Форумы

XXVIII съезд КПСС 2-13 июля 1990 года

Пт июн 10 2022, 09:57
Заседание первое
(2 июля 1990 г., утреннее)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС XXVIII СЪЕЗДУ КПСС И ЗАДАЧИ ПАРТИИ (доклад М.С.Горбачева)

"Товарищи! В отчетный период, особенно в последнее время, обострились межнациональные отношения. Мы не сразу осознали значение этой проблемы, вовремя не увидели таящейся здесь опасности. Вы, наверное, помните, что на XXVII съезде КПСС, за выполнение решений которого мы отчитываемся, эти вопросы рассматривались так, как будто они давно решены и дело обстоит в общем-то нормально. Но жизнь, как говорится, преподала суровый урок. Мы оказались не готовы к тому, что произошло, когда взорвались и выплеснулись наружу серьезнейшие проблемы, долго копившиеся под спудом видимого благополучия.
Тут переплелось многое, и я бы не упрощал дела. Перестройка и гласность создали благоприятные условия для возрождения национального самосознания. Это — позитивный процесс, который можно только приветствовать. Вместе с тем обнажились проблемы и противоречия, порожденные ошибками в размещении производительных сил, культурно-национальной политике, в том, что касается развития национальных языков, решения социальных вопросов в ряде регионов страны, неравномерности их развития, демографических и экологических изменений. Были тут свои исторические, религиозные причины. И конечно, приходится теперь расплачиваться за преступления, допущенные в свое время в отношении целых народов.
Надо откровенно признать: центральные и местные органы власти на первых норах неадекватно, без должного внимания отнеслись к этим проблемам. Этим воспользовались всякого рода деструктивные силы — сепаратисты, отъявленные националисты, коррумпированные элементы. Национальный вопрос и межнациональные отношения приобрели в ряде случаев острые формы. На этнической почве произошли кровавые столкновения, имеется много человеческих жертв. Появились беженцы, тысячи людей вынуждены были покинуть обжитые места, скитаются, испытывают тяжелые лишения. Все это нетерпимо, вызывает огромную тревогу людей во всей стране.
В адрес властей идут обоснованные требования принять меры для восстановления мира и согласия в нашем многонациональном государстве. К сожалению, надо признать, что в этих условиях не все выдержали испытание на интернационализм. Немало коммунистов поддались давлению, не сумели представить своему народу, трудящимся аргументов, которые убедили бы в опасности следования призывам сепаратистов и подстрекателей национальной розни. А таких аргументов более чем достаточно. И я считаю, что партийные органы правильно подверглись критике за промахи в политической работе, за неумение вести ее в условиях обострения межнациональных отношений. Мы многое здесь проиграли.
Из этого были сделаны необходимые выводы, разработана, всенародно обсуждена, а затем одобрена сентябрьским Пленумом прошлого года Платформа по национальной политике партии. Главный ее смысл — в признании необходимости направить процессы национального возрождения в созидательное русло в интересах каждого народа и страны в целом. Нельзя решить национальный вопрос без продолжения и углубления перестройки, и, в свою очередь, сама она не может рассчитывать на успех, если не будут решены вопросы гармонизации отношений между народами страны.
Мне кажется, сейчас мы лучше, чем когда-либо, понимаем суть ленинских взглядов на характер и облик Союза как добровольного объединения народов, связанных общими экономическими, политическими интересами, самой историей. Все то, что мы пережили и осмыслили за последнее время, подвело к пониманию, что преобразование Союза не может ограничиться лишь расширением, пусть даже значительным, прав республик и автономий. Необходим настоящий Союз суверенных государств. Речь идет, в сущности, об установлении такого национально-государственного устройства нашей страны, которое позволит развязать узлы противоречий, поднять сотрудничество народов на новый уровень, умножить совокупную союзную политическую мощь, экономический и духовный потенциал в интересах всех, кто объединился в великий Союз государств. Тем самым будет надежно обеспечена безопасность страны, повышен ее международный авторитет.
При этом остается требование приоритетности прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии. Оно должно быть закреплено в конституционном устройстве Союза и каждой республики. От этого принципа, которым мы руководствуемся и в международном плане, нельзя отступать ни на шаг.
В рамках созданной Советом Федерации специальной комиссии уже идет работа по подготовке нового Союзного договора, который вберет в себя весь комплекс вопросов фундаментального преобразования нашего многонационального государства. Но если это так и мы практически действуем в нужном направлении, если надеемся на коренное изменение к лучшему в ближайшем будущем, то, видимо, правомерно от имени съезда обратиться ко всем народам страны с призывом осознать пагубность дальнейшего нагнетания страстей в межнациональных отношениях, остановить и дать бой подстрекателям, в какие бы одежды защиты чести и достоинства они ни рядились. По-моему, такой позиции по этому вопросу ждет от нас народ.
Сейчас, когда мы вступаем в полосу глубоких изменений в нашем многонациональном государстве, всем народам нужны спокойствие, мир и сотрудничество. Надеюсь, этот призыв съезда будет услышан во всех уголках нашей великой многонациональной страны.
...
На первый план, товарищи, вышла сейчас задача укрепления законности и правопорядка. На разных форумах и к партии, и ко вновь избранным органам Советской власти люди предъявляют категорическое требование — остановить нарастание преступности, антиобщественных проявлений, решительно укрепить правопорядок. На съезде нельзя ограничиться лишь указанием на то, что закон должен действовать повсеместно. Об этом мы уже говорили, и не раз, но дело к лучшему пока меняется медленно. Поэтому нам следует углубить анализ сложившейся непростой ситуации и высказать свои оценки, предложения.
Мне хотелось бы прежде всего привлечь ваше внимание вот к чему. Мы должны ясно видеть непосредственную связь состояния правопорядка и законности с уровнем политической и социальной стабильности в стране. Раз это так, то на ее укрепление в первую очередь и должна быть направлена деятельность вновь созданных органов власти. И не надо ждать на этот счет каких-то новых указаний и законов, уже сейчас достаточно политических и правовых средств, для того чтобы решительно поправить положение к лучшему. Надо только действовать, и действовать решительно. Очень хорошо, что многие Советы это поняли и уже взялись за решение проблемы практически. Хотя есть и такие, которые находятся все еще в стадии «митинговщины».
Второе. Думается, многое объясняется своего рода комплексом неуверенности работников органов прокуратуры, МВД и даже судов — комплексом, сформировавшимся под давлением митинговых акций, демонстраций, разного рода ультиматумов. Или даже под воздействием выборных органов, которые под тем или иным предлогом препятствовали — есть сейчас много таких фактов — прокуратуре, милиции и судам обеспечивать действие законов.
С этим, товарищи, нельзя мириться. Так мы вообще далеко зайдем. Поэтому партийные организации должны выступить перед лицом нашей общественности с заявлением, что мы против любого давления на правоохранительные органы. Уверен, что общественность страны такого же мнения.
Третье. Мы высказываемся за дальнейшее укрепление правоохранительных органов, оснащение их всем необходимым, улучшение материального положения работников. Кстати, в этом направлении уже сделаны первые шаги и советские люди поддерживают такой подход. Многие Советы даже решили изыскать ресурсы на своих территориях, чтобы подкрепить реально органы милиции, правопорядка. Но, делая все это, наши люди вместе с тем рассчитывают на более эффективные действия административных органов по укреплению законности, защите прав и свобод каждого человека.
И еще, товарищи. В стране должна быть создана атмосфера нетерпимости к противозаконным явлениям. Тут многое могут и должны сделать средства массовой информации.
Пт июн 10 2022, 10:13
Заседание третье
(3 июля 1990 г., утреннее)

Крючков В. А. Уважаемые товарищи делегаты! Пожалуй, за всю советскую историю на партийных форумах, различных по характеру и уровню, не было столь острых и жарких дискуссий, касающихся судеб нашей партии и Отечества. И последние минуты нашего заседания, которые только что прошли, еще раз показали это.
Позвольте мне, отчитываясь перед съездом о работе, проделанной за сравнительно небольшой срок пребывания в Политбюро, изложить некоторые свои принципиальные позиции и оценки.
Во всей своей практической работе исхожу из глубокого убеждения в том, что перестройка явилась неизбежным и единственно возможным выходом из тупиковой ситуации, в которой наша страна оказалась к середине 80-х годов. Вскрытые перестройкой реалии не оставляют сомнения в том, что каждый год отсрочки начала обновления был бы чреват опасностью непредсказуемого социального взрыва. Поэтому, несмотря на огромные трудности, которые мы сегодня переживаем, перестройка войдет в историю как начало очищения и самоочищения, как революция в революции. И какие бы сложности и испытания ни возникали на избранном нами пути, они не должны умалить значения перестроечных процессов.
Да, страна, общество, партия переживают кризис. Можно бесконечно долго говорить о причинах тяжелого положения, созерцательно философствовать, в полную меру используя богатство русского языка. Но от этого легче не станет. Сегодня в особой цене конкретные шаги, практические дела и поступки.
Для меня, как коммуниста и члена политического руководства, критерием подхода к любой из проблем — будь то в политике, экономике, социальной сфере — является приверженность Ленину, Октябрю, социалистическому выбору, укреплению союза суверенных республик, демократическому обновлению. Этим неизменно руководствовался при обсуждении вопросов в Политбюро и Центральном Комитете партии.
Считаю своим партийным и гражданским долгом активную работу в Комиссии Политбюро по изучению материалов, связанных с репрессиями в период 30—40-х и начала 50-х годов. В этой работе опираюсь на поддержку коллектива чекистов, который, кстати, имеет к трагическим страницам прошлого отношение лишь в том смысле, что пытается восстановить правду, доброе имя невинно пострадавших. По инициативе Комитета госбезопасности был принят правовой акт об отмене внесудебных решений. Исходим из того, что восстановление справедливости — не только святая дань памяти погибшим. Это имеет значение для ныне живущих и будущих поколений.
Смысл своей работы в Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики вижу в наполнении практическим содержанием концепции нового политического мышления, построения безъядерного ненасильственного мира. Являюсь убежденным сторонником доктрины разумной достаточности, которая избавила бы страну от бремени излишних затрат при гарантии обороноспособности страны.
В рамках политики оздоровления международной обстановки приходится преодолевать стереотипы конфронтации, искать развязки сложных проблем сокращения вооружений и региональных конфликтов. Совместно с товарищами из Политбюро, и прежде всего товарищами Шеварднадзе Э. А., Язовым Д. Т., мне довелось принять непосредственное участие в урегулировании афганской проблемы, неоднократно бывать в Афганистане, встречаться с представителями различных сил. Вместе со всеми советскими людьми рад, что советские воины вернулись домой, а линия на национальное примирение в Афганистане оправдывает себя и завоевывает новых сторонников.
К сожалению, сегодня приходится говорить о поис­ках национального примирения и в нашем собственном доме. Как член Комиссии Политбюро по вопросам межнациональных отношений должен сказать, что работать приходится буквально в пожарном режиме, чтобы гасить возникающие то там, то здесь очаги конфликтов. Хроника сообщений из ряда регионов страны порой напоминает военные сводки. Рост сепаратизма, межнациональные столкновения, гибель людей — все это и человеческая боль, и фронт каждодневной борьбы чекистов. Людей убивают только за то, что они другой национальности. В мирное время появились сотни тысяч беженцев. И это в социалистическом государстве! Читая сообщения о сотнях убитых, тысячах раненых, новых десятках тысяч изгнанных, испытываешь состояние, далекое от того, когда чувствуешь себя счастливым человеком. Если волне насилия немедленно не положить конец, то последствия станут непредсказуемыми. Безусловно, есть упущения в работе правоохранительных органов, но, согласитесь, основа борьбы с подобными негативными явлениями должна покоиться на принципиальных политических подходах.
В целом, несмотря на то что мне никогда не приходилось работать столь интенсивно, как в составе Политбюро за последние месяцы, результатом удовлетворен быть не могу. Мало выработать политическое решение, важны механизмы реализации контроля, а тут — существенные сбои. Нужно еще научиться жить без статьи И Конституции. Мы часто по инерции скатываемся на путь администрирования, директив. Сказанное вовсе не означает, что допустимо ослабление партийной дисциплины, требовательности к коммунистам, какие бы посты они ни занимали. Кстати, пример в этом отношении показывают не только партии в буржуазном обществе, но и зарождающиеся партии в нашей стране.
В нынешних острых дискуссиях высказываются диаметрально противоположные взгляды и суждения. Люди не хотят мириться со всем тем, что мешает нашему развитию, ищут истину. Здоровые силы общества, а они составляют подавляющее большинство, стремятся найти оптимальные пути развития, раскрепостить огромные возможности социализма и обеспечить достойный советских людей образ жизни. Все это нормально, если бы не проявляющиеся перехлесты, крайности, с какой бы стороны они ни исходили.
У коммунистов, всех советских людей есть все основания утверждать, что в неоднозначной истории Советского государства наряду с серьезными ошибками и трагическими страницами было много положительного и славного. И тот, кто пытается все изображать черными красками, тот или ничего не видит, или действует далеко не с чистыми помыслами. (Аплодисменты.) Мы видим попытки бросить тень даже на великий подвиг советских народов в Великой Отечественной войне. Но разве победа в ней не есть отражение силы социалистических идей, преимуществ дружбы и братства нашего многонационального государства?! Были тяжелые деформации в развитии общества, годы застоя, годы духовного закрепощения советских людей. Причин и объективного и субъективного характера много. Но разве не партия и общество нашли в себе внутренние силы заявить об этом и пойти по пути обновления?
Уж очень часто мы теряем здравый подход к делу. Совсем недавно у нас писали, что там, на Западе, все плохо, а у нас — все хорошо. Сейчас мы слышим утверждения, что на Западе все хорошо, а у нас все плохо. Мы потянулись к зарубежному опыту, пытаемся перенять все полезное. И правильно делаем. Но можно ли допустить, чтобы наряду с полезным опытом в нашу жизнь переместилось и то негативное, что есть в мире капитала? Разве приемлемы для советского человека после 70 лет Советской власти перспективы массовой безработицы? Разве для нас приемлемы те масштабы преступности, наркомании, которые поразили самые цивилизованные страны капитала? Разве приемлемо для нас появление десятков и десятков миллионов человек, лишенных возможности иметь медицинское обслуживание, получить образование? А ведь в капиталистическом мире все это есть.
Мы идем к рынку, но не к рынку по Адаму Смиту — стихийному и безбрежному, а к рынку регулируемому, потому что на пороге XXI века было бы губительной ошибкой бросить страну в объятия рыночной стихии.
Мы правильно поступили, когда инициировали развитие кооперативного движения в различных сферах нашей экономической жизни. Но во всем должны быть экономические критерии и регуляторы. В стране образовалась теневая экономика, растет имущественное расслоение, появился целый слой миллионеров, их уже десятки и десятки тысяч. На одном полюсе — роскошь, на другом — трудности и лишения. Не стоит ли нам задуматься над тем, к чему все это приведет? Если вовремя не спохватиться, то при нынешних темпах усиления социальных перекосов не окажемся ли мы или наши дети в водовороте нового варианта Октябрьской революции?
Тот уровень размежевания, который сложился на сегодня, поставил перед каждым участником политического процесса главный вопрос: какое общество мы хотим построить? Общество, основанное на социалистических ценностях, или нечто другое, отличное от социализма? Именно в ответ на этот вопрос многие соперничающие с КПСС движения и партии и не хотят сегодня сказать всей правды. Но это — до поры до времени.
Какими только карами не грозят КПСС: распустить, самораспуститься, отдать под суд, устроить политические процессы и т. п. Слушаешь и невольно думаешь: уж не тоска ли это по политическим процессам? (Аплодисменты.)
Похоже, для некоторых из наших оппонентов отрицание, как таковое, нетерпимость к другим мнениям стали не только источником вдохновения, но, если хотите, образом их политической жизни. Подчас отвергают напрочь даже то, что сами же и предлагали.
Важнейшей задачей партии становится сосредоточение всех ее интеллектуальных сил на том, чтобы предложить обществу понятную, реальную, сильную своей правдой программу движения к достойной жизни советского человека. Думаю, что вынесенный на обсуждение съезда проект Программного заявления в основном отвечает этим требованиям.
Несколько слов о моей позиции по некоторым вопросам партийного строительства. Выступаю за совмещение высших государственного и партийного постов на нынешнем — подчеркиваю,— нынешнем, переходном этапе нашего развития. В противном случае будет ослаблена и президентская власть, и партия. Полагаю, что надо сохранить институты Генерального секретаря ЦК КПСС и Политбюро. Политическое Бюро в наибольшей мере по форме и содержанию отвечает потребностям политического характера руководства партией. (Аплодисменты.) Поддерживаю предложение учредить пост второго лица в партии со всеми необходимыми полномочиями.
Съезд должен сплотить коммунистов страны, решительно высказаться за конструктивный диалог с другими демократическими силами в поиске развязок острых проблем. Важно вести дело к преодолению дестабилизирующих факторов, иначе корабль перестройки может перевернуться, и за бортом окажутся все.
Товарищи! Демократия и гласность стали знамением нашей жизни. Советские люди получили возможность значительно расширить свой кругозор, повысить уровень политической активности. В нашей печати появились доселе замалчивавшиеся имена политиков, философов, ученых — отечественных и зарубежных. Все это обогащает наш интеллектуальный потенциал. Мы уже не представляем себе, как можно жить и созидать без многоцветья и состязательности различных взглядов. Но нет ни одного государства в мире, в котором демократия и гласность действовали бы в отрыве от правопорядка. У нас же здесь обозначился серьезный разрыв. И с каждым днем он обходится все дороже. Нельзя выступать за всемерное развитие демократии и вместе с тем не выступать за правопорядок, за торжество Закона. Общество, которое позволяет глумиться над Законом, уже по этой причине больно. (Аплодисменты.)
На современном этапе свою роль играют органы госбезопасности. Нередко задают вопрос: куда, мол, смотрит КГБ? Вообще-то говоря, смотрим куда надо. (Смех. Аплодисменты.) И видим немало, о чем своевременно информируем органы власти в центре и на местах. Какими быть органам: сильными и эффективными или слабыми и аморфными — решать обществу. Моя позиция состоит в том, что нам есть что защищать и должно быть чем защищаться.
Общество не может терпеть вмешательства в наши внутренние дела, позволять безнаказанно разворовывать и увозить за рубеж народное достояние, красть военные и государственные секреты, за которыми — труд и интересы миллионов людей. Только американские агенты Поляков и Толкачев, об истории падения и осуждении которых мы сообщали в печати, нанесли Советскому Союзу реальный ущерб, а тем, на кого работали, дали прибыли, исчисляемые в миллиардах рублей и долларов. А ведь только за последние 3—4 года Комитетом госбезопасности разоблачены десятки иностранных агентов из числа советских граждан!
Стоит ли корить Комитет за то, что он существует и действует? Если и есть за что нас упрекать, так это за недостаточную еще эффективность работы.
Работа органов госбезопасности требует продолжения обновления, осмысления их роли и места в условиях происходящих в обществе глубоких перемен. Перестройка охватила все стороны деятельности Комитета госбезопасности. Приняты кардинальные меры к тому, чтобы работа чекистских органов осуществлялась строго в рамках установленной компетенции, чтобы обеспечение государственной безопасности не противоречило процессам демократизации общества, чтобы соблюдались конституционные права и законные интересы граждан.
В Комитете осуществлен ряд структурных преобразований. Упразднено управление Комитета, занимавшееся борьбой с идеологическими диверсиями. При участии органов КГБ отменена норма Закона об уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду. Принципиально новое содержание получило такое направление работы чекистов, как защита советского конституционного строя.
Разработан и подготовлен к рассмотрению Верховным Советом Закон о Комитете государственной безопасности СССР. Впервые поставлен вопрос о четком законодательном закреплении полномочий, прав и обязанностей КГБ. В нем — надежные гарантии соблюдения законности. Нам непонятно, когда сама идея принятия такого закона кое у кого вызывает возражения. Обращаемся с просьбой к коммунистам — депутатам Верховного Совета СССР поддержать указанный законопроект.
Органы КГБ работают сегодня в условиях широкой гласности. Кстати, гласность — один из путей контроля за органами госбезопасности. Очень важно, чтобы наша работа встречала понимание. В ходе общения с людьми поступают многочисленные вопросы, и это заставляет критически осмысливать собственную деятельность, искать и находить пути ее улучшения. На практике гласность реализуется в постоянном информировании общественности о ходе и результатах работы. В КГБ СССР создан Центр общественных связей и соответствующие подразделения на местах. Я и сам не ухожу от встреч с трудовыми коллективами, депутатами различных Советов, от выступлений в средствах массовой информации.
Органы государственной безопасности решают задачи как за рубежом, так и внутри страны.
Главное в работе разведки — содействие обеспечению внешнеполитического курса Советского государства. Из всех проблем международной жизни абсолютный приоритет имеет проблема сохранения мира. К сожалению, приходится констатировать, что военная угроза и сейчас остается реальной. На этот счет не должно быть заблуждений. А они есть. Разведка и впредь будет следить за тем, чтобы наша страна не была захвачена врасплох какими-либо неожиданностями. Она настойчиво ведет работу в интересах укрепления обороноспособности и экономической мощи нашей страны. Кстати, на Западе открыто говорят, что там не намерены свертывать разведывательную работу по Советскому Союзу, причем выделяют на нее во много крат больше средств, чем можем позволить себе мы.
Наша контрразведка основные усилия сосредоточивает на борьбе с деятельностью разведок иностранных государств против СССР, с посягательствами спецслужб и преступных элементов внутри страны на советский общественный и государственный строй. Было бы неправильно во всех наших трудностях и просчетах видеть «руку» спецслужб. Вместе с тем позитивные перемены в международных отношениях породили среди определенной части советских людей взгляды, отражающие другую крайность: полную или частичную потерю чувства опасности, недооценку угрозы для политической власти советского народа.
Опыт пяти лет перестройки показывает, что социализм, демократия нуждаются в защите. Экстремисты действуют все более дерзко, широко используют оружие, подстрекают людей к совершению государственных преступлений. Пресечение преступной деятельности подстрекателей, экстремистов мы рассматриваем как свою важную задачу.
В поле зрения органов госбезопасности находятся сейчас и процессы, связанные с ростом организованной преступности в стране, наносящие серьезный ущерб интересам государственной безопасности. Наши работники за последнее время вскрыли и пресекли незаконный вывоз из Советского Союза стратегического сырья, драгоценных металлов, художественных ценностей на десятки и десятки миллионов рублей. Совместно с Прокуратурой и органами МВД мы активно включились в борьбу с коррупцией, взяточничеством, хищениями социалистической собственности в особо крупных размерах.
Жизнь внесла серьезные коррективы в деятельность по охране Государственной границы СССР. Мы подошли к тому, что нужно менять концепцию охраны границы. Предстоит пересмотреть многое в вопросах охраны как сухопутной части, так и морских участков границы. Вопреки предложениям некоторых органов власти на местах сохранить все, как есть, мы убеждены, что этого не следует делать. Нам предстоит в несколько раз сократить пограничную зону, которая в настоящее время охватывает 3 млн 600 тыс. квадратных километров. Ведь это, товарищи, одна шестая часть территории нашей страны.
Комитет госбезопасности, защищая интересы государства, общества, нуждается в морально-политической поддержке народа. Чекисты находятся на остром участке борьбы, и, видимо, вы заметили, подвергаются откровенным попыткам шельмования и дискредитации, как, впрочем, и наши Вооруженные Силы. В некоторых средствах массовой информации публикуются материалы, искажающие деятельность КГБ, причем у нас они появляются даже чаще, чем за рубежом. Какие только предложения при этом не выдвигаются: и расчленить органы, и выделить из КГБ отдельные звенья с передачей в другие ведомства, и просто устранить этот институт, как таковой. Уж больно кому-то мы мешаем!
Сотрудники органов госбезопасности решительно выступают за перестройку и являются ее активными участниками. Мы строго следуем букве закона, правде. Служение Родине, преданность ее интересам составляют смысл всей нашей жизни. Чекисты — это преимущественно члены КПСС. В нынешний переломный момент членство в КПСС — это сознательный выбор сотрудников органов госбезопасности, потому что мы видим в партии ту политическую силу, которая идет в авангарде борьбы за прогресс, за народ и с народом. В то же время мы с уважением относимся к законам, регламентирующим деятельность партий, общественных организаций и движений.
И в заключение, что касается моей личной позиции, хотел бы перед лицом высшего партийного форума сказать следующее: с Коммунистической партией Советского Союза — партией обновляющейся и обновляющей общество — буду вместе до конца своей жизни.
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)
Пт июн 10 2022, 10:26
Заседание шестое
(4 июля 1990 г., вечернее)

Муталибов А. Н. Товарищи! То, чего ждали поколения коммунистов, советских людей — переосмысления истории, социализма, советской государственности, всей нашей жизни,— стало наконец реальностью. Мы стали свободнее, доступнее, чище, и это правда! В ней безусловное достижение уникального общественного эксперимента — реформации КПСС и советского общества. Мы за перестройку!
Но есть и другая правда. Политическое мужество требует признать: пока за пять перестроечных лет сломано и разобрано куда больше, чем возведено. И винить в этом некого, кроме КПСС, ее лидеров, решившихся на апрельский (1985 г.) поворот.
Можно понять, почему перестройка была задумана и начала осуществляться без развернутой программы. Сказался дефицит времени, да и терпения народа. Но то, что она и сегодня лишена гарантированной от очередных ошибок научно обоснованной концепции, означает, что общество вновь рискует сбиться с пути. Если концепция перестройки будет все время находиться в движении, как сказано в отчетном докладе, то возникает закономерный вопрос: не пора ли оглянуться и посмотреть, куда же завел и в каком направлении несет нас рок стремительных событий?
Идеи доклада спроецированы большей частью в ретроспективу. Документ, которого ждала страна, оставляет открытыми главные вопросы, ради которых мы съехались на съезд: как нам выбираться из тупика экономических и политических проблем, межнациональной распри. На наш взгляд, между штурманами перестройки и всей остальной партийной массой образовался недопустимый разрыв. Действовала старая формула: «верхи» решили, «низы» согласились. Разработка реформ, призванных коренным образом преобразить общество, его политическую и экономическую основы, так и не стала делом всей партии, ее первичного звена. В политическом многоголосии возобладал верховный монолог, преподносимый зачастую как плод коллективного мнения. (Аплодисменты.)
Невольно складывается впечатление, что стиль и методы работы ЦК КПСС, его Политбюро были неадекватны изменившимся условиям жизни общества. Не создается уверенности и в том, что в Политбюро утвердился демократический принцип учета мнения каждого о принципах и этапах перестройки, положении в КПСС.
Просчеты экономической политики КПСС отчетный доклад склонен объяснить тяжелым бременем прошлого.
Но кто все-таки несет ответственность за просчеты пятилетия? Ученые-экономисты, плоды экономических экспериментов которых мы сейчас пожинаем, получили повышение. Так кому же народ обязан нынешним своим бедственным положением? (Аплодисменты.) Преждевременный демонтаж хозяйственного механизма, конечно же страдавшего серьезными изъянами, но все же отлаженного под систему, при отсутствии нового — вот, на наш взгляд, корень кризиса в экономике. Трудно согласиться и с тем, что практически исключено государственное регулирование экономических связей. Преждевременным в условиях глобального дефицита и монопольной структуры народного хозяйства представляется переход на оптовый рынок реализации ресурсов и средств производства. Поэтому мы считаем работу ЦК в этой сфере неудовлетворительной. (Аплодисменты.)
Сегодня переход к рыночным отношениям воспринимается как завершение экономической реформы. Но нельзя перескакивать через ступени, целые этапы. Это уже было.
Нельзя игнорировать и разность стартовых условий вступления в рынок. Одни на рынке предлагают компьютеры, другие — сырье. Как быть Азербайджану, который длительное время производил значительную часть советской нефти и поистине с кавказским великодушием отдавал ее Союзу? Ныне же он остался с гипертрофированной народнохозяйственной структурой.
О демократических преобразованиях. Синдром ускоренной политизации, охвативший общество, протекает с явным игнорированием принципа диалектического единства, демократии и закона. Как следствие — в отсутствие законов войска стали главным инструментом в поддержании порядка. Так дискредитируется суть демократических преобразований в советском обществе — процесса, десятками лет ожидавшегося народом.
Ясно, что, если не удастся оградить демократию от анархии, на смену ей вновь может вернуться диктат.
О положении партии. Съезд должен высказать свое отношение к будущему партии, ее месту в обществе. В условиях многопартийности следует пресечь шельмование, нападки на партию, ибо она имеет право в демократическом соперничестве укреплять свое положение в обществе. Следует умерить также зуд самобичевания и самоистязания, иначе вряд ли в таких условиях партия сумеет сориентироваться на коммунистическую перспективу.
Суров факт, но строительство гуманного, демократического социализма все последние годы сопровождается кровопролитием и несправедливостью. Народ более не утешить тем, что происходит еще одна революция. Какая, скажем, разница между теми, кто подвергся массовым гонениям в годы культа личности, и теми, кто потерял очаг и родные края в разгар перестройки? (Аплодисменты.) Правильно ли считать все это неизбежными последствиями реформации или объяснять неумением отдельных руководителей найти общий язык с народом? Слишком поверхностный подход к межнациональным потрясениям, которые угрожают разрушить страну, применительно к ситуации, сложившейся в нашем регионе.
Вновь хочу сказать, что политическое руководство страны не разглядело разрушительного для всего государства сепаратизма, так называемого движения за самоопределение в рамках автономной области.
Примером несогласованности в высшем звене партийного руководства является то, что в Баку в самом начале известного конфликта один член Политбюро заявляет о недопустимости перекройки границ, другой в это же время в соседней республике фактически поддерживает сепаратизм под предлогом права народа на самоопределение. Не хотел говорить об этом, но вынужден: товарищ Лигачев Е. К.— в Баку, товарищ Яковлев А. Н.— в Ереване. (Аплодисменты.)
Время показало, что позиция центра оказалась несостоятельной. Скажем прямо: не зная истории вопроса, не владея ситуацией, не обременяя себя объективным анализом причин конфликта, функционеры из центра, по сути дела, превратили Азербайджан в полигон для обкатки непродуманных решений. А результат? Продолжающееся противостояние, гибель людей. Дело дошло до того, что на территории страны между двумя республиками создана пограничная зона. В Армении создана 140-тысячная национальная армия, руководимая неформальными властями республики. Под реальную угрозу поставлены жизнь и безопасность азербайджанского народа. Однако никто не решается на разоружение тех незаконных террористических формирований.
Как же так? Мы преуспели в разрядке международной напряженности и разоружении. Почему же внутри страны идет нарастание напряженности между советскими народами и милитаризация? (Аплодисменты.)
Мы неоднократно обращались к Президенту, руководству страны, в ЦК КПСС с просьбой положить конец стихийной милитаризации, помочь республике восстановить спокойствие, успокоить народ. Сегодня мы вынуждены адресовать эти просьбы уже к съезду.
И все же мы не теряем надежды на то, что благоразумие восторжествует и оба народа, обязанные и дальше жить рядом, ради нынешних и будущих поколений наведут мосты понимания и уважения суверенных прав в преддверии союза суверенных государств, опустят взаимные обиды и упреки.
Коротко о будущей модели КПСС. Мы за такую модель, которая могла бы служить политическим гарантом нового устройства СССР на основе реального, а не декларировавшегося долгие годы суверенитета республик.
Мы за самостоятельную, равноправную на основе идейной общности с КПСС компартию республики.
Товарищи! История воздаст должное политическому мужеству человека, решившегося на революционную перестройку. Но современники не смогут смириться с нерешительностью и непоследовательностью, из-за которых может погибнуть великое начинание.
Если мы намерены продолжить перестройку, то руль ее должен быть в твердых руках. (Аплодисменты.)
Пт июн 10 2022, 10:31
Заседание седьмое
(6 июля 1990 г., утреннее)

Мовсисян В. М. Уважаемые товарищи! На нашем съезде идет принципиальный разговор о том сложном драматическом положении, в котором находятся наша партия, наша страна. Народ, коммунисты ждут от съезда конкретных конструктивных предложений и решений, способных вывести общество из кризиса. Ответственность перед народом за положение в стране и партии, пусть в разной степени, несем мы, коммунисты.
Главный вопрос сегодня - сумеет ли наш съезд снять напряженность в стране, предотвратить возникновение новых трудностей и противоречий, сможем ли мы сберечь КПСС, радикально обновив и определив ее место в обществе? В чем мы видим главную причину создавшегося положения? Прежде всего в недостаточной четкости и продуманности политики переходного периода перестройки. Реальное обновление общества не поспевает за ростом социальных ожиданий. И в итоге идея социалистического выбора начала терять притягательную силу.
Перестройка в партии значительно отстала от реформы общественно-государственной системы. Мы не сумели полностью отказаться от монопольной власти, от господства во всех сферах жизни страны, создать соответствующие демократические структуры. Авторитет партии не укрепить решениями и декларациями. Конкретные дела, истинное отношение народа - вот критерий рейтинга любой политической партии. Курс апреля 1985 года - правильный, исторически оправданный. Мы считаем глубоко несправедливым и ошибочным подвергать сегодня сомнению революционную суть перестройки, называть ее очередным общественным экспериментом. Коммунисты Армении считают, что Советский Союз должен стать союзом суверенных государств с многообразными межгосударственными отношениями. Характер и содержание связей компартий союзных республик друг с другом и с центром должны быть адекватны новой государственной структуре. Будущее нашей партии видится как союз самостоятельных компартий суверенных государств. Думается, что эта концепция должна лечь в основу Программного заявления XXVIII съезда и нового Устава партии. К сожалению, проект заявления не отражает всей значительности и глубины происходящих процессов, страдает декларативностью, во многом не отвечает на наболевшие вопросы, продиктованные жизнью.
В условиях нашей страны противопоставление прав человека правам наций опасно в политическом плане, ибо может служить оправданием для попрания национальных прав якобы во имя прав человека. Вызывает по меньшей мере недоумение прозвучавшая в одном из выступлений попытка поставить реализацию права наций на самоопределение в зависимость от административно-территориального статуса, квалификация этого права как сепаратизма.
Как справедливо отмечено в Политическом отчете ЦК, значение национального вопроса было осознано не сразу. Судя по материалам и выступлениям отдельных делегатов съезда, недооцениваем его и теперь. Хотя этому вопросу был посвящен специальный Пленум и принята Платформа КПСС, в нашем политическом арсенале все еще нет соответствующих структур и механизмов его разрешения, нет правовых начал регулирования межнациональных отношений. Конфликты в этой сфере решаются в основном силовыми методами. Армия и внутренние войска фактически расплачиваются за недальновидность и нерасторопность политиков.
Работу ЦК в области национальной политики считаю неудовлетворительной. Даже драматические события последних лет мало что изменили в осмыслении решения этой сложной проблемы.
В отношении нашего региона главная причина неэффективности принимаемых мер заключается в том, что в их основу с самого начала была положена ошибочная политика паритета, одинаковой вины, которая сегодня переходит в политику выкручивания рук. В конечном итоге это привело к разгулу произвола и насилия в регионе, гибели людей, появлению сотен тысяч беженцев. Вместо того чтобы нести ответственность, сегодня виновные сами всем предъявляют счет. Да, центр тоже виноват, но виноват в том, что не дал своевременной политической и юридической оценки происходящих процессов, не осудил Сумгаита, последующих актов вандализма. Сегодня во многом этим объясняется возникновение межнациональных конфликтов в различных регионах страны. Мы согласны, что судьба перестройки зависит от мира, спокойствия в нашем общем доме. Но для этого необходимо создать хотя бы минимальные предпосылки. Полностью игнорируются решения Верховного Совета СССР по Нагорному Карабаху. Вместо восстановления областных советских и партийных органов, повышения статуса реальной автономии области делается все для ликвидации автономии вообще, вытеснения коренного армянского населения. Советская власть подменена властью военной. И это выдается за нормализацию обстановки. Первым шагом к стабилизации положения в нашем регионе мы считаем незамедлительное восстановление областного Совета народных депутатов и партийных органов, снятие блокады области. В Берлине разрушили стену, а здесь возводим... Необходимо отменить не только неправомочные международные договоры и решение 1921 года, заключенные за спиной армянского народа, попирающие его законные права, но и поспешное решение Политбюро ЦК КПСС от 21 февраля 1988 года.
Мы видим и свои ошибки. Самокритично оцениваем обстановку у нас в республике. В чрезвычайно трудных условиях делаем многое для ее нормализации, рассчитываем на консолидацию здоровых сил, ибо верим в мудрость народа. Мы решительно отвергаем навешивание ярлыков какому-либо народу посредством манипуляции искаженными цифрами и фактами, распространения дезинформации. Убеждены, что насилие и национальная нетерпимость - не путь к решению проблем. Мы - за взаимопонимание и конструктивный диалог, в основе которого справедливость и добрая воля. Мы готовы сесть за стол переговоров.
Еще об одном. Стремясь к утверждению суверенитета республики, мы не должны ломать экономические основы нашего Союза, не должны пренебрегать интересами своих давних партнеров. Нельзя не учитывать различия в исходных предпосылках и возможностях перехода к рыночным отношениям. Нам надо разработать гибкий государственно-правовой механизм, координацию объединения усилий, особенно в устранении последствий общенациональных бедствий, таких, как Чернобыль, Арал, землетрясение в Армении и другие. Отсутствие такого механизма привело к той тревожной ситуации, которая сложилась в нашей республике. Армянский народ глубоко признателен за сочувствие и помощь, но сегодня полностью сорвана программа ликвидации последствий землетрясения. Из трех с половиной миллионов жителей республики около миллиона человек, включая и 260 тысяч беженцев, уже третью зиму будут вынуждены провести в палатках и времянках. Обстановка диктует настоятельную необходимость разработки и утверждения Верховным Советом СССР государственной программы ликвидации последствий землетрясения в Армении, а также признание правового статуса всех беженцев.
Товарищи, делегаты от Армении считают, что только путем коренного обновления партии, демократизации общества, создания правового государства, а не с помощью сильной, твердой руки, тоска по которой проявилась и на этом съезде, можно восстановить авторитет КПСС и вывести страну из кризисной ситуации. Спасибо. (Аплодисменты.)
Пт июн 10 2022, 10:40
Заседание девятое
(7 июля 1990 г., утреннее)

Гиренко А. Н. Уважаемые товарищи, секция <Национальная политика КПСС> поручила мне доложить вам об итогах ее работы. В секции принимали участие около 400 делегатов, выступили 39, не считая кратких, но, сразу скажу, весьма содержательных реалик. В соответствии с решением съезда партии на секции заслушаны отчеты и ответы на вопросы секретарей Центрального Комитета Усманова Г. И. и Гиренко А. Н. Обсуждение Политического отчета ЦК, отчетов секретарей ЦК, содержание и характер заданных вопросов, выступления делегатов показали, что проблемы межнациональных отношений беспокоят всех, так или иначе сказываются на атмосфере в трудовых коллективах, учебных заведениях, в воинских частях, затрагивают многие семьи. Я обещал делегатам съезда, участникам секции не сглаживать острых углов и воспроизведу те оценки, которые звучали. В ряде регионов, по сути, идет необъявленная гражданская война. Число убитых и раненых исчисляется тысячами, количество беженцев в мирное время перевалило далеко за полмиллиона. В ряде мест единственной надеждой для людей сегодня остаются армия и внутренние войска. Выступавшие, а среди них были представители большинства союзных и автономных республик, рабочие, колхозники, ученые, военные, подвергли резкой критике ЦК КПСС, Политбюро, секретарей ЦК, союзные органы за непоследовательность и медлительность в выполнении собственных решений, за разрыв между словом и делом. Касаясь трагического развития событий в Закавказье, эскалации национализма и сепаратизма в Прибалтике, делегаты говорили об ответственности высшего политического руководства страны. За попустительство деструктивным силам в прессе, одностороннее освещение конфликтных ситуаций, за отсутствие у партийных комитетов своевременной и полной информации высказывались персональные критические замечания в адрес секретарей ЦК КПСС товарищей Яковлева А. Н., Медведева В. А., Гиренко А. Н., Усманова Г. И. Мне поручено также доложить съезду, что ряд делегатов обратились непосредственно к Президенту страны товарищу Горбачеву Михаилу Сергеевичу с настоятельным пожеланием проявить всю твердость и решимость, которых требуют обстоятельства, особое внимание уделить последовательному и точному выполнению уже изданных Указов Президента.
В целом атмосфера на секции была весьма эмоциональной. Прямо скажу - не удалось полностью избежать всякого рода перехлестов. И все же разговор получился ответственный, делегаты прислушались к призыву актера, режиссера из Северной Осетии Маирбека Борисовича Цихиева давать взвешенные оценки и выступать не с разрушающей, а с созидающей критикой, воздерживаться от всего того, что может осложнить межнациональные отношения.
Если суммировать смысл выступлений, отсеять частности, можно выделить такие главные направления состоявшейся дискуссии. Первое - сразу же развернулась острая полемика вокруг формулы и проекта Программного заявления о приоритете прав человека над правами нации. Делегат Тишков, директор Института этнографии Академии наук СССР, назвал эту позицию шагом вперед по сравнению с предшествовавшими партийными документами по национальному вопросу. Именно такой подход согласуется с нашим стремлением построить гражданское общество, правовое государство.
С другой стороны, писатель Борис Олейник, делегат от Армении товарищ Даллакян предостерегали от абсолютизации этой формулы, поскольку она, по их мнению, таит в себе угрозу размывания национальной общности, вне которой могут обесцениваться такие понятия, как Родина, патриотизм, Отечество.
Думаю, к этим возражениям и замечаниям следовало бы прислушаться и можно было бы предложить для рассмотрения в Комиссии по Программному заявлению партии примерно такую формулу: КПСС, признавая самоценность национальных форм общественной жизни, защищая права наций, на первое место ставит права человека.
В любом случае приоритет прав человека - и в политике, и в практической деятельности партийных организаций - сегодня представляется чрезвычайно важным, особенно в свете тех событий, которые происходят в последнее время в прибалтийских и ряде других республик.
Второе. Многие делегаты в той или иной форме высказывали мысль: партия должна принять меры к тому, чтобы на деле стать выразительницей национальных интересов всех наших народов, преодолеть имевшие место в прошлом перекосы в национальной политике, подкрепить это практическими делами.
Партия сегодня имеет новую национальную политику, но реализуется она медленно. Чтобы поверили в наши платформы, программные заявления, нужна конкретная работа по разрешению социально-экономических и национально-культурных проблем. Необходимо пусть скромное, но постоянное и неуклонное наращивание результатов в плане повышения жизненного уровня, восстановления уважительного отношения к национальному языку, культуре, традициям, обычаям, обрядам. Надо наладить совместную работу в этом направлении с Советами, со всеми общественными организациями и движениями. В этом контексте высказывалась озабоченность, что принятая по инициативе партии известная Декларация о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и по обеспечению их прав, вызвавшая самый позитивный отклик у народа, затем, по существу, повисла в воздухе из-за того, что не подкреплена реальными мерами по восстановлению прав этих народов. В частности, делегат Багров Н. В. резко критиковал Государственную комиссию по восстановлению прав крымско-татарского народа за непринятие конкретных решений. Делегат Беков С. М. высказал неудовлетворенность работой депутатской комиссии по ингушской проблеме. Отмечалась также медлительность в решении проблем советских немцев. Общее настроение по этому вопросу выразил делегат Зумакулов Б. М., он потребовал дать политическую оценку ходу реализации декларации.
Высказывалось, как мне кажется, справедливое недоумение по поводу того, что решение, принятое еще на XIX партийной конференции, а затем Верховным Советом СССР, о создании Госкомнаца правительством СССР до сих пор не реализовано. Между тем это именно тот орган, который мог бы заняться конкретными проблемами того или иного народа, в частности острейшей проблемой беженцев.
Третье. Делегаты были единодушны в том, что рост национального самосознания - объективный и позитивный фактор. Однако на нем нередко паразитируют антисоциалистические и криминальные силы. Выражено пожелание, чтобы съезд партии обратился к коммунистам, партийным организациям республик повести активное наступление на национализм и шовинизм во имя будущего своих народов, во имя идеалов социальной справедливости, высказал общее мнение об исторической обреченности и бесперспективности для каждого народа сепаратистской политики.
Считаю, что у нас есть возможность сделать это, включив соответствующие формулировки в резолюцию съезда по национальному вопросу.
Четвертое. Обсуждение показало, что проблема автономии остается по-прежнему одной из самых острых, не решенных ни в концептуально-теоретическом плане, ни в плане практического законодательства. Принятые на этот счет законодательные акты не удовлетворили общественность, поскольку многоступенчатая система национально-государственных и национально-территориальных образований воспринимается как несправедливость. Как отмечали выступающие, ситуация особенно обострилась в связи с принятием на Съезде народных депутатов РСФСР известной Декларации о суверенитете. В частности, Председатель Верховного Совета Татарской республики Шаймиев М. Ш. информировал о том, что уже в сентябре ряд автономных республик могут принять собственные декларации о суверенитете. Отмечу, что делегаты разделили точку зрения секретаря ЦК товарища Усманова Г. И. Она состоит в том, что к Декларации I Съезда народных депутатов РСФСР следует отнестись с пониманием, но с концепцией суверенитета, в смысле ее практической реализации, надо обращаться крайне осторожно. Учитывая это, рекомендовано ЦК КПСС и ЦК Компартии РСФСР тщательно разобраться в данном вопросе, выработать соответствующие предложения и войти с законодательной инициативой в Верховный Совет СССР и Верховный Совет РСФСР.
И пятое. Дискуссия выявила, что особую озабоченность сегодня вызывает состояние дел с подготовкой и заключением нового Союзного договора, вообще со всем комплексом вопросов, который связан с обновлением союзной государственности. К этой проблеме делегаты подходили с разных сторон. Абсолютное большинство согласилось с той позицией, которая изложена в проекте Программного заявления XXVIII съезда.
Вместе с тем делегатов беспокоит медлительность центральных органов, реальная опасность утратить инициативу в этом деле. Высказано мнение, что Президенту СССР следовало бы незамедлительно и энергично взять на себя руководство переговорным процессом. Общая позиция состояла в том, чтобы призвать и прессу перейти от восторгов по поводу суверенитета республик к трезвому анализу политических и экономических последствий. Не имею права умолчать и о позиции делегата Алксниса. Он обратил внимание на то, что, по его мнению, формула - союз суверенных государств - содержит внутренние противоречия и таит в себе опасность развала страны. Мысль его склонялась к тому, что нужен тщательно продуманный механизм, при котором суверенитет республик не превратил бы в фикцию суверенитет Союза.
И последнее. Общую тональность дискуссии можно было бы выразить так. Партия на нашем XXVIII съезде должна четко и недвусмысленно заявить, что курс на перестройку, на демократизацию не подлежит никакому сомнению. Но демократия только тогда жизненно эффективна, когда в стране будут согласие, порядок и дисциплина. Благодарю за внимание. (Аплодисменты.)
Пт июн 10 2022, 10:52
Заседание десятое
(7 июля 1990 г., вечернее)

Атаджанян В. А., первый секретарь Степанакертского горкома Компартии Азербайджана. Уважаемый Егор Кузьмич, выскажите, пожалуйста, Вашу точку зрения на вопрос: следует ли квалифицировать национализм, сепаратизм, перекройку границ как естественное общечеловеческое право на воссоединение разделенных частей одного народа на примере карабахского движения? Сегодня утром, кстати, подтвердили, что правительство СССР поддерживало и даже было инициатором воссоединения двух Германий. Спасибо за ответ.

Лигачев Е. К. Хочу просто повторить, что действительно я выступил в Баку, где сказал о том, что особенно в нынешних условиях неприемлема перекройка каких-либо национально-государственных границ. Я это сказал на основе принятого решения Центрального Комитета партии. Кстати говоря, в самом начале, когда только зарождались все эти события, мы приняли правильное, мудрое решение, где четко и ясно сказали, что перекройка национально-государственных границ приведет нас к тяжелейшим последствиям. Я это повторил и сейчас повторяю. (Аплодисменты.)
Пт июн 10 2022, 12:03
Заседание восемнадцатое
(12 июля 1990 г., вечернее)

Акртумян Ю. И., секретарь парткома Ереванского государственного университета. Товарищи делегаты! От нашего съезда народ ждет очень многого. Те проблемы, которые существуют в жизни, в нашем обществе, мы здесь должны очень объективно обсуждать и находить пути их справедливого решения. Я сейчас выступаю по поводу того, что Генеральный секретарь нашей партии зачитал информацию, которая поступила из Нагорно-Карабахской автономной области. Хочу откровенно сказать от имени делегатов, коммунистов Армении, что мы искренне соболезнуем родственникам и родным тех, кто погиб во время инцидента в НКАО.
Но в то же время я хочу здесь, по требованию нашей делегации, заявить, что проблема НКАО, как вы знаете, вот уже более двух с половиной лет кровоточит. Мы с вами обсуждаем только следствие. Но мы с вами не обсуждаем основные причины, не выясняем их подлинный характер с тем, чтобы найти пути решения.
Мы, коммунисты, должны правдиво посмотреть в глаза действительности. После Сумгаита, когда погибли десятки армян именно потому, что они - армяне, к сожалению, не было проведено подлинного, объективного расследования, а наш Центральный Комитет партии не дал подлинной политической оценки этим событиям. До сих пор никто из нас по-настоящему не знает, кто были истинные организаторы и кто были истинные участники, и какое наказание они понесли в нашем социалистическом обществе. И многие из организаторов и участников остались безнаказанными, потому что не была дана политическая оценка, безнаказанность стала повсеместной, последовали новые акты геноцида против армян в других городах и районах Азербайджана, в том числе в Баку и Кировабаде.
Если мы не будем с вами об этом говорить, я думаю, что от этого мы проблему НКАО не решим.
И последнее, что я хочу сказать. Проблема НКАО сейчас осложнилась еще тем, что более полутора лет там не функционируют областной комитет партии, областной Совет народных депутатов. В условиях, когда власть в Нагорном Карабахе фактически сегодня принадлежит военной комендатуре чрезвычайного района и республиканскому оргкомитету, который назначен из Баку, положение нормализоваться не может.
Поэтому я хочу, чтобы участники, делегаты съезда по двум вопросам высказали бы свою точку зрения.
Первое. Незамедлительно в НКАО должна быть восстановлена деятельность областного комитета партии. Это - единственный областной район, где не функционирует партийная организация, не функционирует Советская власть.
И второе. Мы должны с вами вместе обсудить те основные эффективные пути, которые ведут к решению межнациональных конфликтов, к их ослаблению, а не к нагнетанию.
Я хочу выразить от имени нашей делегации сожаление, что такую информацию, которая еще нуждается в определенном уточнении, а это произошло 11 июля, мы уже объявляем сегодня. Есть события, которые случились несколько месяцев назад, но до сих пор мы не имеем точной информации. Сожаление выражаем по поводу того, что эту телеграмму зачитал Генеральный секретарь ЦК КПСС. Мне кажется, что это может вызвать новую волну антиармянских настроений в стране. А в этом мы должны быть... (шум в зале) очень осторожны! (Шум в зале.)

Пт июн 10 2022, 12:15
из резолюции XXVIII съезда КПСС по политическому отчету ЦК КПСС:

Требование XXVII съезда о социальной переориентации экономики, повороте ее к человеку не реализовано. Серьезную социальную напряженность и справедливое недовольство населения вызвали фактический развал потребительского рынка, усиление дефицита, обесценение рубля. Обострились социально-экономические проблемы села.
Резкое ослабление государственной и трудовой дисциплины, рост преступности, насилия, сопровождающиеся гибелью людей, появлением беженцев; коррупция, спекуляция, пьянство и наркомания, упадок нравственности вызывают тревогу, усложняют политическую обстановку.
Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное состояние науки, образования, культуры, здравоохранения.
Многие регионы страны — зона Чернобыля, Арал и Приаралье, бассейн Волги, Семипалатинский полигон и другие — не выводятся из состояния экологического бедствия. Решения по экологическим проблемам выполняются крайне медленно. Срываются государственные программы по ликвидации последствий земле-трясений в Армении и других регионах страны.
Съезд отмечает: обострение межнациональных от-ношений застало партию врасплох. ЦК зачастую не владел инициативой при урегулировании конфликтов, мирился с половинчатыми мерами в центре и на местах. Заключение нового Союзного договора затянулось. Под угрозой оказались целостность и само существование Союза ССР.
XXVIII съезд КПСС осуждает сепаратистские тенденции как противоречащие интересам народов. Съезд выражает сожаление по поводу произошедшего раскола в компартиях республик Прибалтики, при-ведшего к потере их решающего влияния на развитие политической обстановки.
Съезд заявляет о поддержке позиций партийных организаций, отстаивающих социалистический выбор общественного развития. Он призывает коммунистов Литвы, Латвии и Эстонии к единению на основе программных документов XXVIII съезда КПСС.
Съезд отмечает, что руководство КПСС, сделав смелый шаг к обновлению партии, не реализовало всех возможностей для радикального ее преобразования из государственной партии в политического лидера. ЦК КПСС, партийные комитеты не сумели перестроить свою работу, мобилизовать творческий потенциал партийных организаций.
XXVIII съезд КПСС считает, что деятельность Центрального Комитета КПСС, его Политбюро и Секретариата ЦК требует коренного совершенствования, а кадровая политика — обновления. ЦК, его Политбюро должны сосредоточить свою деятельность на ключевых вопросах обеспечения единства КПСС и развития демократии в партии, консолидации общества, достижения гражданского мира в стране политическими средствами, выработке и практическом осуществлении безотлагательных мер по выводу страны из кризиса. Нужны принципиально новые подходы в работе среди женщин, молодежи, ветеранов, учет специфики их положения в обществе, полнокровное включение этих групп населения в партийную жизнь и общественные структуры.
Съезд поручает новому составу Центрального Комитета КПСС в трехмесячный срок разработать практические меры по выполнению решений съезда, а также по реализации высказанных делегатами предложений и критических замечаний.
Учитывая сложную социально-политическую обстановку в стране, рекомендовать обсуждать на заседаниях ЦК и ЦКК КПСС текущий момент, отчеты Политбюро и Секретариата. Поручить ЦК КПСС рассмотреть в течение года вопрос об обновлении идеологической работы в партии. Признать целесообразным реорганизовать Академию общественных наук, Институт марксизма-ленинизма, Институт общественных наук при ЦК КПСС с учетом новых задач партии.
Пт июн 10 2022, 01:17
К ГУМАННОМУ, ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ СОЦИАЛИЗМУ Программное заявление ХХУШ съезда КПСС

I. КРИЗИС ОБЩЕСТВА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПАРТИИ

... Перестройка означала коренной поворот к политике обновления и освобождению страны от чуждых социализму общественных форм. Но она же выявила и исключительную сложность одновременного преобразования всех сфер жизни огромного государства с почти 300-миллионным населением. К тому же некоторые решения и действия руководства партии и страны в последние годы оказались слабо проработанными, непоследовательными, а в ряде случаев просто ошибочными. Негативные последствия имели просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами, в проведении антиалкогольной кампании, перекосы в организации кооперативного движения.
Старый хозяйственный механизм демонтируется, а новый еще не создан. В значительной степени утрачен контроль над денежным обращением и рыночной ситуацией. Непомерно затянулось создание правовой базы назревших экономических и политических преобразований. Страну сотрясают межнациональные конфликты. Упал авторитет государственной власти. Размываются духовные и нравственные ориентиры, нарастает волна насилия, преступности.
.... В стране идет быстрый процесс формирования различных общественно-политических групп и движений.
Активизировалось консервативно-догматическое течение, представители которого воспринимают политику обновления как покушение на принципы социализма и проповедуют возврат к авторитаризму. К ним объективно примыкает та часть бюрократических структур, которая не способна перестроиться, видит в демократизации общества угрозу своему политическому влиянию и социальному статусу и поэтому всячески старается заморозить процесс перемен.
Набирают силу движения, которые отвергают социалистический выбор, ратуют за неограниченную передачу в частные руки общественной собственности, за полную коммерциализацию образования, здравоохранения, науки и культуры. Заявили о себе экстремисты монархического и даже фашистского толка.
Заметным явлением в общественно-политической жизни страны стали социал-демократические течения разнообразных оттенков.
Значительный размах получили национальные движения, в которых наряду с демократическими тенденциями все активнее проявляют себя шовинистические и националистические настроения. Противопоставляя одни нации другим, выдвигая лозунги сепаратизма, «национальной исключительности», они часто оказываются выразителями интересов старых или рвущихся к власти новых антидемократических групп.

II. ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЯ КПСС
Реализация программных целей КПСС требует осуществления как экстренных антикризисных мер, так и долговременной политики по всестороннему преобразованию общества. КПСС будет добиваться этих целей политическими методами, сознательными, согласованными действиями коммунистов, в том числе работающих в Советах, других государственных органах и общественных организациях, используя конституционное право на законодательную инициативу, завоевывая доверие масс.
Экстренные меры по выходу из кризиса
В качестве неотложных мер партия выдвигает:
Первое. Разработку в текущем году нового договора о союзе республик как суверенных государств, основанного на строгой добровольности, взаимной выгоде, на свободе национального самоопределения, учитывающего как специфические особенности и потребности республик, так и интересы Союза в целом.
Второе. В социально-экономической области в течение полутора-двух лет осуществить:
— нормализацию потребительского рынка, прежде всего продовольственного, путем скорейшей переориентации экономики в сторону потребительского сек-тора, всестороннего развития предпринимательской инициативы, закупок товаров по импорту; при переходе к свободному ценообразованию поддержание твердых цен на ряд товаров первой необходимости;
— стабилизацию денежного обращения путем про-ведения финансово-кредитной реформы, распространения среди населения акций, распродажи излишних запасов материальных ресурсов, продажи жилья, увеличения процентов по вкладам населения, реализации займов под будущую продажу товаров, сведения к минимуму дефицита государственного бюджета;
— дополнительное финансирование неотложных социально-экономических задач за счет разумного сокращения затрат на оборону, неэффективных капитальных вложений, расходов на содержание управленческого аппарата, упорядочения внешнеэкономических связей;
— существенное увеличение объемов жилищного строительства за счет союзного, республиканского и местного бюджетов, средств предприятий, кооперативов, накоплений населения, предоставления льготных кредитов;
— разработку эффективных мер по укреплению здоровья народа, выделение дополнительных ассигнований на здравоохранение, использование на эти цели ресурсов предприятий и хозяйственных объединений, республиканских и местных Советов;
— оказание чрезвычайной помощи районам экологического и стихийного бедствия, создание эффективных рычагов стимулирования природоохранной деятельности;
— разработку мер по предупреждению вынужден-ной миграции населения, принятие социального статуса для беженцев, предоставление им необходимой помощи.
Третье. Решительное укрепление дисциплины и правопорядка, усиление борьбы с преступностью и профилактики правонарушений. Использование всех имеющихся средств — экономических, политических и правовых — для борьбы с теневой экономикой. Безотлагательное принятие законов, обеспечивающих правовой фундамент для осуществления экстренных мероприятий по выходу из кризиса, и выработка механизмов их реализации

Безопасность страны

Пока существует опасность вооруженных конфликтов, стране нужна надежная оборона. Партия считает необходимым:
— проведение военной реформы, основанной на новой оборонительной доктрине и принципе разумной достаточности, приоритете качественных параметров в военном строительстве;
— сохранение в исключительной компетенции Со-юза ССР принципиальных вопросов обороны и безопасности страны, строительства, подготовки и использования Вооруженных Сил;
— упрочение социальной защищенности (включая страхование жизни и здоровья военнослужащих) и улучшение бытовых условий военнослужащих и их семей;
— использование армии строго по назначению, в полном соответствии с законодательством;
— действенное политическое руководство сферой обороны и подконтрольность военного ведомства высшим органам власти при максимальной открытости его деятельности с учетом достигнутого уровня доверия между государствами;
— укрепление своего идейного влияния на личный состав через партийные организации и коммунистов в Вооруженных Силах;
— осуществление государственной программы конверсии и использование высвобождающихся мощностей в гражданском производстве с обеспечением социальной защиты работников.
Оставаясь в современных условиях жизненно не-обходимым институтом защиты конституционного строя, поддержания общественного порядка, органы внутренних дел и государственной безопасности должны действовать строго в рамках закона и под контролем представительных органов власти. Следует поднять уровень профессиональной подготовки, материального обеспечения работников правоохранительных органов.

К обновленному Союзу суверенных республик

За добровольный союз народов. КПСС считает, что развитие центробежных тенденций может быть предотвращено только на основе демократизации взаимоотношений между народами и национально-государственными образованиями Союза ССР, успешного развития экономики всех регионов и единого общесоюзного рынка. Партия исходит из признания права нации на самоопределение, вплоть до отделения, но не смешивает право на выход из СССР с целесообразностью такого выхода. Она считает, что, исходя из интересов самих народов и тенденции мировых процессов к интеграции, важно сохранить целостность обновленного Союза как динамичного многонационального государства. КПСС выступает за дружбу и интернациональное единство всех наций и народностей страны.
Партия будет проводить линию на укрепление суверенитета союзных республик. Она предлагает политическую и правовую многовариантность связей республик между собой и с Союзом в целом, разнообразие их хозяйственных взаимоотношений на основе экономической самостоятельности предприятий.
КПСС за повышение конституционного статуса, расширение прав автономных республик, автономных областей и округов.
Партия считает необходимым обеспечивать благо-приятные условия для развития всех наций и народ-остей:
— укреплять правовые гарантии культурно-национальных общностей, не имеющих административно-территориального статуса, их право вносить в органы государственной власти Союза ССР и республик проекты законов, иметь в них квоту представительства;
— принять срочные меры экономического, правового, экологического характера, которые способствовали бы сохранению среды проживания, воспроизводству условий, обеспечивающих нормальное развитие малочисленных народов;
— подтвердить право депортированных в прошлом народов на историческую родину или традиционные места проживания, а также право граждан возвращаться на историческую родину из-за рубежа.

Права человека и права наций. КПСС выступает:
— за расширение прав, наций при признании приоритета, неукоснительном и безусловном обеспечении прав каждого человека;
— против существования каких-либо правовых норм и законов, допускающих неравноправие граждан по их национальной принадлежности, за полную свободу выбора в индивидуальном национальном самоопределении;
— за уважение культурных традиций и интересов всех этнонациональных групп населения при принятии правовых норм и законов республик.
Пт июн 10 2022, 01:25
РЕЗОЛЮЦИЯ XXVIII СЪЕЗДА КПСС
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА —
ПУТЬ К ДОБРОВОЛЬНОМУ СОЮЗУ,
МИРУ И СОГЛАСИЮ МЕЖДУ НАРОДАМИ

XXVIII съезд КПСС отмечает, что союз наших на-родов переживает серьезный кризис. Острота и неразрешенность национальных противоречий в СССР создают реальную угрозу начавшимся демократическим процессам, дальнейшая эскалация напряженности грозит обществу распадом и возможной дестабилизацией ситуации в мире.
Создавшееся положение имеет глубокие исторические корни. Ленинская модель национальных отношений предполагала создание добровольного союза государств, основанного на свободном самоопределении народов. На этом пути были достигнуты несомненные успехи. Однако реальное формирование СССР осуществлялось согласно сталинским представлениям пост-роения унитарного государства. Имели место насильственное лишение государственности, депортации, в том числе и целых народов, игнорирование их экономических и духовных интересов. Итогом стали разрушение природной и социальной среды обитания многих народов, деградация их неповторимых культур, взаимные обиды и претензии. Тем не менее в партийных документах и пропаганде провозглашался лозунг о решенности национального вопроса в СССР.
Рожденные перестройкой процессы общественного обновления во многих случаях обрели естественную форму национального возрождения и национальных движений. Демократические силы этих движений отражают законные устремления граждан всех национальностей к самоопределению и самоуправлению, к улучшению социальных условий жизни, к сохранению и развитию национальных культур. Эти движения — реакция на бюрократический централизм, его неспособность считаться с самоценностью национальных форм общественной жизни.
Однако память об исторических несправедливостях, неудовлетворенность темпами демократических перемен, снижение уровня жизни, кризис структур власти, преступное использование национальных чувств в узкогрупповых и корыстных интересах создали почву для обострения межнациональных противоречий и центробежных тенденций.
Этнические конфликты уже привели к множеству человеческих жертв, сотням тысяч беженцев, нанесли огромный моральный, политический и материальный ущерб, пагубно влияют на процессы демократизации и национального возрождения. Если не произойдет улучшения экономической ситуации, осуществления реального самоуправления районов, областей, республик и регионов, если в национальных движениях сохранится установка на нетерпимость, если не будет остановлен национально-шовинистический экстремизм, то десятки миллионов граждан нашей страны и все общество ожидают еще более серьезные потрясения и трагические времена.
Съезд констатирует, что Центральный Комитет КПСС, Политбюро, особенно в последнее время, про-являли озабоченность положением дел и состоянием отдельных острых проблем, искали пути их решения. Вместе с тем ЦК КПСС и высшее руководство партии не смогли своевременно оценить глубину деформаций и противоречий в сфере национальной политики, предусмотреть их воздействие на ход перестройки, преодолеть догматизм, выработать опережающие ход событий принципиально новые подходы. Многие партийные комитеты также оказались не готовы возглавить революционные перемены, найти специфические для национальных регионов пути и методы решения проблем и устранения конфликтов. Немало коммунистов не выдержали испытания на интернационализм, поддались давлению националистических сил, не сумели представить аргументов, которые убедили бы в опасном следовании призывам подстрекателей национальной розни. В ряде республик политическая инициатива перешла к национальным общественным движениям, в которых нередко демократические начала переплелись с амбициозными политическими устремлениями их лидеров Выход из создавшегося положения XXVIII съезд КПСС видит в том, чтобы четко обозначить сложившиеся реалии и их возможные последствия, предложить политическую стратегию в данной сфере.
Основой такой стратегии должно стать безусловное признание права как каждого народа, так и личности на самоопределение на основе свободного демократического выбора.
Чтобы народ поддержал новую национальную политику партии, наши платформы и программные за-явления, нужна конкретная работа по разрешению социально-экономических и национально-культурных проблем. Необходимо пусть скромное, но постоянное и неуклонное наращивание результатов по улучшению жизненного уровня, восстановлению уважительного отношения к национальному языку, культуре, традициям и обычаям, согласия между гражданами и на-родами.
Эта работа должна быть начата с проявления особой заботы за судьбу малочисленных народов, национальных меньшинств, тех, кто был лишен в прошлом своего статуса и исторической родины. Здесь необходимы срочные меры экономического, правового и эко-логического характера, которые способствовали бы сохранению традиционных форм хозяйствования с расширением возможностей использования достижений современной цивилизации, созданию особых условий в распоряжении территориями и их ресурсами, результатами экономической деятельности.
Съезд выступает за реальное выполнение уже принятых высшими органами власти решений по восстановлению прав репрессированных и депортированных народов. Эти решения должны быть взаимоприемлемыми для всех народов, проживающих на данной территории, и подкреплены конкретными про-граммами союзных, республиканских и местных органов. Тем самым на деле будут проявлены подлинный интернационализм и гуманность. Реализация этих программ должна осуществляться в полном соответствии с требованиями закона. Конкретных и неотложных мер требует сегодня также и проблема беженцев.
По всей стране совместно проживают десятки мил-ионов граждан разных национальностей. Именно они становятся чаще всего жертвами межнациональных конфликтов, поспешных и непродуманных действий по пересмотру существующего национально-государственного устройства.
Центральному Комитету, ЦК компартий союзных республик, используя политические методы и законодательную инициативу, необходимо сделать все, чтобы претворение в жизнь принципов суверенитета включало в себя защиту прав всех граждан, такие формы самоуправления и программы культурной автономии в республиках, краях, областях и округах, которые обеспечивали бы права и интересы национальных меньшинств и малочисленных народов.
Общесоюзные и республиканские законодательные акты, принятые в последнее время, создали необходимые предпосылки для решения фундаментальной проблемы— подготовки и заключения нового Союзного договора. Съезд считает, что в его основу следует положить идею о союзе суверенных государств, в основе которой — реальное равноправие всех партнеров по договору, четкое определение статуса его участников, разграничение полномочий Союза и союзных республик, многовариантность связей между ними, добро-вольность и взаимная выгода. В этом процессе равноправными участниками должны стать все национально-государственные образования, включая автономные.
Преобразование СССР из унитарного государства в подлинное содружество народов требует продуманных решений и ответственных действий. Оно не может быть быстротечным: ведь речь идет о судьбе и историческом выборе сотен миллионов людей и многих народов. Съезд считает, что на этот период как союзные и республиканские власти, так и все общественно-по-литические движения и силы должны проявлять благоразумие и выдержку, исключать действия, которые могут привести к новым конфликтам и дестабилизации обстановки. В этой ситуации республики наряду с центром должны взять на себя ответственность за организацию и обеспечение основ гражданского общества и национальной жизни, обратиться к вековому опыту добрососедства и миротворчества. Съезд осуждает любые формы насилия в решении национальных проблем и считает политические средства и конституционные нормы единственным путем разрешения всех конфликтных ситуаций.
Долг коммунистов — выступить против идеологии и политической практики национал-экстремизма. Съезд решительно осуждает любого рода шовинизм, русо-фобию, антисемитизм, пропаганду и практику национальной нетерпимости и дискриминации и требует, чтобы государство уважало и защищало национальное достоинство граждан.
Делегаты XXVIII съезда КПСС осознают меру собственной исторической ответственности за принимаемые решения. Рождающееся в муках гуманное и справедливое общество обязано обеспечить мир и согласие между народами. В противном случае у демократического социализма и партии коммунистов нет будущего, нет права на доверие. Только объединив усилия народов нашей страны, пройдя через качественное обновление всех сторон общественной жизни, мы сможем занять достойное место в мировом сообществе.


Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ