Форумы

Правовые аспекты статуса ветерана БД

Чт фев 04 2016, 03:53
ПРОБЛЕМЫ СТАТУСА УЧАСТНИКА И ВЕТЕРАНА ДЕЙСТВИЙ В "ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ"


http://www.voennoepravo.ru/node/1385
В журнале «Право в Вооруженных Силах» № 3 за 2003 год была опубликована статья начальника юридической службы Главного управления воспитательной работы ВС РФ полковника юстиции В.М. Карякина (далее по тексту – автор статьи) «Статус участника боевых действий: проблемы и противоречия» (1). Статья поднимает важную тему, которая затрагивает интересы тысяч военнослужащих (нынешних и бывших), членов их семей, а также всех тех, кому еще придется послужить в «горячих точках». В статье изложены ряд положений, которые у меня вызывают если не раздражение, то недоумение. Этих спорных моментов я и хочу коснуться.

Кроме того, в статье вышеназванного автора лишь вскользь упоминается законопроект (проект федерального закона № 34763-3 «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий», далее – законопроект (2)), напрямую затрагивающий рассматриваемую тему, заложенные в него положения не раскрываются (3). Полагаю, что это является определенным недостатком, т.к. не проанализированы перспективы законодательного регулирования рассматриваемой проблемы. Как следует из преамбулы законопроекта, его авторы стремятся законодательно закрепить в Российской Федерации дополнительные меры социальной защиты граждан, принимающих (принимавших) участие в вооруженных конфликтах и в боевых действиях, членов их семей, и этим определить их статус в обществе, компенсировать им понесенный ущерб жизни и здоровью. Поэтому, значительное внимание будет уделено анализу законопроекта и предложениям по его совершенствованию.

Затронутая проблема интересна не только тем, что она актуально для большого количества граждан, но и тем, что является «незаезженной» авторами, находится в стадии законодательного становления и развития. Как справедливо замечено автором статьи, большое количество военнослужащих проходили службу в различных «горячих точках», как за рубежом, так и в своем Отечестве. Военно-политическая обстановка в мире, на территории прилегающей к Российской Федерации, да и в некоторых субъектах Российской Федерации, позволяют прогнозировать, что в ближайшие годы и десятилетия военнослужащим РФ предстоит защищать интересы государства и общества в различных «горячих точках». События в мире последовавшие за 11 сентября 2001 года и показавшие стремление США к мировому господству, продолжение подрывной и террористической деятельности группами религиозных и националистических экстремистов на территории РФ и вблизи от нее, сделали очевидным необходимость укрепления военной мощи государства даже для «пацифистски» настроенных политиков.

Одна из составляющих военного потенциала государства – морально-боевая готовность к защите своей Родины, напрямую зависит от чувства защищенности государством военнослужащих, принимающих участие в действиях в «горячих точках». Будет большим оптимизмом утверждать, что в этом плане у нас в стране все хорошо. Не идут на пользу этому попытки судить по «законам мирного времени» полковника Буданова, многочисленные факты «выбивания через суд» денег бывшими участниками контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, потуги задарма сформировать из военнослужащих-контрактников 76 дивизию ВДВ и другие реалии нынешней военной службы.

В условиях недостаточной правовой регламентации статуса военнослужащего в период прохождения военной службы в «горячей точке», и после нее, остается широкое поле деятельности для тех бюрократов, для которых «война – мать родная». Чтобы обезоружить их, создать условия для чувства правовой защищенности необходимо, в первую очередь, создать твердую законодательную базу.

Как справедливо отмечено автором статьи, определенные предпосылки уже созданы. Согласно п.2 ст.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», особенности статуса в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Существуют федеральные законы: «О статусе военнослужащих», «О ветеранах», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее – «О дополнительных гарантиях и компенсациях …»), «Об обороне», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – «О пенсионном обеспечении …»), и других. Кроме того, значительную часть составляют подзаконные нормативные акты. К сожалению, приходится согласиться с автором статьи в том, что действующие законодательные акты регулируют отношения в неполной мере, а тенденция их развития неутешительна. Названный выше законопроект, призванный кодифицировать и повысить уровень законодательного закрепления статуса военнослужащих, проходивших службу в «горячих точках», проходит процедуру принятия законодательным органом более 3 лет. Надо полагать, что это вызвано как объективными факторами, так и сопротивлением «финансовой» части Правительства.

Заслугой авторов законопроекта является попытка сформулировать и законодательно закрепить содержание понятий: боевые действия, вооруженный конфликт, район боевых действий, район вооруженного конфликта, участник боевых действий, участник вооруженного конфликта и других. Эти положения являются базовыми, поэтому на их содержание надо обратить пристальное внимание.

1. Понятие боевых действий
Автор статьи, опираясь на «Военный энциклопедический словарь» 1984 года, соглашается с определением (первый его вариант) боевых действий, как организованных действий частей, соединений, объединений всех видов Вооруженных сил при выполнении поставленных задач. Согласно словаря, основными видами боевых действий являются наступление и оборона. (4)
Законопроект трактует понятие «боевых действий» как организованные действия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при выполнении боевых (специальных) задач в условиях военного положения, в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах, а также боевых (специальных) задач в условиях чрезвычайного положения. Если первое определение является общим, то второе становится более уточненным. Но признать их соответствующими объективному содержанию данного понятия можно едва ли.
В связи с этим возникает ряд вопросов:

Организованные действия подразделений не могут считаться боевыми?

Задачи по оказанию помощи в сборе урожая, ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п., тоже считаются «боевыми» или «специальными»?

Использование оружия и боевой техники для уничтожения вооруженного противника не будет считаться «боевыми действиями» до введения в установленном законом порядке военного положения, чрезвычайного положения, или принятия решения о проведении миротворческой операции?

Как мне кажется, изложенные выше определения не являются полными и требуют изменений. Начнем разбираться «от яйца».

Военная доктрина Российской Федерации (далее – Доктрина), утвержденная Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года № 706, предусматривает возможность участия Российской Федерации в войнах и вооруженных конфликтах. Войны классифицируются по разным признакам (п. 2), нас интересует классификация по масштабам. По этому признаку война может быть:

локальной;

региональной;

крупномасштабной.

Вооруженные конфликты как международные, так и внутренние (п. 4) могут стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы, иметь международный или внутренний характер. (Подробнее рассмотрено понятие вооруженного конфликта будет ниже)

Из пункта 15 Доктрины можно выделить основные формы применения Вооруженных Сил и других войск:

стратегические операции;

операции;

боевые действия;

совместные специальные операции;

контртеррористические операции;

миротворческие операции.

Как можно заметить, понятие боевых действий в Доктрине (как форме применения войск) соответствует второму варианту понятия, изложенному в Военном энциклопедическом словаре (5). В этом случае боевые действия рассматриваются как форма оперативного применения объединений и соединений видов Вооруженных Сил в рамках операции (или между операциями) в составе объединения более крупного масштаба. Данное определение к рассматриваемой проблеме не применимо.

В пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» содержится понятие «военного времени», охватывающего период времени с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. Состояние войны объявляется федеральным законом. Статьей 19 названного закона предусмотрено ведение боевых действий Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами в период военного положения. Содержание данного понятия излагается в п.1 ст.19 федерального закона «Об обороне» и в п.1 ст.1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Военное положение вводится на территории РФ или части ее территории Президентом РФ в случае агрессии или угрозы агрессии против РФ.

Понятие чрезвычайного положения определено ст.1 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Согласно названного закона, чрезвычайное положение - это вводимый в установленном законодательством порядке особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц, допускающий отдельные ограничения прав и лиц, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей, при наличии, представляющих собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер, обстоятельств:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающими, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Исходя их характера обстоятельств, боевые действия (в смысле вооруженных столкновений) могут осуществляться в условиях, предусмотренных в первой части перечня обстоятельств.
Чрезвычайное положение вводится на части или всей территории РФ указом Президента РФ (с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе), который должен быть утвержден Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Контртеррористическая операция – специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции (ст.3 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом». В соответствии с той же статьей зоной проведения контртеррористической операции признаются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится операция. Граница зоны проведения контртеррористической операции определяется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операции.

Таким образом, исходя из анализа характера действий сторон и положений действующего законодательства, боевые действия (вооруженные столкновения сторон) могут осуществляться:

1) в мирное время: - в период военных конфликтов (в т.ч. при
осуществлении миротворческих операций);

- в ходе контртеррористических операций;

- в ходе выполнения отдельных задач в период
чрезвычайного положения.

2) в период военного положения;

3) в военное время.

Анализ положений федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2), «Об обороне» (ст. 19), федерального конституционного закона «О военном положении» (ст. 1) и других актов (например, Постановление Правительства РФ от 19 октября 1998 г. № 1216), принятой организационно-штатной структуры позволяют сделать вывод о том, что участвовать в боевых действиях, выполнять задачи в области обороны и безопасности государства могут объединения, соединения, части и подразделения:

Вооруженных Сил РФ;

других войск;

воинских формирований;

органов;

специальных формирований.

Будут ли военнослужащие единственными участниками боевых действий? Думаю, что на этот вопрос необходимо дать отрицательный ответ. Как показывает опыт Великой Отечественной Войны (и опыт действий в Дагестане в 1999 году), в боевых действиях принимали участие не только военнослужащие. Активное участие в боевых действиях в ходе ВОВ принимали, и согласно Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» признаются участниками ВОВ партизаны партизанских формирований (6) и члены подпольных организаций, бойцы и командный состав истребительных батальонов (7), взводов и отрядов защиты народа, ополченцы, а также другие лица. Принимали участие в боевых действиях на стороне федеральных сил группы ополченцев-добровольцев и в ходе отражения нападения на г. Кизляр бандформирования С.Радуева в январе 1996 года, и особенно активно в ходе отражения вторжения чеченских боевиков на территорию Дагестана в августе-сентябре 2000 года.

Следующей характерной чертой боевых действий следует признать их организованный характер.
Таким образом, в целях законопроекта, боевыми действиями следует считать обеспечение и выполнение боевых (специальных) задач Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями, органами и специальными формированиями в военное время, в период военного положения, при вооруженном конфликте, а также при проведении контртеррористических операций и чрезвычайном положении.

Остается открытым вопрос о содержании или перечне боевых (специальных) задач, обеспечение или выполнение которых, будет признаваться боевыми действиями.
Анализ Военной доктрины РФ (п.17) позволяет выделить в качестве боевых (специальных) следующие задачи:

несение боевого дежурства (боевой службы) выделенными (назначенными) войсками, силами и средствами;

охрана и защита государственной границы РФ;

охрана важных государственных объектов;

поддержание особого режима военного положения, чрезвычайного положения, зоны вооруженного конфликта;

предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
разгром вторгшегося противника;

уничтожение созданных (создаваемых) группировок войск (сил) противника;

локализация и нейтрализация приграничных вооруженных конфликтов;

защита своих войск (сил), населения, военных и гражданских объектов от воздействия средств поражения противником;

разгром и ликвидация НВФ, бандитских и террористических групп и организаций, уничтожение их баз, центров подготовки, складов, коммуникаций;

восстановление законности и правопорядка;

обеспечение общественной безопасности;

локализация и блокирование района конфликта;

пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон;

изъятие оружия у населения в районе конфликта;

обеспечение условий для доставки гуманитарных помощи гражданскому населению.

Эти же задачи (часть из них) называются в ст.9 ФКЗ «О военном положении», в ст.17 ФЗ «О чрезвычайном положении», постановлении Правительства РФ от 9.12.1994 г. № 1360. Данный перечень считать закрытым было бы неправильно, т.к. время вносит свои коррективы.

Например, в последнее время часто озвучивается задача подрыва экономической базы терроризма. Я имею в виду не действия налоговых органов, органов по финансовому мониторингу по пресечению отмывания денег, нажитых преступным путем или по перекрытию финансовых каналов поступления денежных средств. Это необходимые меры, но к «боевым» их отнести трудно. Я подразумеваю часто показываемые по телевидению кадры уничтожения в Чечне подпольных мини-заводов по производству бензина, которые проводятся как настоящие «боевые операции». Было бы полезным перечень вышеназванных задач включить в законопроект.

2. Участники (ветераны) боевых действий
Вопрос о том, кого можно считать участником боевых действий является одним из ключевых. Рассматривая динамику развития правового статуса участников войны в Афганистане, Н. Данилова отмечает (8), что разнообразие юридических формулировок, выбор того или иного юридического кода является не просто "игрой в слова" или основанием для распределения материальных ресурсов, но и выражает уважение к гражданам страны, показывает признание выполнения ими воинских обязанностей и конституционного долга. И с этим следует согласиться.

Было бы неправильным как необоснованное расширение круга лиц, так и необоснованное сужение круга лиц, признаваемых участниками боевых действий. Мне кажется, что нельзя признать справедливой и законной прочитанную мной в газете точку зрения одного чиновника (к сожалению, не сохранил вырезки). Его слова звучали примерно так: «Они приходят и начинают требовать льгот и компенсаций, не понятно, на каком основании. Они думают, что если в них кто-то стрелял и они в кого-то стреляли, то им положены эти льготы и компенсации».

Все же, заслуживают уважения и те, «кто хотя бы на пару дней прилетал в относительно спокойный Кабул» или в Чечню по каким-либо делам. Будет несправедливым предоставление льгот и компенсаций этой категории лиц в равной мере с военнослужащими (и другими лицами), принимавшими участие в боевых действиях, тогда, когда дела эти не будут связаны с названными в первой части этого материала задачами, а эти люди не будут обладать правом иметь и применять оружие.

Автор статьи ратует за справедливость. Он и его единомышленники могут быть спокойны. «Социальной справедливости» при признании лиц ветеранами боевых действий в соответствии с изменениями в Федеральный закон «О ветеранах», внесенными ФЗ от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ, ничего не угрожает. Не угрожает в том смысле, что необоснованного расширения круга лиц, относимых к ветеранам боевых действий, не предвидится. Скорее следует опасаться обратного - его искусственного зауживания. В соответствии с требованиями ст. 2 федерального закона от 27 ноября 2002 г. № 158-ФЗ, Правительство должно привести свои нормативные правовые акты в соответствие с названным законом. Я уверен, что в процессе этого «приведения в соответствие» будут приняты самые серьезные меры по недопущению расширения круга лиц, которые будут пользоваться льготами и компенсациями. К такому выводу подталкивает пример постановления Правительства РФ от 26 декабря 2001 года № 896 «О зонах вооруженных конфликтов». Этим постановлением был ограничен круг лиц (во всяком случае, оно используется должностными лицами именно для этого), которые ранее законодательством относились к военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооруженных конфликтов, и которые пользовались гарантиями и компенсациями, предусмотренными Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях …» от 21 января 1993 года № 4328-1.

Можно согласиться с автором статьи, что с точки зрения лексического анализа понятия «участника» и «ветерана» различны (9). Но с точки зрения задач, которые ставятся перед законопроектом его авторами, с точки зрения интересов лиц, которые относятся к данным категориям, между этими понятиями можно поставить знак равенства. Полагаю, что понятие ветерана является более общим, чем понятие участника. Разве принимающий участие в боевых действиях военнослужащий в период своего участия не может считаться ветераном (уже обладать статусом ветерана боевых действий)? Ведь для этого ему ничего не надо предпринимать, необходимо только чтобы он прекратил участие или чтобы боевые действия прекратились. Бывший участник боевых действий автоматически получает статус ветерана боевых действий. Таким образом, для получения звания ветерана боевых действий и использования положенных компенсаций и льгот необходимо доказать только сам факт участия в боевых действиях, а не наличие еще каких-нибудь дополнительных оснований. Это, надо полагать, более справедливый подход к формированию понятия «ветеран боевых действий».
Существуют в федеральном законе «О ветеранах» понятия «ветеран военной службы», «ветеран труда», «ветеран государственной службы».

Эти понятия законодателем связаны со следующими дополнительными обстоятельствами:

приобретением определенного стажа или выслуги лет;

награждением орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий, либо награжденные ведомственными знаками отличия.

Автор статьи ратует за подобный подход к определению понятия «ветеран боевых действий». По его мнению важны вопросы о продолжительности участия военнослужащего в боевых действиях и о степени и форме этого участия. По «их» мнению, «ветераном боевых действий не может считаться каждый, кто в прошлом принимал участие в боевых действиях; данное звание должно присваиваться только на основаниях, установленных Федеральным законом «О ветеранах».
Автор статьи явно погорячился! От чьего имени он заявляет об этом? От имени коллектива авторов? Но, среди авторов значится только один человек! От имени Главного управления воспитательной работы? От имени всех Вооруженных Сил? Но в положениях об этих органах нет ни одного слова о полномочии начальника юридической службы без доверенности действовать от их имени!

Сначала автор утверждает, что военнослужащий в период участия в боевых действиях является «участником», а после прекращения участия становится «ветераном» (Б.А.: заметьте – автоматически). В итоге оказывается, что звание «ветерана» надо бы еще было заслужить! Затем: «звание должно присваиваться на основаниях, установленных Федеральным законом «О ветеранах», но отмечает, что «отсутствие в законе четко очерченных временных рамок проведения контртеррористических операций неизбежно приведет к необоснованному расширению круга лиц, претендующих на льготы и гарантии», т.е. названный им закон - нехорош. Беспокоит все же автора статьи возможность «необоснованного расширения круга лиц, претендующих на льготы и гарантии»! Ох, беспокоит! Это так понимаемый должностным лицом «интерес государства». Следуя такой логике, отправляясь в «горячую точку» военнослужащему необходимо думать не только как противника победить, но и о том, как после убедить чиновников в том, что «не сам он направился туда, а Родина послала, и не «орехи» он там сторожил»!

По мнению автора статьи, важен вопрос о степени и форме участия в боевых действиях при присвоении звания «ветерана боевых действий». И какие здесь предлагаются критерии? Организовать спор, кто больший вклад внес: пехота, артиллерия, авиация и п.д. или МО, МВД, ФСБ и т.п.? Чтобы затем поставить всех в очередь? Или может быть автор статьи полагает, что командиры и солдаты, добросовестно относящиеся к выполнению своего воинского долга при охране военного городка в Ханкале, меньшего достойны уважения чем какие-нибудь разгильдяи пьющие водку на блок-посту и тем привлекающие к себе внимание боевиков в качестве мишени для нападения? Следую этому пути, придется долго изучать, кто в каком месте, и в какое время шел в атаку. А если не шел в атаку, а отбивался от противника, то стать «героем и ветераном» не моги. Это не для тех, кто «сидел в окопах». Это история уже знает, когда количество награжденных в 1941 году за период оборонительных боев значительно отличалось от количества награжденных в 1944 году за такой же период наступательных боев. У некоторых народов были, правда, надежные способы доказательств степени и формы своего участия в бою, но в XXI веке приносить своему командиру отрезанные головы, уши или скальпы врагов могут только «совсем отмороженные». Но это не главное. Основное в этом – солдаты место службы не выбирают. Ее нести надо там, где стоишь. Тогда будет меньше потерь. Поэтому, нельзя делить военнослужащих выполняющих свой долг в условиях угрозы возникновения боя в любом месте и в любое время на «черных» и «белых». Кому что суждено, но достойны уважения, льгот и компенсаций они все в равной мере.

В связи с поднятым вопросом, следует обратить внимание на аналогичное положение в Законе «О ветеранах», касающееся ветеранов ВОВ и ветеранов боевых действий на территориях других государств. Участники ВОВ из числа военнослужащих действующей армии относятся к ветеранам ВОВ без каких либо дополнительных требований к степени, форме или продолжительности участия в боях. Так же относятся к ветеранам боевых действий и участники боевых действий на территориях других государств. Почему же автор статьи прошел мимо этого?

Я согласен, что степень участия в боевых действиях может быть разной. Но это должно найти свое отражение через механизм предоставления дополнительных льгот и компенсаций. Поэтому, идея механизма «дополнительного денежного вознаграждения за непосредственное участие в боевых действиях», выраженная в ранее принятой практике выплаты «боевых» оправданна. Этот механизм предусматривается и законодательством. Полагаю, что уместней говорить об устранении нарушений законности и справедливости отдельными командирами при начислении «боевых» своим подчиненным, путем выплаты всему личному составу части, а не отдельным военнослужащим, чем о порочности самого механизма.

Предлагается автором статьи в качестве критерия оценки степени и формы участия награждение орденом или медалью (Б.А. - даже награждения ведомственным знаком отличия недостаточно!). На первый взгляд это может показаться обоснованным и справедливым. Но только на первый! Почему-то вспоминается поговорка: «Кто шел в атаку – тому …»?!

Согласно ст.17 Дисциплинарного устава ВС РФ, каждый командир обязан поощрять своих подчиненных за подвиги, разумную инициативу, усердие и отличия по службе. В следующей статье Дисциплинарного устава указано, что наградить государственными наградами могут за мужество и отвагу, образцовое руководство войсками и другие выдающиеся заслуги, за высокие показатели в боевой подготовке, за отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники. Таким образом, поощрение ставится в зависимость от действий командиров, а они бывают разные. И у этих командиров имеются свои командиры. Кто-то не слышал о фактах возвращения без реализации или «пропажи» представлений в вышестоящих штабах? Не предусмотрено поощрение за выполнение своего воинского долга, поэтому большое количество солдат не получает ведомственных и государственных наград за период участия в боевых действиях. Не факт, что данные военнослужащие в меньшей степени участвовали в боевых действиях, чем некоторые награжденные. Разве справедливо таким военнослужащим отказывать в звании ветерана боевых действий»?!

Корякин В.М. считает важным при присвоении звания «ветеран боевых действий» учитывать продолжительность участия военнослужащего в боевых действиях. Он считает, что 12 месяцев будет достаточно. Почему не один или три, или шесть, а именно двенадцать? Интересно, по мнению автора статьи, достаточно было или нет для присвоения звания ветерана боевых действий «пребывания» военнослужащего в городе Грозном в период Новогодних и Рождественских праздников зимы 1994/1995 года? По моему мнению, для того чтобы «отведать досыта прелестей» участия в боевых действиях может хватить и нескольких часов. Это кому, как не повезет! (Б.А. - в последнем предложении нет ошибки) 12-месячный срок сделает невозможным для военнослужащих-срочников получение звания «ветерана». Такой срок они не смогут там прослужить. При сроке службы 24 месяца: 6 месяцев – подготовка; остается 18 месяцев службы. Но в соответствии с п.8 ст.3 Положения о порядке прохождения военной службы, более 9 месяцев в зоне вооруженного конфликта военнослужащий-срочник служить не должен.

Звания ветеранов боевых действий, гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим для определения их статуса в обществе, как возмещение затраченных военнослужащими физических и нравственных сил, в ходе участия в боевых действий. В этом вопросе нельзя подходить по принципу: насколько навоевал, столько льгот и компенсаций получи. Льготы ветеранам – не оплата, а компенсация. Нет, и не может быть шкалы для оценки степени участия в боевых действиях. Нет шкалы оценки потери нравственных сил каждым военнослужащим, т.к. психологическая устойчивость каждого человека индивидуальна. Звание «ветеран боевых действий» это не только льготы и компенсации, но и признание государством особой значимости вооруженной защиты Родины. Думаю, что это рублем не оценить.

Законопроект дает следующее определение понятию участников боевых действий – граждане, принимающие (принимавшие) непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций. С этим определением можно согласиться, но внести в него несколько изменений. Прилагательное «непосредственное» из определения следует удалить, т.к. плохо представляется «опосредованное» участие в боевых действиях. Вероятно, что слово «организаций» необходимо заменить на слова «специальных формирований». Это устранит различия в формулировках, принятых в ранее принятых законодательных актах.

В международном праве (п. 2 ст.43 Дополнительного протокола от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1948 года, касающегося защиты жертв международных конфликтов) существует понятие комбатанта, которое включает в себя достаточно широкий перечень лиц, которые имеют право участвовать в боевых действиях. С этим понятием сходно понятие участника боевых действий, с той лишь разницей, что последние фактически участвуют в боевых действиях. В этом ключе я и понимаю содержание понятия участника боевых действий.
Таким образом, участниками боевых действий следует считать граждан принимающих (принимавших) участие в боевых действиях и выполняющий боевые (специальные) задачи в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

3. Вооруженный конфликт и участники
вооруженных конфликтов
Вооруженный конфликт, как и понятие боевых действий, нельзя назвать разработанным с юридической стороны понятием российского права. В «Военной доктрине понятия вооруженного конфликта не раскрывается. Законопроект рассматривает вооруженный конфликт как вооруженное столкновение между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах одного государства (вооруженный конфликт не международного характера).

В международном праве под международным вооруженным конфликтом понимается (ст. 2 Женевской Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года) всякий вооруженный конфликт, возникающего между двумя или несколькими государствами, в случае если стороны или одна из них не признает состояния войны. Дополнительный протокол II от 8 июня 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера под вооруженным конфликтом немеждународного характера подразумевает неразрывные и согласованные вооруженные действия на территории государства между ее вооруженными силами и другими организованными вооруженными группами, которые находятся под ответственным командованием и осуществляют ответственный контроль над частью территории государства.

Согласно норм международного права, вооруженным конфликтом не признаются беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные аналогичные акты. В этом отношении, задержание оказывающей вооруженное сопротивление группы преступников не будет являться вооруженным конфликтом.

Вооруженные конфликты отличаются от локальной войны, не только характером противоборствующих сторон и масштабами действий, территорий на которой развиваются события, но и характером целей, которые преследуют стороны. Если в войне стороны стремятся достичь военно-политических целей, то в вооруженном конфликте стороны будут решать политические, национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.

Военная доктрина РФ указывает, что формами вооруженных конфликтов могут быть:

вооруженный инцидент;

вооруженная акция;

вооруженное столкновение;

приграничный конфликт.

Военнослужащие могут выступать в качестве представителей противоборствующих сторон (Чечня), а также в качестве представителей нейтральной стороны (Карабах, Приднестровье, грузино-абхазский конфликт).

Таким образом, под вооруженным конфликтом можно понимать организованные действия на ограниченной территории объединений, соединений, частей и подразделений Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов нескольких государств, которые (или одно из которых) не признают состояния войны (международный вооруженный конфликт), а также объединений, соединений и частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов государства с иными организованными вооруженными группами или между такими группами (внутренний вооруженный конфликт), в целях достижения политических, национальных, этнических, религиозных и иных противоречий.

В законопроекте (ст. 3) сформулировано понятие участников вооруженных конфликтов. По мнению авторов законопроекта, к участникам вооруженных конфликтов относятся граждане, проходящие (проходившие) военную (специальную) службу и исполняющие (исполнявшие) служебные обязанности, либо временно находящиеся (находившиеся) в объединениях, соединениях, воинских частях, подразделениях, временных формированиях, штабах и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организациях в районах вооруженных конфликтов, а также в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах. Полагаю, что с данным определением в целом можно согласиться.
Пт мар 04 2016, 03:21
Если военнослужащие РФ являются представителями стороны находящейся в конфликте, то при нахождении в зоне конфликта они находятся под постоянной угрозой враждебных акций со стороны противоборствующей стороны, т.к. они являются для другой стороны вооруженным противником. При нахождении в зоне вооруженного конфликта военнослужащих РФ, не являющихся представителями конфликтующих сторон и не преследующих достижения целей конфликта (нейтральная сторона), в т.ч. выполняющих миротворческие задачи, в отношении этих военнослужащих сохраняется вероятность вооруженных акций со стороны враждующих сторон в целях: захвата средств ведения войны; втягивания военнослужащих РФ в вооруженный конфликт; срыва выполняемых миротворческих задач и т.п.

В этих условиях от военнослужащих требуются повышенные затраты физических и нравственных сил, т.к. служебные задачи они выполняют в условиях угрозы жизни и здоровью. Таким образом, по характеру обстановки, угроз жизни и здоровью, действий военнослужащих, понятие участника вооруженных конфликтов близко к понятию участника боевых действий, и является частным по отношению к более общему (т.е. к понятию участника боевых действий).

Таким образом, под участниками вооруженных конфликтов следует понимать граждан, проходящих (проходивших) военную службу или исполняющих (исполнявших) служебные обязанности по выполнению боевых (специальных) задач в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных и специальных формирований, штабов и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в зоне вооруженных конфликтов, в том числе в период проведения миротворческих операций.

4. Порядок присвоения звания «Ветеран боевых
действий», предоставления льгот и
компенсаций.
Пунктом 3 ст.2 законопроекта предусмотрено, что статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий приобретается с момента издания приказа (распоряжения) должностным лицом, уполномоченным их издавать, об участии гражданина в боевых действиях или в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта и утрачивается с момента убытия из района вооруженного конфликта (боевых действий) и приобретения статуса ветерана боевых действий. Особо хочется отметить, что при этом обе указанные категории участников приобретают один статус – ветерана боевых действий. Таким образом, вполне логичным представляется установление единого принципа для отнесения лиц к участникам боевых действий (вооруженных конфликтов).

В понятии участников вооруженных конфликтов, изложенном в законопроекте не предусмотрено каких-либо дополнительных критериев связанных с продолжительностью, формой или степенью участия в вооруженном конфликте, для признания военнослужащего его участником. Поэтому вполне обосновано и отсутствие каких-либо дополнительных критериев для признания военнослужащего участником боевых действий.

Законопроектом предусмотрен формальный признак для приобретения статуса участника боевых действий (вооруженных конфликтов) – с момента издания приказа (распоряжения) должностным лицом, уполномоченным их издавать, об участии гражданина в боевых действиях или в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта. Данный подход не является новым в законодательстве. В настоящее время действуют нормативные акты, которые устанавливают аналогичный порядок установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (см. Постановление Правительства РФ от 31.03.1994 г. № 280, Приказ Минобороны РФ от 4.01.96 г. № 9, приказ Минюста РФ от 20.11.2000 г. № 335).

Объявление состояния войны, введение военного положения, чрезвычайного положения, определение зоны вооруженного конфликта законодательством связывается с принятием органами власти РФ определенных актов: федерального закона, указа Президента РФ или постановления Правительства РФ. Законодательство предусматривает процедуру подготовки и принятия этих актов в течение определенного срока, поэтому от фактического начала боевых действий или возникновения обстановки военного положения, чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, до момента вступления в силу данных актов может пройти некоторое время. Необходимо законодательно установить механизм обязательного включения этого промежутка времени в период ведения боевых действий и выполнения задач в условиях вооруженного конфликта, чтобы военнослужащие и иные лица, участвовавшие в этих действиях, могли быть признаны участниками боевых действий (вооруженных конфликтов) и пользоваться установленными гарантиями и компенсациями.

Не исключено возникновение ситуаций, при которых военнослужащие будут фактически участвовать в ведении боевых действий, но соответствующего нормативного акта принято не будет в связи с их скоротечностью, локальностью или по другим причинам. Считаю, что должен быть выработан механизм защиты интересов военнослужащих и иных лиц и в этих случаях. Этого можно добиться включением в законопроект понятия «периода ведения боевых действий (вооруженного конфликта), который бы включал в себя промежуток времени от фактического начала боевых действий (вооруженных конфликтов) до их фактического окончания.

Законопроектом (ст.4) предлагается перечень воинских частей, штабов и учреждений, временных формирований, организаций и иных органов, участвовавших в вооруженном конфликте и в боевых действиях, районы вооруженных конфликтов и районы боевых действий, а также и период их проведения, определять Президенту РФ по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти. Данное положение входит в противоречие с действующими законодательными актами. Полномочия по определению периодов и зоны вооруженных конфликтов отходят от правительства президенту. Полномочия по определению перечня частей, штабов и учреждений, временных формирований переходят от руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, к президенту. А при представлении президенту предложений по районам и периодам проведения боевых действий (вооруженных конфликтов) руководители федеральных органов исполнительной власти (в законопроекте не указано: каких именно органов) будут действовать «через голову» правительства и его председателя. Необходимо возложить обязанности (а не предоставить правомочия) по представлению предложений о зоне боевых действий (вооруженного конфликта) в установленный срок на руководителей федеральных органов исполнительной власти, а по принятию в установленный срок решения - на Правительство.

Указанная автором статьи допустимость установления порядка предоставления льгот и компенсаций участникам (ветеранам) боевых действий по аналогии с порядком предоставления льгот и компенсаций «Ветеранам военной службы» некорректна с точки зрения концепции закона «О ветеранах», и противоречит смыслу института льгот и компенсаций. Если проводить аналогию, то порядок предоставления льгот и компенсаций должен быть аналогичен порядку предоставления льгот и компенсаций «участникам Великой Отечественной войны». Отсроченный порядок предоставления льгот и компенсаций для «ветеранов военной службы», «ветеранов государственной службы» предусмотрен в целях унификации (соблюдения принципа равноправия) с порядком предоставления льгот с «ветеранами труда». Таким образом, для лиц имеющих равные (похожие) основания, были установлены равные (похожие) льготы и компенсации, а также порядки их предоставления. Но основание предоставления льгот и компенсаций для категории «ветерана военной службы» – компенсация физических и нравственных сил затраченных за многолетний добросовестный ратный труд, не совпадает с основанием для категории «участника (ветерана) боевых действий» - компенсация физических и нравственных сил затраченных в ходе участия в боевых действиях.

Отсроченный порядок предоставления льгот и компенсаций ставит «участников (ветеранов) боевых действий в неравные условия по сравнению с «участниками ВОВ», несмотря на то, что объем и основания для получения льгот и компенсаций у этих категорий одни и те же. Так «участники (ветераны) боевых действий» при отсроченном порядке предоставления льгот и компенсаций не смогут пользоваться льготами, предусмотренными другими законодательными актами для ветеранов боевых действий на территориях других стран.

Результаты обследования личного состава подразделений, принимавших участие в миротворческих операциях, и их сверстников, проходивших службу в обычных условиях, свидетельствуют о том, что: около 53 % обследованных военнослужащих подразделений миротворческих сил имели различные превышения общепринятой нормы, что значительно превосходит результаты обследования контрольной группы. Среди военнослужащих, принимавших участие в ведении боевых действий в Чечне, лишь 25 % по результатам психологического обследования и осмотров специалистами могут быть признаны практически здоровыми. Остальные в определенной мере нуждались в специализированной медико-психологической помощи, так как у них были отмечены признаки различных нарушений. (10)
Восстановление физических и нравственных сил участникам боевых действий необходимо немедленно после окончания участия в них, а не через несколько десятков лет. Поэтому, «отсроченный» порядок предоставления компенсаций и льгот для участников (ветеранов) боевых действий и вооруженных конфликтов неприемлем.

Законопроект содержит двусмысленное положение в п.3 ст.2, которым предусмотрено: статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий утрачивается с момента убытия из района вооруженного конфликта (боевых действий) и приобретения статуса ветерана боевых действий. Данная формулировка позволяет говорить о том, что:

1) статус участника боевых действий (вооруженных конфликтов) утрачивается с убытием из зоны боевых действий (вооруженных конфликтов) при одновременном автоматическом приобретении статуса ветерана боевых действий;

2) статус утрачивается или с момента убытия или с момента приобретения статуса ветерана боевых действий.

Приобретение статуса «Ветеран военной службы» возможно еще в период прохождения военной службы, поэтому не исключено, что и статус «Ветерана боевых действий» можно будет получить в период участия в боевых действиях (вооруженном конфликте) или дальнейшего прохождения военной службы. Возможны факты повторного участия ветерана в боевых действиях (вооруженном конфликте) или участия его в других боевых действиях (другом вооруженном конфликте). Повторно стать «участником» уже нельзя?

Полагаю, что необходимо разделить понятия «приобретения статуса» и «удостоверения факта приобретения статуса». Приобретение статуса связано с объективными обстоятельствами – нахождением в зоне боевых действий (вооруженных конфликтов) и выполнением там боевых (специальных или служебных) задач. Удостоверение факта приобретения статуса участника боевых действий (вооруженных конфликтов) – юридический акт, принимаемый уполномоченным должностным лицом или органом. Издание приказа командиром части об участии конкретного военнослужащего в боевых действиях (вооруженном конфликте) как раз и есть тот самый акт.

Для приобретения статуса ветерана боевых действий у бывшего участника боевых действий или участника вооруженных конфликтов имеются необходимые объективные обстоятельства. А вот, удостоверение факта приобретения статуса ветерана боевых действий, должно быть осуществлено уполномоченным должностным лицом или органом на основании данных о ранее удостоверенном факте участия в боевых действиях (вооруженных конфликтах). Но для этого необходимо, чтобы были внесены соответствующие изменения в приложение к Федеральному закону «О ветеранах». Для реализации этого механизма в законопроекте (в п.2 ст.4) необходимо обязать Правительство определить порядок установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях боевых действий и при вооруженных конфликтах.

5. Меры социальной защиты участников боевых действий
и участников вооруженных конфликтов
Содержание предоставляемых гарантий и компенсаций для участников боевых действий (вооруженных конфликтов) имеет значение не только для самих этих граждан. Я согласен с мнением Н. Даниловой (11), что льготы надо рассматривать еще и как инструмент военной политики государства и стимулирования военнослужащих для участия в боевых действиях.
В ст. 6 законопроекта предусмотрено, что на участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, в том числе уволенных в запас (отставку), до приобретения статуса ветеранов боевых действий, распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные Федеральным законом "О ветеранах":

на участников боевых действий распространяются льготы, предусмотренные п.1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах";

на участников вооруженных конфликтов распространяются льготы, предусмотренные п.2 ст.16 Федерального закона "О ветеранах";

на лиц, принимающих (принимавших) участие в обеспечении боевых действий, распространяются льготы, предусмотренные п.3 ст.16 Федерального закона "О ветеранах".

Ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает: в п.1 меры защиты для ветеранов боевых действий из числа т.н. комбатантов; в п.2 меры по защите ветеранов из числа гражданского персонала обеспечивавшего воинские части в период ведения боевых действий в Афганистане; в п.3 меры по защите ветеранов из числа лиц направленных на работу в Афганистан, отработавших там установленный срок или откомандированных досрочно по уважительной причине. Несложно предугадать, что, следуя этому пути, в Федеральный закон «О ветеранах» будут внесены изменения, по которым и после приобретения статуса ветерана, перечисленные категории участников боевых действий (вооруженных конфликтов) будут обеспечиваться теми же гарантиями и компенсациями.

Таким образом, в законопроекте предлагается: участников вооруженных конфликтов до приобретения ими статуса ветерана боевых действий приравнять к гражданским лицам, обеспечивавшим воинские части в период нахождения их в зоне боевых действий; лиц, принимающих (принимавших) участие в обеспечении боевых действий, уравнять с направленными для работы в зону боевых действий гражданскими лицами. Это явно не обосновано и несправедливо. На участников боевых действий и на участников вооруженных конфликтов должны распространяться льготы, предусмотренные п.1 ст.16 Федерального закона "О ветеранах", а на лиц, принимающих (принимавших) участие в обеспечении боевых действий должны распространяться льготы, предусмотренные п.2 ст.16 Федерального закона "О ветеранах".

В п.1 ст. 5 законопроекта закреплен добровольный принцип направления военнослужащих в районы боевых действий. Представляется, что данный порядок должен быть сохранен не только для районов боевых действий, но и для районов вооруженных конфликтов. Формулировка «после 6 месяцев военной службы» не очень корректна, т.к. создает впечатление, что после 7 месяцев военной службы этого уже не должно произойти. Полагаю, что данный пункт необходимо отредактировать, изложив: «Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, направляются для прохождения военной службы в районы боевых действий или в районы вооруженных конфликтов исключительно на добровольной основе не ранее чем через 6 месяцев военной службы».

В законопроекте предусматриваются только несколько мер защиты участников боевых действий и вооруженных конфликтов. Этого явно недостаточно, т.к. полноты статуса необходимо установить перечень гарантий и компенсаций для участников боевых действий и участников вооруженных конфликтов, которые закрепить на уровне федерального закона.
Основным нормативным актом, содержащим права военнослужащих, проходящих службу в «горячих» точках является Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5484-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Таким образом, если не ставить перед собой цели создания коллизии правовых норм и умаления прав и свобод военнослужащих, проходящих службу в условиях вооруженных конфликтов, все его положения должны быть включены в законопроект без изменений. Конечно, дублирование норм не самое хорошее, но это лучше, чем коллизия. В последующем это можно устранить, исключив дублированные положения из Закона «О дополнительных гарантиях и компенсациях …».

Гарантии и компенсации участникам боевых действий и участникам вооруженных конфликтов могут касаться:

денежного довольствия;

дополнительных денежных выплат;

продовольственного обеспечения;

вещевого обеспечения;

ограничения срока командирования и прохождения службы в зонах боевых действий и вооруженных конфликтов;

предоставления отпусков;

зачета в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащим-контрактникам срока службы в зонах боевых действий (вооруженных конфликтов) в повышенном размере;

зачета срока службы в воинском звании на льготных условиях;

зачета срока лечения в срок службы на льготных условиях;

бронирования жилья;

организации работы полевой почты;

других вопросов.

Предлагаемые в ст. 7 законопроекта система мер по увеличению денежного довольствия и осуществлению дополнительных выплат за непосредственное участие в вооруженных конфликтах и боевых действиях не соответствуют действующей нормативной базе.

Законопроектом в пункте 1 предлагается: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленным в районы вооруженных конфликтов, устанавливать оклады по воинским должностям (должностям) и оклады по воинским (специальным) званиям в полуторном размере.
В каком размере должны увеличиваться должностные оклады и оклады по званиям в зоне боевых действий, законопроект не оговаривает, что можно считать его недостатком. Формулировка «направленным в районы вооруженных конфликтов» оставляет неопределенным ответ на вопрос положено или нет увеличение окладов проходящим службу в зоне вооруженных конфликтов (т.е. в частях и органах дислоцированных там).

Действующим ФЗ «О дополнительных гарантиях и компенсациях…» предусмотрена выплата военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, окладов в двойном размере. Принятие предлагаемого законопроектом размера увеличения окладов приведет к уменьшению довольствия получаемого ранее. Если это не снижение уровня защиты, не умаление прав военнослужащих, проходящих службу в условиях вооруженных конфликтов, то как это назвать?! Данные изменения в законодательстве не соответствуют целям, заявленным в преамбуле законопроекта. Будет ли обоснованным уравнять военнослужащих проходящих службу в Армении (Азербайджане) и в условиях вооруженного конфликта? Размер увеличения окладов для участников боевых действий и участников вооруженных конфликтов должен быть двойным. В дополнение необходимо подумать о возможности получения части денежного содержания (одного оклада денежного содержания) членами семьи, находящимися вне места службы военнослужащего (эвакуированных и т.п.). Такая практика существовала в годы ВОВ, когда семья обеспечивалась по аттестату военнослужащего, находящегося на фронте.

Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 года № 535 «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона» (п.4) предусматривается сохранять за сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими, проходящими службу по контракту, командированными из районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и других местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, для выполнения задач в составе Временной оперативной группировки, применение коэффициентов (районных, за службу (военную службу) в высокогорных районах, за службу (военную службу) в пустынных и безводных местностях), а также выплату процентных надбавок к денежному содержанию (денежному довольствию) за службу (военную службу) в указанных районах и местностях. Аналогичная норма должна быть включена в законопроект. За командированными в зоны боевых действий (вооруженных конфликтов) должны сохраняться коэффициенты и надбавки, установленные для районов, из которых прибыли военнослужащие. Таким образом, сохраняется повышение денежного содержания в связи с выполнением задач в зоне боевых действий (вооруженного конфликта) военнослужащих, направленных из льготных районов. Без этого, например, не произойдет фактического увеличения денежного содержания для военнослужащих, прибывших из районов Крайнего Севера.

Как показывает опыт выплаты дополнительных выплат («боевых») в Чечне, это один из самых болезненных вопросов. И недостаточное финансирование тут не единственная проблема. К этой проблеме необходимо прибавит злоупотребления отдельных должностных лиц. Так, военной прокуратурой Северо-Кавказского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации в феврале 2001 года в в/ч 2132 было обнаружено более 80 млн. рублей, выделенных для выплат за участие в боевых действиях, которые хранились с 25 декабря 2000 года в кассе воинской части и без каких - либо объективных причин военнослужащим не выдавались. В в/ч 3754 по поддельной подписи были похищены более 110 тыс. рублей, полагавшихся к выплате военнослужащему. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июля 2001 года за грубые нарушения в учете личного состава, принимавшего участие в боевых действиях, издании приказов и организации денежных выплат военнослужащим, в работе с заявлениями и обращениями граждан, привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица 58 - й армии и воинских частей, входящих в состав Объединенной группировки войск (ОГВ), помощнику командующего войсками Северо - Кавказского военного округа по финансово - экономической работе - начальнику финансово - экономического управления округа полковнику Е. В. Полуничеву объявлен строгий выговор. (12)
Проблемы начинаются при подготовке приказа командира части: кого-то включают, кого-то нет, кому-то «закрывают» 10-15 суток, а кому-то 30-31 сутки. Из-за неопределенности, закрытости вопроса создается питательная среда для злоупотреблений, возникают конфликтные ситуации, которые не на пользу службе и самим военнослужащим. Поэтому в законопроекте помимо размеров дополнительных выплат следует указать порядок установления перечня лиц и периода (количества суток) за который им должны осуществить дополнительные выплаты (или основные положения этого порядка), а не на нормативный акт которым он утверждается (см. п.3 ст.7 законопроекта).

Для устранения злоупотреблений при выплате «боевых», указанного в п.5 ст.7 законопроекта порядка начисления денежных средств недостаточно. Что делать, если военнослужащий не захочет чтобы «боевые» зачислялись на какие-то «мифические» счета? Где и как он сможет «обналичить» деньги со счета? Как будет обеспечиваться возможность получения этих денег другими лицами (членами семьи, наследниками)? Порядок должен обеспечивать не только поступление сумм выплат на личные счета, но и обеспечивать получение этих средств военнослужащим со счета (см. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 апреля 2001 г. N 1480-III ГД "О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Министру внутренних дел Российской Федерации Б.В.Грызлову "О полноте и своевременности выплаты денежного довольствия, в том числе выплат за каждый день фактического участия в проведении контртеррористических операций, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу на территории Чеченской Республики"). Данное положение можно сформулировать так: «Дополнительные выплаты производятся ежемесячно на личные счета участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, открытые в кредитных организациях Российской Федерации. Военнослужащий ежемесячно письменно уведомляется о состоянии личного счета (сумме последнего начисления и остатке средств на счету). По письменному заявлению денежные средства могут начисляться (переводиться) на другой указанный им счет».

Увеличение физических нагрузок вызывает необходимость повышения калорийности получаемого продовольственного обеспечения. Приказом Минобороны от 22.07.2000 г. № 400 утвержден Индивидуальный рацион питания для боевой деятельности войск ИРП-Б, но его применение ограничено сроком в 7 суток. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 года № 535 «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона» (п.5) было предусмотрено право сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выполняющих задачи в составе Временной оперативной группировки, на обеспечение бесплатным питанием по установленным нормам с сохранением на это время обеспечения их продовольственными пайками по месту постоянной службы. Полагаю, что эта мера позволяет несколько увеличить получаемое военнослужащими денежное довольствие, но не обеспечивает получение военнослужащими необходимого количества калорий.

В «боевых» условиях полевое обмундирование уже через несколько месяцев превращается в лохмотья, и дело даже не в плохом его качестве. Думаю, что с этим согласятся многие. Нормы вещевого обеспечения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 605, предусмотрены для мирного времени. Срок носки полевого обмундирования в «боевых» условиях должен быть сокращен. Данное увеличение пайка и сокращение сроков носки вещевого имущества должно быть оговорено в законе. Предлагаю следующую формулировку: «В период прохождения службы военнослужащего в зоне боевых действий или в зоне вооруженного конфликта, он обеспечивается продовольственным и вещевым обеспечением по нормам, установленным Правительством Российской Федерации».
Целесообразно рассмотреть вопрос об ограничении срока непрерывного прохождения военной службы в зонах боевых действий и вооруженных конфликтов. При этом необходимо учитывать желание военнослужащего продолжать службу в этих условиях и состояние его здоровья. Данный вопрос сейчас регулируется указом Президента РФ от 7 июля 2000 года № 1271, постановлением Правительства РФ от 18 июля 1994 года № 844, постановлением Правительства РФ от 23 августа 2000 года № 621. Срок прохождения военной службы в зоне вооруженных конфликтов и на территории Чеченской Республики ограничен 2 годами. Поэтому будет оправданным включение в законопроект следующих правил: «Максимальный срок направления (командирования) военнослужащих для выполнения задач в боевых условиях и при вооруженных конфликтах - 2 года. Перевод военнослужащих, выслуживших установленные сроки, для дальнейшего прохождения военной службы производится в порядке плановой замены. Разрешается военнослужащим, проходящим военную службу в условиях боевых действий и при вооруженных конфликтах, при отсутствии медицинских противопоказаний, по согласованию с командирами (начальниками) продолжать военную службу (службу) сверх установленных максимальных сроков».

Законом «О дополнительных гарантиях и компенсациях…» предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется дополнительный отпуск - 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев выполнения задач в условиях боевых действий и при вооруженных конфликтах предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: старшинам и сержантам - 30 календарных дней, солдатам и матросам - 25 календарных дней. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.
В статье 13 законопроекта предусмотрено предоставление реабилитационных отпусков: участникам боевых действий продолжительностью 20 суток после 3-х месячной службы в районе боевых действий, а участникам вооруженного конфликта предоставляется реабилитационный отпуск продолжительностью 20 суток после 6-ти месячной службы в зоне вооруженного конфликта. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпусков не засчитывается. Этот порядок является более льготным, чем в законе «О дополнительных гарантиях и компенсациях…». Увеличивается продолжительность отпуска при выполнении задач в зоне боевых действий, военнослужащие, проходящие службу по призыву уравниваются с военнослужащими-контрактниками. Отпуск после участия (или в промежутке между участием) в боевых действиях (вооруженном конфликте) будет реабилитационным по своему содержанию, даже в случае если в отпускном билете будет значиться: «в основной за ____ год». Полагаю, что и формулировку «дополнительный» и порядок предоставления отпусков, изложенный в законе «О дополнительных гарантиях и компенсациях…» следует распространить на участников боевых действий (вооруженного конфликта).

Необходимо в законопроекте сохранить положение Закона «О дополнительных гарантиях и компенсациях…» (ст.2), касающееся зачета военнослужащим в выслугу лет для назначения пенсии по закону о пенсионном обеспечении военнослужащих одного месяца службы в зоне вооруженного конфликта за три месяца, и распространить его на военнослужащих проходящих службу в зоне боевых действий.

Справедливым представляется включение в льготный период для исчисления выслуги лет на пенсию, получения «двойного оклада» времени нахождения военнослужащих в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в связи с выполнением задач в зонах боевых действий или вооруженных конфликтов. О несправедливости не льготного исчисления времени нахождения на излечении уже ставился вопрос в прессе (13). За эту льготу военнослужащие в буквальном смысле «заплатили кровью». Мало того, что на госпитальной койке валяться – удовольствие не из приятных, так еще и денежное содержание урезается.

Пунктом 8 ст.3 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. указом Президента РФ от 16.09.99 года № 1237) предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву. Это положение должно быть инкорпорировано в законопроект.

Включению в законопроект должны подлежать следующие положения Закона «О дополнительных гарантиях и компенсациях…»:

а) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, определяются размеры единовременных пособий, установленных п.п. 2, 3 ст.18 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих", и страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих исходя из месячного оклада по воинской должности, установленного на день их выплаты для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях;

б) военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, принимаются в избранные ими военные образовательные учреждения профессионального образования, в том числе и в образовательные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации, без вступительных экзаменов при условии их соответствия всем другим требованиям профессионального отбора и приема в указанные образовательные учреждения, а в гражданские образовательные учреждения профессионального образования - вне конкурса;

в) предоставляются при наличии медицинских показаний в первоочередном порядке путевки в лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В случаях непредоставления путевок указанным военнослужащим выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки;

г) распространяются на указанных военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны.

д) за военнослужащими, проходящими службу по контракту, переведенными для дальнейшего прохождения службы (командированным) в части, расположенные в зоне боевых действий или в зоне вооруженного конфликта, бронируется жилая площадь на все время прохождения ими военной службы в указанных зонах, а за не имеющими жилой площади сохраняется очередность на ее получение по месту прежней службы.

Таким образом, в результате принятия законопроекта должен появиться закон, включающий и систематизирующий существующие нормы, а также развивающие и усиливающие степень защищенности военнослужащих.

Подводя итог, следует отметить, что в бою военнослужащий может оказаться в период военных конфликтов (в т.ч. при осуществлении миротворческих операций), в ходе участия в проведении контртеррористических операций, в ходе выполнения отдельных задач в период чрезвычайного положения, военного положения, а также в военное время. Территория, на которой осуществляются боевые действия является зоной боевых действий. В условиях вооруженных конфликтов зона боевых действий фактически совпадает с зоной вооруженного конфликта. При проведении контртеррористических операций, в период чрезвычайного положения, военного положения и в военное время, зона боевых действий будет уже зоны, на которую распространяются названные режимы. При этом, законодательством должен быть сформирован механизм, при котором в основе права на предоставление мер защиты (гарантий и компенсаций) лежало бы фактическое выполнение военнослужащим задач в условиях, сопряженных с риском для жизни.

Невозможно точно определить степень и форму участия военнослужащего в боевых действиях, т.к. ведутся они достаточно крупными объединениями, соединениями и частями, имеющими определенную глубину построения боевых порядков (участков, зон и т.д.). Участниками боевых действий можно смело называть не только тех, кто был в непосредственном соприкосновении с противником. Не все видят при этом врага «глаза в глаза», но все подвергаются опасности, выполняют задачи с риском для жизни. На степень этой опасности влияет множество факторов, вплоть до численности, вооруженности, подготовленности своих сил и противника и т.д.
Фактор угрозы жизни сближает понятия участника боевых действий и участника вооруженных конфликтов, поэтому оправданно предоставление им равных прав на получение компенсаций и гарантий. Частично перечень предоставляемых гарантий и компенсаций уже сложился в многочисленных нормативных актах. Необходимость более надежной защиты граждан при выполнении задач в условиях боевых действий и вооруженных конфликтов влечет необходимость принятия закона, объединяющего, систематизирующего и развивающего нормы, регулирующие данные отношения.
Пт мар 04 2016, 03:21
Призванный решить эти задачи законопроект рассматривается в Государственной Думе Федерального Собрания РФ с декабря 2000 года. За это время он претерпел существенные изменения, но не прошел ни разу рассмотрения в пленарном заседании. Анализ изменений в законопроекте, а также анализ его содержания позволяют сделать два вывода:

законопроект далек от совершенства;

в законопроекте прослеживается стремление сократить размеры льгот, предоставляемых военнослужащим в «горячих точках», а также сузить круг лиц получающих эти льготы.

В регулировании вопросов предоставления льгот приоритет отдается органам исполнительной власти. При этом в законе четко не очерчены рамки деятельности этих органов. Этими недостатками законопроект не уменьшает почвы для злоупотреблений со стороны должностных лиц различного уровня. Законопроект требует серьезной доработки, предложения для которой изложены в данной статье.

Остается надеяться, что подготовленный мной материал повысит интерес военнослужащих к самой проблеме и процессу подготовки закона, и может быть повлияет на результат этого процесса.

P.S. Заранее выражаю благодарность всем направившим отзывы и рецензии
на данный материал его автору.

Примечания:

1) Корякин В.М. «Статус участника боевых действий: проблемы и противоречия», журнал «Право в Вооруженных Силах» 2003 г. № 3 (69), стр. 6

2) По материалам справочно-правовой системы «Гарант-Максимум»

3) Корякин В.М. «Статус участника боевых действий: проблемы и противоречия», журнал «Право в Вооруженных Силах» 2003 г. № 3 (69), стр. 9

4) «Военный энциклопедический словарь», Пред. Гл. ред. Огарков Н.В., Москва, Воениздат, 1984 г., стр. 89

5) Там же

6) Там же, стр. 540

7) Там же, стр. 302

8) Н. Данилова, «Военнослужащие, воины - интернационалисты, ветераны: Динамика правового статуса участников войны в Афганистане (1980-2000)»,цитируется по artofwar.ru/danilova/publ_danilova_1.html

9) Корякин В.М. «Статус участника боевых действий: проблемы и противоречия», журнал «Право в Вооруженных Силах» 2003 г. № 3 (69), стр. 6

10) Маклаков А. Г., Чермянин С. В., Шустов Е. Б. , «Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов», Психологический журнал, М., 1998. т. 19. № 2, стр. 15 - 26. (цитируется по bond007.h1.ru/extrem/extrem23.html)

11) Н. Данилова, «Военнослужащие, воины - интернационалисты, ветераны: Динамика правового статуса участников войны в Афганистане (1980-2000)»,цитируется по artofwar.ru/danilova/publ_danilova_1.html

12) О. Миронов "Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году", «Российская газета», № 111, 22.06.2002 г.

13) В. Князев, «Я Вас туда не посылал», «Спецназ России», № 02 (77), 20.02.2003 г.
Пн мар 27 2017, 09:32
источник: http://old.procpenza.ru/answer/84

Боевые действия, не вошедшие в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ
Пн мар 27 2017, 09:34
Воины-интернационалисты второго сорта

источник: https://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2015/02/25/voiny-internacionalisty-vtorogo-sorta-/
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ