Форумы

Омская ВШМ МВД СССР

Чт июн 14 2018, 10:52
Источник

В 1920 г. в Омске были созданы курсы командного состава милиции, которые позже преобразованы в школу среднего комсостава милиции и уголовного розыска, затем – в специальную среднюю школу милиции, в 1965 г. ставшую высшим учебным заведением. За эти годы подготовлены тысячи специалистов средней и высшей квалификации, создана обширная материальная и учебно-методическая база.
Омская академия является основным звеном подготовки кадров системы МВД России в Сибири и на Дальнем Востоке. На базе факультетов заочного обучения в различные периоды создавались Хабаровская, Красноярская и Тюменская высшие школы.
Вопрос о том, что в одном из крупных городов Сибири необходимо учебное заведение для подготовки милиционеров, возник еще осенью 1917 г. Были организованы курсы, начавшие свою работу 3 октября 1917 г. Они просуществовали совсем недолго: гражданская война приостановила этот процесс. Но как только Советы восстановили свою власть в 1919 г., вновь возник вопрос обучения кадров милиции, прежде всего командиров. Сибирская милиция привлекала в свои ряды всех желающих и сочувствующих советской власти. Сибирский регион, оторванный от центра гражданской войной и иностранной интервенцией, вынужден был автономно организовывать мирную жизнь, создавая собственные органы власти. 27 августа 1919 г. ВЦИК утвердил Сибирский революционный комитет (Сибревком) как высший орган гражданского управления Сибири. Создание его было связано с невозможностью в сложных, нестабильных военно-политических и экономических условиях приступить к организации, согласно Конституции РСФСР 1918 г., выборных органов власти – Советов. 17 апреля 1920 г. был издан приказ Сибревкома о начале работы курсов милиции.
Первый набор курсантов состоялся в мае 1920 г. и составил 114 человек. Курсам совместно с Сибирской партшколой было отведено помещение коммерческого училища, а в начале августа 1920 г. курсы перебазировались в помещение бывшей мужской гимназии на улице Республики, 66 (ныне ул. Ленина, 48).
При первых наборах строго соблюдался классовый подход. Преимущество имели рабочие и крестьяне – участники партизанского движения Сибири. Милицейские курсы не ставили перед собой задачи профессионального образования кадров милиции, они носили ознакомительный характер, фактически осуществляя первичное профессиональное обучение. Вместе с тем, они и не могли претендовать на более высокий уровень профессиональной подготовки в силу того, что значительная часть обучающихся были неграмотными или малограмотными, поэтому в программы курсов был включен раздел по общеобразовательным предметам.
Наряду с курсами при управлении Сибирской советской рабоче-крестьянской милиции 17 августа 1920 г. был создан показательный отряд из 200 пеших и 100 конных милиционеров. Отряд формировался из добровольцев сибирских губерний, являлся чисто военной организацией по типу отдельного батальона. В его обязанности входили охрана учреждений Сибревкома, борьба с контрреволюцией и дезертирством, отряд осуществлял и профессиональную подготовку сотрудников милиции. Поэтому в декабре 1920 г. произошло слияние существующих курсов с показательным отрядом. Второй набор возглавил Козырев Николай Иванович, имевший опыт организации милицейских курсов в Иркутске, командиром батальона был назначен заведующий первым набором Зорин Николай Иванович, вместе с ними назначались 9 строевых командиров.
15 августа 1921 г. по отделу управления Сибревкома (Сибмилиции) был издан приказ о реорганизации курсов в Высшие Сибирские командные курсы советской рабоче-крестьянской милиции. Это означало, что у омских курсов началась новая жизнь, значительно повышался статус, они становились учебным учреждением, готовящим средний командный состав и специалистов более высокой квалификации.
15 ноября 1922 г. в жизни курсов произошли качественные изменения. Согласно приказу Милиции Республики Первые Петроградские и Вторые Омские высшие курсы комсостава милиции соответственно переименовывались в Первую Петроградскую и Вторую Омскую школу среднего комсостава милиции.
Школа заняла достойное место в системе подготовки милицейских кадров страны, став единственным учебным заведением республиканского значения на всей территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Труд немногочисленного коллектива был по достоинству оценен начальником Милиции Республики: коллективу была объявлена благодарность, а начальник школы награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Приказом НКВД РСФСР от 19 мая 1928 г. три школы среднего начсостава милиции и четыре школы младшего начсостава милиции были преобразованы в школы НКВД (с 1-й по 7-ю) административно-милицейских работников. Школа получила название Второй Омской школы административно-милицейских работников НКВД РСФСР. Новые учебные заведения создавались по принципу единых трудовых школ, имели несколько ступеней образовательного процесса и позволяли обеспечить обучение всех категорий работников милиции одновременно. В Омской школе наряду с милицейским и уголовно-розыскным открылось пенитенциарное отделение.
С созданием единых школ учреждались нагрудные знаки и знаки различия для выпускников школ НКВД. Они были обязательными для ношения на форменной одежде и указывали на то, что работник имеет специальное милицейское образование, которое дает ему преимущество в продвижении по службе.
В 30-е годы Омская школа стала центром переподготовки кадров милиции Сибири. Ежегодно проводились лагерные сборы курсантского и младшего начальствующего состава милиции, начали работу постоянные курсы участковых уполномоченных, политработников органов милиции, рядового состава. Все это послужило основанием для переименования школы летом 1940 г. в межобластную школу рабоче-крестьянской милиции.
Великая Отечественная война внесла существенные изменения в жизнь школы. Была поставлена задача — осуществлять ускоренную подготовку кадров милиции для всей страны. За все военные годы школа произвела 7 выпусков и подготовила для службы в органах внутренних дел 1624 специалиста.
В послевоенные десятилетия статус школы качественно изменился. В 1954 г. учебные заведения, готовящие кадры для милиции, были переведены на полное государственное обеспечение на равных правах с военными учебными заведениями. Тогда же был утвержден Устав специальной средней школы милиции и Положение о школе милиции. В мае 1955 г. был издан приказ МВД СССР о реорганизации семи школ, в том числе и Омской, в специальные средние школы милиции МВД СССР с двухгодичным сроком обучения. В школу принимались исключительно лица, имеющие законченное среднее образование. По ее окончании выпускникам присваивались квалификация юриста и специальное звание «лейтенант милиции». В ноябре 1955 г. в Омской школе было открыто заочное отделение с набором 300 человек и сроком обучения 3 года.
В середине 60-х годов правительством страны предпринимается ряд организационных мер, направленных на совершенствование правоохранительной системы, укрепление системы ведомственного образования. Министерство охраны общественного порядка РСФСР 13 февраля 1965 г. вышло с инициативой в Совет Министров СССР о создании на базе Омской специальной средней школы милиции и Омского отделения заочного обучения Высшей школы МООП РСФСР Омской высшей школы милиции. 2 июня 1965 г. Постановлением Совета Министров СССР такая школа была создана, и это было второе высшее учебное заведение в системе МООП РСФСР. Открывалось дневное отделение (600 курсантов) со сроком обучения 4 года и заочное отделение (1500 слушателей) со сроком обучения 5 лет. По окончании школы выпускники получали диплом юриста-правоведа высшей квалификации общесоюзного образца. Слушателями Омской высшей школы милиции могли стать сотрудники органов охраны общественного порядка и молодые люди в возрасте до 30 лет, имеющие среднее образование, пригодные по состоянию здоровья к службе в милиции. На заочное отделение принимались только представители среднего и старшего начальствующего состава. Для обеспечения учебного процесса в школе были созданы три специальные и четыре общенаучные кафедры. 1 октября 1965 г. Омская высшая школа милиции начала работу в новом качестве. В 1966 г. ей были переданы Иркутское и Хабаровское отделения факультета заочного обучения Высшей школы. Созданием ОВШМ МООП РСФСР было положено начало расширению сети высших милицейских учебных заведений в России.
В 1969 г. поиск новых организационных форм в деятельности органов внутренних дел завершился созданием вместо Главного управления милиции ряда самостоятельных структурных подразделений. Издается совместный приказ МВД СССР и Министерства высшего и среднего специального образования «О специализации подготовки кадров для органов милиции в учебных заведениях МВД СССР». Было решено готовить кадры для аппаратов уголовного розыска, БХСС, административных служб и ГАИ. Омской высшей школе милиции была определена специальность «Уголовный розыск». Это решение способствовало подготовке и воспитанию многих поколений высококвалифицированных работников оперативных служб. Получая специальные знания, курсанты и слушатели смогли применить их, еще находясь в стенах вуза, с честью выполняя правительственные задания по охране общественного порядка на Олимпийских играх в Москве (1980 г.), Играх доброй воли (1986 г.), а также в Армянской и Азербайджанской ССР (1988 г.), за добросовестное выполнение служебного долга личный состав школы был отмечен благодарностью министра внутренних дел СССР, семь особо отличившихся преподавателей и слушателей были награждены орденами и медалями, курсант Сергей Монин посмертно награждён орденом «За личное мужество», в Москве (1989, 1991 гг.) и в Кемерове (1993 г.).
Новационные процессы первых лет существования Омской высшей школы милиции МВД СССР способствовали поиску других форм обучения в последующие периоды. Так, 1 июля 1995 г. во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации школа была преобразована в юридический институт, а 4 февраля 2000 г. – в академию. В 2000 г. Омская академия МВД России торжественно отметила 80-летие со дня образования.


Чт июн 14 2018, 10:55

Чт июн 14 2018, 11:10
Источник

ОВШМ МВД СССР

Батальон офицеров и слушателей Омской Высшей школы милиции МВД СССР во время землетрясения находился в Армении с 23 сентября 1988 по указанию правительства СССР.
Домой вернулись не все. Один не вернется никогда, Сергей Монин, отличник учебы, Ленинский стипендиат, прекрасный парень, погиб в Спитаке в момент самого сильного толчка.
Баку. 14. 06 – 14. 08. 88. Личный состав ОВШМ в количестве 434 человек выполнял специальную операцию по охране общественного порядка в армянском хуторе Кировского района г. Баку. В результате добросовестного несения службы, четкого взаимодействия подразделений на хуторе не было допущено ни одного преступления. Эти два месяца изнурительной службы потребовали не только полной отдачи моральных и физических сил, но и мужества, так как пришлось охранять.
Эти два месяца изнурительной службы потребовали не только полной отдачи моральных и физических сил, но и мужества, так как пришлось охранять в многомиллионном Баку поселения, где проживали более 20 тыс. армян. В августе 1988 года «милицейские солдаты», как их называли жители, возвратились. Но еще не утихли воспоминания о пережитом на Земле Азербайджана, как 23 сентября вновь по приказу МВД СССР 204 слушателя 4-го курса и 21 офицеров вылетели на выполнение задания МВД СССР. Им выпала трудная задача – принять участие в охране и обороне 12 населенных пунктов в г. г. Ленинакане, Калинино, Кировакане, Спитаке, Амассия, сопроводив две колонны беженцев общей численностью в 3,5 тыс. человек, а после землетрясения вытащив из-под завалов более 100 человек, оказав первую медицинскую помощь сотням пострадавших, отдав свои последние пайки голодным, охранять и оборонять от грабежей мясокомбинат, банк и ювелирные магазины в Ленинакане.
Слушатели участвовали в охране общественного порядка, формировали и сопровождали колонны с жителями азербайджанской национальности, покидавшими армянскую землю.
Чт июн 14 2018, 11:12
В газете "Рабочий " (орган партийного комитета и Совета народных депутатов в городе Ленинакане Армянской ССР) от 16 октября 1988 года № 252 и от 13 ноября 1988 года № 264 о слушателях ОВШМ МВД РФ напишут:

" ЦВЕТЫ НА МОГИЛЕ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА

(газета "Рабочий" №252 от 16 октября 1988 года)

МГНОВЕНИЕ ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ
Группа из 57 слушателей незадолго до землетрясения выехала в Спитак. В канун трагических событий ребята двое суток не спали: вывозили из Спитакского района, из села Сарал колонну в составе 400 жителей азербайджанской национальности. Кто из этих людей, покидая дома и под охраной сибиряков, выезжая за пределы Армении, знал, что благодаря этому вынужденному шагу избежит страшной участи тысяч жертв землетрясения?. Не знали этого и наши парни. После двух трудных ночей им дали отдохнуть.
- Мы устали – мы довольно много времени провели в Ленинакане, в Спитаке, очень хотелось домой, в Омск. Только соберемся уезжать, а нам говорят еще две недели, потом – еще две. А Сергей Монин, особенно в последний месяц, был в хорошем настроении, веселый, не унывающий. Ну что это вы, говорил, раскисаете? Уже немного совсем осталось до Омска, - вспоминает Валерий Вихрянов. – Купил кипятильник, банку двухлитровую в столовой раздобыл – начали по вечерам чаевничать, как в школе, домом запахло
В Ленинакане в день землетрясения у слушателей были занятия. Дело в том, что постовую службу, сопровождение колонн с жителями слушатели совмещали с учебой. Преподаватель школы Нина Ивановна Ленская только что закончила лекцию и ушла в гостиницу «Ширак», где она остановилась. Ребята сидели у телевизора, смотрели фильм «Воскресенье, половина седьмого», а преподаватель комментировал процесс следствия, показанный в нем. В Ленинакане омичи жили и занимались в зданиях, построенных еще в 1823 году. Мощные стены выдержали самый страшный толчок. Здесь никто из омичей серьезно не пострадал. Утром, когда невиданной силы подземный толчок потряс город, большинство слушателей находились на занятиях в ленинской комнате. Сориентировались быстро: через пять минут все были на улице, не растерявшись бросились к развалинам соседнего дома. Через 15 минут прямо на улице был развернут походный медицинский пункт, где пострадавшим оказывалась первая помощь. В тот день было спасено 49 человек.
- Трудно словами передать обстановку, которая была в тот момент, - рассказывает полковник милиции Владимир Михайлович Коваленко - Конечно, в первые минуты после толчка людей охватила паника. Обезумевшие от горя люди, душераздирающие стоны из-под обвалов. Жутко. По велению долга мы несли службу в Ленинакане, а по велению сердца – спасали людей. Все, кто не пострадал, бросились искать близких, по улицам понеслись машины. Здесь ребята проявили выдержку и мужество, огромную силу воли и самообладание.
Нина Ивановна Ленская в момент толчка была на балконе шестого этажа гостиницы «Ширак». Вызволили ее оттуда слушатели.
- Перед землетрясением находилась в гостинице «Ширак» города Ленинакана. Смотрела телевизор. В 11 часов 41 минуту началось землетрясение. Кусок панели прямо упал на мою кровать, где буквально минуту назад сидела я. Чудом осталась жива. Гостиница не развалилась. Попыталась выбраться на улицу, но не смогла открыть дверь. Единственной надеждой были мои ученики. Я знала, что они в беде меня не оставят. Через некоторое время услышала знакомые голоса- это были мои ученики - вспоминает Нина Ивановна Ленская (полковник милиции, доцент кафедры криминалистики ОВШМ МВД СССР в 1988 году).
Какова судьба тех кто в Спитаке?
Этот вопрос волновал и офицеров и слушателей.
В 9:00 7 декабря курсанты встали, позавтракали. На 11 часов была назначена баня. В момент толчка, практически полностью разрушавшего райцентр Спитак, слушатели находились на самом верхнем этаже здания СПТУ –90, где размещалось общежитие. Земля под зданием разверзлась, три этажа погрузились в трещину, а четвертый этаж оказался на уровне первого. Теперь, когда все позади, можно считать, что омичам в Спитаке повезло: из тех, кто сидел на занятиях на 2-3 этажах СПТУ, спаслись только несколько человек.
«-. Я такого даже в кино не видел Откопались, свет божий увидели, а вокруг – ничего. Обломки, битый кирпич, развалины не выше, чем на метр над землей возвышаются. Все изменилось. Мы когда сами выбрались, те, кто был в состоянии, пошли туда, откуда слышны были крики и плач. Один только свет остался, солнечный, ослепительный, - рассказывает Евгений Стародубов.
- На первых этажах здания, где мы жили, в профтехучилище, шли занятия и в момент землетрясения - тоже. Наши ребята стали разбирать завалы, откапывать нижние этажи, но нашли только семь девчонок, - рассказывает Николай Лягаев. – Первая из них сама выбралась из груды обломков, подбежала к нам сказать, где остальные, где нам копать. Смотрит на нас и только руками машет. Шок, наверное. Мы помогали откопать из-под земли живых и мертвых, своих омичей и Но «чужих» сказать не получается, потому что просто не было чужих, потому что, когда требовалась помощь – не прикидывали в уме, кому помогать в первую очередь, не спрашивали национальность. Пока идешь – там, где была улица, дома – на каждом шагу, через каждый метр натыкаешься то на руку, то на голову, торчащую из-под кучи камней. Я никогда до этого не видел так близко смерти. Попал в госпиталь в Кировакане, там носилки с больными ставили прямо на траву в госпитальном дворе – в здании места для всех не хватало, врачи и медсестры не успевали ставить обезболивающее. Лежу я, надо мной такое высокое, ослепительное небо, кажется, просто не может такого быть, чтобы рядом умирали люди, чтобы за госпитальными палатками складывались горы трупов тех, кого еще не успели похоронить.
Мы в то утро отдыхали – все, кто спал, кто телевизор смотрел, кто чаевничать собирался. Вдруг Да нет «Вдруг» – это медленноЭто произошло сразу – землю встряхнуло, все полетело вниз. Потом выяснилось – нам здорово повезло, мы на четвертом этаже были, и после землетрясения оказались на уровне полуподвального помещения. Нет, правда, нам повезло, потому что мы в этот момент были все вместе, и когда после толчка, после десятиминутной оглушительной тишины, пришли в себя, те, кто мог, стали откапывать остальных
Страшно было смотреть на них – таких, на вид, здоровых крепких парней, лежащих на больничных койках. Переломы позвоночника, сотрясение мозга, сильные ушибы – неужели это про них сказано, поставлены были такие диагнозы? Раненых доставляли в госпитали Кировакана, Еревана. Школьники, студенты этих городов дежурили у больных целыми сутками. »
«- Они очень хотели чем-нибудь помочь, - говорил Женя Стаяов, - ухаживали, как будто мы им родные. Армяне очень гостеприимный народ. К нам подходили прямо на улице ( в сентябре, 1988 года), приглашали к себе, стоило зайти в кафе, столовую, люди тут же начинали просить их сдвинуть столы и обедать вместе с ними, вести неторопливые беседы о том, о сем. А когда в Ленинакане устроили конкурс рок музыки, гостям из Омска предложили участвовать в программе. И Игорь Соколов, слушатель 4 курса ОВШМ, пел под гитару песни на армянском языке, а вместе с ним пел весь зал Дворца культуры.
Знаете, в госпиталь к армянам приходили жены, дети. И каждый раз интересовались: а как наше здоровье, не нужно ли чего, могут ли они нам чем-то помочь. Приносили продукты, угощали нас. И отказать нельзя – обидятся, и брать совестно – ведь у них же у самих ничего нет.
Это чувство дружбы, уверенность в том, что мы действительно родные, стало возвращаться понемногу уже после катастрофы.
- Первые же, кто выбрался из-под обломков, стали помогать товарищам ,- говорит замполит батальона подполковник Александр Иванович Ковалев, останавливали машины и с помощью домкратов, подручных средств освобождали людей из-под обломков. Уже через пять часов все слушатели и офицеры группы ОВШМ, находившиеся в Спитаке, были вызволены из развалин, 28 человек из группы омичей были госпитализированы, 7 раненых находились в госпиталях Еревана. Остальных доставили в Омск и разместили в клиниках города».
Воспоминания Валерия Михайловича Рудника, помощника начальника школы
Долг священный, служба почетная
В Омской Высшей школе милиции МВД СССР родился новый ритуал- ежегодно проводить 7 декабря мемориал Сергея Монина. Не каждый, проживший на земле, удостоится чести, чтобы в память о нем в день его смерти собирались сотни мужчин, стояли в шеренгах с суровыми лицами те, кто помнят его живым, склонялось знамя школы при возложении цветов к портрету, с которого он улыбается.
Что успел сделать за свою короткую жизнь этот человек? Учился в школе, достойно отслужил в Советской Армии, работал в милиции, поступил в нашу школу. И когда пожар межнациональной вражды охватил два некогда дружных народа, Сергей вместе со своими товарищами встал на защиту рушившихся очагов, спасал женщин, детей, стариков.
1988 год навсегда запомнится офицерам и слушателям школы, как время тяжелого и жестокого испытания на стойкость и мужество, на верность делу, ради которого они надели милицейские погоны.
В августе 1988 года « милицейские солдаты», как их называли жители, возвратились. Но еще не утихли воспоминания о пережитом на земле Азербайджана, как 23 сентября вновь по приказу МВД СССР 204 слушателя 4-го курса и 21 офицер вылетели на выполнение задания МВД СССР. Им выпала трудная задача- принять участие в охране и обороне 12 населенных пунктов, предотвратить и ликвидировать массовые беспорядки в городах: Ленинакане, Калинино, Кировакане, Спитаке, Амассии, спасти от разграбления государственное имущество на сумму 1500000 рублей, сопроводить две колонны беженцев общей численностью в 3500 человек, а после землетрясения вытащить из-под завалов более 100 человек, оказать первую помощь сотням пострадавшим, отдать свои последние пайки голодным, охранять и оборонять от грабежей мясокомбинат, банк и ювелирные магазины Ленинакана.
Что меня поразило в Ленинакане. Я впервые в жизни увидел город, которому краше трудно с что-то сопоставить. Впервые там я познакомился с необыкновенными людьми. Это не просто армяне. Ленинаканцы - специфическая часть армянского народа. Гордые, трудолюбивые, независимые, смелые, и самое главное отличие, веселые и остроумные. Это были братья.
И 7 декабря на наших глазах не стало этого города, на наших глазах разрушились здания, на наших глазах разыгралась трагедия, которую невозможно описать человеческими словами. Самое ужасное - это были первые ночи в Ленинакане. Самое ужасное - это было слышать стенание женщин.
Навсегда в памяти жителей Спитака останется происшествие 7 декабря. 57 офицеров и слушателей школы от первого удара стихии оказались под обломками здания. Однако ни раны, ни увечья, ни боль от потери товарищей не сломили их мужества. Под руководством офицеров: А. И. Ковалева, В. А. Плетнева, В. А. Кальченко, А. М. Быкова слушатели извлекали из груды бетона, дерева и стекла покалеченных друзей. Не было сил смотреть без слез на тело погибшего Сергея Монина и искалеченных Камиля Юмаева , Григория Завьялова, Вадима Малахова, Николая Дабижу. По какой шкале можно измерить мужество, силу духа майора Н. П. Буняка, пролежавшего несколько часов в завале под руинами райотдела в Спитаке и спасшегося по воле случая? Ранения получили 29 человек. Многие из них снова в строю, все закончили нашу школу милиции.
Несмотря на потери, подразделение оставалось в Ленинакане и Спитаке боевой, единственной единицей в течение первых часов трагедии. Что же помогло устоять в те дни, когда картина людской трагедии, созданные природой хаос сознание воспринимало, как сцены из фильмов ужасов? В этом смешении человеческих трагедий всеми руководило не только сострадание и милосердие, здесь появилась крепость духа, основным стержнем которого были чувства долга перед людьми, ответственность перед совестью, стремление не уронить свое имя, имя нашей школы.
За проявленное мужество и самоотверженность во время выполнения задания правительства в Ленинакане и Спитаке большая группа офицеров и слушателей была награждена правительственными наградами.
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ