Форумы

Пленум ЦК КПСС 5-7 февраля 1990 года

Чт июл 07 2022, 01:02
5 февраля 1990 года начал работу очередной Пленум Центрального Комитета КПСС. На рассмотрение Пленума внесен следующий вопрос: «О проекте платформы ЦК КПСС к XXVIII съезду партии». С докладом по этому вопросу на Пленуме выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. В работе Пленума принимают участие первые секретари ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов и окружкомов партии, Председатели Президиумов Верховных Советов и Председатели Советов Министров союзных республик, не входящие в состав центральных органов КПСС, группа первых секретарей горкомов, райкомов партии, секретарей парткомов крупных первичных партийных организаций, а также руководители министерств, центральных ведомств, творческих союзов и организаций, ученые, представители Вооруженных Сил СССР, средств массовой информации, шахтеры некоторых угольных бассейнов страны.( КПСС. ЦК. Пленум (1990, февраль). Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 5-7 февраля 1990 г. — М.: Политиздат, 1990. — 384 с. — Тираж 400 000 (1-200 000) экз. — ISBN 5-250-01383-Х)

О проекте платформы ЦК КПСС к XXVIII съезду партии
Доклад М.С. Горбачева

Товарищи, не меньше, чем положением в экономике, наше общество обеспокоено рядом сложных проблем, возникших в сфере межнациональных отношений, затрагивающих будущее советского федеративного государства. Здесь мы опирались на принятую сентябрьским (1989 г.) Пленумом платформу по национальному вопросу, работая над проектом документа, который сегодня обсуждаем. Мы считаем, что платформа по национальному вопросу может служить исходной базой для преобразования нашей федерации. Вместе о тем постарались учесть то новое, что родилось уже в последнее время. В предсъездовской платформе указывается на возможность и необходимость дальнейшего развития договорного принципа советской федерации. Речь идет, в сущности, о создании правовых условий, которые открывали бы возможность существования различных форм федеративных связей. Мы за разнообразие, многоцветие укладов национальной жизни при соблюдении целостности и единства Советского государства. Как я понимаю, у всех у нас в последнее время была возможность серьезно задуматься над положением дел и развернувшимися процессами в сфере национальных отношений. Наряду со здоровыми поисками того, как нам раскрыть потенциал федерации, какие нужно предпринять шаги в этих целях, проявилось и много такого, что вызвало большую тревогу в стране, не может оставаться без должной оценки и выводов. Мне кажется, в партии и обществе, хотя и с большими трудностями, не без столкновения мнений, формируется понимание того, насколько важно действовать взвешенно и ответственно в этой сфере. Все больше осознается, куда могут завести сепаратистские националистические, тем более экстремистские, лозунги и призывы, чем это может обернуться для людей, народов, в целом для нашего государства, Мы должны быть принципиальными в таких вопросах, как борьба с национализмом, шовинизмом, сепаратизмом. И поступая так, вместе с тем ясно понимать, что проблемы в национальной сфере существуют реальные, непридуманные, они ждут решений на путях перестройки. Чем быстрее будут приняты решения по разграничению компетенции Союза и республик, укреплению на деле их политической и экономической самостоятельности, расширению прав национальных автономий, чем скорее будет осуществлен комплекс мер по гармоничному развитию всех языков и культур, тем быстрее люди на практике увидят огромные преимущества новой советской федерации. Кстати, всякого рода сепаратисты, шовинисты, националисты хорошо это понимают, торопясь использовать в своих корыстных целях рост национального самосознания народов. Расчет очевиден: нанести упреждающий удар по перестройке, которая грозит перечеркнуть их далеко идущие замыслы. И не надо быть простаками, наивными в этих вопросах. В последнее время это особенно наглядно проявилось в событиях в Азербайджане и Армении. Вряд ли стоит сегодня подробно излагать всю предысторию конфликта, корни которого уходят в далекое прошлое. Хочу задержать ваше внимание лишь на принципиальной стороне проблемы. В центре конфликта оказался Нагорный Карабах. В экономическом и культурном развитии этой автономной области накопились серьезные проблемы, и, как вы помните, Центральным Комитетом и правительством были приняты крупные меры для их решения. Можно было рассчитывать на улучшение ситуации, появилась надежда развязать этот тугой узел. Но как раз такая перспектива не устраивала определенные силы в обеих республиках и в самой НКАО. Тех, кому перестройка как кость в горле, кто боится демократизации и гласности, не приемлет закон. Я говорю о представителях теневой экономики — этой настоящей мафии, которая всячески раздувает пламя межнациональных распрей и осуществляет давление на государственные органы под лозунгами национального возрождения. Конечно, не делает чести властям и партийным органам обеих республик, что, уступая нажиму, они сдавали одну позицию за другой. К сожалению, и многие представители интеллигенции Азербайджана и Армении не смогли правильно оценить ситуацию, разобраться в подлинных причинах происходящего и оказать позитивное влияние на ход событий. А тем временем антиперестроечные, коррумпированные силы сумели перехватить лидерство, направить действия введенных в заблуждение людей в деструктивное русло. Я должен сказать, что не было, пожалуй, другого такого вопроса, которому в Москве уделялось бы за последние два года столько внимания, как этому. Изначальная позиция центра состояла в том, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха должен быть урегулирован так, чтобы не было победителей и побежденных. Иначе неизбежны новые вспышки вражды и насилия, жертвы и потери. Кстати, так мы действовали и в моменты наибольшего обострения ситуации. И все же переломить ход событий не удалось. В конце прошлого года в сложной обстановке высшие органы власти обеих республик приняли решения, которые еще больше обострили ситуацию. Дошло до того, что республики оказались на грани самой настоящей войны между собой. С обеих сторон начались столкновения вооруженных групп, захват оружия, нападения на расположение войск и органов порядка, усилилось блокирование железных и шоссейных дорог. Особой жестокостью отличались действия погромщиков в Баку. И если бы не было введено чрезвычайное положение сначала в Нагорном Карабахе Я некоторых приграничных районах, а затем в Баку, пролилась бы кровь уже не десятков, а тысяч и десятков тысяч людей. Вот о чем, собственно, идет речь. В задачу этого Пленума не входит полный анализ происшедшего, но уже сегодня следует сказать, что простых объяснений и легких решений здесь нет. Главный урок состоит в том, что все вопросы развития наций и Межнациональных отношений должны решаться на путях перестройки, обновления общества, демократического диалога. Попытки действовать силой, методами террора, запугивания народа и давления на власти — прямой путь к хаосу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Необходимо сделать все, чтобы исключить возможность подобного развития событий в любом регионе страны. Стало еще более очевидным, насколько велика и ответственна роль партийных, советских, государственных органов, наших кадров, интеллигенции. Надо внести полную ясность: тот, кто сходит с принципиальных позиций, идет на поводу у отсталых настроений или даже подпадает под влияние националистического угара, окажется за бортом политической жизни. Важна не только принципиальная позиция наших кадров. Не меньше значит способность решать практические проблемы, волнующие людей. Мы знаем, как трудно и болезненно разворачиваются перестроечные процессы в этих двух республиках. В этом одна из причин, что националистическим силам удалось увлечь за собой людей. Здесь есть над чем задуматься и нам. Очевидно, центр не использовал все свои возможности и авторитет, чтобы эффективней воздействовать на ход перестройки в республиках, поддержать ее сторонников. Я уже сказал, что благодаря решительным действиям удалось избежать большей трагедии. Была угроза безопасности многих тысяч людей — это главный мотив принятых решений. Но дело также в том, что националистические, антисоветские группировки открыто посягнули на конституционный строй, рвались к власти, стремились установить отнюдь не демократию, а диктатуру грубой силы и воинствующего национализма. Это была, по существу, попытка насильственного переворота — не больше и не меньше. Для этого были подготовлены все структуры, прежде всего военные. И когда некоторые политические силы пытаются заигрывать о этой частью Народного фронта Азербайджана, то это лишь говорит о том, какие цели они сами преследуют. Мы выражаем соболезнование всем армянам, азербайджанцам, русским, людям других национальностей, которые потеряли в эти трагические дни своих близких и пострадали сами. Партия и Советское правительство будут делать все возможное, чтобы облегчить страдания беженцев и помочь им вернуться к нормальной жизни. Солдаты и офицеры Советской Армии и внутренних войск МВД проявили высокое чувство ответственности перед народом, мужество, выдержку и этим предотвратили эскалацию кровопролития, спасли тысячи жизней, создали предпосылки для успокоения обстановки в регионе. Главное теперь за народами обеих республик, их партийным и государственным руководством. От их действий зависит, насколько быстро будет восстановлена нормальная жизнь и прекращено чрезвычайное положение. И конечно, надо сделать все, чтобы скорее были решены проблемы Нагорного Карабаха — во всяком случае, неотложные, первостепенные — и те проблемы, которые возникли вокруг него, при безусловном соблюдении конституционных принципов, включая целостность Азербайджана.
Чт июл 07 2022, 01:02
А. Н. МУТАЛИБОВ (Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана)

Уважаемые товарищи! Трагическая обстановка сложилась в Азербайджане. Ожидания, которыми мой народ жил последние два года, привели его на грань отчаяния. Мечта о мире и спокойствии, надежда па справедливость и помощь оказались тщетными. Все это время льется кровь, она залила улицы Баку в черные дни января. Погибли люди, обманутые временем: азербайджанцы, армяне, русские, старики, женщины, дети. Мы конечно же скорбим об этих жертвах, и велик наш стыд за проявленную беспомощность. Во всем еще предстоит разобраться, люди должны знать правду, и они узнают ее. В то же время события января нельзя рассматривать без учета причинно-следственных факторов. Я не случайно начал с того, что волнует нас вот уже два года: вся страна, весь мир пристально следят за событиями в Закавказье. Конфликт, начавшийся на первых гребнях перестроечной волны, события в Нагорном Карабахе переросли в трагическое противостояние двух народов, никогда до перестройки не доходившее до такой степени отчуждения и откровенной вражды. По существу, идет гражданская война, и ее не может остановить даже армия. Оценивая аналогичные события, мы ссылаемся на накопившиеся проблемы в межнациональных отношениях. Не исключая этих проблем, все же считаю, что у советских людей главной проблемой является неудовлетворенность своей жизнью. Что касается межнациональных отношений, то здесь вещи надо называть своими именами. А если говорить об отношениях между армянами и азербайджанцами до событий в НКАО, то эти проблемы разрешались, удивительно, тысячами совместных браков, от которых семьи оказались ныне вдвойне несчастными. Сегодня уже никто не сомневается в том, что причиной событий стали претензии на территории НКАО. Ясно, что была поставлена цель во что бы то ни стало войти в состав Армении, сделать все для того, чтобы, даже разрушив оправдавшиеся экономические связи с Азербайджаном, искусственно их переориентировать куда угодно. Я должен со всей откровенностью об этом говорить сегодня, потому что это есть корень трагедии. Этой же цели служит возникшая в последнее время идея самоопределения наций. Имеется в виду армянское население НКАО. При этом ссылка идет на Ленина. Вероятно, для придания этому тезису авторитета. Надо ли думать о том, что компактно проживающие армяне, да и любые другие национальности в той или иной республике должны обязательно самоопределяться. Муссируемые в последнее время ссылки на многострадальность парода Нагорного Карабаха, кстати, сейчас это уже оправданно, «забота» о нем нанесли непоправимый ущерб и горе всем армянам, проживавшим в городах и районах Азербайджана, и всем азербайджанцам, жившим до недавних пор в Армении. Поверьте, не для разжигания эмоций я использую эту трибуну. Взаимные обвинения вы слышали не раз. Цель моя — еще раз со всей ответственностью подчеркнуть: не может быть, чтобы в том, что случилось, были равно повинны обе стороны. Не может быть, чтобы конфликт был начат одновременно по какому-то обоюдному сговору. Ведь кто-то же первый начал эту гнусную провокацию. Почему же до сих нор во всеуслышание не названы имена этих людей? Многие из них с завидным упорством, достойным лучшего применения, продолжают разжигать межнациональный конфликт. К тому же некоторые из них облечены правами народных депутатов СССР. Не пора ли положить конец их деятельности и на этом направлении? Таким образом, причиной конфликта явились открытые, ничем не обоснованные территориальные претензии одной республики к другой. Факт беспрецедентный в истории Советского государства. Этому, к сожалению, с самого начала центром не была дана принципиальная партийная и государственная оценка и не были приняты соответствующие решительные меры по пресечению любых попыток осуществить эти планы. Сегодня в Вашем выступлении, Михаил Сергеевич, прозвучало утверждение о соблюдении целостности Азербайджана. Мы признательны Вам за это, потому что это конституционное право. Мы вкладываем в это высказывание мысль о примате закона, согласно которому НКАО является неотъемлемой частью Азербайджана и входит в его государственную и политическую систему. И никому не дано право нарушения суверенных прав республики, осуществлять какое-либо вмешательство со стороны. Гарантом объективности соблюдения всех прав граждан является советское законодательство, которому мы будем строго следовать. Именно в силу нарушения этого принципа и как недоверие руководству республики было воспринято создание Комитета особого управления НКАО, хотя в него вкладывался миротворческий смысл. Но на самом деле деятельность комитета не нормализовала, скорее усугубила положение в республике. Нерешенность этой проблемы расценивалась трудящимися республики как неспособность Компартии Азербайджана обеспечить защиту национальных интересов. Укоренившаяся практика апеллирования к центру рассматривалась как отсутствие самостоятельности, неспособность брать на себя ответственность за решение коренных вопросов, выдвигаемых жизнью. Все это нанесло серьезный урон авторитету республиканской партийной организации, образовался вакуум между нею и народом, умело использованный всеми, кто решил воспользоваться в своих целях этим разрывом. Это привело на какое-то время к фактическому параличу политической власти, которая еще долго будет испытывать последствия тяжелого января 1990 года. И все же сегодня со всей определенностью хотим заявить применительно к январским событиям, исходя из гуманистических идеалов, на основе всего того, что за последнюю неделю пришлось слышать от всех, с кем мне доводилось встречаться: надо было бы, конечно, проявить более высокий профессионализм, избежать неоправданных жестокостей. Об этом сегодня у нас в республике везде говорят, и я обязан довести это до сведения участников Пленума. Я ни в коей мере, товарищи, не хочу нанести ущерба армии. Армия вынуждена вмешиваться в дела, когда власти на местах ее, по существу, теряют. И все же я считаю, что всем нам, всем нашим правоохранительным институтам, надо развернуться в сторону тех процессов, которые имеют место в различных регионах, и решать теми методами, которыми положено решать, не прибегая к вводу войск. Достаточно нам и Тбилиси, и Баку. Это я говорю и в свой адрес, и в адрес республиканской партийной организации прежде всего. На фоне событий, которые сегодня происходят, очень много и того, что мешает нам нормализовать положение. На поверхность, товарищи, выплеснулись всякие люди, всякая накипь. В том обобщение и ставить под сомнение приверженность азербайджанского народа социалистическим идеалам и развивать миф об исламском фундаментализме, который очень больно отражается в сердцах трудового азербайджанского народа. Есть опасные «теории» доморощенных политологов, направленные на разжигание нездоровых страстей. И эти идейки подбрасываются из-за определенного угла. Следует все-таки сказать и о том, что средства массовой информации, товарищи, должны проявлять большую чуткость и понимание сложившейся в регионе ситуации. Газеты, передачи Центрального телевидения очень внимательно прочитываются и прослушиваются всеми не только в Армении и в Азербайджане, но и во всей стране. Любое невзвешенное, необъективное слово разносится волной возмущения и работает только на дестабилизацию ситуации. Это прежде всего я хотел бы отнести к широкому рекламированию русских беженцев, посеявшему панику. Ну что, докатились мы до того, что сегодня действуют вооруженные, понимаете ли, формирования с той и с другой стороны. Но вот, товарищи, другой факт! Как не быть? В одних случаях мы их называем — я понимаю ваше возмущение — боевиками применительно к Азербайджану, в других случаях называем ополченцами там, где речь идет об Армении. И в том, и в другом случае конечно же нарушение советских законов. Ну. разве можно это выдавать таким образом, да еще снимать, понимаете ли, и показывать всему миру! Да, конечно же надо наводить порядок, и я думаю, что меры, которые сегодня нами предпринимаются, оздоровление, которое наметилось, все это в ближайшее время вкупе с тем отношением к этой проблеме, которое сегодня здесь прозвучало, помогут нам наладить дело и избежать дальнейшей конфронтации. Все происшедшее в Азербайджане, несмотря на остроту и беспрецедентность, является следствием общей болезни, товарищи, становления демократии, характерной для нашего общества. Не секрет, что в партийной среде, общественных кругах все громче звучат голоса о том, что перестройка становится неуправляемой, она то буксует, то ее заносит, гласность зачастую превращается в рупор для одних и средство блокирования других. Одни силы чувствуют себя в условиях демократии излишне вольготно, а другие подвергаются шельмованию. Об этом товарищи говорили. Возникла парадоксальная ситуация, когда реформирующаяся в сторону утверждения правовых отношений политическая система вынуждена прибегать к помощи силовых методов из арсенала командно-административного управления. Что это? Несостоятельность демократии? Отсутствие политического опыта работы в новых условиях? Или деморализация государственно-правовых структур? Не получаем мы пока ответа на эти вопросы из осуждаемого проекта платформы. Мы являемся свидетелями того, что в ряде регионов страны б так называемые неформальные движения уже фактически превратились в параллельные органы власти. Это стало возможно, наверное, не только из-за слабости и тактических промахов партийных организаций, но и потому, что до сих пор законодательно не регламентирована деятельность этих организаций. И самое главное — КПСС не удалось выработать четкую политическую линию в отношении новых движений, определить их место и роль в обновляемой политической системе. Это приводит к тому, что на практике на одну доску ставятся подлинные демократы и ярые националисты, борцы за перестройку и сепаратисты. Наверное, не случайно политическая забастовка, взятая на вооружение определенными силами как средство давления, не нашла до сих пор широкого противодействия со стороны общественности прежде всего. Думается, настало время называть вещи своими именами. В политической борьбе нужны по-ленински четкие акценты, характеристики и ориентиры. Я хочу согласиться со всеми теми предложениями, которые были высказаны выступившими товарищами до меня. И буквально несколько своих. Немало, надо сказать, в проекте платформы и противоречивого. В частности, о праве наций на самоопределение. С одной стороны, этот принцип подтверждается вплоть до отделения, даже будет разработан механизм, а с другой — говорится о долге партии убеждать в нецелесообразности такого выбора. Здесь надо высказаться ясно и недвусмысленно. В проекте указывается, что роль партии — быть демократически признанным политическим лидером. Но я не уверен в том, что партия сохранит свою руководящую роль в обществе на фоне огромных социальных проблем, которые еще не скоро будут, видимо, решены. При этом в экономической сфере делается акцент на то, что партия будет добиваться реализации социально- экономических программ. Ведь там подробное перечисление от экономии ресурсов до конверсии. Но все это не входит в прерогативу предстоящей деятельности партии. Поэтому тут нужно уточнение. О плановых и рыночных методах хозяйствования. Представляется половинчатым стремление только за счет них оздоровить экономику, не решив радикально проблему собственности или не обеспечив необходимую дисциплину. Декларативно звучат некоторые тезисы об ускорении реформ, наполнении рынка потребительскими товарами. И я думаю, что надо на это обратить внимание.
Чт июл 07 2022, 01:03
С. Г. АРУТЮНЯН (Первый секретарь ЦК Компартии Армении)

Уважаемые товарищи! Хочу поддержать в целом критические замечания по проекту платформы, которые, прозвучали здесь, на Пленуме Центрального Комитета. Вместе с тем считаю, что и в проекте платформы, и в докладе Михаила Сергеевича Горбачева намечены принципиальные подходы к обновлению нашей партии, углублению процессов перестройки. Горькая реальность сегодня такова, что партию, начавшую перестройку, все чаще пытаются представить как консервативную силу. Более того, само понятие «перестройка» постепенно стало отчуждаться от партии. Если верно, что не следует излишне драматизировать ситуацию в стране, то столь же верно, что не следует ее упрощать. В нашем регионе, как вы знаете, обстановка сегодня не просто драматичная. Она перешла критическую черту. И вполне понятны те обеспокоенность и озабоченность, которые были выражены на Пленуме ЦК. Мы у себя в республике трезво оцениваем ситуацию, даем себе отчет, насколько сложна и взрывоопасна обстановка. Видим ошибки и упущения, допущенные в регионе. Будем делать все для ослабления напряженности, установления мира и межнационального согласия. Но для этого необходимо извлечь уроки из трагического разворота событий, непредвзято оценить истинные причины и мотивы, приведшие к кризису, понять, почему оказались безрезультатными усилия, направленные на нормализацию обстановки. Очевидно, что в нашем регионе болезненнее про-явились противоречия сегодняшних перестроечных процессов. Обостренные социальные ожидания людей столкнулись с неотлаженностью механизмов демократического управления обществом. Более того, инерция старого мышления оказалась настолько сильной, что вызванное к жизни перестройкой волеизъявление армянского населения НКАО воспринято как посягательство Армянской ССР на территорию соседней республики. Снова хочу подчеркнуть, что вопрос НКАО — не территориальный спор. Он поставлен не Арменией, а самим населением Нагорного Карабаха, и суть его заключается в самоопределении народа. К сожалению, поиск политических путей решения проблемы стали опережать иные процессы. Массовые погромы армян в Сумгаите перевели вопрос о взаимоотношениях автономии и союзной республики в межнациональный конфликт. А экономическая блокада Армении превратила межнациональный конфликт в межреспубликанский. Думается, одной из серьезных ошибок является то, что мы не заметили, какую глубокую борозду поперек хода перестройки проложил Сумгаит. Своевременная политическая оценка сумгаитского преступления была важна не только для армянского или самого азербайджанского народа. В этой оценке нуждалось все наше общество. Как следствие сумгаитского синдрома в нашу жизнь вошло беспрецедентное явление — беженцы в мирное время. Более 300 тысяч армян вынуждены были покинуть Азербайджан и 157 тысяч азербайджанцев — Армению. Наш долг — всячески облегчить их участь, а не возлагать на них ответственность за социальные катаклизмы. Сводить на одну доску события в Армении и Азербайджане, как это делают некоторые средства массовой информации,— значит, вводить в заблуждение общественное мнение. При всей взаимосвязанности процессов, происходящих в двух соседних республиках, нельзя не видеть, что они существенно отличаются друг от друга. Никакими конфликтами с соседями не объяснить и не оправдать то, что стало возможным в Баку, Нахичевани, Ленкорани и других местах,— погромы и убийства, захват райкомов и горкомов партии, Советов, разрушение Государственной границы СССР на протяжении сотни километров. Все это наглядно показало, что разжигание страстей вокруг Нагорного Карабаха было лишь дымовой завесой для определенных сил, преследующих далеко идущую цель — свержение законной власти. То, что произошло, не укладывается в рамки нормального человеческого сознания, буквально потрясло нашу республику. Вновь появились тысячи беженцев, уже третья волна. Осложнилась ситуация в приграничных районах, усилилась блокада Армении, истощившая в разгар зимы ее энергетические, сырьевые, материальные и продовольственные ресурсы. Повсеместно, включая зону землетрясения, парализована жизнь. Обстановка, скажу прямо, достигла высочайшего накала. Республиканской парторганизации приходится прилагать буквально отчаянные усилия, чтобы не допустить взрыва эмоций, не выпустить ситуацию из-под контроля. Поймите нас, товарищи: из-за блокады республика уже многие месяцы практически находится на осадном положении. Сорваны все программы поставок и в республику, и из республики, программа восстановления зоны бедствия. Это рождает неверие в принятые на союзном уровне решения, стимулирует антицентристские настроения и серьезно осложняет нашу работу. Когда народ в шоковом состоянии, не все удается контролировать. С 15 января, когда уже третий день шли бакинские погромы, нападения на армянские населенные пункты, когда практически оказалась незащищенной государственная граница всего в нескольких десятках километров от Еревана, когда скопились большие вооруженные отряды в прилегающих к республике районах, правоохранительным органам не удалось предотвратить случаи захвата оружия. Мы ни в коей мере не оправдываем эти противоправные действия. Органами прокуратуры Армянской ССР возбуждено 104 уголовных дела по фактам захвата оружия. Но надо видеть всю правду. Тут сработала скорее всего выстраданная горьким историческим опытом народа и продиктованная реалиями сегодняшнего дня естественная реакция самозащиты. Но когда люди почувствовали защиту армии, они стали активно поддерживать действия военных, началась добровольная сдача захваченного оружия. Мы самокритично оцениваем положение дел, не стремимся уйти от ответственности. Не нам давать оценку проделанной работе, но в этих труднейших условиях удалось нацелить работу всех звеньев партийных и государственных структур республики на восстановление у людей веры в завтрашний день, не допустить хаоса и дезорганизованности, предотвратить забастовки, наладить с помощью союзных органов жизнеобеспечение населения. Собирательный разум, мудрость и выдержка народа оказались надежнее, прочнее сиюминутных эмоций и порывов. Мы не отождествляем экстремистов с азербайджанским пародом и стоим за диалог между республиками, за поиск путей взаимоприемлемого выхода из кризиса. Всем ясно, что дорога к межнациональному согласию будет трудной и долгой. Но мы готовы пройти свою часть. Базу для переговоров надо создавать на всех уровнях руководства, привлекая к обсуждению вопросов здравомыслящие силы обеих республик, используя и возможности народной дипломатии. В сложившейся ситуации реальный путь предотвращения дальнейшей конфронтации — временное выведение Нагорного Карабаха в подчинение центру. Думаю, весь комплекс проблем, связанных с ситуацией в регионе, в том числе вопрос об автономной области, необходимо сделать Предметом специального рассмотрения на предстоящей сессии Верховного Совета СССР. Товарищи! Хочу поддержать высказанное здесь мнение о необходимости приблизить сроки проведения XXVIII съезда КПСС. Этого требует сложившаяся в партии и стране обстановка. Принципиально верным является положение о том, что республиканские компартии должны иметь возможность разрабатывать собственные программные документы, иметь право напрямую участвовать в решении важнейших вопросов жизни всей партии. События последних лет в ряде регионов показали, что именно самоустранение компартий республик от постановки и решения многих вопросов, волнующих народ и выражающих зачастую своеобразие республик, ведет к снижению авторитета компартий, ослаблению их политического влияния на ход событий. Программы республиканских компартий помогут и Центральному Комитету КПСС глубже уяснить специфику решаемых па местах проблем и избежать унифицированного подхода к оценке деятельности компартий союзных республик. Весьма важно, что в проекте платформы подтверждена приверженность партии ленинскому принципу права наций па самоопределение. Уроки последних лет убеждают, что только последовательная реализация этого принципа позволит решить сложные проблемы межнациональных отношений. В проекте платформы отмечается, что КПСС будет бороться за сохранение своего положения как правящей партии, за получение мандата народа на формирование органов власти всех уровней. Тем самым признается, что в пашем обществе уже сложились другие политические структуры, могущие оспаривать монопольное положение КПСС в обществе. Представляется, что надо прямо сказать об этом, зафиксировать факт начавшегося формирования многопартийной системы в стране, предусмотреть для КПСС возможность вступления в блок с наиболее прогрессивными из этих организаций во имя достижения общих целей. Считаю, что было бы правильным, если бы партия сама выступила с инициативой о пересмотре статьи 6 Конституции СССР. Будем откровенны, ее сохранение р нынешнем виде не способствует авторитету КПСС. Нам нужна сильная демократическая власть, которая способна вывести общество из кризиса и обеспечить его динамичное развитие. Мировой опыт свидетельствует, что демократические структуры общественного управления эффективно срабатывают при оптимальном сочетании с формой президентского правления. И мне представляется, что страна нуждается в президенте, наделенном широкими полномочиями.
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ