структуры компартий союзных республик надо вести дело к укреплению их самостоятельности. Этому будет способствовать предоставление им права решать по своему усмотрению основные вопросы партийной жизни — организационно-структурные, кадровые, финансовые и другие, принимать в пределах Программы и Устава КПСС свои политические документы, отражающие специфические национальные потребности и условия деятельности коммунистов.

Учет национального фактора, органичное сочетание национальных и интернациональных ценностей и интересов должны стать неотъемлемым элементом всей партийной работы. Считать целесообразным образовать Комиссию ЦК КПСС по вопросам национальной политики. Аналогичные комиссии можно было бы создать в ЦК компартий союзных республик, при необходимости — в крайкомах и обкомах партии.
Чт июл 09 2020, 01:15
Седьмое. В рамках перестройки советской федерации должны быть решены проблемы государственно-правового статуса РСФСР.

До настоящего времени осуществление ряда управленческих функций в этой республике возлагается на общесоюзные органы, что отрицательно сказывается на интересах и самой республики, и Союза, нередко ведет к смешению задач, к затягиванию решения назревших проблем.

Целесообразно рассмотреть вопрос о создании в РСФСР дополнительных органов республиканского управления, включая административные, экономические, идеологические, культурные, научные и др.

Наряду с созданием республиканских государственных органов следует рассмотреть возможность координации усилий партийных организаций, действующих на территории РСФСР, путем регулярного проведения российских конференций КПСС, которые решали бы коренные вопросы деятельности коммунистов республики, а также создания в структуре ЦК КПСС Бюро (Секретариата) ЦК для непосредственного оперативного руководства партийными организациями РСФСР. По сходному пути могли бы пойти и другие общественные организации.

РСФСР — наиболее многонациональная советская республика, в состав которой входит 31 автономное образование. В этой связи заслуживает внимания предложение о создании двухпалатного Верховного Совета РСФСР для обеспечения более полного представительства и учета интересов народов, населяющих республику.

Размеры территории, объем производства, численность населения и другие факторы предопределяют в перспективе целесообразность перехода в РСФСР к управлению по крупным регионам, создания здесь соответствующих органов.

Восьмое. Каким путем могут быть проведены преобразования в советской федерации?

В настоящее время ставится вопрос о разработке и подписании нового союзного Договора вместо Договора об образовании СССР 1922 года, а также о подготовке новой Декларации о Союзе ССР.

Что касается нового Договора, то сама Конституция Советского федеративного государства является
договорным документом, поскольку в ней фиксируются основные нрава и взаимные обязательства Союза и составляющих его республик. Как известно, Договор 1922 года является открытым и сохраняет свою юридическую силу по сей день.

Основополагающим политическим документом, который позволит закрепить меры по обновлению советского федерализма и решать возникающие вопросы, могла бы стать новая Декларация как органичная часть Конституции СССР.

Чт июл 09 2020, 01:19
ПОДНЯТЬ РОЛЬ И ПРАВОВОЙ СТАТУС
НАЦИОНАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ


Органичная часть перестройки советской федерации и в то же время самостоятельный вопрос большого политического значения — восстановление в полном объеме законных прав и интересов народов, проживающих в автономных республиках, областях и округах.
Различия в форме самоопределения наций отразили ту жизненную реальность, что в период становления Союза народы находились на разных уровнях социально-экономического развития, существенно различались по численности, не все прошли этапы национальной консолидации, не все имели в прошлом или были готовы создать собственную государственность.
Ныне эти различия во многом преодолены. Однако автономные образования не располагают пока достаточными и реальными возможностями, чтобы в полной мере реализовать национальные потребности, испытывают на себе ведомственное давление и мелочную опеку союзных, республиканских, а также краевых и областных властей.
В связи с этим целесообразно:

— Ускорить обновление конституционных и других законодательных актов об автономных республиках, автономных областях и округах.

— Учитывая правовую природу автономных республик как советских социалистических государств, необходимо существенно расширить их компетенцию. Они должны иметь возможность решать все вопросы административно-территориального деления на своей территории, защиты природы, развития национальной культуры и языка, охраны исторических памятников.

— Укрепить экономическую самостоятельность автономных республик путем перевода их на хозрасчет и самофинансирование, определения форм участия предприятий и объединений союзного и республиканского подчинения в формировании их бюджета.

— Предоставить органам власти автономных республик право опротестовывать акты органов управления Союза ССР и союзных республик, если они вступают в противоречие с закрепленной в Конституции компетенцией СССР, союзной республики.

— Повысить правовой статус автономных областей и окрутов, предоставив им право законодательной инициативы в высших органах государственной власти СССР и союзных республик, а также право иметь свое представительство не только в Верховном Совете СССР, но и в Верховных Советах союзных республик, в Советах народных депутатов соответствующих краев и областей.

Установить, что органы власти автономного округа могут непосредственно обращаться в министерства и ведомства СССР и органы управления союзной республики, а также ввести правило, что решения окружного Совета народных депутатов могут быть отменены только Верховным Советом союзной республики. Предусмотреть, что территория автономной области или округа не может быть изменена без их согласия.

— Рассмотреть вопрос о возможности и порядке перехода автономных областей РСФСР, если такова будет воля их населения, в непосредственное подчинение органов государственной власти и управления Российской Федерации.

— Постоянно принимать в расчет отношения не только между национально-государственными образованиями внутри Союза, но и между нациями, народностями и национальными группами в республиках и регионах.

— Обеспечить все права и условия для сохранения национальных традиций, развития культуры и языка граждан, которые живут за пределами своих национально-территориальных образований или не имеют таковых в СССР, их представительство в органах власти. Используя уже накопленный опыт, продолжить практику создания национальных культурных центров, обществ и землячеств. Они могли бы работать под руководством и при помощи соответствующих Советов народных депутатов, иметь в них своих представителей.

— С согласия Верховных Советов республик, краевых и областных Советов народных депутатов могут создаваться национальные районы, сельские, поселковые Советы в местах компактного проживания национальностей, которые не имеют своих национально-территориальных образований. Законодательно закрепить право таких национальных групп и общин на самоуправление.

Предусмотреть возможность образования общесоюзных государственно-общественных органов для представительства граждан, относящихся к народам, которые не имеют собственной территориальной автономии.

— Для развития контактов национальных меньшинств с гражданами других государств, с которыми их объединяет общее этническое происхождение или культурное наследие, предусмотреть в законодательстве право национальных культурных центров и общественных организаций поддерживать — как через Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, так и непосредственно — культурные связи с аналогичными культурно-просветительными организациями этих государств.

КПСС разделяет озабоченность общественности положением малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Промышленное освоение населяемых ими территорий ведется без должного учета уклада их жизни, социальных и экологических последствий:. Эти народы нуждаются в специальной государственной защите и помощи.
Необходимо предоставить Советам народных депутатов этих территорий исключительное право на их хозяйственное освоение, то есть на промысловые угодья, пастбища, внутренние водоемы, акватории прибрежных вод, леса, на создание заповедных зон в целях восстановления и сохранения мест проживания народов. В ближайшее время созвать съезд представителей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и образовать ассоциацию, которая представляла бы их интересы на всех уровнях управления.
Столь же бережного отношения и заботы требуют и все другие малочисленные народы нашей страны.

О НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРАХ
И ЯЗЫКАХ


На качественно новый уровень, соответствующий современной стадии развития социалистического общества, должна быть поднята политика в области культуры, где сочетание национальных и интернациональных аспектов приобретает особое значение.
КПСС исходит из признания самобытности национальных культур, их уникальной ценности. Сохранение такой самобытности должно обеспечиваться правовыми мерами, исключающими какую бы то ни было дискриминацию и неуважение.
Решительно осуждая любые формы ущемления национальных культур, партия видит свою задачу в обеспечении свободного развития духовной жизни всех народов СССР. Формы этого развития суверенно определяются каждым из них без регламентации и ограничений. Так же демократично следует создавать условия для развития интернационалистских процессов взаимодействия культур в масштабах всей страны, равно как и для участия в культурной жизни других стран, всего человечества.
Особое значение приобретают вопросы национально-языковой политики в СССР. Ее основными принципами были и остаются свободное развитие и равноправие всех языков, добровольный выбор языка обучения. Вместе с тем возникает необходимость законодательного регулирования этих вопросов.
Целесообразность признания государственным языка национальности, давшей название союзной или автономной республике, — компетенция самих республик. Статус государственного языка не должен вести к языковой дискриминации, он означает расширение его общественных и культурных функций, решение необходимых для этого материально-технических, кадровых, педагогических или иных вопросов, поощрение и помощь в изучении местного языка представителями других национальностей.
Исторически сложилось так, что языком межнационального общения в нашей стране стал русский язык. Поэтому во всех отношениях целесообразно создавать благоприятные условия для развития национально-русского и русско-национального языкового общения.
Интересам всех советских народов отвечало бы законодательное закрепление русского языка в качестве общегосударственного, используемого на территории всей страны и функционирующего на равноправной основе с государственными языками республик.
Важно обеспечить также государственную и общественную заботу о сохранении и развитии языков малочисленных народов как наиболее хрупкой ценности.
Все эти вопросы могли бы найти отражение в специальном Законе СССР о свободном развитии и равноправном использовании языков народов СССР, который можно было бы принять после всенародного обсуждения.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
И ПРАВА ГРАЖДАН


Важнейшей задачей укрепления сотрудничества советских народов и одновременно строительства социалистического правового государства является полное и последовательное проведение в жизнь конституционного принципа равноправия граждан вне зависимости от расовой, религиозной и национальной принадлежности.
Любые попытки ущемления по национальному признаку должны рассматриваться как неприемлемые, противоречащие принципам советской государственности.
Советские граждане должны чувствовать себя как дома в любой точке страны — такова, можно сказать, высшая и конечная цель всей работы по гармонизации межнациональных отношений.
В этой связи целесообразно, в частности:

— Принять закон о гарантиях прав граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-территориальных образований или не имеющих их на территории Советского Союза. Иметь аналогичные законы в союзных и автономных республиках.

— Обеспечить право обучения в школе на родном языке, использования его в общественной жизни, сохранения и развития национальных традиций, охраны среды проживания.

— Гарантировать законом судебно-правовую защиту национальной чести и достоинства советского человека. В наш правовой арсенал должна войти обязанность возмещать моральный и материальный ущерб за оскорблеие национальных чувств и ущемление национальной гордости, а действия, направленные на разжигание национальной вражды, должны предупреждаться и пресекаться по всей строгости советских законов.

— Определить законом условия, при которых должны распускаться и ставиться под запрет националистические или шовинистические организации и группы.

— Конфликты, которые в силу различных причин возникали на межнациональной основе, требуют особо внимательного подхода и такта, должны решаться на конституционно-правовой демократической основе, гласно, с обязательным участием представителей всех заинтересованных сторон.

С этих позиций надо подходить к решению проблем, связанных с конфликтом вокруг Нагорного Карабаха.

— Принять все меры к решению проблем крымских татар, советских немцев, греков, курдов, корейцев, турок-месхетинцез и других.

Вопросы такого рода должны решаться при обязательном учете интересов всех народов, вовлеченных в данную ситуацию, существующих реальностей; вероятных последствий для жизни людей.

— События в ряде республик и регионов во весь рост ставят вопрос о гарантиях безопасности людей, соблюдения их гражданских прав, сохранения спокойствия и уверенности в своем будущем.

— Нужен законодательный акт, обеспечивающий полную политическую реабилитацию народов, которые были подвергнуты репрессиям и массовым депортациям, и создающий гарантии, что подобное никогда не повторится. Это должно быть сделано во имя исторической правды и справедливости, во имя наших нравственных идеалов.

Комиссии Политбюро ЦК по политической реабилитации особо рассмотреть вопросы, связанные с обвинениями в так называемом «национал-уклонизме», дать им оценку, восстановить имена тех партийных и советских деятелей, кто был политически ошельмован и репрессирован по этой причине.
С соблюдением конституционных гарантий и прав советских граждан должна проводиться кадровая политика. Необходимо стремиться к представительству в органах власти, управления, суда и прокуратуры, в руководстве хозяйственных и социально-культурных учреждений, общественных организаций всех проживающих в стране и в каждой республике народов, разумеется, с учетом деловых и профессиональных качеств людей, расширить их участие в общесоюзных государственных и общественных органах.
В связи с тем, что осуществляемый переход на альтернативную систему выдвижения и избрания депутатов может привести к утрате или сужению представительства в республиканских органах власти тех или иных народов, следует продумать создание специального механизма, способного компенсировать данные явления. Таким механизмом могло бы стать создание второй палаты в Верховных Советах союзных и автономных республик или же советов представителей национальных групп, проживающих в республиках, при Верховных Советах этих республик с предоставлением им права законодательной инициативы.
Резолюция XIX Всесоюзной конференции КПСС «О межнациональных отношениях» рекомендовала обсудить вопрос о создании, наряду с Советом Национальностей Верховного Совета СССР и его комиссиями, государственного органа по делам национальностей и национальных отношений. В связи с этим целесообразно иметь специальное подразделение в составе правительства СССР.
Чт июл 09 2020, 01:21
ОБ ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА


Отмечая принципиальное значение развития советской федерации, повышения роли национальной автономии, решения насущных экономических и социальных проблем всех народов, населяющих страну, партия считает необходимым резко оживить идейно-теоретическую работу в этой области.
Дружба народов, рожденная Октябрем и прошедшая испытание в Отечественной войне, была для советских людей многих поколений их кровным делом, и это служило одной из важнейших гарантий нормального развития межнациональных отношений в стране. Нельзя допустить, чтобы семена межнациональной розни, брошенные в общественную среду в последнее время, дали всходы в будущем, искалечили жизнь нашим детям и внукам. Интернациональное и патриотическое воспитание молодого поколения должно стать первостепенной задачей партии, Советов, профсоюзов, трудовых коллективов, комсомола, семьи и школы.

Необходимы коренные изменения самих методов и содержания работы по формированию интернационалистского сознания. Давно уже не срабатывают высокопарные фразы о единстве, оторванные от реальности, не подкрепленные убедительными аргументами лекции, беседы, выступления прессы. И здесь нужно новое политическое мышление, которое не приемлет начетничества. Надо исходить из того, что интернационализм — это не отрицание права на национальное, наоборот — это возрастающее внимание к национальным интересам народов и одновременно — защита общечеловеческих ценностей, учет интеграционных тенденций, набирающих силу во всем мире. Важно, чтобы интернационализм воспринимался как осознанная собственная потребность, а не нечто навязанное извне, со стороны.

Высокий гуманистический смысл интернационализма состоит в том, что он непримирим с национализмом и шовинизмом. Как показали события последнего времени, в обществе есть националистические, шовинистические и экстремистские элементы, которые, спекулируя на трудностях экономического и социального характера, намеренно обостряют ситуацию в ряде регионов страны, разжигают межнациональные конфликты, что привело к человеческим жертвам, появлению беженцев, повлекло большие материальные потери и может иметь непредсказуемые последствия. Подняли голову безответственные политиканы, своего рода национал-карьеристы, эксплуатирующие идеи и лозунги обновления, выдающие узкогрупповые интересы за общенациональные.
Подобным действиям надо давать решительный отпор. Нельзя подменять свободу анархией и насилием. Утрата объединяющих наши народы ценностей означала бы катастрофу. Не должно быть попустительства ни тем, кто встал на преступный путь, ни тем, кто способствует этому.
Надо проводить четкую разграничительную линию между ростом национального самосознания и национализмом. Противодействуя любым проявлениям национализма, важно быть чутким и отзывчивым ко всем законным требованиям и чаяниям национального характера.

В новом осмыслении нуждаются роль и место религии в межнациональных отношениях, ее влияние, на национальное самосознание. Недопустимо противопоставление людей, а тем более подогревание национальной розни на религиозной основе.
Нужна прежде всего неискаженная, полная правда о реальных процессах развития межнациональных отношений в СССР, о том, какие причины привели к возникновению острых коллизий в межнациональных делах. И здесь не должно оставаться «белых пятен». Все это необходимо во имя укрепления доверия и взаимопонимания. В тех случаях, когда есть споры и сомнения, надо не жалеть сил, чтобы на коллективной основе установить истину.
Особая роль в проведении национальной политики партии принадлежит средствам массовой информации. Отсюда растущая ответственность коммунистов, работающих на радио и телевидении, в центральной и местной печати. Только глубокое уважение национальных чувств каждого народа и в то же время предельная принципиальность и правдивость в оценках происходящих событий могут способствовать успокоению умов, преодолению возникающих противоречий.
Национальная политика КПСС требует новых подходов к организации комплексных теоретических и этносоциологических исследований объективных процессов развития наций и национальных отношений в стране, освобождения теории и практики от догматизма и стереотипов, использования мирового опыта решения национального вопроса, выработки научно обоснованных рекомендаций. Для этого необходимо расширить научно-исследовательскую и информационную базу, рассмотреть вопрос об образовании научно-исследовательского института межнациональных отношений и других необходимых мерах такого порядка.
И мировой, и наш опыт свидетельствует, что национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое содержание. Для его решения нет и не может быть рецептов, годных на все случаи жизни, одинаковых на всех этапах социалистического развития, для всех регионов страны. Национальная политика — это постоянное творчество, умение своевременно откликаться на проблемы, которые возникают в сфере межнациональных отношений, находить эффективные механизмы разрешения конфликтных ситуаций, учитывать реальную диалектику жизненных процессов.

* * *

Таковы предложения КПСС по вопросам совершенствования межнациональных отношений в СССР, обновления национальной политики. Их рассмотрение Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР, принятие на этой политической основе необходимых законодательных актов придаст новое качество Советскому федеративному государству, обеспечит условия для свободного развития всех народов СССР, их дальнейшего сближения, укрепления дружбы, взаимопомощи и сотрудничества между ними.
Чт июл 09 2020, 01:22
Источник

Москва. Сентябрь 1989. INTERFAX.RU - По просьбе редактора "ИФ" М.Комиссара прошедший на этой неделе Пленум ЦК КПСС комментирует заведующий подотделом межнациональных отношений ЦК КПСС Вячеслав Михайлов.

М.К.: Дата проведения Пленума ЦК неоднократно переносилась. Почему?

В.М.: Действительно, этому Пленуму предшествовала долгая и, я бы сказал, основательная подготовка. И это естественно. Без тщательной проработки всех экономических, политических и других вопросов нельзя было приступать к выработке новых подходов к национальной политике. Нам надо было учесть опыт и предложения всех национальных меньшинств, всех республик. Без учета всех этих, нередко взаимоисключающих точек зрения, трудно было выработать такую политическую платформу, которая могла бы послужить базой для решения накопившихся проблем. Перенос Пленума, который намечался сначала на весну, затем на лето, объясняется именно этим.

М.К.: Платформа КПСС по национальному вопросу вызвала широкие дискуссии в стране. Принята же она была на Пленуме, как сообщалось, единогласно, и судя по всему без существенных изменений...

В.М.: Я бы не согласился с таким выводом потому, что принятая платформа КПСС значительно обогащена в ходе всенародного обсуждения и в ходе обсуждения на самом Пленуме. Если обратиться к цифрам, думаю, что изменения составляют 20-25 процентов от первоначального проекта.

В частности, в документе появились важные позиции, которых не было в проекте и которые имеют принципиальный характер. Это, к примеру, вопросы, связанные с проблемами собственности. В окончательном варианте говорится,что земля, ее недра являются собственностью республик и Союза ССР. В проекте этого положения не было.

М.К.: Поднимался ли в ЦК вопрос о партийной ответственности тех руководителей республик Прибалтики, которые накануне Пленума выступали чуть ли не за отделение этих республик от СССР.

В.М.: Мне кажется ваш вопрос сформулирован в старом стиле. Мол, если где-то что-то случилось надо немедленно кого-то наказывать. И не надо расценивать в этом смысле "Заявление ЦК КПСС о положении в республиках Советской Прибалтики". Это Заявление носит характер политической оценки и товарищеской критики. Его нужно рассматривать в тесной связи с той беседой, которую накануне Пленума имели в ЦК руководители Литвы, Латвии и Эстонии с М. Горбачевым.

М.К.: Незадолго до Пленума в нашей печати появились сообщения о том, что заведующий Идеологическим отделом ЦК Компартии Литвы, будучи за границей, подписал документ, в котором говорилось о советской оккупации его республики.

В.М.: С такими оценками можно встретиться в ряде публикаций прибалтийской печати. Эти оценки не являются для нас какой-то новостью. Я думаю, что формулировки такого рода, даже если они звучат из уст достаточно высокопоставленных партийных работников, нельзя считать мнением всего народа той или иной республики. Оценка событиям 1939 года должна быть безусловно дана, но она не должна закрывать двери для диалога, для консолидации.

М.К.: Считаете ли Вы, что после Пленума ЦК КПСС ситуация в области межнациональных отношений будет улучшаться?

В.М.: Я думаю,что документы Пленума, доклад М.Горбачева открывают широкие возможности для снятия многих проблем, накопивших в этой архитрудной сфере. Но, естественно нельзя моментально снять все наслоения.

И неправильно было бы утверждать, что мы сразу преодолели все трудности в этой области. Но я смотрю в будущее с оптимизмом и считаю, что ключ к решению проблем нашей федерации найден. И если наши высшие органы власти - Верховный Совет и Съезд народных депутатов исходя из политической платформы, разработанной на Пленуме, примет законы, гарантирующие суверенитет республики, экономическую самостоятельность входящих в СССР республик, то думаю, что напряженность в отношениях между Союзом и этими республиками будет ослабевать.

М.К.: До сих пор в Политбюро проблематику межнациональных отношений курировал Виктор Чебриков, Кто этим будет заниматься теперь?

В.М.: Давайте немного подождем. Пленум только что закончился, заседания Политбюро с распределением обязанностей между его новыми членами еще не было. - Думаю, в ближайшее время станет известно, кто теперь будет заниматься вопросами межнациональных отношений
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ