Форумы
Рязанская ВШМ МВД СССР
источник
В 20-е годы прошлого столетия в целом по стране проблема повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел приобрела крайнюю остроту. По состоянию на начало 1925 г. среди служащих милиции только 4,5% закончили школы младшего комсостава и резерва, 0,81% - школы подготовки среднего комсостава. Руководство рязанской милиции долгое время с большим напряжением и переменным успехом пыталось организовать профессиональное обучение своих сотрудников. И только в середине 30-х годов появилась возможность создания школы милиции высшей на тот момент ступени. Это и стало отправной точкой в истории вуза.
Согласно приказу Управления НКВД по Московской области с 1 ноября 1934 г. были учреждены Рязанские курсы по переподготовке участковых инспекторов милиции. Впервые успешно реализуется план создания и постоянного функционирования подобного рода учреждения. Силами преподавателей и административно-технических работников (31 человек) предполагалось в течение 3,5 месяца готовить по 150 курсантов - 3 выпуска в год.
15 апреля 1935 г. Рязанские курсы осуществили свой первый выпуск, после чего, кроме участковых инспекторов, стали готовить и других специалистов. После недолгих согласований осенью 1936 г. Рязанские курсы были преобразованы в Рязанскую школу среднего начсостава Управления РКМ, то есть от подготовки младших специалистов отказались уже на этом этапе. Срок обучения возрос до двух лет. Впоследствии учебное заведение многократно меняло "вывеску", хотя зачастую и программа подготовки, и места распределения специалистов, и руководство учреждения оставались прежними.
В архивах сохранились некоторые документы, характеризующие особенную атмосферу и быт того времени, в частности свидетельство об окончании в 1938 г. одним из курсантов 18-й Рязанской школы Рабоче-крестьянской милиции - так тогда называлось учебное заведение. Первый выпуск! Старательно выведенные буквы на самодельном бланке. Даже герб СССР нарисован от руки. А в правом верхнем углу надпись "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" сделана неровным почерком.
В первом наборе курсантов большинство были рабочими. Лишь несколько человек являлись членами ВЛКСМ, остальные - членами или кандидатами ВКП(б). Средний показатель образования - 4 класса. Мандатную комиссию больше интересовало прохождение кандидатами политической учебы в разного рода кружках и соответствующая партийно-политическая аттестация.
В предвоенный период социальный портрет курсантов несколько изменился. Подавляющее большинство из них предварительно проходили службу в органах внутренних дел. Возраст колебался от 23 до 30 лет. Семейных и членов компартии стало меньше. Уровень усвоения изучаемых материалов был достаточно высок. Так, из 128 курсантов, закончивших обучение в 1940 г., на "отлично" оценено 56,2%, "хорошо" - 31,8, "посредственно" - 11,3, "плохо" - 0,7 %. В отношении 127 выпускников, то есть всех успешно закончивших обучение, возбуждено ходатайство о выдвижении на более ответственную работу.
В годы тяжелых испытаний
Еще в первой половине 1941 г. была произведена очередная реорганизация учебного заведения. Оно стало называться Рязанской межобластной школой милиции. Суть реформы очевидна: в связи с улучшением материально-технической и учебно-методической базы школы было решено расширить регион, для которого велась подготовка специалистов. В полтора раза увеличился штат обучаемых курсантов, их число превысило 180 человек.
Утро 22 июня 1941 г. резко изменило установившийся уклад жизни и разделило ее на два резко отличавшихся периода - мирный и военный. В отношении аттестованных сотрудников школы и ее курсантов существовала броня на призыв в действующую армию. Однако многие сотрудники уходили защищать Родину добровольцами.
В конце 1941 и 1942 гг. объемы подготовки специалистов снизились. Выпуск 1942 г. составил только 63 человека. Со стабилизацией дел на фронте восстановился и учебный процесс, количество обучаемых выросло до 130, а к 1944 г. - до 184 человек. Для подготовки и переподготовки активно стали привлекаться женщины - сотрудники органов внутренних дел. С сентября 1943 г. школу в шутку стали называть "женским монастырем", поскольку мужчины не направлялись на обучение. Исключением было спецотделение, готовившее оперативный состав для действующих на фронте частей и соединений. Такое положение сохранялось до конца 1945 г., когда основным обучаемым контингентом стали фронтовики.
Закончилась война, домой возвращались тысячи мужчин, умевших воевать, но отвыкших от мирных дел. Неизбежно какая-то часть их должна была попасть в сферу влияния преступного мира, а другая - сознательно нацеливалась на борьбу с криминальной средой. Задачей коллектива школы было вооружить представителей второй необходимыми знаниями и опытом.
В 1947 г. межобластная школа милиции становится Рязанской школой начсостава милиции. Это очередной шаг вперед - учебное заведение вышло на всесоюзный уровень. В новых условиях терялся смысл обучения совершенно неподготовленных новобранцев. В распоряжении комплектующих органов было достаточно фронтовиков и имевших практический опыт службы сотрудников органов внутренних дел. Сержантский состав и младшие офицеры запаса составляли основу нового контингента курсантов.
В 20-е годы прошлого столетия в целом по стране проблема повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел приобрела крайнюю остроту. По состоянию на начало 1925 г. среди служащих милиции только 4,5% закончили школы младшего комсостава и резерва, 0,81% - школы подготовки среднего комсостава. Руководство рязанской милиции долгое время с большим напряжением и переменным успехом пыталось организовать профессиональное обучение своих сотрудников. И только в середине 30-х годов появилась возможность создания школы милиции высшей на тот момент ступени. Это и стало отправной точкой в истории вуза.
Согласно приказу Управления НКВД по Московской области с 1 ноября 1934 г. были учреждены Рязанские курсы по переподготовке участковых инспекторов милиции. Впервые успешно реализуется план создания и постоянного функционирования подобного рода учреждения. Силами преподавателей и административно-технических работников (31 человек) предполагалось в течение 3,5 месяца готовить по 150 курсантов - 3 выпуска в год.
15 апреля 1935 г. Рязанские курсы осуществили свой первый выпуск, после чего, кроме участковых инспекторов, стали готовить и других специалистов. После недолгих согласований осенью 1936 г. Рязанские курсы были преобразованы в Рязанскую школу среднего начсостава Управления РКМ, то есть от подготовки младших специалистов отказались уже на этом этапе. Срок обучения возрос до двух лет. Впоследствии учебное заведение многократно меняло "вывеску", хотя зачастую и программа подготовки, и места распределения специалистов, и руководство учреждения оставались прежними.
В архивах сохранились некоторые документы, характеризующие особенную атмосферу и быт того времени, в частности свидетельство об окончании в 1938 г. одним из курсантов 18-й Рязанской школы Рабоче-крестьянской милиции - так тогда называлось учебное заведение. Первый выпуск! Старательно выведенные буквы на самодельном бланке. Даже герб СССР нарисован от руки. А в правом верхнем углу надпись "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" сделана неровным почерком.
В первом наборе курсантов большинство были рабочими. Лишь несколько человек являлись членами ВЛКСМ, остальные - членами или кандидатами ВКП(б). Средний показатель образования - 4 класса. Мандатную комиссию больше интересовало прохождение кандидатами политической учебы в разного рода кружках и соответствующая партийно-политическая аттестация.
В предвоенный период социальный портрет курсантов несколько изменился. Подавляющее большинство из них предварительно проходили службу в органах внутренних дел. Возраст колебался от 23 до 30 лет. Семейных и членов компартии стало меньше. Уровень усвоения изучаемых материалов был достаточно высок. Так, из 128 курсантов, закончивших обучение в 1940 г., на "отлично" оценено 56,2%, "хорошо" - 31,8, "посредственно" - 11,3, "плохо" - 0,7 %. В отношении 127 выпускников, то есть всех успешно закончивших обучение, возбуждено ходатайство о выдвижении на более ответственную работу.
В годы тяжелых испытаний
Еще в первой половине 1941 г. была произведена очередная реорганизация учебного заведения. Оно стало называться Рязанской межобластной школой милиции. Суть реформы очевидна: в связи с улучшением материально-технической и учебно-методической базы школы было решено расширить регион, для которого велась подготовка специалистов. В полтора раза увеличился штат обучаемых курсантов, их число превысило 180 человек.
Утро 22 июня 1941 г. резко изменило установившийся уклад жизни и разделило ее на два резко отличавшихся периода - мирный и военный. В отношении аттестованных сотрудников школы и ее курсантов существовала броня на призыв в действующую армию. Однако многие сотрудники уходили защищать Родину добровольцами.
В конце 1941 и 1942 гг. объемы подготовки специалистов снизились. Выпуск 1942 г. составил только 63 человека. Со стабилизацией дел на фронте восстановился и учебный процесс, количество обучаемых выросло до 130, а к 1944 г. - до 184 человек. Для подготовки и переподготовки активно стали привлекаться женщины - сотрудники органов внутренних дел. С сентября 1943 г. школу в шутку стали называть "женским монастырем", поскольку мужчины не направлялись на обучение. Исключением было спецотделение, готовившее оперативный состав для действующих на фронте частей и соединений. Такое положение сохранялось до конца 1945 г., когда основным обучаемым контингентом стали фронтовики.
Закончилась война, домой возвращались тысячи мужчин, умевших воевать, но отвыкших от мирных дел. Неизбежно какая-то часть их должна была попасть в сферу влияния преступного мира, а другая - сознательно нацеливалась на борьбу с криминальной средой. Задачей коллектива школы было вооружить представителей второй необходимыми знаниями и опытом.
В 1947 г. межобластная школа милиции становится Рязанской школой начсостава милиции. Это очередной шаг вперед - учебное заведение вышло на всесоюзный уровень. В новых условиях терялся смысл обучения совершенно неподготовленных новобранцев. В распоряжении комплектующих органов было достаточно фронтовиков и имевших практический опыт службы сотрудников органов внутренних дел. Сержантский состав и младшие офицеры запаса составляли основу нового контингента курсантов.
Переходный период
В марте 1953 г. умер Сталин. В многочисленных исправительно-трудовых лагерях, разбросанных по огромным просторам Советского Союза, это известие произвело эффект, который, по словам Н.С. Морозова, одного из исследователей постсталинской истории СССР, можно было сравнить с землетрясением. Несмотря на попытки установить в лагерях порядок, сопротивление не ослабевало, а приобретало новые формы: невыходы на работу, голодовки протеста, блокирование жилых бараков, попытки освобождения нарушителей режима, которых администрация помещала в бараки усиленного режима, так называемые БУРы. В связи с этим в стране были предприняты меры, направленные на улучшение работы не только системы исправительно-трудовых лагерей, но и всех правоохранительных органов.
В сентябре 1954 г. Рязанская школа милиции МВД СССР ликвидируется и на ее базе создается Рязанская школа переподготовки начальствующего состава МВД СССР. С этого момента и по настоящее время учебное заведение, прошедшее длинный путь становления и выпустившее тысячи специалистов, является одним из базовых для подготовки кадров исправительно-трудовой системы.
На переподготовку начальствующего состава МВД СССР приезжали практические работники из исправительно-трудовых лагерей, имеющие за плечами 15, а то и 20 лет стажа, в звании капитанов, майоров, даже полковников, но у них полностью отсутствовала теоретическая база. Восполнить нехватку теоретических знаний была призвана школа переподготовки начальствующего состава.
Шло время, школа росла, набирал силу заочный факультет, где обучались работники внутренних дел и милиции. Встала необходимость расширения учебной базы школы. Весь переменный состав школы принимал участие в строительстве нового здания по ул. Маяковского, которое было построено в 1967 г.
В октябре 1970 г. для обучения в школу прибывает 25 кубинских слушателей, что говорит о признании высокого уровня преподавательского состава и об авторитете школы в глазах управления. В ноябре того же года в Рязанскую специальную среднюю школу подготовки начсостава МВД СССР приезжает группа руководящих сотрудников Управления кадров МВД СССР для реализации Постановления Правительства СССР "Об учреждении Рязанской высшей школы МВД СССР". Комиссия работала 6 дней и определила сотрудников, которые впоследствии были зачислены в штаты РВШ МВД СССР.
За время существования Рязанской специальной средней школы подготовки начсостава на дневном отделении с 1963 по 1971 годы было 9 выпусков. 99 специалистов получили дипломы с отличием. Среди специалистов, окончивших школу заочно, дипломы с отличием получили 15 человек. Всего Рязанская специальная средняя школа МВД СССР выпустила 1763 специалиста, многие из которых до сегодняшнего дня несут достойную службу в органах МВД России и в ИТУ.
В новом статусе
Летом 1971 г. вуз произвел первый набор слушателей, а 1 октября состоялось торжественное открытие Рязанской высшей школы МВД СССР. Важным событием в истории учебного заведения, свидетельствующим о том, что оно прочно заняло достойное место в ряду ведущих вузов системы МВД СССР, стало вручение коллективу 12 мая 1973 г. Красного Знамени.
В 1973 г. в д. Сельцы Рыбновского района начал действовать летний лагерь вуза. С лета того же года на его базе с второкурсниками стали проводиться лагерные сборы, в ходе которых слушатели совершенствовались в военной, физической и тактико-специальной подготовке. Традиционными были совместные с курсантами десантного училища летние войсковые учения.
В январе 1974 г. была проведена первая учебная практика слушателей. Более 300 человек проходили ее в 13 базовых исправительно-трудовых учреждениях. Практика носила не столько созерцательный, сколько активный характер. Слушатели участвовали в проведении мероприятий по поддержанию и укреплению режима отбывания наказания, выступали с лекциями, проводили среди осужденных политзанятия. При этом немало слушателей впервые осознали, что представляет собой их будущая профессия, многие из них определились и со специализацией - стать работником оперативно-режимного или политико-воспитательного аппарата.
Во второй половине 70-х годов Рязанская высшая школа МВД СССР утвердилась в статусе крупного научно-методического центра системы МВД, вуз стал постоянной базой для проведения крупных симпозиумов. Так, 22 декабря 1977 г. в РВШ МВД СССР совместно с Академией педагогических наук СССР была проведена Всесоюзная научно-практическая конференция "Педагогическое наследие А.С. Макаренко и проблемы воспитания осужденных", 19-20 апреля 1978 г. - научно-методическая конференция "Новая Конституция СССР и проблемы совершенствования преподавания в вузах МВД СССР".
Кроме того, Рязанская высшая школа МВД СССР доказала, что ее коллектив способен решать не только учебные и научные вопросы. В соответствии с приказом МВД СССР личный состав РВШ МВД СССР был задействован для несения службы в Москве во время проведения XXII Олимпийских игр. В составе четырех сводных батальонов слушатели и преподаватели вуза успешно обеспечивали безопасность участников соревнований и гостей Олимпиады. Впоследствии еще дважды коллективу РВШ МВД СССР было поручено выполнять подобные служебные задачи. Личный состав вуза обеспечивал охрану общественного порядка и безопасности в Московском метрополитене и на других объектах в 1985 г. во время проведения XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов и в 1986 г. - во время Игр доброй воли.
В марте 1953 г. умер Сталин. В многочисленных исправительно-трудовых лагерях, разбросанных по огромным просторам Советского Союза, это известие произвело эффект, который, по словам Н.С. Морозова, одного из исследователей постсталинской истории СССР, можно было сравнить с землетрясением. Несмотря на попытки установить в лагерях порядок, сопротивление не ослабевало, а приобретало новые формы: невыходы на работу, голодовки протеста, блокирование жилых бараков, попытки освобождения нарушителей режима, которых администрация помещала в бараки усиленного режима, так называемые БУРы. В связи с этим в стране были предприняты меры, направленные на улучшение работы не только системы исправительно-трудовых лагерей, но и всех правоохранительных органов.
В сентябре 1954 г. Рязанская школа милиции МВД СССР ликвидируется и на ее базе создается Рязанская школа переподготовки начальствующего состава МВД СССР. С этого момента и по настоящее время учебное заведение, прошедшее длинный путь становления и выпустившее тысячи специалистов, является одним из базовых для подготовки кадров исправительно-трудовой системы.
На переподготовку начальствующего состава МВД СССР приезжали практические работники из исправительно-трудовых лагерей, имеющие за плечами 15, а то и 20 лет стажа, в звании капитанов, майоров, даже полковников, но у них полностью отсутствовала теоретическая база. Восполнить нехватку теоретических знаний была призвана школа переподготовки начальствующего состава.
Шло время, школа росла, набирал силу заочный факультет, где обучались работники внутренних дел и милиции. Встала необходимость расширения учебной базы школы. Весь переменный состав школы принимал участие в строительстве нового здания по ул. Маяковского, которое было построено в 1967 г.
В октябре 1970 г. для обучения в школу прибывает 25 кубинских слушателей, что говорит о признании высокого уровня преподавательского состава и об авторитете школы в глазах управления. В ноябре того же года в Рязанскую специальную среднюю школу подготовки начсостава МВД СССР приезжает группа руководящих сотрудников Управления кадров МВД СССР для реализации Постановления Правительства СССР "Об учреждении Рязанской высшей школы МВД СССР". Комиссия работала 6 дней и определила сотрудников, которые впоследствии были зачислены в штаты РВШ МВД СССР.
За время существования Рязанской специальной средней школы подготовки начсостава на дневном отделении с 1963 по 1971 годы было 9 выпусков. 99 специалистов получили дипломы с отличием. Среди специалистов, окончивших школу заочно, дипломы с отличием получили 15 человек. Всего Рязанская специальная средняя школа МВД СССР выпустила 1763 специалиста, многие из которых до сегодняшнего дня несут достойную службу в органах МВД России и в ИТУ.
В новом статусе
Летом 1971 г. вуз произвел первый набор слушателей, а 1 октября состоялось торжественное открытие Рязанской высшей школы МВД СССР. Важным событием в истории учебного заведения, свидетельствующим о том, что оно прочно заняло достойное место в ряду ведущих вузов системы МВД СССР, стало вручение коллективу 12 мая 1973 г. Красного Знамени.
В 1973 г. в д. Сельцы Рыбновского района начал действовать летний лагерь вуза. С лета того же года на его базе с второкурсниками стали проводиться лагерные сборы, в ходе которых слушатели совершенствовались в военной, физической и тактико-специальной подготовке. Традиционными были совместные с курсантами десантного училища летние войсковые учения.
В январе 1974 г. была проведена первая учебная практика слушателей. Более 300 человек проходили ее в 13 базовых исправительно-трудовых учреждениях. Практика носила не столько созерцательный, сколько активный характер. Слушатели участвовали в проведении мероприятий по поддержанию и укреплению режима отбывания наказания, выступали с лекциями, проводили среди осужденных политзанятия. При этом немало слушателей впервые осознали, что представляет собой их будущая профессия, многие из них определились и со специализацией - стать работником оперативно-режимного или политико-воспитательного аппарата.
Во второй половине 70-х годов Рязанская высшая школа МВД СССР утвердилась в статусе крупного научно-методического центра системы МВД, вуз стал постоянной базой для проведения крупных симпозиумов. Так, 22 декабря 1977 г. в РВШ МВД СССР совместно с Академией педагогических наук СССР была проведена Всесоюзная научно-практическая конференция "Педагогическое наследие А.С. Макаренко и проблемы воспитания осужденных", 19-20 апреля 1978 г. - научно-методическая конференция "Новая Конституция СССР и проблемы совершенствования преподавания в вузах МВД СССР".
Кроме того, Рязанская высшая школа МВД СССР доказала, что ее коллектив способен решать не только учебные и научные вопросы. В соответствии с приказом МВД СССР личный состав РВШ МВД СССР был задействован для несения службы в Москве во время проведения XXII Олимпийских игр. В составе четырех сводных батальонов слушатели и преподаватели вуза успешно обеспечивали безопасность участников соревнований и гостей Олимпиады. Впоследствии еще дважды коллективу РВШ МВД СССР было поручено выполнять подобные служебные задачи. Личный состав вуза обеспечивал охрану общественного порядка и безопасности в Московском метрополитене и на других объектах в 1985 г. во время проведения XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов и в 1986 г. - во время Игр доброй воли.
Проверка на прочность
Осложнение общей обстановки в стране с середины 80-х годов негативно сказалось на деятельности вуза. Дело в том, что в соответствии с решением МВД СССР личный состав РВШ МВД СССР был привлечен для охраны общественного порядка в республиках Закавказья. За период с июля 1988 г. по июнь 1989 г. в вузе было сформировано и направлено к местам несения службы (города Ереван и Степанакерт) шесть батальонов общей численностью 1636 человек. Батальоны РВШ МВД СССР входили в состав Войсковой оперативной группы МВД СССР и неоднократно отмечались командованием как лучшие подразделения.
Отвлечение от учебного процесса значительной части слушателей, преподавателей и вспомогательного персонала вызвало необходимость внесения существенных изменений в учебные планы, сокращения учебных занятий, их организации и проведения по местам несения службы, отмены комплексных учений и стажировки. Результаты подобных вынужденных мер сказались незамедлительно: выпускники 1989 г. в целом показали худшие знания, чем в предыдущие годы. Итоги переводных экзаменов также были хуже по сравнению с прошлым учебным годом.
Начались трудности в комплектовании школы, и план набора слушателей оказался невыполненным.
Все чаще говорилось о кризисе юридического образования и об общем упадке РВШ МВД СССР.
В начале 90-х годов у вуза появилось новое направление деятельности. На основе комплексной программы МВД СССР по перестройке системы подготовки и переподготовки кадров в мае 1990 г. было принято решение об открытии в Рязанской высшей школе МВД СССР психологического отделения. Юридический факультет, экономический факультет заочного обучения, специальный факультет и факультет повышения квалификации уже существовали в вузе. Таким образом было завершено формирование факультетской системы.
К 1995 г. затянувшийся процесс перестройки и трансформации вуза был в основном закончен. Формально это отразилось в переименовании Рязанской высшей школы МВД РФ - она стала официально называться Рязанским институтом права и экономики МВД РФ. 1 июля 1999 г. состоялась передача РИПЭ из Министерства внутренних дел РФ в ведение центрального органа уголовно-исполнительной системы - Министерства юстиции РФ. Вуз стал именоваться Рязанским институтом права и экономики Министерства юстиции Российской Федерации. При переводе институту были переданы Томский и Кировский филиалы.
Таким образом, к своему тридцатилетию в 2000 г. вуз подошел с довольно сложной структурой, заметно отличающейся от той, которая существовала в 1970 г. Общая численность профессорско-преподавательского состава достигала 246 человек. Из них примерно 61% - имели ученые степени и звания. В вузе работали 32 доктора наук и 118 кандидатов наук. Всего на факультетах института по очной, заочной и заочной сокращенной формам, на бюджетной и коммерческой основе обучалось около 4000 человек.
В 2001 году вновь произошло изменение статуса вуза - он был преобразован в отраслевую академию. Приказом Минюста России РИПЭ Минюста России был переименован в Академию права и управления Министерства юстиции Российской Федерации. А с 2005 года вуз носит название Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Так открылась новая страница в истории учебного заведения, которая пишется и поныне.
Осложнение общей обстановки в стране с середины 80-х годов негативно сказалось на деятельности вуза. Дело в том, что в соответствии с решением МВД СССР личный состав РВШ МВД СССР был привлечен для охраны общественного порядка в республиках Закавказья. За период с июля 1988 г. по июнь 1989 г. в вузе было сформировано и направлено к местам несения службы (города Ереван и Степанакерт) шесть батальонов общей численностью 1636 человек. Батальоны РВШ МВД СССР входили в состав Войсковой оперативной группы МВД СССР и неоднократно отмечались командованием как лучшие подразделения.
Отвлечение от учебного процесса значительной части слушателей, преподавателей и вспомогательного персонала вызвало необходимость внесения существенных изменений в учебные планы, сокращения учебных занятий, их организации и проведения по местам несения службы, отмены комплексных учений и стажировки. Результаты подобных вынужденных мер сказались незамедлительно: выпускники 1989 г. в целом показали худшие знания, чем в предыдущие годы. Итоги переводных экзаменов также были хуже по сравнению с прошлым учебным годом.
Начались трудности в комплектовании школы, и план набора слушателей оказался невыполненным.
Все чаще говорилось о кризисе юридического образования и об общем упадке РВШ МВД СССР.
В начале 90-х годов у вуза появилось новое направление деятельности. На основе комплексной программы МВД СССР по перестройке системы подготовки и переподготовки кадров в мае 1990 г. было принято решение об открытии в Рязанской высшей школе МВД СССР психологического отделения. Юридический факультет, экономический факультет заочного обучения, специальный факультет и факультет повышения квалификации уже существовали в вузе. Таким образом было завершено формирование факультетской системы.
К 1995 г. затянувшийся процесс перестройки и трансформации вуза был в основном закончен. Формально это отразилось в переименовании Рязанской высшей школы МВД РФ - она стала официально называться Рязанским институтом права и экономики МВД РФ. 1 июля 1999 г. состоялась передача РИПЭ из Министерства внутренних дел РФ в ведение центрального органа уголовно-исполнительной системы - Министерства юстиции РФ. Вуз стал именоваться Рязанским институтом права и экономики Министерства юстиции Российской Федерации. При переводе институту были переданы Томский и Кировский филиалы.
Таким образом, к своему тридцатилетию в 2000 г. вуз подошел с довольно сложной структурой, заметно отличающейся от той, которая существовала в 1970 г. Общая численность профессорско-преподавательского состава достигала 246 человек. Из них примерно 61% - имели ученые степени и звания. В вузе работали 32 доктора наук и 118 кандидатов наук. Всего на факультетах института по очной, заочной и заочной сокращенной формам, на бюджетной и коммерческой основе обучалось около 4000 человек.
В 2001 году вновь произошло изменение статуса вуза - он был преобразован в отраслевую академию. Приказом Минюста России РИПЭ Минюста России был переименован в Академию права и управления Министерства юстиции Российской Федерации. А с 2005 года вуз носит название Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Так открылась новая страница в истории учебного заведения, которая пишется и поныне.
Азовский Олег Рафаилович, майор в отставке, служил в подразделениях Управления ФСИН по Калининградской области. Будучи слушателем второго курса Рязанской высшей школы МВД СССР (РВШ) в составе сводного отряда слушателей школы в феврале-апреле 1989 года находился в командировке в Нагорном Карабахе с миротворческой миссией по наведению конституционного порядка. Нес службу в г. Степанакерт.
Азовский Олег Рафаилович во время обучения в Рязанской высшей школе МВД СССР:
Вспоминает Олег Рафаилович Азовский:
Во время моей учебы в РВШ в 1988-90 гг. от нашей школы в Нагорный Карабах было несколько командировок, в них участвовали практически все слушатели, которые обучались в школе в то время на разных курсах. Причём, некоторые курсы моей школы ездили в Нагорный Карабах несколько раз.
Первый раз мои однокашники были направлены в командировку в Ереван летом 1988 года после окончания нами 1-го курса. Тогда нас планировали направить в Москву поддерживать общественный порядок на торжествах в честь 1000-летия крещения Руси, а вместо этого в срочном порядке военно-транспортными самолетами отправили в Ереван.
Потом в сентябре 1988 года в Карабах ездил только что набранный 1-й курс. В Спитак после землетрясения ездил, как мне кажется, 3-й курс.
Затем в Нагорный Карабах отправили мой уже 2-й курс. Вот об этой командировке в Степанакерт я и хочу рассказать. Замечу, что мои однокашники в начале 1990 года снова были направлены в Нагорный Карабах, но я в ту, последнюю, командировку не попал.
Мы, отряд 2-го курса РВШ, прибыли в Карабах в феврале 1989 года. и пробыли там до апреля 1989 года. Всего та командировка для нас продлилась около или чуть больше двух месяцев. Помню, что 23-го февраля мы уже были в Степанакерте. А перед отъездом из Карабаха мне вручили грамоту Рязанского обкома комсомола, подписанную 4 апреля в Рязани.
В командировку в феврале 1989 года наш отряд отправился из Рязани на электричке до Москвы. Потом был поезд Москва-Баку. Из-за того, что регулярного железнодорожного сообщения из Баку в Степанакерт уже не было, для нашего отряда специально выделили какой-то разбитый поезд, на котором мы и добирались до места нашей командировки – столицы Нагорно-Карабахской автономной области. Во время этой поездки через территорию Азербайджана в окна нашего поезда летели камни, поезд двигался очень медленно.
С нами в командировке был начальник моего курса подполковник Дзыбинский и замполит курса майор Сорокин. Не помню, кто был командиром нашего отряда. Были преподаватели с кафедры боевой и физической подготовки нашей школы, некоторые из них потом во время ГКЧП только с табельными пистолетами Макарова (ПМ) летали в Форос освобождать Горбачева.
Едем в Карабах. (слева направо): слушатели РВШ О.Лотарев, О.Азовский, А.Хренов, Ю.Сидоров :
Азовский Олег Рафаилович во время обучения в Рязанской высшей школе МВД СССР:
Вспоминает Олег Рафаилович Азовский:
Во время моей учебы в РВШ в 1988-90 гг. от нашей школы в Нагорный Карабах было несколько командировок, в них участвовали практически все слушатели, которые обучались в школе в то время на разных курсах. Причём, некоторые курсы моей школы ездили в Нагорный Карабах несколько раз.
Первый раз мои однокашники были направлены в командировку в Ереван летом 1988 года после окончания нами 1-го курса. Тогда нас планировали направить в Москву поддерживать общественный порядок на торжествах в честь 1000-летия крещения Руси, а вместо этого в срочном порядке военно-транспортными самолетами отправили в Ереван.
Потом в сентябре 1988 года в Карабах ездил только что набранный 1-й курс. В Спитак после землетрясения ездил, как мне кажется, 3-й курс.
Затем в Нагорный Карабах отправили мой уже 2-й курс. Вот об этой командировке в Степанакерт я и хочу рассказать. Замечу, что мои однокашники в начале 1990 года снова были направлены в Нагорный Карабах, но я в ту, последнюю, командировку не попал.
Мы, отряд 2-го курса РВШ, прибыли в Карабах в феврале 1989 года. и пробыли там до апреля 1989 года. Всего та командировка для нас продлилась около или чуть больше двух месяцев. Помню, что 23-го февраля мы уже были в Степанакерте. А перед отъездом из Карабаха мне вручили грамоту Рязанского обкома комсомола, подписанную 4 апреля в Рязани.
В командировку в феврале 1989 года наш отряд отправился из Рязани на электричке до Москвы. Потом был поезд Москва-Баку. Из-за того, что регулярного железнодорожного сообщения из Баку в Степанакерт уже не было, для нашего отряда специально выделили какой-то разбитый поезд, на котором мы и добирались до места нашей командировки – столицы Нагорно-Карабахской автономной области. Во время этой поездки через территорию Азербайджана в окна нашего поезда летели камни, поезд двигался очень медленно.
С нами в командировке был начальник моего курса подполковник Дзыбинский и замполит курса майор Сорокин. Не помню, кто был командиром нашего отряда. Были преподаватели с кафедры боевой и физической подготовки нашей школы, некоторые из них потом во время ГКЧП только с табельными пистолетами Макарова (ПМ) летали в Форос освобождать Горбачева.
Едем в Карабах. (слева направо): слушатели РВШ О.Лотарев, О.Азовский, А.Хренов, Ю.Сидоров :
По приезду на окраину Степанакерта наш отряд на автобусах ПАЗ с местными водителями отвезли в центр города, где нас разместили в Доме политпросвещения местного обкома КПСС. Это было большое трехэтажное здание, которое своими окнами буквально выходило на центральную площадь города, где располагались все органы власти и управления Нагорно-Карабахской автономной области. Из-за этого эта площадь до нашего прибытия долгое время была местом митинговой активности горожан Степанакерта и вообще жителей Нагорного Карабаха.
В Степанакерте мой отряд сменил ранее там находившийся отряд из моей школы, составленный из слушателей старшего (3-го или 4-го) курса. Наши предшественники базировались в Степанакерте не в Доме политпросвещения, а в здании школы неподалеку. Они убыли домой в Рязань.
Расскажу как мы жили и как служили в Степанакерте. Чтобы лучше передать атмосферу командировки и вспомнить моих товарищей, я хочу опубликовать также фотографии из той командировки.
Все фотографии делал я сам. Сам снимал, сам проявлял, сам печатал. Все фотопринадлежности мы арендовали у местных, под фотолабораторию оборудовали подвал. Иногда мои товарищи и командиры даже освобождали меня от службы, чтобы напечатать фотографий как можно больше и чтобы их всем хватило. Так удалось сохранить память о командировке для себя и для сослуживцев.
При размещении в Доме политпросвещения нашему взводу был выделен отдельный кабинет с одноярусными кроватями. Большая часть личного состава батальона была размещена в большом зале с двухъярусными кроватями.
Перебои с электричеством в Степанакерте были нечасто. А вот с водой были большие проблемы, часто водопровод был неисправен (разрушен). Поэтому на улице рядом с Домом политпросвещения т.е. в самом центре города был построен большой туалет из неструганых досок, поставлены временные умывальники (рукомойники) и все это было отлично видно с улицы. За водой на «Урале» ездили в горы. Эта минеральная вода стояла в больших армейских термосах во всех помещениях. Ее пили, ей мылись потом ходили с белым налетом на коже от соли.
Каждый взвод на неделю заступал в наряды по столовой и караул. Караул нес службу по охране здания: дверей, территории, подходов.
В карауле на въезде в дом политпросвещения:
После смены с дежурства возле дома политпросвещения:
Наряд по столовой выполнял свои обязанности в ресторане «Гарун» (Весна), естественно уже не работающем, который нам отдали под столовую. Готовили для нас свои повара. Кормили весьма не плохо. Личный состав для приема пищи прибывал на автобусах. В ресторане был буфет, который работал, когда из Армении привозили пиво. На одном из фото-наш взвод в наряде по столовой, бутылка конечно-же пустая, не наша.
В наряде по столовой – бывшем ресторане «Гарун»:
В наряде по столовой:
В Степанакерте мой отряд сменил ранее там находившийся отряд из моей школы, составленный из слушателей старшего (3-го или 4-го) курса. Наши предшественники базировались в Степанакерте не в Доме политпросвещения, а в здании школы неподалеку. Они убыли домой в Рязань.
Расскажу как мы жили и как служили в Степанакерте. Чтобы лучше передать атмосферу командировки и вспомнить моих товарищей, я хочу опубликовать также фотографии из той командировки.
Все фотографии делал я сам. Сам снимал, сам проявлял, сам печатал. Все фотопринадлежности мы арендовали у местных, под фотолабораторию оборудовали подвал. Иногда мои товарищи и командиры даже освобождали меня от службы, чтобы напечатать фотографий как можно больше и чтобы их всем хватило. Так удалось сохранить память о командировке для себя и для сослуживцев.
При размещении в Доме политпросвещения нашему взводу был выделен отдельный кабинет с одноярусными кроватями. Большая часть личного состава батальона была размещена в большом зале с двухъярусными кроватями.
Перебои с электричеством в Степанакерте были нечасто. А вот с водой были большие проблемы, часто водопровод был неисправен (разрушен). Поэтому на улице рядом с Домом политпросвещения т.е. в самом центре города был построен большой туалет из неструганых досок, поставлены временные умывальники (рукомойники) и все это было отлично видно с улицы. За водой на «Урале» ездили в горы. Эта минеральная вода стояла в больших армейских термосах во всех помещениях. Ее пили, ей мылись потом ходили с белым налетом на коже от соли.
Каждый взвод на неделю заступал в наряды по столовой и караул. Караул нес службу по охране здания: дверей, территории, подходов.
В карауле на въезде в дом политпросвещения:
После смены с дежурства возле дома политпросвещения:
Наряд по столовой выполнял свои обязанности в ресторане «Гарун» (Весна), естественно уже не работающем, который нам отдали под столовую. Готовили для нас свои повара. Кормили весьма не плохо. Личный состав для приема пищи прибывал на автобусах. В ресторане был буфет, который работал, когда из Армении привозили пиво. На одном из фото-наш взвод в наряде по столовой, бутылка конечно-же пустая, не наша.
В наряде по столовой – бывшем ресторане «Гарун»:
В наряде по столовой:
Почта и телеграф в Степанакерте работали как-то непонятно. Письма отправить было можно, но позвонить домой мы уже не могли. Кажется кто-то получали переводы. но я могу ошибаться. На третьем этаже Дома политпросвещения у нас располагались связисты и мне несколько раз звонила мать. Она работала телефонисткой в части и могла по военным каналам дозвониться до меня. По ее словам никто ничего толком не знал, что происходит в Карабахе и что является причиной этих событий, кому это нужно и для чего.
Предприятия в городе не работали за исключением коньячного завода, работавшего с перебоями и отправлявшего продукцию (коньяк 3 зв. и вино «Изабелла») в Армению. Магазины работали не регулярно. Иногда из Армении приходили машины с продуктами и прочими товарами. Тогда магазины открывались и выстраивались очереди из местных, но и мы в этом участвовали. Помню, я купил с десяток пластинок в основном болгарских: Queen, Madonna, S. Wonder, Deep Purple, P. Gabriel и пр. Правда пришлось договариваться с продавщицей и она мне продала их из-под прилавка за небольшой презент. В один магазин привезли польскую косметику, парфюмерию, белье. Армянки просили наших ребят купить им что-нибудь т.к. мужчин в местных магазинах было положено пропускать в очереди вперед.
Армяне в Степанакерте рассказывали нам, что они требовали присоединить Нагорный Карабах к Армении из-за того, что их в составе Азербайджана притесняли. Обосновывая это утверждение, армяне ссылались на то, что все руководящие посты в Степанакерте занимали азербайджанцы, что зарплаты у армян были ниже чем у азербайджанцев, что автономии никакой фактически не было и т.п.
Когда мы были в командировке, население Степанакерта на тот момент полностью было армянское. А вот в городе Шуша, расположенном в десятке километров от Степанакерта, жили одни азербайджанцы. Как нам говорили, раньше, до начала конфликта, и в Степанакерте, и в Шуше жили и армяне, и азербайджанцы. Но когда начался конфликт, армяне изгнали азербайджанцев из Степанакерта, а азербайджанцы – армян из Шуши.
Однажды мы компанией из четырех человек ездили в Шушу в самоволку за книгами в книжный магазин. Да и просто хотелось погулять, полюбопытствовать. На КПП нас подсадили в проходящий на Шушу автобус, так мы и добрались. Во время этой поездки в Шушу разговаривали там с местными азербайджанцами, так они во всем винили армян.
Наш батальон приехал во время перемирия (временного) и было более-менее спокойно, хотя по ночам иногда слышались выстрелы. Как раз в это время активно выводились войска из Афганистана и многие части приходили в Карабах буквально в чистое поле. Размещались в палатках, техника-на улице. В общем с войны- на войну.
В это время было видно, что дети пошли в школу. До этого какое-то время они не учились. Заработали музей и картинная галерея. Мы с однокурсником посетили эти учреждения культуры. Нам открыли, мы посмотрели и оставили отзывы в книге посещений. Всем взводом посетили музей истории УВД.
Горная река около Степанакерта :
Задачей моего отряда во время командировки в Степанакерт было обеспечение общественного порядка в городе и его окрестностях.
Службу мы несли на контрольно-пропускных пунктах (КПП) и патрулировали городские улицы в три смены.
Вот фотографии нашей службы:
Перед выездом на дежурство :
Основным маршрутом патрулирования, где мне приходилось нести службу, был маршрут по степанакертской улице Горького.
На улице Горького был дом быта и рядом рынок. Дома были как частные так и многоэтажки. Смена патрулей происходила возле дома быта хотя чаще прямо на маршруте.
На маршруте патрулирования по улице Горького:
На маршруте на ул. Горького был большой разрушенный (расстрелянный) дом, где, как нам рассказали, до конфликта жил зубной врач - азербайджанец с семьей. Осталась летняя кухня, где мы отдыхали, перекусывали, а иногда и спали по ночам. Куда делись жильцы я не знаю.
На развалинах азербайджанского дома в Степанакерте
(видны следы обстрела):
Там же, на развалинах азербайджанского дома в Степанакерте:
На улице Горького был дом быта и рядом рынок. Дома были как частные так и многоэтажки. Смена патрулей происходила возле дома быта хотя чаще прямо на маршруте.
На маршруте патрулирования по улице Горького:
На маршруте на ул. Горького был большой разрушенный (расстрелянный) дом, где, как нам рассказали, до конфликта жил зубной врач - азербайджанец с семьей. Осталась летняя кухня, где мы отдыхали, перекусывали, а иногда и спали по ночам. Куда делись жильцы я не знаю.
На развалинах азербайджанского дома в Степанакерте
(видны следы обстрела):
Там же, на развалинах азербайджанского дома в Степанакерте:
Во время патрулирования улиц Степанакерта мы часто контактировали с местными. Отношение к нам со стороны армян было хорошее, даже доброжелательное. Часто нас приглашали в гости. Если просили наполнить флягу водой, то пока не зайдем в дом не попьем чая с печеньем или какой-нибудь выпечкой, не отпускали. Женщины называли нас своими детьми и говорили, что мы защищаем их от турок (так степанакертские армяне называли азербайджанцев) и если бы не мы, то их давно бы уже не было в живых. Часто армяне говорили нам, что мы, как и они - христиане и поэтому должны защитить их от турок.
Я до того даже не мог и представить, что религию могут использовать для оправдания конфликта или войны. Все это я осознал гораздо позже.
А тогда я с таким столкнулся первый раз и по началу очень был удивлен. Раньше мне было все-равно христианин ты или мусульманин, все были одним советским народом. А тут в командировке я увидел, как мой товарищ, родившийся и выросший в Душанбе, носил поверх бронежилета крестик, чтобы армяне не приняли его за азербайджанца со всеми вытекающими...
В Степанакерте во многих дворах стояли самодельные деревянные постройки или беседки где по вечерам собиралось мужское население двора. Играли в нарды, карты, домино, шахматы, выпивали, беседовали. Мы облюбовали эти постройки и частенько отдыхали в них, беседовали с местными, бывало и спали по ночам.
В беседке. Во дворах местные мужчины строили беседки где собирались вечером. Играли в нарды, карты, шахматы, выпивали. Иногда ставили на зиму печки. Мы в таких беседках грелись, иногда ночевали:
Еще очень удивило, что почти на каждом балконе у местных был приварен к перилам мангал и использовался по прямому назначению. Белье сушилось на веревках, натянутых между домами до верхних этажей прямо над проезжей частью. Прямо как в Южной Америке.
На улицах было много грязи. Оно и понятно - горы. Но армяне говорили, что раньше такого не было, а грязь мы наносили своими танками. Армянки даже если одевались хорошо, то на ногах были какие то бахилы или нечто подобное. Так что было видно, что грязь тут была всегда.
На перпендикулярной Горького улице, уходившей вправо и вниз с горы, у нас был временный контрольно-пропускной пункт (КПП) – вагончик :
На КПП в районе ул. Горького:
Там же (на КПП в районе ул. Горького):
На КПП в р-не ул. Горького:
Там же на КПП сделана и фотография с местным мальчишкой :
Там же на КПП по ул. Горького мы с местным псом Казбеком :
Кроме Казбека еще у меня был знакомый огромный пес Пират. Когда мы несли патрульную службу на ул. Горького, я познакомился с хозяином Пирата - армянином дядей Левой. Он был майор внутренней службы, служил во Львове в пожарной части, недавно вышел на пенсию, вернулся на Родину, а тут в Степанакерте конфликт творится… Мы с дядей Лёвой часто общались, обсуждали ситуацию. Он был человек здравомыслящий и понимал, что такое развитие событий кому то выгодно и если не навести должный порядок, то все это закончится очень плохо. Он чувствовал близкий распад Союза. Вот у дяди Лёвы и был огромный пес Пират, смесь кавказской овчарки и алабая. Я Пирата прикормил и ночью брал с собой до утра на службу. Пёс привязался ко мне, и когда уезжали было очень жаль его оставлять, я даже переживал по этому поводу.
Я до того даже не мог и представить, что религию могут использовать для оправдания конфликта или войны. Все это я осознал гораздо позже.
А тогда я с таким столкнулся первый раз и по началу очень был удивлен. Раньше мне было все-равно христианин ты или мусульманин, все были одним советским народом. А тут в командировке я увидел, как мой товарищ, родившийся и выросший в Душанбе, носил поверх бронежилета крестик, чтобы армяне не приняли его за азербайджанца со всеми вытекающими...
В Степанакерте во многих дворах стояли самодельные деревянные постройки или беседки где по вечерам собиралось мужское население двора. Играли в нарды, карты, домино, шахматы, выпивали, беседовали. Мы облюбовали эти постройки и частенько отдыхали в них, беседовали с местными, бывало и спали по ночам.
В беседке. Во дворах местные мужчины строили беседки где собирались вечером. Играли в нарды, карты, шахматы, выпивали. Иногда ставили на зиму печки. Мы в таких беседках грелись, иногда ночевали:
Еще очень удивило, что почти на каждом балконе у местных был приварен к перилам мангал и использовался по прямому назначению. Белье сушилось на веревках, натянутых между домами до верхних этажей прямо над проезжей частью. Прямо как в Южной Америке.
На улицах было много грязи. Оно и понятно - горы. Но армяне говорили, что раньше такого не было, а грязь мы наносили своими танками. Армянки даже если одевались хорошо, то на ногах были какие то бахилы или нечто подобное. Так что было видно, что грязь тут была всегда.
На перпендикулярной Горького улице, уходившей вправо и вниз с горы, у нас был временный контрольно-пропускной пункт (КПП) – вагончик :
На КПП в районе ул. Горького:
Там же (на КПП в районе ул. Горького):
На КПП в р-не ул. Горького:
Там же на КПП сделана и фотография с местным мальчишкой :
Там же на КПП по ул. Горького мы с местным псом Казбеком :
Кроме Казбека еще у меня был знакомый огромный пес Пират. Когда мы несли патрульную службу на ул. Горького, я познакомился с хозяином Пирата - армянином дядей Левой. Он был майор внутренней службы, служил во Львове в пожарной части, недавно вышел на пенсию, вернулся на Родину, а тут в Степанакерте конфликт творится… Мы с дядей Лёвой часто общались, обсуждали ситуацию. Он был человек здравомыслящий и понимал, что такое развитие событий кому то выгодно и если не навести должный порядок, то все это закончится очень плохо. Он чувствовал близкий распад Союза. Вот у дяди Лёвы и был огромный пес Пират, смесь кавказской овчарки и алабая. Я Пирата прикормил и ночью брал с собой до утра на службу. Пёс привязался ко мне, и когда уезжали было очень жаль его оставлять, я даже переживал по этому поводу.
Еще у нас был маршрут патрулирования в другом конце Степанакерта. В горах, названий улиц не помню. Недалеко было кинохранилище. Там же был КПП на въезде в город. Это где мы сфотографированы с БМП.
На КПП на разделении дорог на Степанакерт и Шушу:
У памятника погибшим в Великой Отечественной Войне:
Под конец командировки наш взвод наградили за высокие служебные показатели (наибольшее количество задержаний нарушителей комендантского часа, паспортного режима и просто подозрительных личностей которых после сдачи на фильтрпункт, где работала местная милиция, сразу отпускали) поездкой на мирную территорию за пределы Карабаха в г.Агдам.
Там, в населенном азербайджанцами Агдаме, было спокойно, работали магазины, предприятия, известный винзавод. Но кроме рынка смотреть было нечего, и мы сразу туда и отправились.
На агдамском рынке продавалось все. Но даже спички там были по цене 10 копеек за коробок, хотя в любом магазине они были по 1 копейке. Внутри рынка была крытая галерея с небольшими в основном продуктовыми магазинами. Бросилось в глаза полное отсутствие ценников.
Зашли в один из магазинов и попросили продавца продать сухого вина. Продавец, молодой парень лет восемнадцати, сказал. что продаст только после 2-х часов т.к. дорожит своим местом и не хочет терять такую выгодную работу. Предложил немного подождать до 2-х часов, посидеть в магазине. Мы попросили болгарских сигарет и он продал их по госцене, на вопрос: «Почему так дешево?» ответил: «Я же вас уважаю.». Парень рассказал, что за его должность продавца на рынке родители заплатили директору 20 тысяч рублей. Зарплату он не получает, так как всю его зарплату забирает себе директор, а продавец берёт себе то, что наторговал (наценку). И так работают тут все. Поэтому и нет ценников: выше поднял цену, больше наторговал - больше оставил себе. Помню, парень рассказал, что учиться он не хочет, жаль терять такое прибыльное место да и зачем какое-то образование, главное побольше денег делать.
Такой вот менталитет и, главное, как я понял, так жили там практически все. Творилось это всё в системе тогда ещё государственной торговли. Было это всё это совершенно открыто, и никто не не за это никакой ответственности. Тот же директор рынка тоже с кем-то делится и так далее.
На рынке встретили ребят - курсантов из Львовского пожарно-технического училища МВД СССР, которые тоже находились в командировке в Нагорном Карабахе. Немного поболтали, поделились новостями и разошлись, да и возвращаться уже было пора/
Во время командировки были попытки восстановить учебный процесс, но ничего из этого у наших командиров и преподавателей не вышло. Потому что половина личного состава на службе, а вторая половина в нарядах или отдыхает перед или после службы. Понятно, что ничего из попыток начать учебные занятия по программе РВШ не получилось. Поэтому свободные от службы и нарядов сидели в актовом зале и смотрели арендованный у местных видик.
Пару раз за все это время была помывка в бане: все учебные заведения и воинские части мылись в одной городской бане.
Отъезд и смена прошли как-то сумбурно, поэтому запомнились как-то не очень хорошо. Наш взвод заступил в последний караул. Было построение личного состава, награждение, с благодарственным и напутственным словом выступил начальник особого района генерал Стариков, мне он сделал замечание за неуставное ношение ремня. С нашими сменщиками (из Рязани нам на смену прибыл очередной отряд слушателей нашей школы) не встречались.
Награждение было перед отъездом: кому-то, как и мне, вручили грамоту, кому-то объявили благодарность, было вручено несколько нагрудных знаков «За отличие в службе. МВД» и «Отличник ВВ». Несколько наших офицеров получили медаль «За отличие в охране общественного порядка». И все. После возвращения в Рязань никого не награждали.
Выехали мы из Степанакерта вечером опять на разбитом поезде, ходившим без расписания. Ночью я даже упал вместе со второй полкой - не выдержала, сорвалась с креплений. Рано утром прибыли в Баку. До поезда на Москву был целый день, поэтому часть личного состава остались на охране имущества, часть на специально выделенном автобусе поехали на море. Остальные и мы с друзьями в том числе (полулегально) пошли гулять по городу. Сходили в какой-то большой универмаг, посидели в чайхане. Запомнилось, что министр культуры Бюль-Бюль Оглы обязал все учреждения культуры пропускать военнослужащих без билетов на мероприятия (фильмы, спектакли и т.п.), в буфеты, кафе, да и просто в туалет. Вечером выехали в Москву. По пути, не буду врать, отрывались по полной во всех отношениях. Руководство закрывало на это глаза, понимали - людям нужна разрядка после боевой службы. Поезд опоздал ровно на сутки. В Рязани получили командировочные (кстати правительство Азербайджана доплатило по рублю в день, а по тем временам это было не мало), быстро сдали экзамены, перешли на третий курс и 1-го Мая я уже был дома в очередном отпуске.
По прошествии лет я до сих пор пытаюсь понять зачем и кому тот армяно-азербайджанский конфликт был нужен и кому выгоден. То, что все было не спонтанно, а хорошо спланированно, сомнений у меня нет. Это был один из первых подобных конфликтов на территории СССР с крайне негативными последствиями во всех смыслах. Например, из-за этого конфликта ещё во время существования СССР был закрыт единственный в стране конденсаторный завод, а вместе с этим начался повальный дефицит на теле- и радиоаппаратуру, а потом и буквально на все. Разброд и шатание привели к развалу СССР. Исполнители и заказчики этого преступления сейчас хорошо известны, но ответственности они не понесли, назад уже ничего не вернуть, а мы, солдаты, курсанты (простые пацаны), офицеры оказались заложниками ситуации. Поэтому всё, что связано с тем конфликтом, и хотят по возможности быстрее забыть.
Тогда, в той командировке, я впервые столкнулся с межнациональным конфликтом. Тогда я как-то явственно осознал, что причины этого конфликта лежат не в народах, которых, как мне кажется, искусственно столкнули между собой. Я понял, что есть силы, которым это выгодно, и они-то и заинтересованы в развале моей страны. До этого я совсем не задумывался обо всем, с чем столкнулся в Карабахе. А с осознанием этого пришло понимание, что ничем хорошим все это не закончится. Конечно, сразу я не представлял какого масштаба катастрофа нас ожидает, но нехорошие предчувствия уже меня не покидали.
На КПП на разделении дорог на Степанакерт и Шушу:
У памятника погибшим в Великой Отечественной Войне:
Под конец командировки наш взвод наградили за высокие служебные показатели (наибольшее количество задержаний нарушителей комендантского часа, паспортного режима и просто подозрительных личностей которых после сдачи на фильтрпункт, где работала местная милиция, сразу отпускали) поездкой на мирную территорию за пределы Карабаха в г.Агдам.
Там, в населенном азербайджанцами Агдаме, было спокойно, работали магазины, предприятия, известный винзавод. Но кроме рынка смотреть было нечего, и мы сразу туда и отправились.
На агдамском рынке продавалось все. Но даже спички там были по цене 10 копеек за коробок, хотя в любом магазине они были по 1 копейке. Внутри рынка была крытая галерея с небольшими в основном продуктовыми магазинами. Бросилось в глаза полное отсутствие ценников.
Зашли в один из магазинов и попросили продавца продать сухого вина. Продавец, молодой парень лет восемнадцати, сказал. что продаст только после 2-х часов т.к. дорожит своим местом и не хочет терять такую выгодную работу. Предложил немного подождать до 2-х часов, посидеть в магазине. Мы попросили болгарских сигарет и он продал их по госцене, на вопрос: «Почему так дешево?» ответил: «Я же вас уважаю.». Парень рассказал, что за его должность продавца на рынке родители заплатили директору 20 тысяч рублей. Зарплату он не получает, так как всю его зарплату забирает себе директор, а продавец берёт себе то, что наторговал (наценку). И так работают тут все. Поэтому и нет ценников: выше поднял цену, больше наторговал - больше оставил себе. Помню, парень рассказал, что учиться он не хочет, жаль терять такое прибыльное место да и зачем какое-то образование, главное побольше денег делать.
Такой вот менталитет и, главное, как я понял, так жили там практически все. Творилось это всё в системе тогда ещё государственной торговли. Было это всё это совершенно открыто, и никто не не за это никакой ответственности. Тот же директор рынка тоже с кем-то делится и так далее.
На рынке встретили ребят - курсантов из Львовского пожарно-технического училища МВД СССР, которые тоже находились в командировке в Нагорном Карабахе. Немного поболтали, поделились новостями и разошлись, да и возвращаться уже было пора/
Во время командировки были попытки восстановить учебный процесс, но ничего из этого у наших командиров и преподавателей не вышло. Потому что половина личного состава на службе, а вторая половина в нарядах или отдыхает перед или после службы. Понятно, что ничего из попыток начать учебные занятия по программе РВШ не получилось. Поэтому свободные от службы и нарядов сидели в актовом зале и смотрели арендованный у местных видик.
Пару раз за все это время была помывка в бане: все учебные заведения и воинские части мылись в одной городской бане.
Отъезд и смена прошли как-то сумбурно, поэтому запомнились как-то не очень хорошо. Наш взвод заступил в последний караул. Было построение личного состава, награждение, с благодарственным и напутственным словом выступил начальник особого района генерал Стариков, мне он сделал замечание за неуставное ношение ремня. С нашими сменщиками (из Рязани нам на смену прибыл очередной отряд слушателей нашей школы) не встречались.
Награждение было перед отъездом: кому-то, как и мне, вручили грамоту, кому-то объявили благодарность, было вручено несколько нагрудных знаков «За отличие в службе. МВД» и «Отличник ВВ». Несколько наших офицеров получили медаль «За отличие в охране общественного порядка». И все. После возвращения в Рязань никого не награждали.
Выехали мы из Степанакерта вечером опять на разбитом поезде, ходившим без расписания. Ночью я даже упал вместе со второй полкой - не выдержала, сорвалась с креплений. Рано утром прибыли в Баку. До поезда на Москву был целый день, поэтому часть личного состава остались на охране имущества, часть на специально выделенном автобусе поехали на море. Остальные и мы с друзьями в том числе (полулегально) пошли гулять по городу. Сходили в какой-то большой универмаг, посидели в чайхане. Запомнилось, что министр культуры Бюль-Бюль Оглы обязал все учреждения культуры пропускать военнослужащих без билетов на мероприятия (фильмы, спектакли и т.п.), в буфеты, кафе, да и просто в туалет. Вечером выехали в Москву. По пути, не буду врать, отрывались по полной во всех отношениях. Руководство закрывало на это глаза, понимали - людям нужна разрядка после боевой службы. Поезд опоздал ровно на сутки. В Рязани получили командировочные (кстати правительство Азербайджана доплатило по рублю в день, а по тем временам это было не мало), быстро сдали экзамены, перешли на третий курс и 1-го Мая я уже был дома в очередном отпуске.
По прошествии лет я до сих пор пытаюсь понять зачем и кому тот армяно-азербайджанский конфликт был нужен и кому выгоден. То, что все было не спонтанно, а хорошо спланированно, сомнений у меня нет. Это был один из первых подобных конфликтов на территории СССР с крайне негативными последствиями во всех смыслах. Например, из-за этого конфликта ещё во время существования СССР был закрыт единственный в стране конденсаторный завод, а вместе с этим начался повальный дефицит на теле- и радиоаппаратуру, а потом и буквально на все. Разброд и шатание привели к развалу СССР. Исполнители и заказчики этого преступления сейчас хорошо известны, но ответственности они не понесли, назад уже ничего не вернуть, а мы, солдаты, курсанты (простые пацаны), офицеры оказались заложниками ситуации. Поэтому всё, что связано с тем конфликтом, и хотят по возможности быстрее забыть.
Тогда, в той командировке, я впервые столкнулся с межнациональным конфликтом. Тогда я как-то явственно осознал, что причины этого конфликта лежат не в народах, которых, как мне кажется, искусственно столкнули между собой. Я понял, что есть силы, которым это выгодно, и они-то и заинтересованы в развале моей страны. До этого я совсем не задумывался обо всем, с чем столкнулся в Карабахе. А с осознанием этого пришло понимание, что ничем хорошим все это не закончится. Конечно, сразу я не представлял какого масштаба катастрофа нас ожидает, но нехорошие предчувствия уже меня не покидали.
Модераторы: admin, Rom, Real