Форумы

II сессия ВС СССР 25 сентября - 2 октября 1989г.

Чт авг 27 2020, 10:41
Яблоков А. В., член-корреспондент Академии наук СССР, заведующий лабораторией Института биологии развития имени Н. К. Кольцова Академии наук СССР. г. Москва.

Уважаемые депутаты, я выступаю по поручению координационного совета межрегиональной группы депутатов Вы знаете, что межрегиональная группа несколько дней пытается что-то сделать, чтобы способствовать снятию блокады, Ясно, что и введение войск не разорвет блокаду, если мы не ликвидируем ее причины.
Сейчас там, на месте, находится депутат Челышев, и я думаю, что было бы правильно, если бы мы послали туда еще группу депутатов. Причем в срочном порядке, может быть, так: вылететь сегодня и прилететь завтра. Нам нужно разобраться, не только получить информацию от кровно заинтересованных людей, депутатов из Армении и Азербайджана, но и посмотреть своими собственными глазами, что там происходит. Видимо, выход из положения может быть найден, и я рад. что сегодня тон обсуждения гораздо более спокойный и конструктивный, чем был вчера. В этом свете проект Постановления, который нам представлен, мне кажется, в принципе является шагом вперед. Потому что в нем говорится уже не о введении чрезвычайного положения, что было бы очень опасным шагом к непредсказуемому развитию страны.
Вводить чрезвычайное положение мы не можем, пока у нас нет закона о чрезвычайных мерах или чрезвычайном положении. Постановлением предполагается создание такого закона. Это крайне важно, поэтому подготовку его надо поручить не только Совету Министров, но и Комитету по вопросам законодательства, законности и правопорядка, чтобы Верховный Совет и правительство совместно работали над этим крайне важным законом.
Я согласен с критикой проекта Постановления, которая прозвучала в выступлении депутата Денисова. Действительно, в первых пунктах говорится. что органы правительства должны делать то, что они должны делать И мне кажется, первые три пункта следует исключить. Если же их оставлять, то обратите внимание на пункт 3. В нем заложена, на мой взгляд, очень опасная позиция, Фактически запрет на забастовки распространяется на половине отраслей народного хозяйства СССР. Но если ввести запрет, который не будет выполняться, то это не украсит Верховный Совет. Лучше такое решение не принимать. Ведь если мы вообще лишим угольщиков права на забастовку, то они забастуют только потому, что будут нарушены их демократические нрава и свободы. Если же запретить забастовки только на определенный срок, в преддверии зимнего сезона, например, это будет логично, так как страна оказалась в тяжелом положении. Этот срок — допустим, до 1 декабря — и надо указать в Постановлении. А вообще запрещать забастовки навсегда — это неправильно. И не надо этого делать, ссылаясь на подготовку к зиме.

Колесников В. И., заведующий кафедрой Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, г. Ростов-на-Дону.

Уважаемые товарищи депутаты, я вчера выступал по этому вопросу и сегодня хочу внести ряд конкретных предложений по стабилизации работы железнодорожного транспорта Я только что получил информацию от Министра путей сообщения о том. что уже третий день, как через станцию Норашен и станцию Иджеван не прошло ни одного состава. И сегодня цель нашего разговора — выработать такое Постановление, чтобы завтра и послезавтра поезда пошли.
Ежедневно в Комиссию по вопросам транспорта, связи и информатики приходят десятки телеграмм и писем, в которых общественность ставит один-единственный вопрос: сколько еще будет продолжаться подобное на железнодорожном транспорте и кто должен нести ответственность за эти противозаконные действия, когда задерживается, перекрывается движение поездов, отцепляются вагоны с горючим и продовольствием, разоружаются подразделения, несущие охрану тоннелей, мостов, спецгрузов, взрываются железнодорожные мосты? Пора уже наконец понять, что любом региональный конфликт на железной дороге приводит к цепной реакции, срыву работы всего народного хозяйства.
И еще. Непонятно, как можно совместить разговоры о полной самостоятельности республик, повышении их суверенитета, усилении государственности. о республиканском хозрасчете с тем. что эти республики не могут обеспечить порядок на своей территории? Непонятно, почему с этой трибуны не выступают руководители этих регионов? Поэтому предлагаю.
Первое. Возложить полную экономическую ответственность на республиканские правительства за то. что происходит на их территории. Эти правительства обязаны обеспечить полную компенсацию за примой и косвенный ущерб, нанесенный не только железным дорогам, но и всему народному хозяйству и каждому гражданину, а также гарантировать неприкосновенность общесоюзных коммуникаций и их бесперебойную, безопасную работу.
Второе предложение. В отношении лиц, совершивших действия, дезорганизующие работу транспорта, должна быть установлена уголовная ответственность. Ведь когда мы говорим о железнодорожном транспорте, то речь идет о судьбе тысяч людей и целых регионов. И поэтому цена ответственности за беспорядки на железных дорогах должна быть чрезвычайно высока.
Третье предложение. Предоставить Председателю Верховного Совета или Председателю Совета Министров необходимые полномочия для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта на всей территории Советского Союза.
Четвертое предложение. Необходимы немедленные, безотлагательные меры по оздоровлению самого железнодорожного транспорта, особенно по улучшению его технического оснащения и развитию социальной сферы. Если мы ставим транспорт в какое-то особое положение среди всех отраслей народного хозяйства, то и заботиться об этой отрасли должны по-особому. Я имею в виду как средства самой отрасли, так и помощь со стороны центрального правительства.
И, наконец, считаю, что средствам массовой информации, партийным и советским органам необходимо развернуть широкую разъяснительную работу о неприкосновенности железных дорог как важнейшей артерии всего хозяйственного механизма. При этом я хочу подчеркнуть, что эти предложения не идут вразрез с политикой урегулирования конфликтных ситуаций демократическим путем. Мне бы хотелось в этой связи предостеречь от искушения применять вооруженную силу при возникающих конфликтных ситуациях на транспорте. Представляется, что такой путь является чрезвычайно трудным и малоэффективным, а в политическом отношении чреват непредсказуемыми последствиями. Спасибо за внимание.

,
Богданов И. М, директор школы № 94. г. Горький, член Верховного Совета СССР.
Уважаемые коллеги, я представляю комиссию, которую до сих пор никак не соберут. Это комиссия по созданию новой Конституции. Нам разослали документы, но пока мы никак не соберемся. Я хочу сказать: то. что мы с вами не доделали на Съезде, сейчас будет постоянно откликаться. Мы не создали Комитет конституционного надзора. Поэтому напрашивается вопрос: а кто же спросит с любой республики, с Азербайджана или Армении, выполнение ими союзнических обязательств? А они должны выполнять союзнические обязательства. Мы, по-моему, сейчас переливаем из пустого в порожнее. Если есть союзнические обязательства, их должны выполнять.
Дальше. Нас постоянно подталкивают на создание новых законов. Я вчера не случайно задал министру Конареву вопрос: кто мешает выполнять законы? Есть статья в уголовном законодательстве —любое нарушение на железной дороге, связанное с риском для жизни людей, карается... до 15 лет. если не ошибаюсь — я точно не нашел, у меня не было документа.
Сегодня мы опять будем создавать, не изменяя Конституции СССР, какие-то новые законы, постановления... Но я напомню, что у нас по Конституции любой гражданин СССР имеет право на участие в митинге, демонстрации. И в то же время мы вводим запрещающее постановление. Возникает вопрос: так зачем же мы здесь сидим? Нарушаем законы, которые еще не отменили? Вот в чем вопрос.
Дальше. Мне непонятно, почему в наше Постановление мы вносим такие слова — я поддерживаю выступавшего ранее товарища — «усилить борьбу», «полностью использовать предоставленные права». Простите, давайте тогда укажем, кто не дает их полностью использовать? Разве у на¬шей милиции нет прав? Разве ей не даны права тем Постановлением, которое мы приняли два месяца назад?
Теперь, я бы предложил исключить из Постановления следующее: «активно проводить в трудовых коллективах воспитательную работу». Товарищи, воспитывать-то можно в школе и в дошкольном возрасте, а что же воспитывать людей, которые полностью сориентировались? Сейчас невозможно перевоспитать жителей Армении или Азербайджана. Сколько бы мы здесь их ни перевоспитывали, ни говорили — давайте поговорим, давайте подумаем, давайте убедим «их. они какими были, такими и останутся. Каждый отстаивает свое мнение.
Дальше. Мне непонятно, почему «в случае, если до 9 октября не будет нормализована работа железных дорог, руководство этими дорогами возложить непосредственно на Министерство путей сообщения». А что, разве у нас оно не руководит всеми железными дорогами? То есть возникает в этом документе какой-то нонсенс.
Вчера у нас было одно направление мысли, сегодня —другое. Конечно, понимаю, ночью долго советовались. Отрадно, что мы не вошли сегодня в конфликте союзными республиками, потому что введение войск в республики — это. конечно же, в любом случае нарушение их суверенных прав по международному законодательству. Конечно, приятно, что люди пришли к правильному решению и не предлагают чрезвычайных мер. Они повлекли бы за собой тяжелые последствия. Поэтому я бы хотел предложить следующее. Во-первых, выполнить до конца Конституцию, которая существует, ибо мы ее пока не отменяли. Во-вторых, Прокуратуре Союза ССР выполнять то. что на нее возложено. Если закон нарушен, нужно привлекать к ответственности. Это касается и Министерства путей сообщения, и товарища Бакатина.
Мне бы хотелось еще вот что сказать. Товарищи, мы с вами не можем вводить чрезвычайное положение в отдельных отраслях. Чрезвычайное положение либо вводится полностью, либо не вводится. Если мы введем чрезвычайное положение в одной отрасли, завтра возникнет бунт в другой.

Чт авг 27 2020, 10:47
Амбарцумян С. А., ректор Ереванского государственного университета. член Верховного Совета СССР.

Товарищ Председатель, товарищи депутаты. Лев Алексеевич Воронин свое выступление начал словами, что проект, который мы сегодня обсуждаем, отражает вчерашнее обсуждение. Я считаю, что вопросы, которые были поставлены вчера со стороны Председателя Президиума Верховного Совета Армении, со стороны Министра путей сообщения товарища Конарева, так и не вошли в этот проект. Проект очень рыхлый и беззубый. Я удивлен, как же можно такое понятие, как блокада, такое бесчеловечное отношение к одной республике представить как неудовлетворительное положение на железных дорогах Закавказья.
Положение сегодня очень серьезное, напряженное, тревожное. И назвать его лишь неудовлетворительным положением и этим отделаться — никак нельзя. Здесь надо уточнить понятие «закавказские железные дороги» Я хочу сказать, что существуют Закавказская железная дорога и Азербайджанская железная дорога. Других закавказских, то есть армянской железной дороги, не существует.
Сегодня полностью блокирована республика, блокирована уже два месяца. С 30 числа ни одного вагона не поступило по Азербайджанской железной дороге. А что касается Закавказской железной дороги, как говорили. дороги жизни.— эта дорога жизни продолжает работать. То единственное. что Армения получает, она получает по Закавказской железной дороге. Потому надо полностью разделить эти два понятия — Азербайджанская железная дорога и Закавказская железная дорога.
Я полностью поддерживаю предложение товарища Колесникова — четкое, определенное. Поддерживаю идею депутата Денисова, тоже четкую, определенную. Потому предлагаю. Первое. Надо проголосовать за эти предложения отдельно: отделить понятие блокады от общего положения в стране. Я понимаю, блокада отражается на общем положении страны, но надо отделить, а виновных надо наказать.
Я хочу, чтобы вы четко знали — под виновными понимаю всех. Если виноваты азербайджанцы, то надо наказывать азербайджанцев. Если виновны армяне, то надо наказывать армян. Если виновны грузины (на Закавказской железной дороге), надо наказывать грузин. Нельзя уравниловку устраивать. Давайте отнесемся к этому очень четко. Виновные должны быть наказаны.
Следующее. Сегодня же необходимо разблокировать республику. Это не только железная дорога, а все дороги.
Далее. Создавшуюся ситуацию мы должны оценить, дать ей четкую политическую оценку, ибо аморфное неудовлетворительное заявление может вызвать у людей чувство, что, мол, можно делать все что угодно и отделаться только тем. что будет заявлено — работали неудовлетворительно. Так нельзя, товарищи. Надо быть четкими. Потому я предлагаю разблокировать дорогу сегодня же. Кто это сделает, известно. Есть правительство, есть Министерство путей сообщения, в конце концов, есть Верховный Совет СССР, высший орган страны, есть Центральный Комитет партии. Любые средства должны быть использованы, чтобы полностью разблокировать республику. Сегодня народ голодает. И мы, депутаты от Армении, не можем спокойно сидеть в этом зале. Мы должны быть со своим народом. Спасибо

Чт авг 27 2020, 10:53
Хмура В. В председатель исполкома Ольгинского сельского Совета народных депутатов. Приморско-Ахтырский район. Краснодарский край, член Верховного Совета СССР.

Товарищи депутаты! Рассматриваемый сегодня вопрос — это вопрос особый. Я считаю, что проект Закона, который представило нам правительство, очень слабый, недоработанный, и поэтому я бы хотел выразить наверняка единодушное мнение, что обстановка, которая создалась у нас в стране и по республикам, свидетельствует о том, что мы все-таки ослабили в нашей стране дисциплину. И кто. если не мы с вами эту дисциплину должны будем поднимать. Нам нужен именно такой Закон, который поставил бы все на свои места. А мы стремимся действовать какими-то уговорами, какими-то хитрыми подходами, и я считаю, что так мы ничего не добьемся. Здесь я выражаю не только свое мнение, но и мнение моих избирателей.
Мои избиратели говорят: «Когда вы наведете порядок в стране? Смотрите, все время нас лихорадит — то там, то там. Разве это порядок? Я считаю, и думаю, депутаты меня поддержат, что необходимо именно сейчас применить статью Уголовного кодекса, если я не ошибаюсь, 68, которая гласит: «от семи до пятнадцати лет...», к тем, кто предпринял эту диверсию в Азербайджане и Армении. Наше дело — на практике применить ее, иначе будем лишь говорить, из пустого в порожнее переливать. Поэтому я призываю депутатов поддержать те предложения, которые и Денисов высказал. Спасибо за внимание.

Осипов П. Д., член Верховного Совета СССР

Уважаемый председатель! Уважаемые депутаты! Давайте подумаем, почему мы сегодня правительство обвиняем во всех тяжких грехах. Почему настаиваем на принятии самых решительных мер для наведения порядка. Вроде бы красиво: да, мы решительны, настаиваем. Но давайте, товарищи, задумаемся, что происходит в Азербайджане и в Армении — это не развал трудовой дисциплины или что-то в этом роде, нет — это межнациональный конфликт. А такой конфликт нельзя разрешить одним махом. Вопрос требует очень внимательного, чуткого отношения. И, учитывая это, правительство внесло, я считаю, сознательно мягкий, корректный проект Закона. Конечно, есть определенные недостатки, их надо учитывать. Мне кажется, депутат Колесников правильно сказал. Из текста Закона надо убрать такие слова, как «принять меры», «усилить», «направить» и так далее. И подчеркнуть. что необходимо полностью использовать предоставленные права в наведении порядка, чтобы все органы еще раз прониклись ответственностью. И относительно последнего абзаца первого пункта. Предлагаю взять под контроль использование транспортных средств, пока не наладятся эти отношения.
Теперь по проекту Закона о трудовых спорах. В статье 12 есть такое положение: решение об объявлении забастовки незаконной при наличии указанных в настоящей статье оснований принимается Верховными Судами союзных республик, автономных республик, краевыми, областными судами. Мы даем право судам признавать забастовки незаконными. А в статье 9 решение о приостановлении проведения забастовки или о том. чтобы отложить ее, может принять только Верховный Совет СССР или Верховные Советы союзных республик. Мне кажется, что здесь нужно дать право и Верховным Советам автономных республик, сессиям областных и краевых Советов откладывать или приостанавливать забастовки сроком на 2 месяца. Почему мы должны выражать недоверие областным Советам? Тем более, как известно, не за горами выборы в местные Советы. Надеемся, что они пройдут в демократической обстановке и народ изберет тех людей, которые вправе решать за жителей данной области, края, автономной республики и так далее.
Я полностью согласен с тем, что выступавший здесь товарищ обвинил правительства и Азербайджана, и Армении, что они не принимают решительных мер. Никакой народ не может делегировать власть кому-то. Народ, трудящиеся могут доверить кому-то управлять И поэтому непонятно, почему сегодня апеллируют и армянские, и азербайджанские депутаты к Верховному Совету, чтобы именно он принял какие-то решения, решил за них. Этого не должно быть. Если народ Азербайджана и народ Армении считают, что их правительства, что их Верховные Советы не в состоянии решить этот вопрос, то они должны оказать доверие Верховному Совету СССР и об этом должны сказать однозначно. Вот тогда Верховный Совет, наше правительство должны будут взять на себя функции управления этими республиками на какой-то определенный период. Спасибо за внимание
Чт авг 27 2020, 10:56
Рзаев А. Р., писатель, первый секретарь правления Союза писателей Азербайджана, г. Баку, член Верховного Совета СССР.

Уважаемые товарищи, я просил бы, чтобы мое выступление не транслировалось по телевидению по двум причинам. Во-первых, мне ненавистна сама мысль о том. что речь может быть кем-то воспринята как слова, рассчитанные на телевизионную аудиторию с желанием иметь у нее успех. Во-вторых, чтобы мои слова не воспринимались как подстрекательские, или как нагнетание эмоций, или как программа действий, или как сигнал к определенным поступкам. Я обращаюсь лишь к депутатам с тем, чтобы высказать одну простую истину. Так называемая блокада Азербайджана и Армении — это не экономическая, а политическая проблема. И меры, которые, возможно, примет Верховный Совет СССР.— это не только административные меры.
Уважаемый Министр товарищ Конарев, выступая вчера, пытался представить ситуацию как действие каких-то чеховских злоумышленников, отдельных лиц, действующих якобы вследствие какого-то запугивания. Надо смотреть правде в глаза. И как ни оценивай эти действия, речь идет об акции целого народа, отчаявшегося найти справедливость в конституционных и правовых решениях. Я имею в виду азербайджанский народ. Если здесь назвали беспрецедентным сам факт блокады, то такой же беспрецедентной акцией является территориальное притязание одной республики к другой, в данном случае — к Азербайджану. Если блокада — термин военного лексикона, то попытка захвата чужой земли — из того же лексикона. И односторонние чрезвычайные меры, которые могут быть приняты, чреваты самыми серьезными последствиями, возможно, такими же трагическими, как и события в Тбилиси.
Я никого не хочу запугивать, я говорю о реальных вещах. Нам необходимо это осознать, прежде чем принимать столь ответственные решения, если, конечно, нет избирательности в отношении разных народов.
Штыками, вероятно, можно добиться определенных успехов, но управлять целым народом, сидя на штыках, нельзя. Единственный выход— это не заниматься сейчас взаимными обвинениями, не соревноваться в том, кто поэффектнее на публике осадит или куснет соседа, не смешивать или не смаковать, простите, подлинные или мнимые, старые или новые обиды, не вдаваться в спор и исторические изыски, а искать взаимоприемлемый выход из тупика, не сжигать мостов, по которым если не мы, то наши дети обречены ходить друг к другу. Предотвратить то страшное, что случилось и в Сумгаите, и в одном из районов Армении, о котором почему-то не говорится, где убиты 8 азербайджанцев, А всего в Армении 50 азербайджанцев самым жестоким образом убито.
Необходима добрая воля, надо пожертвовать личными амбициями во имя будущности наших народов, в верности которым мы так горячо клянемся Ради Родины можно рисковать всем чем угодно, но Родиной рисковать нельзя. Эту истину мы должны осознать, быть искренними и честными. Не вдаваясь в подробности проблем НКАО в данный момент, хочу лишь обратить внимание на тот девиз, который неоднократно высказывался на высших партийных и государственных форумах: недопустима перекройка границ советских республик, ибо с такой перекройкой не согласится не только Азербайджан, но и ни одна из союзных республик. Я уверен, что твердое и окончательное подтверждение этого наиважнейшего фактора — территориальной целостности и административного суверенитета всех республик с учетом, конечно, соблюдения законных гарантий обеспечения культурных и экономических интересов всех национальных меньшинств, проживающих в этих республиках.— успокоит все народы, снимет напряженность и в нашем регионе, разрешит все проблемы, в том числе и связанные с нормальным функционированием транспорта.
Все другие меры, какими бы чрезвычайными они ни были, дают лишь временную передышку и создают постоянную опасность взрыва со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Древняя мудрость гласит: «Посеешь ветер — пожнешь бурю». Я призываю высшее руководство страны, депутатов от Армении и Азербайджана. Верховный Совет СССР осознать эту тревожную, но существующую реальность.
Итак, надо подтвердить на сессии недопустимость перекройки границ, территориальную целостность и административную суверенность республик, в том числе всех республик Закавказья. И этим мы снимаем вопросы блокады с этой и той стороны с тем, чтобы найти взаимоприемлемые и достойные для обеих сторон решения. Иначе нам не оправдаться не только перед своими избирателями, но и перед историей. Спасибо.
Чт авг 27 2020, 11:01
Тетенов В. А., Председатель Комиссии Совета Союза по вопросам транспорта, связи и информатики.

Товарищи депутаты! Вчера представители комиссий и комитетов Верховного Совета СССР и члены правительства проводили серьезную работу по выработке решения. В результате этой работы родился проект Постановления. Но и Комиссия по вопросам транспорта, связи и информатики также продолжила свою работу с тем. чтобы выработать свой проект. Сегодня утром оба эти проекта были рассмотрены. Так появился тот проект Постановления, который был вам представлен. Два пункта из проекта нашей комиссии в него вошли. Всего он состоит из четырех пунктов. Пункты довольно лаконичные. Эти два пункта — как раз четвертый и пятый, о которых говорили, что их необходимо оставить. Все дело в том, что сегодня не выполняются те законодательные акты, которые могли бы позволить решить поставленные задачи. Они, к сожалению, не выполняются. Поэтому в основе всех пунктов — выполнение существующих законодательных актов.
Я, если вы позволите, зачитаю этот короткий проект Постановления Верховного Совета СССР. Называется он «О неотложных мерах по обеспечению бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта и фундаментальных отраслей народного хозяйства». Учитывая ухудшение экономического положения в стране, вызванного ослаблением дисциплины на производстве, обострением социальной напряженности, ростом преступности, а также осложнением межнациональных отношений, в ходе подготовки народного хозяйства страны к работе в сложных условиях зимы 1989/90 года для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
Первое. До принятия Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» запретить забастовки на транспорте, предприятиях топливно-энергетического комплекса, металлургии и нефтехимической промышленности.
Второе. Верховным Советам союзных республик, местным Советам, совместно с временными комитетами по борьбе с преступностью и Комитетами народного контроля, применять решительные меры в рамках Конституций республик к группам и отдельным лицам, препятствующим работе транспорта. Органам прокуратуры союзных республик обеспечить соблюдение правопорядка и выполнение норм простоев вагонов при их выгрузке Третье. Совету Министров СССР внедрить непосредственное руководство работой на железных дорогах Закавказья Министерством путей со¬общения СССР. Для обеспечения безопасности работников железнодорожного транспорта и граждан решить вопрос о привлечении подразделений Министерства внутренних дел СССР, Министерства обороны СССР и Министерства путей сообщения СССР.
Это вопросы правительства, товарищи. И поэтому оно должно издать, на мой взгляд, постановление по этим вопросам.
И четвертое. Поручить Совету Министров СССР разработать проекты законов СССР о чрезвычайных мерах и о транспорте СССР до 1 марта 1990 года. Вот такой короткий проект.

Чт авг 27 2020, 11:07
Золотухин В. П., майор, постоянный корреспондент газеты «Фрунзенец» Туркестанского военного округа, г. Ташкент.

Уважаемые товарищи! Еще вчера речь шла о чрезвычайных мерах. Сегодня в проекте Постановления пишется о неотложных мерах. Видимо, эти два понятия надо четко различать. Неотложные меры это меры, которые Правительство СССР может провести в жизнь само, без предварительного одобрения Верховным Советом СССР, то есть те меры, которые укладываются в рамки Конституции. Для этого, видимо, нет необходимости давать какие-то дополнительные полномочия правительству со стороны Верховного Совета. Речь же идет о том, чтобы Верховный Совет СССР предоставил правительству чрезвычайные меры, которые оно не может предпринять, не нарушив Конституцию.
В предложенном проекте Постановления такие меры есть: это привлечение Министерства обороны СССР для охраны объектов и коммуникаций непосредственно на железной дороге и ряд других мер. Видимо, поэтому правильно будет назвать это постановление «О чрезвычайных мерах по обеспечению бесперебойного функционировании железнодорожного транспорта и базовых отраслей народного хозяйства», опустив из этого проекта те неотложные меры, которые правительство может предпринять и без санкции Верховного Совета СССР. Нужно оставить преамбулу в полной мере. Полностью убрать пункт I, а в пункте 2 начать со второго абзаца, опустив слова «срок до 9 октября». Если правительства Армении и Азербайджана уже столько времени не могут решить этого вопроса — проявить акт доброй воли и пойти навстречу друг другу.— ясно, что они не сделают это и до 9 октября. И поэтому, видимо, нужно этот пункт записать в следующей редакции: «в условиях наличия препятствий нормальной работе железных дорог возложить руководство этими дорогами непосредственно на Министерство путей сообщения, охрану отдельных участков и объектов» и далее по тексту: «...привлекая сюда Министерство обороны СССР». Последний абзац этого пункта опустить.
Редакцию пункта 3, где содержится ссылка на статью 11 проекта Закона СССР о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), мы не можем принять, так как Закон еще не принят Верховным Советом СССР. Видимо, упоминание о Законе необходимо убрать и далее оставить предоставление права Советам Министров союзных и автономных республик смешать начало и конец рабочих смен, устанавливать графики работы предприятий исходя из имеющихся ресурсов: электрической энергии, мощности электростанций, то есть в этом Постановлении должны содержаться все меры, которые правительство не может принять без санкции Верховного Совета СССР. Вот такое у меня предложение.

Юдин В. Д., начальник Центральной геохимической партии Центральной геофизической экспедиции, Северо-Восточное производственное геологическое объединение, Магаданская область, член Верховного Совета СССР.

Уважаемые товарищи! Я думаю, что сегодня мы рассматриваем два взаимосвязанных, но и несколько различных вопроса. Один вопрос общий — о наведении порядка в работе транспорта, другой вопрос очень важный, но более локальный — о положении в закавказских республиках. Здесь был высказан уже ряд предложений. Я скажу о том, что. на мой взгляд, необходимо к ним добавить. Мне кажется, что, поручив прокуратуре принять меры по своевременной разгрузке вагонов на станциях на¬значения. необходимо дать разрешение железной дороге реализовывать грузы, если они находятся сверх положенного срока и после того, как меры, принимаемые прокуратурой, не приведут к должным результатам — то есть когда грузополучатель все равно не принимает грузы, не освобождает вагоны и тем самым ставит в трудное положение другие предприятия и регионы страны.
И второй момент. Сегодня все мы знаем из сообщений газет и средств массовой информации, что железная дорога загружена встречными перевозками однотипных грузов. Мне кажется, следует дать право железной дороге, взимая полную плату с грузоотправителя, направлять эти грузы более коротким путем и тем самым сокращать необходимое количество вагонов, загрузку транспортных магистралей и так далее.
Что касается законодательства о забастовках, я считаю, что статью 15 необходимо дополнить следующим абзацем (это будет касаться и положения в закавказских республиках): ущерб от остановки производства в результате организованных или стихийных действий населения возмещается по решению суда за счет местного Совета, на территории которого расположено предприятие. В том случае, если компенсация из бюджета местного Совета невозможна, привлекаются средства из бюджета вышестоящего Совета вплоть до союзной республики.
И основной вопрос сегодняшнего дня — взаимоотношения между двумя республиками, которые влияют на положение дел во всей стране. Я хочу обратить ваше внимание, что эта напряженность между двумя республиками приводит к нарушению ряда статей Конституции СССР. Поэтому сегодня для нас жизненно важно решение вопроса: имеем ли мы юридическую возможность оградить народы, народности и социальные группы на территории нашей страны от последствий таких незаконных действий, которые наблюдаем.
В этой связи считаю, что мы должны указать руководителям официальных органов и общественных организаций обеих республик на то, что они не справляются со своими прямыми обязанностями. По существу то. что происходит в республиках,— это кризис доверия к представителям власти. Мы видели на примере Кузбасса, как быстро находится выход из такого кризиса, если трудящиеся берут его решение в свои руки: они сами нашли тех. кому доверяют. Забастовочные комитеты достаточно успешно, в короткий срок справлялись с выполнением обязанностей органов Советской власти. Я считаю, что необходимо рассмотреть возможность досрочного проведения выборов в Советы всех уровней в этих двух республиках. И при этом обязать правоохранительные органы принять все меры -к пресечению деятельности различных общественных организаций, которые нарушают статьи Конституции СССР, наносят ущерб представителям других национальностей и так далее.
Вот в этом плане я вижу необходимость чрезвычайных мер сегодня. Думаю, нужно принимать неотложные меры по наведению порядка на дорогах Закавказья, а ждать до 9 октября не вижу смысла. Мы ждали с 26 сентября до 3 октября. Ничего не изменилось. Надо принимать это положение с 4 октября и с завтрашнего же дня выставлять материальные претензии местным Советам и республикам по нанесенному ущербу в связи с остановкой поездов. Мы сегодня будем утверждать бюджет. В бюджете есть средства на социальные нужды республик и так далее. Да, а другого пути нет. товарищи. Сегодня нас с вами заводят в тупик межнациональных конфликтов
Чт авг 27 2020, 11:08
Адамович А. М., писатель, директор Всесоюзного научно-исследовательского института киноискусства, г. Москва.

В отличие от многих стран наша экономика держится на железных дорогах. Именно они пока что являются хребтом нашей экономики. Поэтому трудно не согласиться с тем, что нужны очень строгие, серьезные меры, чтобы железная дорога была исключена из всех наших политических. национальных и прочих страстей, не являлась их заложником. Это очевидно, но я хочу немножко о другом сказать.
Вчера была довольно странная ситуация, когда министр и наш Собчак столкнулись на одной дорожке: «Давайте немедленно голосовать, давайте немедленно принимать чрезвычайные законы». И. конечно, то. что наш председатель напомнил: утро вечера мудренее.— было очень важно, потому что мы сегодня поняли, куда могли забежать вчера и неизвестно как бы оттуда вернулись. Если бы мы приняли чрезвычайный закон, дали чрезвычайные полномочия правительству по всей стране для наведения порядка на железных дорогах, то. может быть, навели бы этот порядок. Но я думаю, что у чрезвычайного закона есть сила инерции, которая непредсказуема и неизвестно куда пойдет, особенно в нашей обстановке. Мы как-то забыли, что находимся накануне выборов в Верховные Советы республик, в местные Советы, которые определят очень многое в нашей жизни, и дать сегодня право аппарату на чрезвычайные меры...
Мы отделяем сейчас экономическую забастовку от политической. Но как можно это сделать? У шахтеров мы могли разделить эти требования. Важность и достоинство наших шахтеров в том. что они нс за колбасу и не за мыло выступали, а потребовали продвижения перестройки, продвижения хозрасчета, и сейчас идет дискредитация именно шахтеров, их политических требований, и, мне кажется, не случайно.
Если бы был чрезвычайный закон, я думаю, руководители Белоруссии очень бы вздохнули, потому что они предложили своему народу реакционнейший закон о выборах, где все окружные собрания и прочее сохраняются, но ость еще и такой пункт: кандидат в депутаты снимается, если его программа противоречит интересам избирателей. Представляете, какой простор любого из вас убрать из-за этого?!
Давайте не забывать, что мы — накануне выборов. Это самое, может быть, главное. И, конечно, те полномочия, которые даем своему правительству, мы должны контролировать, чтобы они не слишком распространялись. Думаю, тут есть выход. С одной стороны, давать, как сегодня, такие полномочия, как по отношению к железной дороге, контролируя это. А с другой стороны... Сегодня великолепно получилось: мы вначале случайно выслушали сообщение о законе о забастовках... Быстрейшее принятие такого закона необходимо. Можно даже временно, на те же 15 месяцев, ужесточить законы, так сказать, по отношению к приоритетным направлениям нашей промышленности, но в целом это все должно держаться на законе о забастовках.
Вы. наверное, каждый день наблюдаете по телевизору, как борются с преступностью. Мы начинаем втягиваться в это... Мне один человек сказал: постойте, а в чем дело? Не запугивают ли нас?
И сегодня спрошу: а не запугивают ли нас некоторые ведомства и холодом, и голодом, чтобы получить чрезвычайные меры. Меня поразил Министр металлургии СССР (хорошо, что его остановил Николай Иванович. а то мы сегодня имели бы. наверное, сообщение о новых забастовках шахтеров), когда ом. явно расписываясь в том. что не может удовлетворить социальные требования своей отрасли, хотел отменить то, что правительство обещало шахтерам... И нас на этот путь толкают. Я думаю, что слова «чрезвычайные меры по всей стране» не должны звучать в Верховном Совете. А уж если они прозвучат, то каждый должен голосовать персонально, чтобы все знали, как будет проходить голосование.

Ким Е. У., старший научный сотрудник Омского государственного университета, член Верховного Совета СССР.

Товарищи! Я думаю, что обсуждение показало: в принципе у нас есть согласие в том. что надо принимать какие-то меры. Я только хотел бы отметить следующую вещь: по-видимому, комиссия очень торопилась. Поэтому в предложениях Первого заместителя Председателя Совета Министров товарища Воронина Верховному Совету говорится о необходимых мерах. Само постановление называется «О неотложных мерах» Я думаю, это все-таки неотложные меры. Кроме того, было предложение ввести их с сегодняшнего дня. Конечно, очень интересное предложение. Но я хотел бы обратиться к Вадиму Викторовичу Бакатину. Может ли Министерство внутренних дел СССР с сегодняшнего дня полностью обеспечить внутренними войсками функционирование железной дороги? На это же нужно время. Я думаю, что тот срок, который дан (он очень жесткий, 5 дней), необходим для того, чтобы ввести подразделения внутренних войск, железнодорожных войск, которые обеспечат нормальное функционирование дорог. Я считаю, это вполне оправданно.
Что касается оценки, связанной с тем. мол. что нельзя говорить о «неудовлетворительном положении». Давайте заменим слово «неудовлетворительное» словом «нетерпимое» положение.
Меня несколько удивляет то, что речь идет только о железнодорожном транспорте, а мы знаем: в Азербайджане и Армении очень сложное положение с автомобильным транспортом. Поэтому я предлагаю в конце второго раздела говорить о нетерпимом положении на железных и автомобильных дорогах Азербайджана и Армении. Это. наверное, будет более справедливо. Затем я бы очень хотел, чтобы в пункте 4, там, где мы говорим о том. что нужно совместно с различными комитетами применять решительные меры, на первое место после Советов поставить комитеты народного контроля, потом комитеты по борьбе с преступностью. Давайте будем поступать таким образом, потому что это временные комитеты. Наверное. надо, чтобы комитеты народного контроля более рационально действовали. Я предлагаю дополнить это постановление седьмым пунктом. И сформулировать его так: «Данное Постановление действует на период до 1 апреля 1990 года».
Почему до 1 апреля? Во-первых, это осенне-зимний сезон. Кроме того, поскольку правительство должно представить Верховному Совету проект Закона о чрезвычайных мерах до 1 марта, мы в течение марта, очевидно, будем его обсуждать и тогда сможем, если ситуация будет очень сложная, с 1 апреля ввести чрезвычайное положение на этой территории. Поэтому я предлагаю ограничить срок до I апреля 1990 года или же 31 марта 1990 года. Тогда не будет ни тех тревог, о которых говорил здесь Алесь Адамович, то есть чтобы это не было воспринято как попытка навсегда ввести чрезвычайное положение.
Хочу отметить еще одни момент. Думаю, что нам надо на этой сессии очень серьезно поговорить о тех проблемах межнациональных отношений. которые нас волнуют, о чем говорил Михаил Сергеевич. Я хотел бы. чтобы мы сделали это в октябре. Думаю, вы понимаете, что. скажем, нам. представителям Российской Федерации, или представителям других народов за пределами Закавказья или Молдавии, есть о чем сказать Мы пока что, исходя из соображений деликатности, представляем возможность высказаться товарищам, которые заседают в Совете Национальностей. Я, например, лично не высказываюсь потому, что я заседаю в Совете Союза. Но поверьте, мне, как человеку, который занимается проблемами межнациональных отношений, тоже есть что сказать, и я думаю, что будет полез¬но, если мы на Верховном Совете, может быть, даже не в понедельник или вторник, а в какой-то еще день, скажем, в среду, вне расписания, или какой-то другой день выделим и обсудим более плотно эти вопросы. Я думаю, что тогда мы многие вопросы снимем. Можем, опираясь на исторический опыт не только нашей страны, но и других стран, договориться здесь о необходимых мерах. Спасибо за внимание
Чт авг 27 2020, 12:40
Председательствующий. Товарищи, еще есть 20 человек желающих. Ваше право решать. Давайте обменяемся мнениями: будем продолжать выступления или все-таки нам подытожить. В общем, ситуация проясняется Уже настроение депутатов нам понятно. Поэтому давайте, может быть, так... Я. видимо, должен тогда проголосовать. Многие товарищи настойчивы. Все, кто подходил сюда, просили предоставить им слово обязательно. И кто не успел подойти, я вас имею в виду, товарищ Лауристин, тоже просят. Давайте подумаем, будем продолжать или ограничимся и начнем итожить свое обсуждение. Мы вчера говорили, сегодня. Кто за то, чтобы на этом ограничить обмен мнениями по сообщению товарища Воронина и проекту, который он внес, прошу проголосовать.

Кто за прекращение обмена мнениями? Кто против? Кто воздержался? Вопрос мы решили.

Результаты голосования
Кворум для голосования 362
Кворум для принятия решения 214
Зарегистрировано на 10 часов 01 минуту 426
Проголосовало «за» 332
Проголосовано «против» 63
Воздержалось 8
Всего проголосовало 405
Не голосовало 21

Товарищи, может быть, мы так поступим, если вы согласны? Я думаю. что все-таки очень много важного и рационального было высказано. Если реализовать эти соображения, которые были высказаны, то надо этот проект переработать, сделать его кратким, четким, ясным, который бы охватывал основные вопросы, которые были здесь в центре.
И, видимо, к вечернему заседанию товарищи постараются нам этот проект представить. Я имею в виду в связи с этим, чтобы не только предложения, которые были высказаны в выступлениях, но и этот альтернативный документ, который здесь был оглашен, тоже был бы рассмотрен. Как, товарищи? Наверное, так? А поручим тем же, кто работал. Я имею в виду правительство; Комитет по вопросам законодательства, законности и правопорядка; Комиссию по вопросам транспорта, связи и информатики; Комиссию по вопросам развития промышленности, энергетики, техники и технологии; Комитет по вопросам обороны и государственной безопасности.
Хорошо. Говорят, есть желающие. Я думаю, тут возражений нет. если иметь в виду, что есть черта, когда желающие превысят число тех. кто будет работать над проектом, и там трудно будет. Но это уже другой вопрос. И вчера человек 20 участвовало, и сегодня можно поучаствовать. Может быть, так сделаем. Николай Иванович? Поскольку Вы в курсе и вчера уже принимали товарищей, может быть. Вы возглавите? Вопрос важный действительно. Хорошо. Тогда вопрос, где, Николай Иванович. В Совмине? Пятый зал Совмина. (Здание Совмина известно, здесь на территории.) Я должен это предложение проголосовать, товарищи. Давайте сначала решим — даем такое поручение? И тогда решим со временем. Как. товарищи? Есть другие предложения? Нет. Тогда ставлю на голосование это предложение. Кто за принятие его с тем. чтобы товарищ Рыжков возглавил эту работу? Прошу проголосовать. Кто за? Кто против? Кто воздержался? Кто-то не голосовал, но вопрос решен.

Результаты голосования
Кворум для голосования 362
Кворум для принятия решения 214
Зарегистрировано на 10 часов 01 минуту 426
Проголосовало «за» 391
Проголосовало «против» б
Воздержалось 2
Всего проголосовало 399
Не голосовало . . . 27

Товарищ Лауристин, Вы что хотели сказать?

Лауристин М. Й., заведующая кафедрой Тартуского государственного университета. Эстонская ССР, член Верховного Совета СССР.

Я хочу внести одно добавочное предложение. Дело в том, что вопрос, который сегодня обсуждали и по которому готовится Постановление, более принципиальный. И. по-моему, нужно дополнить предложения еще одним очень важным моментом. Ведь то, что происходит сейчас с железной дорогой, может происходить и с газопроводами, и с разными другими коммуникациями. Наша экономика в таком состоянии, что в любой момент можно использовать экономические средства для политического шантажа и совершенно вывести ситуацию из стабильности. И поэтому есть вещи, которые недопустимы в любом цивилизованном обществе.
В международной жизни есть специальное законодательство о терроризме. Я предлагаю сделать такое дополнение в это Постановление, квалифицировать как экономическую блокаду любые акции, ведущие к перекрытию или выводу из строя транспорта, энергетики и других коммуникаций. жизненно важных для жизнеобеспечения какого-либо региона, республики, населенного пункта. Признать экономическую блокаду, создающую угрозу для безопасности, жизни и здоровья населения, акцией организованного террора со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Считать противозаконным и заслуживающим строгого пресечения применение экономической блокады и других акций террора для достижения своих политических целей любой группой, движением, организацией или государством. Предлагаю разработать специальное законодательство о терроризме в нашей стране...
Председательствующий. Я думаю, комиссия рассмотрит и это предложение.

Товарищи, давайте сделаем перерыв

Рыжков Н. И. Я прошу, товарищи, чтобы та комиссия, которая сейчас организована, собралась в 14.00 в здании Совета Министров, пятый зал. Если у тех товарищей, которые не выступили, есть конкретные предложения. мы просили бы очень срочно их передать, чтобы мы могли использовать их при подготовке этого документа.

Председательствующий. Объявляется перерыв до 16 часов.
Чт авг 27 2020, 12:45
Заседание восьмое
Зал заседаний палат Верховного Совета СССР в Кремле. 3 октября 1989 года. 16 часов.
Председательствует Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев.
Чт авг 27 2020, 12:49
Рыжков Н. И., Председатель Совета Министров СССР.

Уважаемые товарищи, мы, к сожалению, не смогли представить вам проект, который я сейчас оглашу. Потому что по поручению Верховного Совета большая группа депутатов из всех комиссий и комитетов, из республик принимала участие в рассмотрении представленного утром проекта Постановления об обеспечении бесперебойной работы железнодорожного транспорта, а также базовых отраслей народного хозяйства. Дискуссии были очень горячие, и я хотел бы очень коротко о них доложить.
Все мы пришли к единому мнению, что положение, которое сегодня складывается в экономике нашей страны, во многом будет определяться тем, как будут работать базовые отрасли народного хозяйства. Мы считаем. что это касается в первую очередь железнодорожного транспорта, а в некоторых регионах — и автомобильного транспорта, это касается в первую очередь топливно-энергетического комплекса, то есть добычи топлива, производства электроэнергии, передачи электроэнергии, газа, нефти и так далее. Это касается также работы тепловых электростанций и электростанций вообще, работы металлургии, работы химии. Все это — базовые отрасли, которые определяют не только развитие народного хозяйства в целом, но в первую очередь обеспечивают жизнеспособность нашего населения, особенно в зимний период. Это особенно тяжелое время для жизни нашей страны, и поэтому если не принять сейчас особые меры, то может создаться такая ситуация, когда многие города и республики окажутся в чрезвычайно тяжелом положении. Поэтому наше мнение таково: надо принимать специально решение, чтобы приковать к этой проблеме внимание всего нашего народа и там. где необходимо, навести должный порядок
Я сейчас зачитаю предлагаемое решение, но. прежде чем зачитать, должен изложить мнение тех народных депутатов, которые участвовали в рассмотрении этого вопроса, мнение правительства и наше общее мнение. Мы считаем, что это действительно особые меры. меры, которые продиктованы жизнью Но если говорить об отдельном регионе пашей страны, о Закавказье, а точнее, о ситуации, которая сложилась между Азербайджаном и Арменией, то наше мнение такое, что надо в ближайшее время этот вопрос решать политическим путем. Только на этом направлении можно найти решение, только на этом направлении можно стабилизировать обстановку, которая там сложилась и которая не дает возможности жить ни одному, ни другому народу. Это наше твердое мнение, и мы просили бы Верховный Совет в ближайшее время рассмотреть эту проблему, чтобы в конце концов сиять главный источник той огромной напряженности. которая сложилась в Закавказье, и в первую очередь между двумя республиками.
Это наше твердое мнение, и я обязан доложить об этом Верховному Совету СССР. В первую очередь касается вопроса Нагорно-Карабахской автономной области. Надо принимать политическое решение.
Теперь я прочту проект Постановления Верховного Совета:
«О неотложных мерах по обеспечению бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта и базовых отраслей народного хозяйства.
Учитывая сложное экономическое положение в стране, вызванное перебоями в работе железнодорожного транспорта и ряда базовых отраслей. что отрицательно сказывается на работе народного хозяйства. Верховный Совет СССР постановляет:
1. В целях обеспечения бесперебойной доставки грузов и устойчивого снабжения населения топливом, продовольствием, промышленными товарами. особенно в осенне-зимний период. Верховным Советам и Сонетам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, руководителям предприятий принять безотлагательные меры по пресечению противозаконных действий, нарушающих работу транспорта.
2. Обратить особое внимание на сложившееся нетерпимое положение на железных дорогах Закавказья и обязать все органы государственного управления в регионах незамедлительно восстановить нормальное движение поездов на всех участках указанных железных дорог. Поручить Совету Министров СССР руководство этими дорогами, при необходимости возложить непосредственно на Министерство путей сообщения СССР охрану отдельных участков и объектов жизнеобеспечения деятельности указанных железных дорог, а также мостов и тоннелей, обеспечение безопасности работников транспорта и граждан поручить Министерству внутренних дел СССР. Министерству обороны СССР и Министерству путей сообщения СССР.
3. В связи с тем, что устойчивая работа народного хозяйства обеспечивается своевременной подготовкой к работе в зимних условиях предприятий транспорта, топливно-энергетического комплекса, металлургических. химических предприятий, качественным ремонтом оборудования, созданием у них нормативных запасов топливу, сырья и материалов, запретить забастовки на этих предприятиях до принятия соответствующего Закона. Предоставить право Советам Министров союзных и автономных республик, краевым и областным Советам народных депутатов изменять в зимний период но согласованию с предприятиями энергоснабжения Минэнерго СССР режим работы расположенных на этих территориях предприятий, других отраслей народного хозяйства, в том числе пере¬носить выходные дни, смещать начало и конец рабочих смен, устанавливать графики работы предприятий исходя из имеющихся ресурсов электрической энергии и мощности электростанций.
4. Поручить Совету Министров СССР и соответствующим комитетам и комиссиям Верховного Совета СССР разработать до 1 ноября 1989 года проект Закона СССР о чрезвычайных мерах и до 1 декабря 1989 года проект Закона СССР о железнодорожном транспорте.
5. Верховный Совет СССР осуждает применение незаконных насильственных методов и действий при решении вопросов социально-экономической и политической жизни страны».
Таково предложение членов Верховного Совета, которые принимали участие в этой работе, и таково мнение правительства по этому вопросу.
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ