Форумы

XIX Всесоюзная конференция КПСС

Чт июл 09 2020, 01:26
Источник

28 июня – 1 июля 1988 г. состоялась XIX партийная конференция (до того конференции КПСС не проводились с 1941 г.), которая положила начало конституционным реформам в СССР. Согласно решениям конференции, предполагалось возобновление деятельности съезда народных депутатов с сохранением ВС СССР. Выборы на съезд должны были проходить как по избирательным округам, так и от общественных организаций (1/3 - 750 делегатов). На внеочередной 12-й сессии ВС СССР 11-го созыва 1 декабря 1988 г. изменения были внесены в Конституцию.
Чт июл 09 2020, 01:28
Источник

Резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС
Приняты 1 июля 1988 года

- О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны
- О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки
- О демократизации советского общества и реформе политической системы
- О борьбе с бюрократизмом
- О межнациональных отношениях
- О гласности
- О правовой реформе
Чт июл 09 2020, 01:28
О межнациональных отношениях


1. Созданное В.И. Лениным Советское социалистическое государство воплотило в себе революционную волю и стремления многонациональной семьи равноправных народов. Общность их исторической судьбы – основа интернационального социалистического братства. Результатом усилий многих поколений советских людей стал уникальный союз республик. На его знамени – интернациональное единство трудящихся всех наций и народностей СССР, право наций на самоопределение, возрождение и развитие национальных культур, ускорение прогресса ранее отсталых национальных регионов, преодоление межнациональной розни. Сложился целостный народнохозяйственный комплекс – материальный фундамент единства народов СССР. Неизмеримо увеличился экономический, культурный, кадровый потенциал всех республик и автономий. Стала реальностью новая историческая общность – советский народ. Происходит закономерный рост национального самосознания.

Вместе с тем динамизм, присущий начальному этапу формирования многонационального государства Советов, был существенно утрачен и подорван отходом от ленинских принципов национальной политики, нарушениями законности в период культа личности, идеологией и психологией застоя. Абсолютизировались достигнутые результаты в решении национального вопроса, утверждались представления о беспроблемности национальных отношений. Недостаточно учитывались потребности социально-экономического, культурного развития как отдельных республик и автономных образований, так и национальных групп. Немало острых вопросов, выдвигавшихся самим ходом развития наций и народностей, не находили своевременного решения. Это приводило к общественной неудовлетворенности, которая приобретала порой конфликтный характер. Продолжают иметь место факты национального эгоизма и кичливости, иждивенческих настроений и местничества. Негативные явления, которые накапливались десятилетиями, долгое время игнорировались, загонялись внутрь, не получали должной партийной оценки. Перестройка, демократизация и гласность обнажили эти явления и в то же время создали необходимые условия для их демократического преодоления.

2. Партийная конференция считает задачей исторической важности настойчиво утверждать и творчески развивать ленинские нормы и принципы национальной политики, решительно очищать их от искусственных наслоений и деформаций. Основа для этого – выработанный XXVII съездом КПСС политический курс, сочетающий удовлетворение интересов всех наций и народностей с общими интересами и потребностями страны, интернационалистская идеология, несовместимая с любыми разновидностями шовинизма и национализма.

Развитие самостоятельности союзных республик и автономий партия видит в неразрывной связи с их ответственностью за укрепление и прогресс нашего многонационального государства. Социалистический идеал – не омертвляющая унификация, а полнокровное и динамичное единство в национальном многообразии.

3. Партийная конференция считает, что в рамках перестройки политической системы следует осуществить назревшие меры по дальнейшему развитию и укреплению советской федерации на основе демократических принципов. Речь идет прежде всего о расширении прав союзных республик и автономных образований путем разграничения компетенции Союза ССР и советских республик, децентрализации, передачи на места ряда управленческих функций, усиления самостоятельности и ответственности в сфере экономики, социального и культурного развития, охраны природы.

Одна из центральных задач – создавать условия для большей самостоятельности регионов, осуществлять такие формы сотрудничества, при которых каждая республика была бы заинтересована в улучшении конечных результатов своей хозяйственной деятельности как основы собственного благополучия, умножения общего богатства и могущества Советского государства. Радикальная экономическая реформа, процесс демократизации открывают широкий простор для оптимального сочетания интересов как национально-государственных образований, так и страны в целом. Надо поставить дело так, чтобы трудящиеся хорошо знали, сколько республика или область производит, каков ее вклад в экономику страны и сколько она получает. Заслуживает внимания идея перехода республик и регионов на принципы хозрасчета с четким определением их вклада в решение общесоюзных программ.

Интернационализация экономики и всей общественной жизни – закономерный процесс. Всякое стремление к национальной замкнутости может привести только к экономическому и духовному оскудению.

Предстоит законодательно отработать качественно новый механизм формирования республиканских и местных бюджетов, существенно повысить их роль в решении вопросов социально-экономического развития регионов. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие территориальных органов управления с министерствами и ведомствами СССР, предприятиями союзного подчинения, усилить ответственность как республиканских, так и союзных органов управления за комплексное развитие каждого региона. Глубокой правовой проработки и практических решений требуют вопросы развития прямых связей между союзными республиками.

Следует активизировать те институты политической системы, посредством которых должны выявляться и согласовываться национальные интересы. Первостепенное значение в связи с этим имеет повышение роли Советов народных депутатов, прежде всего Совета Национальностей Верховного Совета СССР, его постоянных комиссий, а также правительства СССР. Является целесообразным создание в Верховном Совете СССР, Верховных Советах союзных и автономных республик, в местных Советах, где это необходимо, постоянных комиссий по вопросам межнациональных отношений. Следовало бы также рассмотреть вопрос об образовании специального государственного органа по делам национальностей и национальных отношений.

Конференция рекомендует осуществить с учетом новых реальностей развитие и обновление законодательства о союзных и автономных республиках, автономных областях и округах, более полно отразив их права и обязанности, принципы самоуправления и представительства всех национальностей в органах власти в центре и на местах. Это потребует внесения соответствующих изменений в Конституцию СССР, конституции союзных и автономных республик.

4. Важно, чтобы в каждом национальном регионе экономический и социальный прогресс сопровождался прогрессом духовным с опорой на культурную самобытность наций и народностей. Социалистическая культура, развиваясь как многонациональная, и впредь должна оставаться мощным фактором идейно-нравственной консолидации нашего общества.

Следует позаботиться, чтобы национальности, проживающие за пределами своих государственно-территориальных образований или не имеющие их, получили больше возможностей для реализации национально-культурных запросов, особенно в сфере образования, общения, народного творчества, а также для создания очагов национальной культуры, использования средств массовой информации, удовлетворения религиозных потребностей.

Важнейший принцип нашего многонационального государства – свободное развитие и равноправное использование всеми гражданами СССР родных языков, овладение русским языком, добровольно принятым советскими людьми в качестве средства межнационального общения. Следует создавать все условия, чтобы национально-русское двуязычие развивалось гармонично и естественно, с учетом особенностей каждого региона, было свободно от формализма. Проявлять больше заботы об активном функционировании национальных языков в различных сферах государственной, общественной и культурной жизни. Поощрять изучение языка народа, именем которого названа республика, проживающими на ее территории гражданами других национальностей, в первую очередь детьми и молодежью. Все это не должно противопоставляться демократическим принципам свободного выбора языка обучения.

5. Каждое поколение советских людей по-своему проходит школу патриотизма и интернационализма. Важно, чтобы уже в первоначальном социальном опыте личности, начиная с семьи и школы, пионерской и комсомольской организаций, эти ценности органически сочетались, выступали в неразрывном единстве, исключали как национальный нигилизм, так и национальную обособленность. Следует раскрывать истоки дружбы наших народов, активно формировать культуру межнационального общения, воспитывать уважение к традициям, языку, искусству, истории народов страны, других народов мира. Подлинной школой интернационализма должна стать служба в рядах Вооруженных Сил СССР.

Конференция считает, что следует повысить общественно-политическую значимость всенародного праздника – Дня образования СССР.

Жизнь убедительно показала: там, где обескровливается практика советского патриотизма и социалистического интернационализма, начинают активизироваться национальная ограниченность и шовинистическое чванство. Борьба с этими уродливыми отклонениями, устранение порождающих их причин – гражданский долг каждого советского человека. Всякие действия, разобщающие нации и народности, попытки ущемления прав граждан любой национальности нужно рассматривать как нравственно неприемлемые и противоречащие интересам Советского государства.

Надо научиться различать подлинно национальные интересы и их националистические искривления. Любые претензии на национальную исключительность недопустимы и оскорбительны, в том числе и для народа, от имени которого они высказываются. В духе ленинской традиций следует бороться прежде всего со «своим» национализмом и шовинизмом, и делать это должны в первую очередь представители соответствующей национальности.

6. Конференция отмечает, что многонациональность в условиях нашей страны – могучий источник развития и взаимного духовного обогащения народов. Формирование социалистического, интернационалистского образа жизни является делом всей партии, всех советских людей. Для этого надо мобилизовать политический опыт, трудовую мораль и нравственный потенциал рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, их глубокую приверженность добрососедскому общежитию разных народов. Особая роль в этой работе отводится советской интеллигенции. Общий климат национальных отношений в огромной мере зависит от ее гражданской зрелости и глубины понимания коренных интересов своего народа и общества в целом.

Любые национальные проблемы требуют взвешенного, всестороннего подхода на основе глубокого анализа и объективных оценок каждой конкретной ситуации. Они должны решаться спокойно, чрезвычайно ответственно, в рамках социалистической демократии и законности, в первую очередь путем шагов навстречу друг другу, с учетом развернувшихся процессов революционного обновления, без ущерба интернациональной сплоченности советского народа. Надо вести дело к созданию такой общественной атмосферы, при которой человек любой национальности чувствовал бы себя как дома в любой части нашей социалистической Родины.

7. Современная национальная политика нуждается в глубокой научно-теоретической разработке. Это – ответственный социальный заказ научным учреждениям и специалистам. Для его успешного выполнения предстоит создать соответствующие организационные и кадровые предпосылки, объединить усилия научной общественности. Целесообразно рассмотреть вопрос о создании на общегосударственном уровне научного центра по комплексному изучению актуальных проблем национальных отношений, расширить научно-исследовательскую и информационную работу в этой области.

8. Цементирующей силой, душой социалистического союза народов, активными проводниками интернационализма призваны быть партийные организации, коммунисты всех национальностей. Всей своей деятельностью они должны обеспечивать сплочение трудящихся вокруг задач перестройки, формировать здоровое общественное мнение, вести за собой людей. Необходимо в духе ленинских требований твердо проводить линию на то, чтобы в партийных, государственных, профсоюзных, комсомольских, хозяйственных органах, в том числе на союзном уровне, были представлены все нации и народности, чтобы состав руководящих кадров наиболее полно отражал национальную структуру советского общества.

Конференция поддерживает предложение Политбюро ЦК КПСС о проведении Пленума ЦК по вопросам национальных отношений.

Конференция выражает твердую уверенность, что в консолидации и единстве всех советских народов – наше настоящее и будущее. Патриотический и интернациональный долг каждого гражданина, каждого коммуниста – беречь и приумножать все, что служит сплочению советского общества как основы свободного развития и процветания всех народов Союза ССР, укреплению могущества нашего общего Отечества. К этому нас призывал В.И. Ленин, и по этому пути идет Коммунистическая партия.
Чт июл 09 2020, 01:36
ВЫСТУПЛЕНИЕ ТОВАРИЩА ВЕЗИРОВА А.-Р. X

Товарищи делегаты! Вся страна давно ждала открытого, честного разговора в духе ленинской правды о судьбах перестройки, дальнейшего развития ее революционных идей. Доклад Михаила Сергеевича Горбачева, вобравший в себя многосложный опыт, накопленный после апреля 1985 года, - убедительное подтверждение решимости нашей партии настойчиво вести вперед дело перестройки, придать ей еще большую масштабность, динамизм и глубину.
Коммунисты, все трудящиеся Азербайджана горячо поддерживают этот курс, считают, что альтернативы ему нет. В перестройке, в нравственном очищении мы видим единственную и самую верную возможность для вывода нашей республики из состояния застоя и решения накопленных годами проблем. Перестройка в Азербайджане связана с большими трудностями, слишком велик груз прошлого. Разлагающее влияние на социально-политическую, моральную атмосферу в республике в первую очередь оказывали извращения в кадровой политике, которой были присущи клановость, землячество, угодничество, процветали приписки, злоупотребление служебным положением. Длительное время допускались серьезные недостатки в руководстве социально-экономическим развитием, не принимались эффективные меры по улучшению инвестиционной, структурной политики, размещению производительных сил, использованию производственного потенциала, нарушались научные принципы долгосрочного планирования и ведения сельского хозяйства. При относительно высоких темпах роста объема производства недооценивались вопросы развития социальной инфраструктуры.
За истекшие 15 лет в Азербайджане абсолютное отставание от среднесоюзных показателей уровня жизни не только не сократилось, а увеличилось почти в 2 раза. В результате экономических просчетов ныне около четверти миллиона человек трудоспособного возраста не участвуют в общественном производстве. Особую тревогу вызывает рост числа молодежи в этой категории населения. Деформациям подверглись многие сферы духовной жизни. Сегодня, когда начинает все это выявляться, становится очевидной несостоятельность "краснознаменных пятилеток", звонкой фразы "Широко шагает Азербайджан".
Уходит корнями в годы застоя и так называемый вопрос Нагорного Карабаха. Истоки и уроки его требуют тщательного изучения, и мы обязательно сделаем это. Прямо скажем, ситуация в НКАО и вокруг нее приобрела общественно опасный характер. Не прекращаются попытки столкнуть два наших народа. Противоречащие интересам дальнейшего развития процесса перестройки и демократизации в нашей стране требования о пересмотре национально-территориального устройства, преступно трагические события в Сумгаите, которые гневно осуждены всеми советскими людьми, дестабилизировали обстановку в некоторых районах Азербайджана и Армении.
Резко обострилась ситуация в связи с тем, что к нам стали прибывать из Армении тысячи проживающих там азербайджанцев. Немало армян покинуло Азербайджан. Это активно используется провокаторами, возникает опасность цепной реакции.
Случившееся выплеснуло на поверхность накопленную годами неудовлетворенность как среди азербайджанцев, так и среди армян условиями жизни, труда и быта, протест против социальной несправедливости. Однако, к сожалению, в митингах и шествиях участвуют не только те, кто хочет услышать ответ на наболевшие вопросы, но и те, за кем стоят влиятельные, антиперестроечные силы. Это коррумпированные кланы, дельцы теневой экономики, которые сомкнулись с уголовными элементами. Спекулируя на уже вскрытых нами недостатках, они стремятся подтолкнуть людей на националистические выступления.
На встречах в трудовых коллективах, в беседах с трудящимися неоднократно высказывается мнение о том, как важно своевременно, по-партийному принципиально давать оценку любому отступлению от коммунистических убеждений, принципов интернационализма, социалистической законности. Стоит, товарищи, серьезно задуматься, почему все, что призвано обеспечить обновление, поставить заслон действиям противников перестройки, далеко не всегда срабатывает в нашей партийно-государственной системе. Мы за все то, что укрепляет, а не ослабляет социализм, не разобщает, а сплачивает народы. (Аплодисменты.)
Огромная вина за происшедшее в Нагорном Карабахе и вокруг него лежит на бывшем руководстве республики и области. Своей политически неверной линией, ущемлявшей те или иные интересы населения автономной области, они создали почву, на которой произросли националистические сорняки. Мы взялись за то, чтобы решительно поправлять положение и в политической, и в социальной, и в экономической областях. При этом мы отдаем себе отчет, что сохранить неурегулированную, ненормальную обстановку в НКАО и вокруг нее заинтересованы те, кто стремится подорвать перестройку, распространить на другие регионы страны очаги межнациональной розни. (Аплодисменты.)
Как бывший дипломат хочу заметить, и, думаю, со мной согласятся товарищи, работающие сейчас за рубежом: каждый раз нам бывало очень трудно и тяжело вести наши дела, когда возникали трудности внутри нашей страны.
В сложной и очень напряженной ситуации своевременно прозвучало обращение Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева к трудящимся, к народам Азербайджана и Армении, его призыв к разуму, ответственности, взвешенному подходу. Коммунисты, все трудящиеся Азербайджана полностью поддерживают принципиальную, последовательную линию Политбюро ЦК КПСС на оздоровление обстановки в регионе, как единственно правильную и отвечающую высшим интересам нашей Родины, населяющих ее народов. (Аплодисменты.)
Очень важным мы считаем безусловное выполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мерах по ускорению социально-экономического развития НКАО, обеспечивающего динамичное, комплексное развитие этого края. Уже проделана немалая работа, и мы обязательно доведем ее до конца.
Сейчас предпринимаются также решительные шаги для развития связей, возрождения давних традиций сотрудничества азербайджанского и армянского народов, других народов СССР. Согласован план совместных мероприятий Центральных Комитетов компартий Азербайджана и Армении по усилению интернационального воспитания трудящихся. Азербайджанская пословица гласит: "Даже в пылу спора надо думать о примирении". Нам вместе жить на этой земле, делить хлеб и соль, смотреть друг другу в глаза. И нельзя допустить, чтобы разрушилось то, что соединяло и всегда будет соединять наши народы! (Аплодисменты.) Кстати, товарищи делегаты, я не могу понять, как могло случиться такое, когда руководители двух соседних братских республик, годами видя ухудшавшуюся ситуацию, не только не удосуживались вместе поискать выход, но даже не здоровались друг с другом. "Хороший" же пример они подавали остальным!
Особое значение мы поэтому придаем развитию личных контактов руководства Азербайджана с руководителями Армении. Вы знаете о состоявшейся нашей встрече с товарищем Арутюняном. Мы сейчас договорились об усилении контактов с руководителями Грузии, Туркмении, Дагестана, других республик, краев и областей страны. Будем добиваться, чтобы они охватили все уровни партийных, советских, хозяйственных кадров, трудовые коллективы.
Сейчас, на ответственном этапе перестройки, тем более нельзя допускать проявлений искусственной изоляции, замыкаться в себе. Напротив, жизненно необходимы сплочение, консолидация всех сил нашего общества на принципиальной интернационалистской основе. Вот почему мы полностью разделяем вывод, сделанный в докладе, что нет другого пути, как зеницу ока беречь братство и дружбу наших народов, и что пытаться столкнуть людей разных национальностей, посеять рознь и неприязнь между ними — значит брать на себя тяжелую ответственность перед своим народом и социалистическим обществом, не говоря уже о законе.
Анализ событий со всей очевидностью показывает несовершенство в руководстве и управлении процессами межнационального взаимодействия. Только недавно у нас созданы специальное подразделение ЦК Компартии Азербайджана и постоянная комиссия по вопросам национальных отношений в Верховном Совете республики.
Действительно, настала пора возложить па Совет Национальностей Верховного Совета СССР также функцию высшего органа власти в сфере национальных процессов и межнациональных отношений. Именно для всестороннего учета и постоянного внимания к национальным особенностям и потребностям различных групп населения полагали бы целесообразным образование и исполнительного органа — союзного министерства или госкомитета по делам национальностей.
Мы полностью поддерживаем высказанную в докладе идею о децентрализации, максимальной передаче на места многих управленческих функций. Это позволит значительно активизировать деятельность всех форм национальной государственности и автономии. Жизнь требует укрепить статус автономных округов, автономных областей и автономных республик, расширить их права, но в органическом соединении с обязанностями и ответственностью за общесоюзные интересы. Надо, чтобы и народности, которые не имеют своих государственных территориальных образований, могли бы в полной мере выражать и удовлетворять свои потребности.
Ощущается нехватка фундаментальных, научных разработок в области межнациональных отношений. Как известно, многие институты Академии наук СССР исследуют историю и проблемы народов Африки, Азии и Латинской Америки. Однако состояние, тенденции развития отношений между нациями и народностями нашей страны изучаются крайне недостаточно. Создавшийся вакуум заполняют околонаучные деятели, занимающие нередко националистическую позицию. В частности, в запущенном состоянии оказалось кавказоведение, а ведь разработка его проблем могла бы оказать серьезное интегрирующее воздействие.
Мы столкнулись с тем, что ряд спорных, дискуссионных вопросов истории региона стал ареной столкновения амбиций иных горе-ученых. И когда в партийных организациях соответствующих республик, в том числе в нашей, не дается принципиальной оценки проявлениям национальной ограниченности и эгоизма, разного рода спекуляциям, это приводит к нежелательным последствиям — наносится огромный ущерб и самой науке, и делу воспитания. Развитие событий в Закавказье показало, что в известной степени виновны в этом определенные ученые и литераторы, в трудах и произведениях которых безответственно трактуются эти очень тонкие, деликатные, сложные вопросы. Какие бы проблемы ни обсуждали наши ученые и литераторы, дискуссии, как правильно говорится в Тезисах ЦК КПСС, плодотворны только на почве социализма и во имя социализма.
Успешное решение проблем, накопившихся в республике, мы видим в укреплении кадрового корпуса, активизации здоровых сил, коренной перестройке мышления, стиля, методов деятельности. Ряд руководителей оказались не готовыми к работе в условиях широкой гласности и демократизации, продолжают жить вчерашним днем, выступают за перестройку лишь на словах. В то же время люди, преданные делу, компетентные, энергичные, нередко остаются на заднем плане, не могут полностью реализовать свой потенциал.
Плохо, что многие руководители отвыкли слушать людей. Мы должны исправить такое положение. В газетах публикуем номера телефонов руководителей республики, которые теперь часто выслушивают по прямому проводу жалобы и предложения трудящихся, оперативно находят на них ответы.
Со всей остротой встал вопрос подбора и воспитания кадров новой формации, тех, кому воплощать на практике перестройку. Берем ориентир на выдвижение и воспитание кадров, в которых соединяются профессиональная компетентность, коммунистическая убежденность с ее социальной активностью, умением с общепартийных, общегосударственных позиций оценивать любое явление. Мы рассчитываем, что ЦК КПСС, Академия общественных наук при ЦК КПСС осуществят кардинальные меры по перестройке системы партийно-политической подготовки кадров, приведению ее в соответствие с требованиями современного этапа развития нашего общества. Нам кажется, что более логичной, мобильной должна быть и система обновления кадров, их обмена между республиками, центром и местными партийными организациями. Эта хорошая идея неоднократно выдвигалась и поддерживалась в документах ЦК КПСС. Однако делается в этом отношении очень мало.
Коммунисты Азербайджана хорошо сознают все трудности и масштабность стоящих задач. В республике есть возможности для их решения. Мы имеем эталонные предприятия в промышленности, образцовые хозяйства на селе, а главное — велико желание народа трудиться во имя перестройки.
Предстоит огромная работа с тем, чтобы социально-экономическое развитие республики, нравственное возвышение людей соответствовали задачам перестройки. Сознавая крайне неудовлетворительное положение, в котором оказалась социальная сфера республики, мы определяем приоритетные направления. Упор делается на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, особенно путем интенсификации животноводства, на наращивание темпов жилищного и социально-культурного строительства, коренной перелом в охране здоровья народа.
В ходе обсуждения Тезисов ЦК КПСС в первичных организациях и трудовых коллективах мы еще раз убедились, как волнуют именно эти проблемы наших людей. И мы решили вынести эти вопросы на всенародное обсуждение и рассмотреть их на Пленумах Центрального Комитета партии.
В заключение хочу подчеркнуть особую важность дальнейшего усиления руководящей роли нашей партии. Азербайджанский народ связывает с Коммунистической партией свои надежды, свою будущность. И если сегодня мы открыто признаем допущенные недостатки, честно оцениваем пройденное, то это делается ради того, чтобы наша партия стала более дееспособной. Силу КПСС, ее умение вести общество к намеченной цели убедительно подтвердил весь послеапрельский период, когда наша партия успешно возглавила процесс обновления. Только через руководящую роль Коммунистической партии мы добьемся необратимости начатых преобразований, оправдаем надежды и ожидания советского народа. (Аплодисменты.)
Чт июл 09 2020, 01:45
ВЫСТУПЛЕНИЕ ТОВАРИЩА АРУТЮНЯНА С. Г.

Уважаемые товарищи! Согласитесь, что на нашей конференции царит атмосфера откровенной, творческой дискуссии. Хороший тон задал нашему партийному форуму, решающее влияние на всю его работу оказал доклад Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева. Доклад вселяет уверенность и, я бы сказал, чувство оптимизма. И для этого у нас имеются основания. Проводимые ныне партией преобразования, в отличие от прежних, однобоких реформ, носят комплексный, научно обоснованный характер, охватывают буквально все сферы жизни общества, поднимают глубинные пласты нашего бытия.
Трудящиеся Армении всем сердцем принимают политику партии на перестройку и ускорение. Но мы, делегаты с мест, хорошо знаем, что перестройка идет неровно, противоречиво, через острую борьбу нового со старым.
В нашей республике было все, чтобы выйти в авангардные ряды в борьбе за реализацию нового курса партии. Получилось же так, что минувший после апреля 1985 года период во многом для Армении явился продолжением застойных лет. Создалась весьма парадоксальная ситуация. Стремление масс, их перестроечный дух, активное неприятие застойных, негативных явлений натолкнулись на консерватизм руководства республики. Оно, как это ни горько сейчас сознавать, не только не сумело возглавить массы, но и в какой-то мере оказалось позади, утратило инициативу. Более того, превратилось в некий механизм торможения, хотя и не было недостатка в словопрениях о перестройке.
Положение дел в экономике, деформация многих сторон социальной, идейно-нравственной жизни вызвали серьезную озабоченность,- тревогу у трудящихся.
Однако обстановка была такова, что говорилось об этом, как правило, робко, с недоговорками. И лишь после того, как прозвучала справедливая критика в адрес руководства ЦК Компартии Армении на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, пришла в движение застоявшаяся мысль, люди почувствовали себя раскованнее, возросла их общественная активность.
На пленумах партийных комитетов, собраниях и митингах коммунисты, рабочие, колхозники, представители интеллигенции стали подвергать яростной критике негативные явления, практику протекционизма, выдвижение кадров на основе личной преданности, нередко требовали отставки руководства. А два месяца назад на первомайскую демонстрацию в Ереване один из коллективов вышел с транспарантом "Долой коррумпированных чиновников!". И этот прорезавшийся голос - характерная примета. Из нашего бытия безвозвратно уходит время, когда, говоря знаменитой ремаркой пушкинского "Бориса Годунова", "народ безмолвствует".
Вместо того чтобы правильно отреагировать на справедливую критику, трезво оценить обстановку, взяться за решение задач, связанных с перестройкой и обновлением, в республике пытались отделаться косметическими мерами, имитацией, созданием миража перестройки. В сознании части людей произошла девальвация социалистических идейно-нравственных ценностей. Пустили корни такие явления, как хищение социалистической собственности, очковтирательство, взяточничество, пренебрежительное отношение к законам, потребительская психология.
Коммунисты, все трудящиеся республики хорошо понимают, что одной лишь острой критикой недостатков, разоблачением негативных явлений коренных перемен не осуществить. Нужна и ясная конструктивная концепция, и программа реализации этих перемен. Такая программа, которая помогла бы в кратчайшие сроки вывести республику из тяжелого положения, на деле включить ее в созидательный, перестроечный ритм страны, нацелить энергию, творческий потенциал масс на решение исторических задач перестройки и обновления.
Сегодняшняя экономическая обстановка требует нового подхода к решению стоящих перед республикой задач, преодолению негативных тенденций, возникающих в ряде областей народного хозяйства, разработке приоритетных направлений, осуществлению целевых программ социально-экономического развития, вывода отраслей, определяющих научно-технический прогресс, на современный мировой уровень. Ответственнейшим делом для нас сейчас является последовательное осуществление сильной социальной политики. Ведь на протяжении многих лет в республике не решались наболевшие, жизненно важные вопросы, от которых зависят социальное самочувствие и благополучие людей.
По ряду показателей социального развития Армения занимает одно из последних мест среди союзных республик. У нас, например, ниже, чем по Союзу, обеспеченность населения жильем, детскими садами, больничными койками, поликлиниками, объектами торговли, связи, учреждениями культуры. Многие семьи, особенно в Ереване, все еще проживают в ветхих, аварийных домах, в подвальных этажах. Топчемся на месте в производстве продуктов питания. Большой процент трудоспособного населения не занят в общественном производстве. Серьезными остаются проблемы воды, экологической обстановки.
Самое главное, говорили мне рабочие на одной из встреч перед конференцией, создать в республике здоровую нравственную атмосферу. Для нас, действительно, это сейчас самое главное. Будет такая атмосфера - пойдут и дела. С этого мы и начинаем. И нам совершенно ясно, что большая, сложная работа, которая предстоит, может быть успешно выполнена только при участии всех трудовых коллективов, всего рабочего класса, колхозного крестьянства, молодежи, всех слоев общества. Особое значение мы придаем активизации роли интеллигенции, преодолению ее отрыва от партийных комитетов, устранению серьезных промахов, допущенных в работе с ней, более полному использованию ее творческого потенциала.
Товарищи, наше время обнажает множество сложных проблем в сфере национальных отношений, которые, прямо скажем, существовали давно, но на которые раньше мы как бы закрывали глаза. Проблема Нагорного Карабаха - одна из них. Сложившаяся в Армении и Азербайджане ситуация приобрела острый характер. Традиционным дружественным, добрососедским отношениям двух народов, которые мы высоко ценим, нанесен серьезный урон. В ряде районов возникла конфликтная ситуация в межнациональных отношениях. Скажу откровенно, мы не смогли еще нормализовать обстановку в республике. Она продолжает оставаться напряженной.
В трудный для нас период к трудящимся, к народам Армении и Азербайджана обратился Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев. Это обращение было своевременным, товарищи. Оно оказало огромную помощь партийным организациям нашей республики.
Истоки создавшейся обстановки кроются в сложном переплетении исторических, социальных, экономических, культурных, этнических проблем, имевших место извращениях национальной политики в период культа личности и застоя. Кощунственно утверждать, что причинами этих событий явились перестройка, демократизация и гласность. Болезненные проблемы, еще раз хочу повторить это, родились не сегодня и не вчера. Они накапливались постепенно, десятилетиями, не получая не только необходимого решения, но даже и гласного признания. Именно антидемократическая практика замалчивания и равнодушия, стремление отмахнуться от реально существующих острых и сложных проблем, попытки загнать их вглубь или решать их авторитарными методами привели к столь взрывному их проявлению сегодня. И именно перестройка, органически связанные с ней демократизация и гласность выявили запущенность этих проблем. Именно только перестройка создает вместе с тем условия и предпосылки для их открытого обсуждения.
Мы знаем, что события в Нагорном Карабахе, острую реакцию на них трудящихся нашей республики порой пытаются объяснить только лишь действиями вышедших из-под контроля экстремистских групп. Это, скажем так, весьма упрощенное представление. И навряд ли, опираясь на них, можно разрядить нынешнюю ситуацию. Не могу не сказать здесь, товарищи, о том, что подобные объяснения больно задевают национальные чувства коммунистов, всех трудящихся нашей республики, противоречат они и просто здравому смыслу.
Проблемы, возникающие в межнациональных отношениях, как сказано в Тезисах ЦК, должны решаться на подлинно демократической основе, в русле перестройки. Именно с таких позиций должна рассматриваться, на наш взгляд, и проблема Нагорного Карабаха. Настоятельная необходимость сегодня - выработка нового политического мышления в национальном вопросе. Я не открою здесь никакого секрета, если скажу, что этот вопрос у нас один из запущенных. А ведь в такой сфере человеческих отношений, как национальные, нельзя решить ни одной серьезной проблемы, если не отрешиться от устаревших подходов и стереотипов.
Какой урок можно вынести из событий в Нагорном Карабахе и вокруг него? Прежде всего он состоит в том, что надо постоянно держать в центре внимания вопросы развития межнациональных отношений как на общесоюзном, так и региональном, республиканском и местном уровнях. Важно своевременно вникать в возникающие и обостряющиеся проблемы, взвешенно, по-ленински идти на их решение, не уповая на самотек и не доводя дело до кризисных ситуаций.
В самом деле, если бы бывшее руководство ЦК Компартии Армении и ЦК Компартии Азербайджана, зная, в каком направлении развиваются события, своевременно, с ленинских, интернационалистских позиций предприняли бы необходимые совместные шаги, то ситуация в регионе не приобрела бы такой обостренный характер. Мы сейчас совместно с Центральным Комитетом Компартии Азербайджана, и об этом здесь говорил товарищ Везиров, ведем совместную работу, координируем свои действия. Нам нужно и дальше продолжать эту линию.
Опыт последних месяцев убеждает нас в том, что в условиях демократизации и гласности, существенно меняющих обстановку, партийные, советские, идеологические кадры должны уметь действовать в острых, нестандартных, а порой и конфликтных ситуациях, должны уметь напрямую вести полемику. Многие наши кадры, к сожалению, в этой экстремальной ситуации оказались несостоятельными, а то и просто растерялись.
Жизнь показывает, что во взаимоотношениях между республиками могут возникать межнациональные проблемы. Мы ясно сознаём, что недопустимо искусственно возбуждать такие вопросы, хорошо понимаем, что при их решении особенно нетерпимы, говоря ленинскими словами, торопливость и администрирование. Вместе с тем очевидно, что тогда, когда такие проблемы уже возникли, причем на реальной почве, было бы неправильно уходить от их рассмотрения. И нам необходимо иметь четкий, хорошо продуманный механизм для их разрешения на демократической, конституционной основе.
Как сказано в докладе, в рамках сложившейся структуры союзного государства необходимо максимально учитывать интересы каждой нации и народности и всего сообщества советских народов. Но это, как нам представляется, не исключает возможности дальнейшего качественного совершенствования этой структуры, с тем чтобы она в большей мере учитывала растущие, развивающиеся потребности каждой нации и народности, обеспечивала полную гарантию для их интернационального и национального самовыражения.
Мы с большим удовлетворением восприняли высказанную в докладе идею о том, что реформа политической системы предусматривает институты, которые будут глубоко и основательно рассматривать проблемы межнациональных отношений. Нуждаются в активизации все те существующие ныне институты политической системы, посредством которых должны выявляться и согласовываться национальные вопросы. В этой связи совершенно правильно поставлен на конференции вопрос о деятельности Совета Национальностей Верховного Совета СССР, призванного принимать самое непосредственное участие в разработке и практическом осуществлении национальной политики, в контроле за правильностью ее проведения в республиках и на местах.
Возникает и такой вопрос. Как известно, ныне действующая Конституция СССР вырабатывалась в период застоя и нереалистических подходов к оценкам состояния и перспектив развития советского общества. И это, как справедливо отмечалось уже в нашей прессе, наложило негативный отпечаток на многие ее положения и статьи. За прошедший период была принята новая редакция Программы КПСС, выработаны принципиально новый стратегический курс, теория и политика революционной перестройки всех сторон жизни советского общества.
В этих условиях, по нашему мнению, было бы правильно и своевременно, чтобы партконференция рекомендовала приступить к подготовке новой редакции Конституции СССР. Это полностью отвечало бы и курсу партии на завершение формирования социалистического правового государства.
Товарищи! После исторического апреля прошло немногим более трех лет, но мы знаем, как круто изменилась обстановка в стране, людям стало легче дышать, они почувствовали себя хозяевами страны. Вырос и авторитет Советского Союза на международной арене. Все это результат поистине новаторской деятельности Центрального Комитета КПСС и его Политбюро. И от нас с вами, товарищи, зависит, чтобы наше время вошло в историю как действительно революционный этап обновления советского общества.
Свой высокий долг коммунисты, весь народ Армении видят в том, чтобы быть на высоте тех исторических задач, которые выдвинула партия на современном, переломном, очень ответственном периоде развития нашей Родины. (Аплодисменты.)
Чт июл 09 2020, 04:12
ВЫСТУПЛЕНИЕ ТОВАРИЩА БОРОВИКА Г. А.

Я готовил совсем другое выступление. Мне хотелось рассказать о Советском комитете защиты мира, о народной дипломатии, но ход прений меня убедил, что этого делать не стоит. Ежели перестройку, которая идет в Советском комитете защиты мира, и народную дипломатию не замечают, то рассказать об этом коротко не удастся, а если замечают, то и не нужно рассказывать. И я сегодня утром написал все другое, и если что не так, то вы меня не вините. И хотя Федоров, мой друг, кое-что у меня "похитил", я все-таки свое выступление менять не буду.
Представьте себе: стоит на лугу самолет. Нормальный самолет, все в нем есть. Иллюминаторы есть, кресла, проходы, пассажиры сидят. Все как полагается. Только вдруг обнаруживается, что это не луг вовсе, на котором стоит самолет, а болото. Опасное болото, засасывающее. Еще немного - и гибель. Собрал экипаж всех пассажиров, чтобы обсудить, что же делать. И все решили, если есть возможность, надо взлетать.
С великим, невероятным трудом пилоты подняли самолет над болотом, над лесом подняли. А летные качества ведь неважные.
И заржавело многое, и комья грязи. Тяжело, но летит. И вдруг кто-то из пассажиров спрашивает: "Как же так? Самолет подняли, а куда лететь - не знаете?" А другой говорит: "Вы лишили нас веры. Мы верили, что сидим на лугу, а оказалось, что сидим в болоте".
Но самолет-то взлетел! Все-таки взлетел! И в нем - наша вера.
Пока что мы еще кружимся, видимо, над болотом. Но долго нельзя - горючего может не хватить. И садиться обратно тоже нельзя - гибель.
Мы все - экипаж нашего самолета.
Конечно, сравнение Родины с самолетом хромает, Родина -это наша советская земля, и аэропорты у нас свои, и маяки свои, и, как пел Высоцкий: "Париж открыт, но мне туда не надо".
Но уж если продолжать самолетное сравнение - оно тут впервые прозвучало вчера, - то больше всего нам нужна правда: сколько горючего, как работают рулевые тяги и т. д. и т. д. История нужна - и дальняя, и ближняя - почему оказались в болоте? Мы здесь, по-моему, как раз всем этим и занимаемся. Это и есть гласность.
Нам нужен маршрут. Именно этим мы с вами тоже здесь занимаемся. Все вместе, не на словах, а на деле. Впервые, по-моему, так. И вместе прокладываем маршрут. Это демократия.
И самое трудное: нам надо перестраивать самолет на лету, надо сделать его первоклассным, чтобы в будущем не заправляться возле иностранных заправочных станций. Это радикальная экономическая реформа.
Еще нам нужно единство, единство не плакатное, не показушное, а идущее от разума и сердца. И об этом хочется сказать особо.
В последнее время мы очень часто говорим о патриотизме. Это хорошо. Но настораживает настоятельный призыв некоторых деятелей культуры к патриотизму, так сказать, однонациональному: вы, казахи, развивайте свой патриотизм, мы, молдаване, - свой, вы, грузины, сами по себе, мы, русские, сами, у вас свои ценности, у нас свои. Будем с уважением относиться друг к другу. Вот такая программа.
Но уважение народов друг к другу - это только самая первая, самая низкая ступенька цивилизованных отношений. Необходимая, но самая первая. С таким призывом не раз обращался Михаил Сергеевич Горбачев к Рональду Рейгану, президенту страны, чьи ядерные ракеты нацелены в нашу сторону.
Но предлагать уважение как программу-максимум в отношениях между народами Советского Союза, как прозвучало в некоторых газетах, - это маловато. Кстати, в такого рода выступлениях вы не найдете слов "советский патриотизм".
Что было бы во время Великой Отечественной войны, если бы наши народы только уважали друг друга? И что мы сегодня можем решить в нашей стране, если не будет слияния интересов, если не будет братства и готовности защищать друг друга в любой беде?
Но слова "советский патриотизм", "социалистический интернационализм" как-то так исчезают из употребления. Я очень рад, что они сегодня зазвучали здесь с большой силой. И дело, конечно, не в словах. Очень опасен процесс разобщения наций. Это - мое, это - твое, спасение Ясной Поляны - это дело рук русских патриотов, а сохранение хачкаров (древние камни-кресты) - армянских. А ведь это - долг каждого культурного человека. Каждого!
Я вот предлагаю, давайте, когда мы восстанавливаем памятники культуры любой нации, давайте посылать туда интернациональные бригады строителей, интернациональные бригады реставраторов. Пусть это будет наше общее достижение, советское.
Представьте себе человека, который бы крикнул Пушкину, что он не имеет права прикасаться к русскому стихосложению, поскольку кожа у него смуглая, а волосы вьются не по-нашему. Но ведь публикуют же у нас соображения о том, что Гоголь якобы тайно ненавидел Россию и будто бы втихомолку любил Польшу, потому что "происходил из Яновских". Вы скажете - ошибка редактора, который напечатал это, ошибка писателя, который утверждает такое. Но по опыту событий в Армении, в Азербайджане мы знаем, какую роковую роль способны сыграть некоторые представители интеллигенции, историки и писатели, если своей главной задачей они считают возвеличивание одного народа за счет другого либо за счет интересов всей нашей Родины.
Поиск инородцев, поиск врагов народа - старый, испытанный способ. Неужели мы недостаточно натерпелись от подозрительности 30-х годов, чтобы сейчас искать врагов среди братьев, объявлять контрреволюционными целые нации! Мы говорим о росте национального самосознания. Это прекрасно. Только не за счет советского национального самосознания. Самосознания граждан Советского Союза и советского патриотизма.
Я уже где-то читал фразу: "Это выдумка - советский народ". Но советский народ - не выдумка. Это, к счастью, реальность. И будет великим преступлением, если мы позволим размыть это понятие и потерять уважение к нему.
На фоне тяжких событий в Закавказье кое-кто посмеивается над тем, как мечтал Лев Николаевич Толстой о времени, когда народы разных национальностей будут заключать друг друга в объятия, будут лобызаться. Кое-кто уверяет, что такого нет и быть не может.
Но давайте вспомним, как казахские женщины гнали свой скот на освобожденную Украину в 1944 году, чтобы накормить братьев-украинцев, и до сих пор, рассказывая о том времени, употребляют, между прочим, украинские слова, говорят: "В Волге мы коров напували". И можно вспомнить, как плакали и обнимались солдаты всех национальностей, когда сомкнули кольцо вокруг фашистов под Сталинградом, как строили всем миром Братск и осваивали целину. И как дрались с фашизмом в Испании. И между прочим, трагические годы войны в Афганистане были для наших 20-летних солдат годами выполнения своего интернационального долга, как бы мы ни относились к самой войне. И мы в Советском комитете защиты мира гордимся, что именно нам доверили ветераны войны в Афганистане хранить огонь, зажженный от Вечного огня на могиле Неизвестного солдата, до тех пор, пока он не будет перенесен к памятнику нашим воинам, погибшим там. (Аплодисменты.)
Многое можно вспомнить: и трагическое, и постыдное, и прекрасное. И все это наша общая биография. И надо говорить о ней всю правду. Но только без злорадства, потому что, повторяю, это наша биография, и мы за нее в ответе.
Самолет наш летит. И курс он взял верный. А трагедия может произойти, я уверен, только в одном случае: если мы нарушим наше единство, если дадим уйти в небытие понятию советского патриотизма.
Многие говорили здесь о том, что гласность нельзя использовать для оскорбления человека, для сведения счетов. Правильно. Но тем более во сто крат более важно не допускать это в отношении целых наций и народов. Печатаются в некоторых газетах письма, проникнутые злобой и клеветой в адрес той или иной национальности. Редакторы говорят: это для демонстрации и такой точки зрения. Печатаются в некоторых литературных журналах антихудожественные произведения, единственная цель которых - вызвать у читателей ненависть или недоверие к людям другой национальности. У нас есть закон, запрещающий оскорбление национального достоинства словом. Если мы хотим правового государства, мы должны уже сейчас применять его.
Нам нужен закон, обеспечивающий точность информации. Мы, люди, лишенные истинных статистических данных, верили, когда Хрущев обещал наступление коммунизма в 80-м году. Не хочется думать, что он обманывал. А если он верил, значит, не обладал достоверной информацией. В 70-х нам объявили, что мы живем в эпоху развитого социализма. Над этим многие посмеивались, но в сердцах теплилась надежда: может быть, в каких-то частях страны сделано такое, что позволяет вот так говорить.
Но в докладе Михаила Сергеевича Горбачева есть слова о том, что только сейчас мы познаем всю степень запущенности хозяйства. Значит, истинной информацией не обладало и Политбюро. А это уже опаснейшее положение, которое поставило нас на край трагедии.
Необходимо искать механизм, который перекрыл бы всякую возможность получения народом и руководством страны дезинформации или неполной информации о положении в стране.
Мелкие сиюминутные выгоды, которые мы получаем, не сообщая вовремя о Чернобыле, о сбитом южнокорейском самолете, о событиях в Нагорном Карабахе, потом оборачиваются для нас необратимыми потерями. Чем больше правды, тем больше веры.
Святослав Федоров рассказывал мне о случаях - не только в нашей стране, - когда слепому от рождения человеку в зрелом возрасте предлагали пройти проверку в клинике: вдруг удастся дать зрение. И вы знаете, тот отказывался. Привык к незрячему существованию. Боялся перемен. Боялся увидеть реальную жизнь.
Трагическая притча. Она не столько про слепых. Она скорее о зрячих, не желающих знать правду.
Гласность помогает нам извлекать уроки из собственной истории, в том числе из истории нашей пропаганды. Я имею в виду склонность ее к истерии. Истерически хвалили кукурузу, так же истерически ее потом ругали. Истерически хулили архитектурные излишества, потом столь же энергично критиковали безликие дома. Либо истерически хвалим, либо истерически ругаем.
А давайте попробуем спокойно разобраться: где у нас в истории тяжкая трагедия народа, где его великий героизм, а где просто фарс? И извлечем уроки. Мне кажется, истерия и ненависть противопоказаны перестройке, это не ее душевное состояние, не ее эмоции. Ей противопоказаны еще и некомпетентность, глупость, а также слепая вера.
Еще одна трудность: у нас многие люди умеют очень быстро приспосабливаться к любым изменениям и очень часто самозванно объявляют себя авторами, горячими сторонниками, бойцами перестройки. У нас есть такие самозваные застрельщики перестройки. И слева, и справа. Действия таких застрельщиков иногда заставляют меня думать о буквальном, корневом смысле этого слова: "за-стрел", "застрельщик" перестройки. Нам не нужны демагоги, нам нужны истинные застрельщики и истинные застройщики.
Мы выбрали маршрут нашего самолета сами. Мы верим в перестройку. И эта вера будет тем крепче, чем больше будем мы знать правды. И тогда наш самолет будет идти верным курсом.
Французский рабочий-коммунист сказал недавно одному из активистов Советского комитета защиты мира: "То, что делается сейчас у вас в стране, снова дало мне право гордиться тем, что я коммунист".
Я не считаю, что мнение французского коммуниста для нас решающее, но все-таки очень хорошо слышать такое о своей стране. (Аплодисменты.)
Чт июл 09 2020, 04:23
Горбачев М. С. Слово о резолюции по межнациональным отношениям предоставляется председателю комиссии товарищу Рыжкову Николаю Ивановичу.

Рыжков Н. И. Товарищи! Наша комиссия вчера основательно поработала над проектом резолюции, которая сейчас выносится на ваше обсуждение. Выступило большинство членов комиссии, а вы помните, что у нас комиссия расширилась во время ее образования, так что была возможность довольно широко обменяться мнениями.
Я должен сказать, что дискуссия проходила очень активно, но самое главное - конструктивно. Мы постарались находить такие решения, которые удовлетворяли бы как определенные интересы республик, регионов, отдельных национальностей, народов, так и, конечно, общесоюзные интересы. Это, как говорится, в общем виде о нашей работе, которая проходила вчера.
Комиссия в конце концов одобрила проект в целом, внесла в него ряд конкретных предложений и уточнений по отдельным вопросам. Главная наша задача состояла в том, чтобы углубить некоторые принципиальные положения. Что касается редакционных поправок, то их достаточно много, но они не меняют существа. По принципиальным вопросам.
Пункт первый. Комиссия единогласно сочла необходимым внести дополнения об интернационалистской сущности утвердившегося в ходе социалистического строительства единства народов СССР, о советском народе как новой исторической общности. Это - главное дополнение в этом пункте.
Пункт третий. Большое внимание было уделено усилению экономической самостоятельности республик, областей. Эти положения в какой-то мере отвечали многочисленным высказываниям делегатов в ходе дискуссий на нашей конференции, они нашли отражение и в работе нашей комиссии - в тех формулировках, которые здесь предлагаются.
Внесены поправки о необходимости обеспечения эффективного взаимодействия территориальных органов управления с министерствами и ведомствами СССР, о чем также очень много говорилось, с предприятиями союзного подчинения, усиления ответственности как республиканских, так и союзных органов управления за комплексное развитие каждого региона.
Я хотел бы, товарищи, подчеркнуть еще такой момент: по этому пункту были очень большие дискуссии. Члены комиссии высказались за то, чтобы создать в стране специальный государственный орган по делам национальностей. Мы не определили конкретно, что это будет за орган. Некоторые товарищи предлагали создать комитет, другие говорят, что надо министерство, третьи говорят, что еще надо какой-то особый орган. Поэтому наше предложение - записать, что надо создать орган. Позже надо будет определиться, где и при ком его создать: или при исполнительной власти, то есть при Совете Министров, или при законодательной. Но в Верховном Совете уже намечено создать специальный орган - постоянную комиссию по вопросам межнациональных отношений. По единодушному мнению комиссии, такой орган нужен. В его поле зрения были бы все вопросы - межреспубликанские, межнациональные - как экономические, так и социальные и другие.
Комиссия также считает, что этот пункт необходимо дополнить положением об интернационализации экономики и общественной жизни в нашей стране. Этот тезис довольно основательно обсуждался. Высказывалось мнение, что всякое стремление к национальной замкнутости может привести только к экономическому и духовному оскудению. (Оживление в зале, возгласы одобрен и я.)
Пункт четвертый. Обстоятельно обсуждался вопрос о свободном развитии и равноправном использовании гражданами СССР родных языков, овладении русским языком, добровольно принятым советскими людьми в качестве средства межнационального общения.
Здесь были также большие дискуссии, но мы нашли формулировки. Писатель Чингиз Айтматов предложил формулировку о развитии национально-русского двуязычия с учетом особенностей и потребностей духовного развития каждого народа.
Пятый пункт. Включено положение о том, что всякие действия, разобщающие нации и народности нашей страны, попытки ущемления прав советских граждан любой национальности следует рассматривать как нравственно неприемлемые и противоречащие интересам Советского государства. В этом же пункте комиссия предлагает подчеркнуть политическую значимость Дня образования СССР как общенародного праздника. По мнению комиссии, он проходит обыденно и не показывает по-настоящему роль и значение образования нашей государственности. (Аплодисменты.)
Комиссия считает также необходимым поддержать включение в резолюцию предложения Политбюро ЦК КПСС о проведении Пленума ЦК по национальным отношениям.
Некоторые предложения комиссия в результате обсуждения не сочла целесообразным включать в проект резолюции, поскольку в основном они касались частных вопросов, отдельных сторон жизни союзных республик, которые, на наш взгляд, в политическом документе, а мы принимаем с вами, товарищи, политический документ, нет необходимости записывать. Эти предложения должны реализовываться либо в ходе радикальной экономической реформы, которую мы сейчас проводим, либо через осуществление республиками своих конституционных прав. Вот в крупном плане те предложения, которые выработала комиссия. У меня все.
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ