Форумы

I сессия ВС СССР 3 июня - 4 августа 1989 года

Пт сен 18 2020, 12:46
Председательствующий. Товарищ. Бакатин, а какова вообще численность — и внутренних войск, и милиции, всех?

Бакатин В. В. Если сторожей не считать, то чисто милиции у нас 700 тысяч, а внутренних войск, если не считать те войска, которые несут охрану колоний, у нас комплект 36 тысяч, в том числе из них только 18 тысяч могут действовать в отрыве от мест постоянной дислокации.

Председательствующий. Нет, я имею в виду другое. Вот в Западной Германии считают полицейскими и войска для поддержания порядка.

Бакатин В. В. Для поддержания — комплект 36 тысяч, из них 18 тысяч способны действовать, еще раз говорю, в отрыве от мест дислокации, а патрульно-постовая служба, непосредственно уличная—80 тысяч.

Председательствующий. На сколько человек это приходится?

Бакатин В. В. У нас по госбюджету плотность милиции приходится на 10 тысяч населения 17 человек.

С места. Мало!

Бакатин В. В. Я говорю по госбюджету, не считая сторожей, которых у нас 1,2 миллиона.
Председательствующий. Я почему спрашиваю. Был в ФРГ и беседовал. смотрю кругом полиция. Откуда ее берется столько, и вооружена, и технически хорошо оснащена. На 400 человек — полицейский.

С места. В Англии, например, сейчас на 250 человек.

Председательствующий. Надо разобраться. Это информация к размышлению. На 400 человек — такой норматив.

Бакатин В. В. Я могу всю численность сказать. Если считать пожарников 400 тысяч, если считать 1,2 миллиона сторожей, то мы много наберем.

Председательствующий. Это разные вещи. Речь идет о милиции и внутренних войсках. Заканчивайте.

Бакатин В. В. Я заканчиваю. Я хочу сказать, повторяю, еще раз, что внутренние войска нам нужны и надо их немедленно создавать, как в любом цивилизованном, демократическом государстве,— и Англия, и Франция, и Италия, и Соединенные Штаты их имеют. В ходе дебатов и дискуссий депутатами высказывалась мысль, что надо иметь профессиональные внутренние войска. Это было бы очень хорошо, но надо себе представить, что это будет в три раза дороже.
Наконец, вопрос о соотношении между расширяющимся суверенитетом республик и пока совершенно отсутствующей ответственностью правительств этих республик за состояние правопорядка в республиках. Последний пример - Фергана. Это, наверно, совершенно очевидно.
И последнее. Совершенно необходимо создать при Верховном Совете или, может быть, как предлагал товарищ Бурлацкий, при президенте постоянно действующий орган, совет ли, кабинет или комитет по проблемам общественной безопасности. И если это по каким-то причинам депутаты сочтут невозможным, то такой орган надо создать при Совете Министров. Но вы понимаете, что в вопросах правопорядка, вопросах общественной безопасности нам. как никогда, нужен тесный, постоянный контакт с высшим законодательным органом страны. Мы непосредственно должны выполнять ваши решения, и только наши решения. Другого не дано. Разрешите ответить на вопросы?

Председательствующий. Пожалуйста.

Бакатин В. В. Па все вопросы я. наверное, не смогу ответить. У меня целый ряд вопросов, которые были заданы заранее.

Председательствующий. Я думаю, что тут будут такие вопросы, на которые Ваше выступление ответило.

Бакатин В. В. «Прошу ответить коротко и конкретно, почему не выполнено решение XIX партконференции, июльского Пленума ЦК КПСС закончить реорганизацию органов выделить следствие из органов внутренних дел? Свяжите это с результатами эксперимента. Вы обещали это в комитете. Депутат Стадник».
Да. я в комитете обещал и на второй день подробную, развернутую справку в комитет представил о результатах эксперимента. К сожалению, этот эксперимент не привел к сколько-нибудь заметному повышению качества расследования. Но. с другой стороны, привел к ослаблению взаимодействия следствия и оперативных служб.
Что же касается резолюции XIX партийной конференции, то там содержится три принципиальных вопроса. Первое. Записано, что представляется целесообразным сосредоточить все расследование уголовных дел в МВД СССР. Я не буду говорить, сколько у нас сейчас дел в прокуратуре. Мы не возражаем, чтобы прокуратура передала нам все расследование. но только вместе со всем штатом следователей, которые сегодня этими сложными делами занимаются.
Пока же хотят так: отдать нам всю ответственность и все расследование. а всех следователей оставить у себя. Это не усилит следствие. Поэтому против такого подхода я возражаю.
Вторая часть резолюции. Там было записано о выделении следствия в самостоятельную структуру в системе МВД. не подчиненную районному, городскому, областному и республиканскому уровню. Мы считаем, что это противоречит принципу развития суверенитета республик и ведет опять к новой централизации. Это грубая, неуправляемая система, и республики против нее возражают. Поэтому этот вопрос не решен.
«Можете ли Вы дать информацию о количестве ушедших работников следствия за последние два года? И с чем Вы связываете уход, если он носит массовый характер? Депутат Стадник».
У нас ушло в 1985 году 1682 работника, в 1986-м 1687 работников, а за два последних года 1721 и 1788 работников. Массового ухода нс было. По крайней мере, численность следствия за прошлый год возросла всего, правда, на сто человек. По товарищ Стадник прав в том. что сегодня морально-психологический климат в следствии, и но только в следствии, в целом R милиции очень тяжелый. В этом году массовый уход начался. По крайней морс, у нас на I января недокомплект составлял 39 тысяч человек Сегодня недокомплект составляет 47 тысяч человек. Одна из причин это непрестижность, непопулярность профессии. Большая нагрузка, постоянно работа в милиции без выходных, неудовлетворенность материальным положением.
«Прошу с трибуны ответить на поданный более месяца назад письменный запрос депутата Болдырева из Ленинграда об изгнании из органов МВД капитана милиции Аржанникова в связи с митингом ленинградской милиции на Дворцовой» площади весной этого года. Ваше отношение к этому событию? Депутат Щелканов. Ленинград».
Да. действительно, капитан милиции Аржанников уволен. Я считаю, отношение такое должно быть: есть действующее законодательство, оно может быть хорошим, может быть нехорошим, популярным, непопулярным, но его надо строго придерживаться. Тем более это необходимо тем. кто
надел погоны и взял на себя обязанность соблюдать закон Мы разобрались с этим фактом. Все милиционеры и офицеры, которые признали ошибочным свои выход на Дворцовую площадь, свое участие в несанкционированном митинге.— все остались работать. Те же. кто упорствует в своем, как говорится, праве нарушать лаже непопулярный закон и достигать пускай даже благие цели таким методом, те не могут служить в милиции.
Депутат Мисуна, Красноярск: «К Вам требование сибиряков — не присылать к нам па отсидку заключенных, пускай отбывают наказание, где осуждены».
Это совершенно справедливое требование, оно соответствует закону, по закону, как правило, люди должны отбывать наказание там. где они осуждены, но сегодня вопрос очень сложен. Я говорил сегодня - мы даем то 9 млрд, рублей продукции, в том числе 22 млн. кубов леса, которые надо поставить и за которые товарищ Воронин спрашивает больше, чем за преступность. Вот мы и вынуждены делать эти никому не нужные маневры. В любое время, в любую область мы можем не направлять заключенных, но сейчас больше их просят, нежели от них отказываются
Депутат Дихтярь: «Какие газы имеет на вооружении МВД для разгона митингов и демонстраций?»
Для разгона митингов и демонстраций МВД никаких газов не имеет. МВД имеет газы типа «черемуха» слезоточивого действия, которые применяются для захвата вооруженных преступников, в случае пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка, отражения нападения на граждан и так далее.
«Кто имеет право дать приказ на применение этих газов?»
Разрешают применение газов командиры воинских частей и соединении. отвечающих за проведение той или иной операции, н руководители конкретных операций.
«Скажите, где, в частности, были применены газы и какие?»
В 198# году и » текущем году это средство применялось 4 10 раз при задержании вооруженных преступников, 88 раз при пресечении массовых беспорядков в ИТУ и 6 раз при массовых беспорядках: в Сумгаите, Кировабаде. Нахичевани. Тбилиси. Фергане. Новом Узене — всего 61 I изделий.
Есть вопросы от депутата. Это телеграмма, которая поступила товарищу Рыжкову и которую мне здесь передали: «Прошу задать кандидату вопрос об его отношении к кадровой политике, проводимой заместителями Министра внутренних дел Дидоренко. Тепловым, которые под предлогом борьбы с коррупцией разгромили местные кадры милиции Узбекистана, и руководство Узбекистана не в состоянии противостоять указанным вершителям судеб, которые, пользуясь поддержкой Гдляна и Иванова, проводили на местах их порочную практику, направленную против народа. Пискунович Г. П.»
Я не согласен с автором. Борьбу против коррупции в МВД Узбекистана. а это относится не только к МВД Узбекистана, надо продолжать. И руководство Узбекистана с этим вопросом согласно.
«Депутат Ополиниский. Как Вы думаете совершенствовать структуру государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения с тем. чтобы она могла функционировать более эффективно?»
Я откровенно скажу, что лично глубоко этот вопрос не изучал и не занимался, за 8 месяцев пребывания в должности не успел, однако согласен. что в дорожно-транспортной службе у нас много беспорядков. Об этом свидетельствует хотя бы рост числа погибших на дорогах. 47 тысяч 200 человек «а прошлый год Если сравнить опять с зарубежом. то на 10 тысяч единиц транспорта у нас 10 человек погибает, а. например, в ФРГ всего 3 человека. Мы сейчас заменили руководство главка и думаем несколько избавить людей от хамства работников этой службы, от показушной работы. Надо больше приблизиться к необходимым реалиям.
«Вооруженная и организованная преступность принимает в стране угрожающий характер. Как Вы считаете, нужны ли сейчас более строгие меры по пресечению подобных явлений?»
Совместно с Прокуратурой СССР и Министерством юстиции СССР нами подготовлен целый блок изменений в уголовном, уголовно-процессуальном законодательстве, который позволите большим эффектом бороться с этим злом.
«Защищенность работников милиции в правовом отношении. Разрабатываются ли министерством предложении по обеспечению правовой защищенности своих подчиненных?»
Да, разрабатываются. Такой блок разработан, и в принципе мы бы хотели, чтобы в течение этой сессии депутаты могли бы его рассмотреть. Но главное сегодня, к сожалению, неудовлетворительное использование суда¬ми действующего законодательства, которое защищает у нас милицию от преступных посягательств с разных сторон. Мы с коллегией Верховного Суда договорились, что Верховный Суд рассмотрит эту негодную практику, которая сейчас явно направлена против милиции.
Вот то вопросы, которые мне поступили до выступления, а вот вопросы, которые я получил сейчас.
«Как взаимодействуют МВД и КГБ при решении проблем общественной безопасности?»
Я должен сказать, это очень острый, и очень интересный, и своевременный вопрос. И сейчас мы чисто практически начинаем работать с Комитетом государственной безопасности, вырабатываем совместные указания, совместные инструкции. Важно нс здесь, нс в Москве нам работать — у нас туг нет никаких проблем, важно, чтобы этот контакт был снизу, на уровне района. Вот к этому мы сегодня стремимся.
«В стране существуют организованная преступность, мафия и т. д. Я уверен, что об этом подробно информируются и знают соответствующие органы внутренних дел. Почему эти крупные очаги не ликвидируются?»
Я не могу так сказать — нс ликвидируются. У нас сейчас этим занимается уголовный розыск. БХСС. Во-первых, по этому вопросу мы сейчас контактируем и с Комитетом государственной безопасности, и они берут часть работы на себя, помогая нам. А во-вторых, у нас создано специальное подразделение, так называемое «шестое», которое начинает заниматься такими крупными очагами, и целый ряд крупных очагов уже ликвидирован. Я просто, как говорится, картинки не могу здесь приводить, тем более что я и не запоминаю их особенно.
«Предусматривает ли новый проект закона об уголовной ответственности эффективную борьбу с организованной преступностью?»
Я уже говорил, что внесены такие предложения.
«Существует ли взаимосвязь роста молодежной преступности с тем. что в кино, на телевидении демонстрируются секс, насилие? Вы как думаете?»
Я думаю, что существует.
«Нужна ли в этом смысле цензура?»
Нет, не нужна.
«Какова взаимосвязь преступности и неограниченной продажи алкоголя?»
После 1985 года, тогда, когда бурная кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом была в своем апогее, преступность, и в том числе на почве пьянства, резко снизилась. Сейчас, когда начинается постепенное послабление, пошел резкий рост «пьяной» преступности. Примерно 30 процентов всех преступлений совершается в состоянии опьянения. Это только то. что выявлено.
«Что делается в органах ГАИ для того, чтобы возвратить владельцам угнанные автомобили, мотоциклы?»
У нас каждый час в Советском Союзе угоняется 3 автомобиля. Вот такая есть статистика. Что делается? Наверное, делается недостаточно много. Я подробно не могу на этот счет ничего сказать Надо улучшать работу ГАИ. и не только ГАИ. но и уголовного розыска.
«Вы в своем выступлении еще сказали о подростковой преступности».
Да. это очень больной вопрос. Подростковая преступность у нас за прошлый год выросла на I I процентов, а за 6 месяцев этого года — уже на 22 процента. Во всех наших нормативных документах и вообще в организации работы органов внутренних дел от министерства, от каждого главка и до районного управления мы отлаем приоритет вниманию молодежи. Причем не подростку внимание, нс просто какие-то формальные проводить дни. показушного такого плана мероприятия, а иметь непосредственный контакт с теми ребятишками, которые попадают под нехорошее влияние. Это очень важный вопрос, и мы намерены развернуть работу с ЦК ВЛКСМ, с Детским фондом имени Ленина и целым рядом других организаций.
Это частный вопрос: в каком-то РУВД этапирование проводилось не на том транспорте. Мы разберемся с этим вопросом.
То же по несовершеннолетним — слабая работа инспекции по делам несовершеннолетних. Я должен сказать, что сейчас мы выделили специальную службу, я не знаю, приведет ли это к чему-то. потому что это тоже в какой-то мере административная мера. Но в системе МВД сейчас из уголовного розыска выделена служба профилактики, главная задача которой — работа по предупреждению преступности, а главное поле деятельности — это работа с молодежью Такая система сейчас у нас создана.
«Распоряжение исполкома Ленсовета, номер такой-то от такого-то числа, об упорядочении договорных отношений с ГУВД, с организациями и гражданами предусматривает за охрану общественного порядка сотрудником милиции изъятие 40 процентов в местный бюджет общей суммы, полученной за тяжелый труд». За какой тяжелый труд? «Ваша позиция по этому вопросу?»
Свою позицию по этому вопросу я уже излагал. Мы придем к тому, что будем иметь две милиции. Одна милиция — это федеральная милиция, это розыск, это общесоюзная сквозная система, и вторая — это милиция муниципальная, та, которая касается общественного порядка, допустим, профилактики. пожарных и прочих дел, и эта милиция должна финансироваться за счет местных источников. И. наверное. Ленгорисполком в этом направлении начинает уже какое-то движение. Я просто этого вопроса более глубоко не знаю, к сожалению.
«Иногда в печати появляются данные о гибели работников милиции при исполнении служебных обязанностей,— по некоторым данным, ежегодно погибает 250 -300 человек».
В позапрошлом году погибло 180 человек, в прошлом году — 263 человека. В этом году (я очень к этому отношусь суеверно) пока меньше гибнет, чем в прошлом году. За полугодие не так много погибло.
«Если учесть еще рэкет, то МВД теряет до 500 человек». Это неправда, еще раз говорю — 263 человека в прошлом году погибло.
«Какие меры необходимо осуществить, чтобы избегать гибели?»
Во-первых, кадры. Я не знаю: не очень ли злоупотребляю временем?
Председательствующий. Пока время терпит.
Бакатин В. В. В Японии бывают годы, когда вообще ни один полицейский не гибнет. В Соединенных Штатах гибнет порядка 70—80 полицейских, хотя если брать по уровню преступности, то преступность в Соединенных Штатах на порядок выше. Вообще о вопросе подготовки кадров. Мы милиционеров выпускали на улицу после четырехмесячной подготовки, подготовка никуда не годная. Сейчас мы приняли такое решение, и вот уже с 1 июля подготовка первоначальная милиционера будет 10 месяцев, то есть мы пошли на увеличение затрат на это. Нужна и физическая подготовка. обучение определенным приемам борьбы и так далее. А в Японии, я сказал. 21 месяц обучается полицейский, прежде чем ему предоставляется право выйти на улицу и начинать какие бы то ни было действия. Это одно из направлений. Второй вопрос — это экипировка, вопрос защиты, вопрос технической оснащенности. Это очень сложный и большой вопрос. И третий вопрос — это вопрос правовой защищенности. Надо сказать, сейчас мы на милиционера смотрим не как на нашего защитника, смотрим как на человека, который чему-то мешает. Здесь связаны и вопросы культуры. и вопросы контактов с населением. Это очень большой вопрос, и он очень нас волнует. Я не могу сказать, что мы сейчас более гуманно подходим к оказанию помощи семьям погибших. А это такое горе...
«Не мешает ли Вам образование инженера-строителя руководить МВД? Как Вы относитесь к назначению на этот пост?»
Да. конечно, было бы лучше, если бы я был юристом. Но это чисто мое дело, это мешает только мне и больше никому не мешает. Как я отношусь к назначению? С большой ответственностью отношусь, понимая, что это тяжелый, трудный пост и доверие, которое мне оказано или будет оказано, я обязан оправдать.
«Как Вы относитесь к тому, что в органах внутренних дел на руководящих постах работает много неспециалистов?»
Не могу сказать, что на руководящих постах много работает неспециалистов. МВД это внутренние дела, и вы видите, что сами вопросы «от ГАИ до работы с подростками, от ИТУ до проблем пожарной безопасности, от оперативно-розыскных дел до следствия — конгломерат совершенно разнообразных дел. Тут и вопросы культуры, и политики, и чего хотите. Конечно, повышать качественный состав наших кадров нужно, но я не заметил, что работает мало неспециалистов. Наоборот, есть очень грамотные. очень толковые люди, которых нужно двигать выше.
«Ваше мнение о решении вопроса о социальной защищенности работников внутренних дел?»
Я отвечал на этот вопрос.
«Какие приняты административные меры по отношению к Министру внутренних дел Армянской ССР. который не мог своевременно обеспечить социальную защищенность лиц азербайджанской национальности и их жилищ?»
Такие же меры, какие приняты к Министру внутренних дел Азербайджанской ССР.
«Уважаемый Вадим Викторович, считаете ли Вы нормальным, что в домах-интернатах для престарелых проживают совместно люди, имеющие заслуги перед государством, и лица, проведшие большую часть жизни в местах лишения свободы?»
Это нс нормально. Надо создавать отдельные дома престарелых для этих лиц. Это совершенно очевидно.
«Кто определяет разряд вооружения при действиях солдат внутренних войск?»
Командир определяет. В соответствии с действующими положениями, инструкциями, которые согласованы с Минюстом, Минздравом и Прокуратурой Союза ССР.
«Почему возле государственных магазинов идет прямая спекуляция товарами по завышенным ценам? Там же находятся сотрудники органов МВД, и они не принимают никаких мер».
Не могу сказать, что таких фактов нет — они есть. Это говорит о качественном составе кадров нашей милиции, о том, что среди них, к со¬жалению. много людей, которые также работают на преступность. И наша задача избавляться от таких.
«Какова численность работников милиции в стране, в том числе в Москве?» 
Я сказал, что плотность милиции, если брать ее по государственному бюджету, составляет 17—18 человек. Если брать ее с учетом всех средств предприятий, то порядка 30 человек. В Москве по государственному бюджету плотность милиции 56 (примерно) как видите, гораздо выше. Москва наиболее насыщена милицией. И. наверное, это правильно. В Москву каждый день приезжает не одни миллион человек.
«Что делает министерство и что. по-Вашему, должен предпринять член Верховного Совета СССР, чтобы улучшить жилищные условия рядового?»
Во-первых, нужно, чтобы Советы выполняли свои обязанности по отношению к милиции так же. как они выполняют их по отношению к врачам. учителям, инвалидам и гак далее. Это прежде всего.
«МВД Карельской АССР посылало Вам письмо с предложениями о повышении роли МВД и путях решения этого вопроса. Не можете ли сказать, как Вы относитесь к этим предложениям?»
Эти предложения полностью нами поддерживаются, они идут в русле той перестройки, которую предстоит всем нам вместе делать. Ответ вам за моей подписью направлен.
«Какова численность работников МВД и численность полиции США?»
У меня перед собой нет сведений об этом. Но скажу, что плотность полиции в ряде капиталистических стран выше, чем у нас. А с Соединенными Штатами у нас примерно одинаковая плотность. Но, я вам говорил, затраты совершенно другие. Затраты на полицию в Соединенных Штатах порядка 25—26 млрд, долларов, а на всю уголовную юстицию затраты там порядка 46 млрд, долларов.
Можно спросить Министра финансов, какие у нас затраты. Я про МВД знаю, а про других нс могу сказать. Но у нас значительно меньше.
«Уважаемый Вадим Викторович, почему и как долго будут осужденных в одном регионе непременно пересылать в другие регионы?»
Я уже говорил об этом. Если любой исполком областного Совета скажет, что не надо присылать к ним заключенных,— мы готовы выполнить просьбу, потому что, вы понимаете, у нас нет сейчас в этом проблемы. Было 1.6 миллиона, а стало 800 тысяч. Можно оставлять где угодно — полно свободных мест.
«В четверг вечером в гостинице «Москва» в ресторане кто-то бросил «черемуху». Знаете ли Вы об этом? Откуда у рядовых граждан такое оружие?»
Я об этом не знаю, хотя должен сказать, что события в Тбилиси нас заставили очень серьезно проанализировать порядок учета, хранения, списания этих изделий. Выявили массу безобразий, против которых сейчас приняты определенные меры, хотя эти изделия до сих пор у граждан имеются.
Здесь целое письмо... Наверное, потом я на него отвечу, если позволите, а не экспромтом.
«Как Вы считаете, необходимо ли увеличение войск Министерства внутренних дел?»
Я уже говорил об этом.
«Какие меры Вы намерены предпринять по правовой защищенности работников милиции ? »
Об этом я тоже говорил. Материально-техническая база — самый сложный вопрос. Здесь просто нужны дополнительные ресурсы. На эту тему можно подробно говорить. Например, если в прошлом году мы получили порядка 40 тысяч радиостанций, то в этом году получим уже 90 тысяч. Но не хватает их сегодня 300 тысяч. Так что еще надо, как говорится, дальше работать в этом направлении. То же можно о транспорте сказать.
«Вы по специальности не юрист...»
Был уже такой вопрос...


Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ