Форумы

II сессия ВС СССР 25 сентября - 2 октября 1989г.

Вт авг 25 2020, 06:11
Игитян Г. С., генеральный директор Республиканского центра эстетического воспитания, директор Музея современнного искусства Армении, г. Ереван, член Верховного Совета СССР.
Уважаемый председатель, уважаемые товарищи депутаты, я пришел на эту ответственную трибуну, чтобы заявить вам. какие мы армяне плохие — сами себе устраиваем блокады, сами на свою территорию не пускаем поезда, сами себя ограничиваем, все дороги закрываем и т. д. Вы понимаете, что язык поистине без костей, все доводы иногда можно строить на неведении аудитории, иногда на отсутствии элементарных знаний географии. Возьмите карту Советского Союза или просто карту Закавказья и посмотрите, где мы могли блокировать и как мы. армяне, могли сами в зону землетрясения не пропускать вагоны, в которых мы так сильно нуждаемся. В то время, как многие советские республики, можно сказать практически все. строят сейчас в зоне землетрясения. Я видел дома, прекрасно отстроенные узбекскими товарищами, видел, как строили белорусы, украинцы, видел, как помогали нам грузины, литовцы, эстонский флаг развевался и так далее, все, практически все. Я видел прекрасную московскую группу, которая практически за месяц отстроила школу на 500 мест, правда, это времянка, но все же дети будут в школе. Вы знаете, как трудно, когда зима приближается. Очень многие женщины и дети живут в палатках. Зима на носу, и по ночам женщины отпугивают палками крыс, чтобы они нс трогали детей. Положение катастрофическое. И что же получается. Одна союзная республика организует блокаду, в то время как Израиль, с которым у нас нет вообще дипломатических отношений, помогает Советскому Союзу. Армении. как и многие другие зарубежные страны. Мы все знаем, что блокада — это агрессия, это один из методов войны. Это общеизвестно по всем международным законам. В недавнем выступлении Михаила Сергеевича Горбачева было ясно сказано, что все международные договоры действуют также и по отношению к нашим республикам, к нашей федерации. Это первое, что я хотел сказать. Значит, я покаялся, что мы и такие плохие и что мы сами себе вредим в зоне землетрясения, и, учтите, что очень многие иностранцы покидают страну, уезжают строители-иностранцы . которые приехали помогать Это наш дом, плохой он или хороший, хорошие в нем люди живут или плохие, но это наш дом. Сегодня весь мир пристально смотрит на то. что происходит. Это чудовищно. бесчеловечно. Мы все. советские люди, помним ленинградскую блокаду. 900 дней Ленинград был в блокаде. Я помню, когда я был ребенком, в нашей квартире были сплошь матрацы и на этих матрацах жили женщины и дети. И русские, и украинцы, и белорусы, и евреи — люди самых разных национальностей, которые приехали к нам. И я дол¬жен сказать. что слово интернационализм и понятие интернационализма тогда уже вошло в меня не через литературу, лозунги и плакаты, а через эту жизнь вошло. Отец добровольцем ушел на фронт, мать, красивая молодая женщина, дни и ночи заботилась об этих детях, проводила бессонные ночи над больным ребенком. Мы все это прошли. Так до каких пор, я спрашиваю, будет это безобразие твориться в нашей стране? До каких пор? Что. мы здесь соревнуемся с азербайджанцами, кто больше прав, кто больше виноват? Давайте перебьем друг друга, товарищи азербайджанцы. Кто больше, кто меньше. На чью радость мы друг друга будем перебивать и уничтожать, вы задумались об этом? Я с завистью смотрю на прибалтийские республики, но не в том смысле, что они хотят выйти из состава Советского Союза. Так давайте построим такой дом. чтобы из него никто никуда уходить не хотел. Чтобы мы могли сказать: пусть уходит из нашего дома тот. кто не достоин его. Почему мы не можем вместе со всем Кавказом и Закавказьем создать мощнейшую зону свободной экономики? У нас прекрасный туристический край. Почему мы не можем, что мы. хуже других, что ли? Выло время, когда я помогал азербайджанских! товарищам создавать эстетический центр. Они были у нас частыми гостями, в том числе и Кафарова бывала у нас в гостях. И она прекрасно знает, что это не слова. Это первое.
Второе. Что касается проблемы Нагорного Карабаха. Я понимаю, что сегодня она не обсуждается, и поэтому я не хотел об этом говорить. Но поскольку об этом зашла речь, давайте подумаем о следующем. Я считаю, что эта проблема не касается ни Азербайджана, ни Армении. Эта проблема касается народов, которые живут на этой земле. Армяне и азербайджанцы, которые живут в Карабахе, найдут общий язык и построят дома и школы, потому что я видел, что там азербайджанские и армянские школы в одинаково плачевном состоянии. Там народ одинаково плохо живет благодаря каким-то партийным, политическим деятелям и прошедшей эпохе. Мы все это прекрасно знаем, и что же — будем убивать друг друга. кто больше. В Великой Отечественной войне мы были смелее, чем вы. скажем так. я не хочу сейчас этим хвастаться — есть факт!. На всем земном шаре, товарищи, нет такой деревни, которая дала бы двух маршалов — Бабаджаняна и Баграмяна. Единственный дважды Герой Советского Союза в Закавказье — летчик Мерзо Степанян, кстати, еще жив. из того города, где сейчас ни одного армянина не осталось...
. .Давайте не будем перебивать — это неприлично, это парламент, давайте уважать парламент. Председателя и всех нас...
Во-первых, я категорически против забастовок, причем не только у нас. но и вообще против. Забастовка бьет по карману советских людей, мы и без того с вами живем отвратительно, товарищи, ниже уровня почти не бывает. Это во-первых.
Во-вторых, что касается данного случая, товарищ Кафарова. Вы прекрасно знаете, что это не просто забастовка железнодорожников — это политическая акция. Если бы это просто была забастовка железнодорожников, я думаю, что армянские железнодорожники вместе с армянскими и азербайджанскими объединились бы. как это обычно бывает — не подумайте, что я даю совет. и сказали бы: «Повысьте нам оклад на Закавказской желе той дороге, и это бы была, скажем, забастовка экономическая в защиту прав железнодорожников, как это сделали шахтеры и данном случае, товарищи.— и это всем известно.— что это акция насилия На протяжении веков еще никому не удавалось поставить на колени другой народ, более того, никому это чести не делает. Мы знаем, с чем полез к нам Гитлер, и мы знаем, что он получил от Советского Союза. И получил почему? Потому что он был несправедлив, он был не прав и когда говорили о Советском Союзе — «колосс на глиняных ногах», говорили о том. что мы вот-вот рухнем,— мы не рухнули, потому что все были спаяны воедино. Кто в окопах спрашивал — какой ты национальности? Делились последним куском хлеба, делились последним глотком воды, прикрывали друг друга от нуль, и поэтому мы выиграли. Когда я был недавно во Франции, у меня была встреча с французскими депутатами. Петь такой депутат Фукс. Он стал донимать меня экономическими проблемами, которыми сейчас легко любого затравить, говоря, что у вас нет того, нет другого. Меня это сильно оскорбило, и я в присутствии многих журналистов сказал: «Неужели вы ничего хорошего не можете сказать о Советском Союзе? Ведь когда вея Европа была под пятой фашизма, и когда по Елисейским полям маршировали гитлеровцы, и когда из человеческой кожи делали абажуры. Советский Союз сумел победить эту гидру». Весь зал зааплодировал, журналисты согласились со мной, и тем самым я нокаутировал своего противника по дискуссии. Что я хочу сказать? Ни к чему хорошему не идем.
Ср авг 26 2020, 02:20
Конарев Н. С., Министр путей сообщения СССР.
Уважаемый товарищ председатель, уважаемые товарищи депутаты! Всем вам известна роль железнодорожного транспорта в экономике страны и в ее обороне. Без лишних слов эта роль решающая. Такое же значение и нормальная работа железных дорог имеет для каждой республики. для каждого края, области, для каждого города, деревни, поселка, для каждого советского человека. Это однозначно. И особых доказательств для этого не требуется. В. И. Ленин подчеркивал мысль о том. что железные дороги — организация суть экстерриториальная, и вмешательство в их деятельность не только недопустимо, но и должно пресекаться со всей строгостью революционных законов. И сейчас, когда в стране идут созидательные процессы перестройки, когда партия и правительство. когда Верховный Совет поставили задачу поднять экономику страны, разве можно допустить, чтобы у нас были непроизводительные потери? Один вагон, загруженный сахаром, обеспечивает потребности города с населением в 20 тысяч человек в течение месяца. Один, загруженный хлебом, обеспечивает продовольствием 20-тысячный город в течение недели. Вот какова цена каждого вагона. А у нас сотни поездов сейчас стоят, не могут проехать через Азербайджан. Товарищи говорят, бросают упреки товарищам из Армении. У нас вагон не разбирает, кому груз везет. Он служит всему народу, всему народному хозяйству. Хочу сказать — 600 поездов не пришло за три месяца в Армению. Почему, по какому праву? Ни в одной стране мира, ни в цивилизованной, ни в нецивилизованной, такого не происходит и не допускается. Часто ссылаются на Америку. Американским законодательством забастовка на железнодорожном транспорте считается практически незаконной. Кстати, у нас тоже имеются по лому вопросу весомые документы. Это соответствующие статьи Уголовного кодекса РСФСР. Уголовного кодекса Армянской ССР. где подчеркивается, что всякое действие, направленное на нарушение работы транспорта, разрушающее экономику страны, или бездействие должно пресекаться в соответствии с этими законами. Пока ни один человек за такие действия не понес ответственности, и понятно почему. Каждая республика у себя покрывает нарушителей, а нарушители налицо. Здесь выступал машинист, депутат, он говорил, что вынуждены так поступать. А мне и он, и его товарищи по работе говорили.— я был в этом депо.— хотим работать, почему нам не дают работать. руководство же говорит мы платим... Товарищи, дело серьезное. Не бастуют, а не дают работать. Как только машинист выходит, под поезд, словно по мановению волшебной палочки, через час — через два высыпает народ. Дети, женщины ложатся на рельсы, чтобы поезд нс отправлялся. Что это такое? Это недопустимое дело, и я прошу Верховный Совет СССР обязать соответствующие правоохранительные органы действовать. Нельзя допустить, чтобы железные дороги не работали. Я бы привел много примеров, я понимаю цену времени. Михаил Сергеевич, но возникает логичный вопрос — почему поезда должны быть разменной монетой при разрешении национальных споров? Не слишком ли это дорого? Не слишком ли это легковесно? Я уверен, что весь советский народ ставит вопрос о том. что этого не должно быть. Поезда должны идти, и никто к ним нс должен прикасаться, потому что поезда выполняют много функций. Это и продовольствие, это и работа народного хозяйства, промышленности, строительства, это и оборона. Депутаты же знают, должны знать, что в каждом поезде есть то, что нужно для обороны. И вдруг какие-то элементы, какими бы мотивами они ни руководствовались. останавливают движение, а мы позволяем им глумиться над разумом.
Еще один вопрос — ухудшение работы. Я полностью поддерживаю товарища Воронина и скажу сейчас об этом. Цель моего выступления — просить вас. очень просить поддержать предложение правительства о предоставлении ему чрезвычайных полномочий на 15 месяцев. Для чего правительство это просит? Для того чтобы поправить экономику страны, для того чтобы выполнить ваши поручения, товарищи депутаты. Другой цели у правительства нет. Так надо же помочь нам. я тоже член правительства. Помочь выполнить ваши же поручения. Вы слышали, что бюджет закладывается с дефицитом в 60 млрд, рублей. Но все же надо ставить задачу сократить этот дефицит. А для этого надо лучше работать. Но не может же работа идти лучше, когда совершаются действия, направленные на ее ухудшение. Перестройка — что это такое? Перестройка — это значит лучше работать. Перестройка — это значит выше дисциплина, организованность. Только так должно быть. Только так должен решаться вопрос. И в это время мы. умные, здравые, честные люди, смотрим на то. какое творится безобразие, на то. что поезда не могут ходить. Этого нельзя допускать.
И второй момент, товарищи. Мы первое полугодие успешно закончили. даже имели плюс к плану. Но Лев Алексеевич не назвал цифры, которые я назову. За 3 квартал мы потеряли 36 млн. тонн погрузки. Вот чего стоит вес это безобразие. Оно стоит выключения из работы каждый день 100 тыс. вагонов. Учитывая, что у нас примерно 206 тыс. вагонов каждый день ремонтируется, мы практически почти все потеряли из-за того безобразия, которое творится. Сперва в Абхазии, потом в Азербайджане, потом в Армении, потом в Молдавии, потом в Эстонии. Мы буквально «гоняемся» за этими безобразиями. Так вот. 100 тыс. вагонов при их недостатке, при нынешнем уровне недостаточного использования мы потеряли. Поэтому, естественно, уголь не завезли, лес не завезли и многое другое. Вот сколько здесь депутатов присутствует? 
Многие подходили к Министру путей сообщения: «Николай Семенович, надо решать вопрос с вагонами . Я нижу, что надо. Сегодня товарищи из Кузбасса говорили, что надо же решать эту проблему. Действительно надо. Нельзя же задерживать вагоны. В целом на 7 — 8 процентов снизилась производительность в работе с вагонами. Ночью не работают, в субботу не работают, в воскресенье потери. Я очень прошу, окажите влияние на местах. Надо повышать эффективность в использовании подвижного состава. Итак, прошу поддержать предложение правительства. Поезда не должны быть разменной монетой при разрешении любых вопросов. Это должно быть запрещено раз и навсегда, благодарю за внимание.

Ср авг 26 2020, 02:22
Богданом И. М., директор школы № 94. г. Горький, член Верховного Совета СССР.
Почему в течение трех месяцев железная дорога нс потребовала возбудить ни одного уголовного дела? И не обратилась к Бакатину? И почему — это вопрос Бакатину — почему для охраны общественного порядка на митингах находят три — четыре тысячи солдат, работников милиции, а для охраны железной дороги не могут найти? И еще. Есть законодательство, почему не применяем его. а все говорим вокруг и около. Михаил Сергеевич? Ни разу железнодорожники не применили закон, не составили акт, что поезд задержали.

Конарев Н. С. Законодательство в Азербайджане должно применяться правоохранительными органами республики. Они знают каждого нарушителя. И соответствующими материалами располагают. Правда, непонятно, почему некоторых нарушителей отпустили после расследований. Мы поэтому и просим принять чрезвычайные меры, чтобы активнее влиять на все это. Закон должен соблюдаться в интересах страны.

Собчик А. А., заведующий кафедрой юридического факультета Ленинградского государственного университета, член Верховного Совета СССР.
Михаил Сергеевич, есть предложение — ввести чрезвычайное положение на Закавказской железной дороге немедленно.

Председательствующий. Товарищи, я думаю, полдня ничего нс изменят. Мы завтра к обеду должны принять это решение. Это меняет что- нибудь?
Мы с вами, я думаю, вышли на то (я. например, разделяю все. что здесь сказано), что так у нас не должно быть. То. что случилось у нас в Закавказье, в каком положении оказалась ситуация на железных дорогах и к чему это привело, недопустимо нигде. Недопустимо. Для меня этот вопрос ясен. Но я думаю, мы с вами в течение ночи сделаем проект, завтра его в первой половине дня принимаем. Это будет правильно, товарищи, по всем параметрам. Это ответственное решение. И там должна, товарищ Собчак, безусловно найти отражение эта проблема.

Андрей Дмитриевич. Вы хотели добавить что-то?

Сахаров А. Д. академик, главный научный сотрудник Физического института имени П. Н. Лебедева Академии наук СССР г. Москва.
Несколько слов. Меня взволновал общий той обсуждения, но немножко успокоили Ваши последние слова. В ходе обсуждения, которое в целом порождено сегодняшним положением в Закавказье, в Азербайджане. пытаются распространить необходимость срочных мер на всю страну. Мне кажется это чрезвычайно опасным. Кроме того, называется пятнадцатимесячный срок, что, по-моему, тоже представляет собой реакцию, не пропорциональную ситуации. Я думаю, что мы сегодня должны тушить пожар в том месте, где он возник, а не лить воду по всем помещениям. разрушая их. Это было бы чрезвычайно опасно. Вот. собственно. что я хотел сказать.

Председательствующий. Хорошо. Верховный Совет завтра определит свою позицию, имея в виду все точки зрения.

Чт авг 27 2020, 10:05
Заседание седьмое
Зал заседаний палат Верховного Совета СССР в Кремле. 3 октября 1989 года. 10 часов утра.
Председательствует Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев.
Чт авг 27 2020, 10:09
Председательствующий. А сейчас я предоставляю слово товарищу Воронину Л А. для сообщения правительства о предложениях по обеспечению надежного функционирования транспортных систем страны и народного хозяйства в целом.

Воронин Л. А., Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР.

Прежде всего я приношу извинения, что мы немножко опоздали. Мы работали практически всю ночь над проектом Постановления, представленным правительством и согласованным с Комитетом по вопросам законодательства, законности и правопорядка. Комиссией по вопросам развития промышленности, энергетики, техники и технологии. Комиссией по вопросам транспорта, связи и информатики и Комиссией по вопросам труда, цен и социальной политики. Вчера, когда обсуждали этот вопрос, очень внимательно проанализировали все выступления, прозвучавшие в процессе проработки этого вопроса, постарались обобщить основные моменты, которые были высказаны многими депутатами. Кроме того, исходя из выступлений, мы приняли решение сделать это Постановление более целеустремленным, не делать его всеобъемлющим и широким. Дело в том. что после принятия проекта плана и бюджета там тоже будут определены соответствующие меры. Внимательно посмотрели также проект Закона о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), который сегодня обсуждается, и. уже опираясь на него, в частности на статью II, по существу, вопросы забастовок изъяли, считая, что они достаточно четко и ясно изложены в проекте этого Закона.
Вот исходя из этого представили документ, который назвали так: «О неотложных мерах по обеспечению бесперебойного функционировании железнодорожного транспорта и базовых отраслей народного хозяйства». В нем поставили вопросы работы транспорта, определили ответственность Советов Министров, исполнительных комитетов народных депутатов, министерств, руководителей трудовых коллективов за работу железнодорожного транспорта. Комитета народного контроля, учли мнение депутатов от Азербайджана и Армении с тем. чтобы в ближайшее время найти решение этого вопроса. Такой срок в проекте предложенного Постановления определен до 9 октября. В этом пункте предусмотрено принятие необходимых мер, если не будет найдено всеми депутатами, в том числе и из Азербайджана и Армении, решения этого вопроса коллегиальным, совместным путем.
Мы дали права Советам Министров союзных и автономных республик вводить особые режимы работы на предприятиях в связи с существующими сейчас трудностями в энергетике и топливоснабжении.
При разработке проекта Постановления пришли к выводу, что необходимо будет Совету Министров СССР представить Верховному Совету СССР на рассмотрение и утверждение ряд проектов законов К ним мы отнесли проект Закона о чрезвычайных мерах и проект Закона о работе транспорта. Учитывая загруженность сессии Верховного Совета, мы определили реальный срок. Мы также просим Верховный Совет СССР рекомендовать народным депутатам СССР, Верховным Советам союзных и автономных республик, местным Советам народных депутатов развернуть работу. направленную на укрепление дисциплины, общественного порядка, считая это важнейшим условием нормального функционирования народного хозяйства. Просим депутатов Верховного Совета поддержать нас и принять представленный проект Постановления.
Чт авг 27 2020, 10:14
Председательствующий. Я думаю, что, в общем-то, мы обсуждаем очень важную для страны проблему. Она беспокоит все общество, поскольку в нынешней острой ситуации появились элементы дезорганизации в работе транспорта, базовых предприятий, что составляет основу функционирования всего народного хозяйства. И если мы сейчас ситуацию не возьмем в руки, то это может иметь тяжелые последствия. Конкретно в Закавказье, на железных дорогах, и особенно в Армянской республике в связи с тем, что там происходит. Это мы и констатировали, возвращаясь и к тому, что имело место и нанесло большой ущерб и в Прибалтике, и в Молдавии. Мы говорили о том. что стоим перед необходимостью, чтобы по этим вопросам Верховный Совет высказался в своем обращении ко всей стране, ко всему обществу. Но я думаю, у Верховного Совета есть также намерение, как я понял, принять безотлагательно конкретные меры в случае возникновения перебоев. Причем, по-моему, в Постановлении дается недельный срок для исправления положения. Если в том или ином регионе оно не меняется, то центр — в данном случае Министерство путей сообщения — может взять на себя управление и обеспечить функционирование транспорта, опираясь на поддержку со стороны административных органов. Этот и ряд других вопросов в проекте Постановления предусмотрены. Поэтому я бы сказал так: по-моему, товарищи учли, о чем должна идти речь, и они сузили проект, убрав все ненужное.
Сейчас речь идет о транспорте, о связи, о базовых отраслях, где мы должны надежно гарантировать бесперебойную работу. Ну. и о части других вопросов. Определена ответственность в этом вопросе местных, республиканских. союзных органов.
Предусмотрено также, что, если где-то ситуация вырывается из-под контроля, ее надо твердо брать в руки и обеспечивать нормальное функционирование народного хозяйства. Нашло ли это полное отражение в документе? Давайте обсудим. Но мне думается, что это уже сделано в достаточной мере в проекте, без того чтобы на 15 месяцев запретить то или это. Я думаю, работа правительства с участием комиссий выводит нас на правильный и рациональный путь, остро ставя вопрос о работе транспорта, связи, базовых отраслей, без чего народное хозяйство разрушится немедленно.
Именно в этих рамках мы должны вести поиск. И все же получился этот документ или нет, давайте подумаем, поговорим.

Товарищ Арутюнян, пожалуйста.
Чт авг 27 2020, 10:17
Арутюнян Л. А., заведующая кафедрой Ереванского государственного университета, член Верховного Совета СССР.

Уважаемый председатель! Уважаемые народные депутаты! Хотелось бы начать с того, что блокада и забастовки лишь с первого взгляда кажутся тесно взаимосвязанными. На самом деле эти явления диаметрально противоположны по своей сути. Забастовки восходят к демократическим традициям. Это — средство защиты прав трудящихся. Блокада же — из арсенала пещерных методов удушения демократии. Блокада Армянской ССР и НКАО есть средство политического шантажа. Если ее отнести к разряду забастовок — значит, оправдать ее, поддаться на уловку авторов блокады, желающих представить блокаду как невинную забастовку. Народ знает, что это не так по существу, товарищи.

Председательствующий. Товарищи, давайте договоримся. Вопрос настолько важный, острый. А учитывая, что товарищ Арутюнян представляет Армению, тем более там эта острота ощущается, давайте спокойно все выслушаем, все обсудим и решим так. как это нужно. Пожалуйста.

Арутюнян Л. А. Еще Козьма Прутков говорил, что надо смотреть в корень, для того чтобы привести в порядок состояние дел. Народ знает, что наш Верховный Совет наивен, но не в такой же мере, в какой мы сейчас выступаем. Вопросы блокады и забастовок нужно разграничить. Вопрос блокады нужно обсуждать отдельно, как чрезвычайное состояние в нашем регионе. Уже два месяца идет блокада. В Армении нет продуктов, нет горючего, все остановилось, люди доведены до крайнего напряжения. Это на виду у всего мира, ибо все страны мира строят сейчас в Армении. Идет массовый выход из партии, целые партийные коллективы предприятий выходят из партии.
Неужели мы ждем гражданского неповиновения? А в предложенном проекте нам предлагается подождать до 9 октября 1989 года и только потом что-то предпринять. А что произойдет до 9 октября?
Армяне вынуждены пойти на какие-то крайние меры. Зачем их доводить до этого? У нас есть государство, оно должно взять положение в свои руки, государство обязано это сделать. Верховный Совет СССР должен осудить блокаду как меру шантажа. Он должен дать политическую опенку блокаде, чтобы никому не пришло в голову еще раз ее повторить. Наша деликатность в данном случае прекрасна, она характерна для цивилизованной страны. Авторы блокады действуют самым жестоким образом они хотят удушить армянский народ. Мы не должны позволить им этого. Верховный Совет должен четко и внятно сказать, что он не потерпит дальше блокады, он должен произнести слово «блокада». Поэтому мы очень просим вас проникнуться драматизмом этого положения, понять, что дальше терпеть мы не можем.
Нужен четкий ответ: может ли Верховный Совет снять блокаду или не может? Если он не может, он должен об этом сказать. Тогда армянский народ вспомнит историю блокады Ленинграда и подумает, как из этой блокады выходить, как ее выдержать до лучших времен. Но я по натуре оптимист. Я думаю, что мы отдельно обсудим вопрос блокады и дадим этому политическую оценку. Нс позволим тиражировать блокаду как средство решения национального вопроса, для этого есть Конституции Советского Союза и союзных республик. Никому не должно впредь прийти в голову заниматься тем, чтобы душить другой народ ради решения своих политических вопросов.
Чт авг 27 2020, 10:23
Председательствующий. Товарищи из азербайджанской делегации попросили вместо товарища Кулиева дать слово товарищу Исмаилову. Пожалуйста, товарищ Исмаилов.

Исмаилов Т. К. генеральный директор — главный конструктор научно-производственного объединения космических исследований Главкосмоса СССР. г. Баку, член Верховного Совета СССР.

Уважаемые товарищи депутаты! В том, что в любой стране должен управлять закон.— нет вопроса. Нарушать законы никому непозволительно. И чем конкретнее и объективнее те законы, те предложения, те постановления. которые вносятся на обсуждение законодателей, тем они легче воплощаются в жизнь. Я хочу сказать, что мне лично работа в Верховном Совете СССР дала очень много Здесь я наблюдаю различное отношение к тем документам, к которым мы не только даем поправки и дополнения, но и в коренной переработке которых мы участвуем. Мы в этом смысле стали работать более объективно и активно. Это помогает улучшать качество всего того, что выносится на обсуждение. Я имею в виду и вчерашний документ, и сегодняшний документ, которым вы все располагаете. Дело в том,что, если мы сейчас пойдем но пути конфронтации, если мы пойдем по пути выяснения того, кто прав, кто нс прав, кто больше сделал, кто меньше сделал.— мы ничего не решим. Ведь если говорить по сути, забастовки на железных дорогах —это политический вопрос. И дело обстоит не так, как здесь стараются его изложить. Но этот политический вопрос очень быстро, легко, сегодня же может быть здесь решен. В чем же дело? 
Почему мы его не решаем? Почему мы хотим принять или. вернее, хотели принять документы, которые нам указывают на следствие, а оценкой основной причины не занимаемся?
А причина проста. В феврале 1988 года кучка политиканов-экстремистов, как я бы их назвал, приняла незаконное решение об отторжении Нагорного Карабаха от Азербайджана. Более того, почему-то самым активным образом в суверенные права союзной республики стала вмешиваться другая союзная республика. К сожалению, это утверждено и в решениях высоких инстанций. Это первое. Можно было бы решить конфликт еще тогда, но этого не случилось. Прошло 20 месяцев. Народ ждет решения. Как тот, так и другой народ хочет, чтобы вопрос был решен. Но вопрос не решается Тогда народ использует свои крайние возможности и идет на то. на что он может идти. Я не сторонник подобных методов, я не сторонник таких путей. Я не пропагандирую эти методы, эти пути. Но я хочу, чтобы мы разумно подходили к проблеме, не пользуясь односторонней информацией. У нас народ достаточно скромный, у нас в натуре нет того, чтобы вылезать в прессу, на телевидение и так далее. Да и каналов таких у нас там нет. Вместе с тем. товарищи депутаты, я хочу, чтобы вы располагали самой объективной информацией. Не было бы проблемы Нагорного Карабаха, которую нам подкинули,— не было бы и всех трудностей в Закавказье.
Второе. Если сегодня здесь решить вопрос о том, что суверенные права Азербайджанской Советской Социалистической Республики не могут быть никем нарушены, то решение карабахской проблемы станет исключительно проблемой Азербайджана Нужно вернуть на места жительства 200 тысяч беженцев с той и с другой стороны И государство обязано обеспечить, чтобы эти люди жили у себя, на своей родной земле. Вы понимаете, эти азербайджанцы — граждане Армянской ССР, а армяне, которые уехали - граждане Азербайджанской ССР. Каждая республика обязана, и еще раз обязана, обеспечить конституционные права этих людей.
И третье. Надо Верховному Совету СССР быстрее рассмотреть и утвердить конституционный Закон о суверенитете Азербайджанской ССР и решение внеочередной сессии Азербайджанской ССР. Тогда весь узел развязывается Тогда нет вопроса ни о железных дорогах, ни о том, ни о другом, ни о третьем.
Товарищи, я не могу сказать ничего, кроме хорошего, про народ Армении. Мы жили вместе, мы живем вместе, мы будем жить вместе. Но политиканы. сделавшие на этом политическую карьеру, некоторые из них сидят в этом зале, должны понимать, что эту политическую карьеру они сделали на крови и на скорби народа, как с той, так и с другой стороны, народа, который сегодня вышел на улицы.
Я прошу, Михаил Сергеевич, во-первых, поддержать Постановление, потому что оно дает еще срок. Наша делегация решила вылететь в Баку. Мы почти все вылетаем — будем развязывать узел. Но я прошу, убедительно прошу, Михаил Сергеевич, товарищи: не надо откладывать решение. связывая его то с одним, то с другим, то с третьим. Прошу три вопроса. которые я поставил, решить сегодня же. и узел будет развязан. Наш народ— миролюбивый народ, наш народ—пролетарский народ.
Я обращаюсь к членам Верховного Совета СССР с просьбой разумно, с учетом того, что это нужно двум народам, поддержать то Постановление, которое вынесли на обсуждение. С другой стороны, я прошу Президиум три моих предложения обсудить на одном из заседаний Верховного Совета СССР. Надо нам всем вместе развязать узел, товарищи. Спасибо за внимание.
Чт авг 27 2020, 10:28
Денисов А. А., профессор Ленинградского политехнического института имени М. И. Калинина, член Верховного Совета СССР.

Товарищи, я по поводу законопроекта, который докладывал товарищ Воронин, Я вынужден это сказать, поскольку сейчас уже не поймешь, что тут обсуждается. Так и хочется сказать — «кто о чем, а шелудивый о бане». Итак, о том Постановлении, которое нам предлагается принять. Я хочу сказать, что оно, вообще говоря, плохо подготовлено и, на мой взгляд, никуда не годится. Прежде всего потому, что тут явно звучит попытка правительства взвалить на нас ответственность за свою неудачу в управлении страной. Оно должно управлять хозяйством, а хочет, чтобы мы заставляли действовать те органы, которые ему подчинены, обращаться к ним помимо него. (Аплодисменты).
В связи с этим я предлагаю все — с первого но четвертый пункт — просто выбросить, потому что там бесполые какие-то, беспомощные призывы к тому, чтобы те органы, которым надлежит выполнять все то, что им надлежит выполнять, выполняли это. Вместо этого я предлагаю принять такое Постановление, обращенное к правительству: «Правительству СССР обеспечить бесперебойную работу железнодорожного транспорта с привлечением в случае необходимости железнодорожных войск». И все,
Далее. Пункты 5 и 6 оставить. Но я хочу сказать, что правительство понуждает нас прибегать к чрезвычайным мерам. И нам, видимо, придется поддержать эти чрезвычайные меры, потому что надо считаться с реальностью. Но мы должны высказать свое отношение к тому, что оно довело нас до этого. До того, что мы вынуждены это делать. Ведь это — свидетельство беспомощности правительства в управлении хозяйством Поэтому я полагаю, что мы должны предупредить правительство о необходимости выполнения своих обязанностей по управлению народным хозяйством.
Вот такие предложения. Спасибо.


Чт авг 27 2020, 10:32
(После перерыва)

Председательствующий. Товарищи, продолжим работу. Прежде чем предоставить слово товарищу Сазонову, я хочу в связи с ситуацией, обстановкой, а также атмосферой, которая сейчас сложилась у нас в Верховном Совете при обсуждении этого вопроса, высказать три таких соображения.
Первое. Я еще вчера почувствовал, но не сказал, хотя размышлял над этим. Хочу, товарищи, сказать, чтобы мы были очень ответственными в своих выступлениях и оценках. Вчера звучали в отдельных выступлениях обвинения в адрес целых республик и народов, я думаю, это не тот путь. Потому что мы можем говорить о силах, тем более мы знаем, что они есть реально. И идет просто ожесточенная борьба за власть. Кое-кто рвется, используя все, даже бросая и подталкивая народы, не считаясь с их судьбой, лишь бы добиться своих целей. Поэтому я думаю, как бы мы не вернулись к этому потом. Нам ведь надо извлекать уроки. Мы с вами все еще восстанавливаем справедливость к тем народам, в отношении которых было допущено беззаконие. И сейчас, как раз выходя из этой ситуации, все-таки не до конца извлекаем уроки. Нам надо быть очень осторожными. Мы не располагаем, и, я думаю, ни у кого нет таких данных, чтобы сегодня в Верховном Совете мы могли выдвинуть обвинения против какого-то целого народа, республики, округа, автономии и так далее. Это первое. Я хочу это сказать, поделиться с вами, чтобы у нас все-таки присутствовало понимание этого.
Второе. Мы ведем речь о том, что для страны нужно такое решение. И в вашем распоряжении имеются на этот счет все необходимые или по крайней мере если не все, то много данных, которые свидетельствуют, что страна нуждается в том, чтобы Верховный Совет сегодня высказался за то, чтобы улучшить решительно, поправить все. что допущено в плане ослабления управления экономикой. Это мы должны сделать.
Третье. Мы сегодня можем встать и на такой путь. Это дело Верховного Совета, но давайте подумаем Вчера ведь товарищи поднимали этот вопрос, и в общем-то не зря. что сейчас, когда мы говорим, что нужны меры, причем и чрезвычайного характера, то надо одновременно говорить и о причинах. И я думаю, что задача Верховного Совета сейчас не в том, чтобы козла отпущения, так сказать, найти. Хотя вопросы всем надо ставить. Если мы оставим без внимания то, что раскачивалась и раскачивается ситуация в отдельных регионах, что. по сути дела, дезорганизует работу и предприятий, и транспорта, и других коммуникаций, одни будут раскачивать, а мы будем делать вид. что это все и есть проявление высшей демократии И одновременно утверждать, что в этих условиях правительство не обеспечило работу или респ>блика не обеспечила работу. Это тоже опасный труд Значит, одни вправе будут раскачивать и ставить вопрос о том, что кто-то не может управлять Подумайте над всем этим. Мы можем такую дискуссию провести, можем даже отдельное заседание провести.
Сейчас, я думаю, ситуация нам ясна. Мы видим, что управление народным хозяйством может вырваться из рук. Дестабилизация в самом неприглядном виде с человеческими тяжелыми последствиями проявилась в Закавказье и конкретно в Армении, сказалась на Армении. Это мы все видим, товарищи И мне представляется, что сегодня Верховный Совет должен, оценив эту ситуацию, прийти к тому, чтобы обеспечить принятым решениям такие предпосылки, которые бы создавали возможность правительству выполнять свои обязанности там. где оно сталкивается с такими трудностями, которые не укладываются в норму, но тем не менее задачи решать Мы должны дать правительству право использовать до конца все возможности с тем. чтобы все таки наше хозяйство, и прежде всего, как мы сказали, транспорт и энергетика. от них многое зависит — функционировали нормально.
И я считаю, что мы должны в нашем Постановлении записать, чтобы в считанные дни, буквально в 5 дней, все было нормализовано на дорогах Закавказья И правительство с этой целью должно воспользоваться всеми полномочиями, которые дает ему Верховный Совет.
Вот мы к чему должны прийти. а сейчас, знаете, если мы начнем искать, то тогда мы должны все назвать — кто какой кулак носит. А надо ли сейчас нам начинать, когда от нас ждут решений. Хотя я готов и очень со¬чувствую тому, чтобы такой разговор в Верховном Совете произошел. Может быть, стоит поговорить, как у нас функционируют органы, институты на переходном этапе, на ответственном этапе перестройки Думаю, что эта тема заслуживает того, чтобы найти день и поговорить на этот счет
Сейчас я бы вернул вас к той ситуации, которая привела к тому, чтобы мы приняли решение относительно темы, которая самой жизнью поставлена в центр. Я бы сказал, жизнь сама выдвинула в срочном порядке Я считаю своим долгом это сказать
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ