Форумы

II сессия ВС СССР 25 сентября - 2 октября 1989г.

Пн авг 31 2020, 02:02
Заседание одиннадцатое
Зал заседаний палат Верховного Совета СССР в Кремле. 10 октября 1989 года. 10 часов утра.
Председательствует Первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов.
Пн авг 31 2020, 02:19
Воронин Л. А., Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР.
Товарищи, выполняя Постановление Верховного Совета СССР «О неотложных мерах по обеспечению бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта и базовых отраслей народного хозяйства» и особенно опираясь на пункты 1 и 2 Постановления, на указание Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР Верховным Советам, Советам Министров союзных республик с тем, чтобы как-то снять блокаду и решить вопросы без ввода дополнительного контингента внутренних войск и войск Министерства обороны, мы такую работу организовали. Командировали специалистов. Работали ежедневно вместе с правительством Азербайджанской республики, с различными органами. Движение по стыкам Норашен — Иджеваи Азербайджанской железной дороги, по которым должны идти поезда в Армению, начато. С 5 октября каждый день движение наращивалось В обычное время через три стыка (два стыка через Азербайджанскую железную дорогу и одни стык — через Закавказье) в Армению поставлялось максимально 1300 вагонов. За вчерашние сутки мы провели туда 1748 вагонов. Сегодня ночью дело идет в таком же режиме, и мы тоже рассчитываем, что будет проведено примерно такое же количество вагонов. Какие вопросы не решены? К сожалению, заверения руководителей Азербайджанской ССР о том. что с сегодняшнего дня через станции Норашен и Иджсван начнется движение поездов с нефтепродуктами в Армению, пока не оправдались. Хотя ночью я снова разговаривал с руководством правительства республики, и мне еще раз подтвердили, что такое движение будет налажено.
Чтобы как-то эти вопросы решить, мы сделали следующее: сегодня (через стык с грузинской железной дорогой) примерно одну треть потребностей Армении в нефтеналивных грузах мы удовлетворяем. Для того чтобы выправить положение, мы приняли меры и к действующему стыку железной дороги подтянули еще несколько составов с горючим. С завтрашнего дня они пойдут в Армению. Потребность республики в горючем составляет примерно 150 цистерн, и мы ее покроем, но вопрос о нормальном снабжении республики сегодня, несмотря на заверения руководителей Азербайджана, полностью еще не решен.
Что мы просим? Мне хочется попросить еще раз депутатов обеих республик подключиться к решению именно этого вопроса , может быть, здесь еще раз повстречаться и переговорить. Они могут также переговорить со своими правительствами. Верховными Советами республик для того, чтобы нам окончательно решить этот вопрос,
О том. какие меры мы принимаем, я рассказал. Наиболее серьезная обстановка у нас, конечно, с Нагорно-Карабахской автономной областью. Положение там такое: разблокировка дорог начата 4 октября. Туда в этот день поставлено 11 вагонов с разными грузами, пятого числа — 14, шестого — 50, 7 октября—44, и теперь вагоны приходят каждый день.
Грузы туда поступают разные, в том числе и с продовольствием. А вот с горючим положение остается очень тяжелое. Следует также отметить, что разгрузка вагонов в НКАО идет очень плохо, потому что вывозить грузы там своевременно нс удается, и па сегодня из 92 вагонов, которые стоят в НКАО, за истекшие сутки было разгружено всего 16.
Что сделали? Мы сегодня подтянули к станции Евлах состав с 63 цистернами нефтепродуктов, которые находятся ныне в 105 километрах от Степанакерта. Пока не удается решить вопрос о продвижении цистерн с горючим в столицу Нагорного Карабаха. Но мы надеемся, что они туда все-таки попадут. И еще раз я прошу азербайджанских депутатов включиться в это дело, и тогда вопрос о доставке нефтеналивных грузов в Нагорно -Карабахскую автономную область будет снят на довольно длительный промежуток времени.
На Азербайджанской железной дороге сегодня стоят составы, в которых находятся 10 тыс. тонн нефтеналивных грузов. Если их удастся сегодня все пропустить, то будет решена проблема с обеспечением Армении горючим не на какое-то непродолжительное время, а на месяцы.
Вот такие сложности мы испытываем. Самая большая из них возникает в эти дни из-за разного рода провокаций. Я должен сказать, что работа по снятию блокады тормозится из-за того, что не только каждые сутки, а буквально каждый час сталкиваемся то с одной, то с другой провокацией. Вы. наверное, слышали по телепрограмме «Время», что для доставки грузов в НКАО используются вертолеты, и знаете, наверное, о взрыве автомобильного моста между Степанакертом и Шушой, по которому проходила основная автомобильная трасса. Вы знаете также о том, что проводятся периодические обстрелы тепловозов, и нам приходится в каждый тепловоз сажать солдат и офицеров внутренних войск. Волна таких вот провокации очень затрудняет решение вопроса снятия блокады. Но мы продолжаем налаживать бесперебойное снабжение, пытаемся снять блокаду республики, несмотря на многие трудности, о которых я вам здесь рассказал. Еще раз надеюсь на большую активную помощь в этом деле депутатов Верховного Совета от обеих республик. Это была бы для нас очень большая помощь, которая помогла бы буквально в ближайшие несколько дней полностью стабилизировать положение в Армении.
Для того чтобы решить вопросы снабжения продовольствием населения Степанакерта, принято решение доставить туда самолетами и вертолетами 160 тонн муки, 180 тонн сахара, продукты детского питания, консервы, мыло. Ну, я все перечислять не буду. Делается это для того, чтобы там сегодня не возникли вопросы снабжения и не было жалоб на то, что вагоны приходят, так сказать, с попорченным грузом. У меня все, Анатолий Иванович.

Председательствующий. Мы договорились информацию подробно не обсуждать. Давайте, товарищи, отведем на это вместе с ответами на вопросы еще 10 минут и приступим к обсуждению других вопросов. Условились?

Воронин Л. А. Мы получаем информацию по отдельным грузам, которые приходят в Армению в очень плохом состоянии. Какие принимаем меры. Ну, во-первых, работаем с руководством обеих республик. Во-вторых, организуем сопровождение грузов нашими внутренними войсками. Сейчас есть основания сказать, что положение дел здесь улучшается. Но заявить, что таких инцидентов теперь совершенно нет. я не могу. Такие инциденты возникают, и информацию о них я читаю с 8 часов утра.

Председательствующий. Пожалуйста, товарищ. Зелинский.

Зелинский И. П„ ректор Одесского государственного университета имени И. И. Мечникова, член Верховного Совета СССР.
У меня вопрос такого порядка. Скажите, пожалуйста, вот от тех неприятностей, которые происходят в связи с блокадой на железной до¬роге. страдают только Армения и только Азербайджан или весь Советский Союз?

Воронин Л. А. Прежде всего страдает, конечно, все народное хозяйство страны. Потерн колоссальные. Гибнет урожай оттого, что стоят вагоны с продуктами. Поэтому мы несем убыток в целом по стране. Несут ли убыток республики? Несут обе республики, но, конечно. Армения несет большие потери, чем Азербайджан. В какой пропорции? Мы не считали, но потери, товарищи, для страны колоссальные.

Председательствующий. Депутат Богданов хочет о чем-то спросить? Пожалуйста.

Богданов И. М., директор школы №94, г. Горький, член Верховного Совета СССР.
Есть ли у нас точная статистика убытков и когда она будет публиковаться? Какие убытки несет Совет Министров, то есть конкретно наше правительство, наше государство? И кто потом их возместит? Нам, депутатам, надо знать, какие мы несем убытки за каждый день. Причем не только депутатам, надо огласить эти данные на всю страну, тогда, наверное, будет вопрос решаться по-другому.

Воронин Л. А. Я думаю, что за каждые сутки такую информацию трудно собирать и давать. Это, наверное, нереально. А вот информацию по потерям в целом но стране можно наладить, и мы будем ее давать.

Председательствующий. Депутат Игитян, пожалуйста, Вам слово.

Игитян Г. С., генеральный директор Республиканского центра эстетического воспитания, директор Музея современного искусства Армении, член Верховного Совета СССР.
Я хочу сказать, меня удивляют, и не только меня, весь депутатский корпус, те чрезвычайные условия, в которых сейчас находятся Нагорный Карабах и Армения. Я понимаю, что у нас очень много неотложных проблем в Советском Союзе и все они в одинаковой степени касаются нас всех. Но когда самая горячая точка обходится фактически молчанием и идет только констатация фактов — это удивительно. Я хочу сказать лишь одно, обращаясь ко всему Верховному Совету. Сегодня гибнет один из народов Советского Союза, без всякого преувеличения. Каждый год, каждый день и каждый час там может вспыхнуть очень большое, уже непоправимое... Я хочу буквально на одну минуту привлечь ваше внимание. Поверьте...

Председательствующий. Мы же договорились только задавать вопросы.

Игитян Г. С. Товарищи! если нужен только вопрос, то я обращаюсь ко всему Верховному Совету и очень сожалею, что здесь нет Председателя Верховного Совета. Потому что больше терпеть такое состояние невозможно.
Мы постоянно занимаемся констатацией фактов. Когда конкретно будет поставлен вопрос на обсуждение Верховного Совета СССР с политической оценкой данного события, очень страшного, которое происходит в стране? Если мы этот пожар не погасим, то он пойдет вообще по всей
стране. Я обращаюсь к совести каждого сидящего в зале, независимо от его национальности. Потому что ни Азербайджан от этого не выиграет, ни Армения, ни весь Советский Союз не выиграет.
Я обращаюсь ко всем. Это важнее, чем вопрос о кооперативах сегодня. Это важнее всего! Это жизненно важный вопрос! Все, я кончил, мне больше нечего добавить.

Воронин Л. А. Если можно, я отвечу на ту часть вопроса, которой я владею. Первое. Вы знаете, что когда мы обсуждали постановление Верховного Совета СССР о неотложных мерах, то было сказано, что по Нагорному Карабаху, конечно, единственно правильным является решение политическое. Это, безусловно, так и остается. И вы знаете, что есть комиссия при Верховном Совете, которая готовит материалы, и что Президиум Верховного Совета включится в решение этого вопроса. Об этом было рассказано. Но едва ли тут идет разговор о том. что для этого нужны часы. Это настолько серьезный вопрос, что к нему нужен очень вдумчивый, спокойный подход. Повторяю, это очень серьезный вопрос. Я присутствовал на одном из заседаний Верховного Совета СССР, на котором было четко сказано, что ведется необходимая работа.

Председательствующий. Пожалуйста, вопрос.

С места. Мы считаем материальные потери, но забываем о другом. Мне пришлось встретиться с парнями, которые охраняли транспорт и получили увечья. Их сотни ни в чем нс повинных. Они рискуют своим здоровьем, жизнью. Хотелось бы узнать, какую хотя бы нравственную ответственность несут те. кто стоял у руля организации межнациональной вражды? Хотелось бы иметь более широкое понимание этого вопроса. Почему за конфликты одних должны отвечать совершенно другие. (Шум в зале).

Председательствующий. Пожалуйста.

Воронин Л. А. Я думаю, что вопрос задан не по теме моего доклада. Предстоит политическое обсуждение этого вопроса. Наверное, тогда и надо будет спокойно все обсудить.
Сегодня мне посоветовали дать информацию о выполнении постановления Я доложил вам. К тому же вы, наверное, были свидетелями обсуждения этого вопроса на одном из заседаний сессии. Надо его рассмотреть поглубже. Едва ли правильно, если сегодня вот так сразу буду отвечать на глубокие вопросы Я только могу сказать следующее. Каждый день, два раза в сутки, у меня бывают Генеральный прокурор. Министр внутренних дел. Министр путей сообщения и другие товарищи. Мы тщательно обсуждаем вопросы, связанные с принятием оперативных мер по линии органов правопорядка. Сказать же, что эти вопросы остаются вне поля зрения, вне нашего внимания, было бы неправильно. Вы, наверное, смотрели вчера программу «Время», где было рассказано о принятых мерах, о том, где ведется следствие, какими нарушениями Прокуратура СССР занимается.

Председательствующий. Товарищ Балаян, если у Вас вопрос по информации, то прошу
.
Балаян 3. Г., собственный корреспондент «Литературной газеты» в Армянской ССР, г. Ереван.
Лев Алексеевич, Вы сказали о том, что составы идут как в сторону Армении, в зону бедствия, так и в Нагорный Карабах. Вы так и не ответили на вопрос о том, что находится в этих составах. По нашим данным, сегодня в Степанакерте и во всех селах Нагорного Карабаха нет ни грамма горючего и почти ни грамма муки. Скажите мне, пожалуйста, каким образом Вы хотите обеспечивать горный район с помощью вертолетов и самолетов такими продуктами, как хлеб? Ведь мы прекрасно понимаем, что там осенью творится с погодой, а доставка хлеба будет зависеть от погоды.
И второй вопрос к Вам, Анатолий Иванович. Дана ли государственная. юридическая, политическая оценка недавно принятому сессией Верховного Совета закону Азербайджанской ССР о суверенитете республики, в котором не просто провозглашается право выхода Азербайджана из состава Советского Союза, но и разрабатывается механизм этого выхода? Практически получается, что вместе с Азербайджаном может выйти из состава СССР все армянское население Нагорного Карабаха со всеми своими памятниками, шедеврами мировой христианской архитектуры, с могилами своих дедов. Будьте добры, ответьте
Пн авг 31 2020, 02:25
Председательствующий. Это вопрос не по информации

Воронин Л. А. Меры по обеспечению снабжения принимаются, грузы доставляются и вертолетами, и самолетами, и автотранспортом. Сегодня меня заверили руководители Азербайджана, что они добьются снятия блокады в части наливных грузов. Они мне трижды сегодня звонили, и я сказал о том, что буду докладывать на сессии. Вот что я могу сказать. Этот вопрос должен быть решен. Мы над ним работаем все время.

Председательствующий. Пожалуйста, по информации вопрос,

С места. Лев Алексеевич. Вы только что сказали, что взорван мост на магистрали Степанакерт — Шуша. Это единственная жизнеобеспечивающая дорога, по которой под охраной мы возили продукты в Шушу и другие населенные пункты Азербайджанской ССР.
Скажите, пожалуйста, как Вы думаете обеспечить самым необходимым азербайджанскую часть населения в НКАО, где нет даже аэропорта?

Воронин Л. А. Первое. Мы приняли все меры к тому, чтобы мост восстановить. Привлекли необходимые силы. Сегодня туда вылетает первый заместитель Министра внутренних дел СССР. Я прошу товарищей из Армении и из Азербайджана обратиться к Постановлению Верховного Совета. Вы увидите, что первые два пункта, особенно первый пункт и вторая часть второго пункта, начинаются с того, что Верховные Советы и Советы Министров республик должны принять меры,
Сегодня Правительство СССР, поверьте мне, делает все возможное и невозможное для нормализации положения. Я сегодня вправе спросить: «А что по этому вопросу делается в республиках?» Ведь вы же задаете вопросы мне как Первому заместителю Председателя Совета Министров СССР. Можно и мне задать вам вопрос? Что сделано Советами Министров, Верховными Советами республик? (Шум в зале).

Председательствующий. Товарищи! Может быть, прекратить прения? (Шум в зале).

С места. Обращались ли к партийным организациям Азербайджана и Армении за помощью в ликвидации этой ситуации? В связи с этим вопрос. Существуют ли у нас еще сегодня Коммунистические партии Азербайджана и Армении? И какую роль они выполняют в этом конфликте?

Воронин Л. А. Первое. Могу сказать, что лично я связываюсь с ЦК компартий обеих республик каждый день по нескольку раз, и Николай Иванович, я знаю, делает то же самое. Что касается второго вопроса, то он просто некорректный. Разрешите мне не отвечать на него. Я бы такие вопросы не задавал!

Председательствующий. У Вас вопрос? Пожалуйста.

С места. Более полутора лет все автомобильные магистрали, ведущие в Нагорный Карабах, перекрыты. Обещает ли руководство Азербайджана снять блокаду автомобильных дорог? (Шум в зале).

Председательствующий. Да. пожалуйста.

С места. Анатолий Иванович, не позволяйте отвлекаться от темы, погрязнем. Здесь этот разговор ничему не поможет. Я предлагаю прекратить задавать вопросы.

Председательствующий. Товарищи, я хочу сказать всего два слова. Прекрасно знают депутаты от Азербайджана и Армении, что Политбюро Центрального Комитета партии систематически поддерживает не только контакты, но и многократно обращалось с просьбами, пожеланиями, требованиями к Центральным Комитетам компартий двух республик и к коммунистам этих республик. Было обращение по этому поводу Генерального секретаря ЦК. Мы ждем, что меры все-таки будут приниматься.
Все, что можно было сделать по партийной линии, с моей точки зрения. Центральный Комитет, Политбюро делали до сих пор. Президиум Верховного Совета СССР намеревается рассмотреть вопрос, связанный с этим конфликтом. О нем докладывала в том числе и Комиссия по национальной политике и межнациональным отношениям, которая его рассматривала во всей совокупности законодательных аспектов. Это не значит, что длительнейший процесс урегулирования и рассмотрения должен приостановить принятие оперативных конкретных мер. Поэтому есть предложения.
Первое. Принять к сведению сообщение Правительства СССР по этому вопросу.
Второе. Еще раз потребовать от органов государственной власти и управления двух республик принять все необходимые меры в этом направлении для выполнения постановления. Просить народных депутатов от двух республик в максимальной степени принять участие в этом деле.
Третье. Поручить Совету Министров СССР продолжать ту линию, которую он проводит.
Если у вас нет возражений, товарищи, давайте такое решение и примем по информации Правительства СССР.

С места. Срок надо установить по второй позиции — две недели.

Председательствующий. Я хочу вас спросить, этот срок установить правительствам двух республик?

С места. Да.

Председательствующий. Мы уже устанавливали срок. Я думаю, что надо поручить правительствам этих республик принять решительные меры дополнительно. И все. Это займет, конечно, время, но действовать так, как нам предлагается, мы сейчас не можем. Мы уже один срок установили. Зачем же будем еще один устанавливать?

С места. Срок не правительствам нужно устанавливать, а срок решения вопросов нужно определить.

Председательствующий. Я хочу сказать, что обе стороны хотели бы срок решения вопроса установить по-своему. Вот о чем идет речь. Я прошу прощения, товарищи. Дело не в том, чтобы установить сроки решением Верховного Совета. Надо сначала рассмотреть все аспекты этой проблемы, как намеревается это сделать Президиум Верховного Совета.

С места. Почему нет информации? Почему вы не даете информацию?

Председательствующий. Все, что можно было, вся информация дана. И я думаю, что некорректно сейчас ставить такой вопрос. Товарищи, я прекращаю обсуждение этого вопроса. Ставлю на ваше голосование предложение по информации правительства. Есть у кого-то возражения поэтому предложению? Нет. Тогда прошу голосовать. Кто за? Я предложение изложил, еще раз говорю — 3 пункта. Кто против? Кто воздержался? Постановление принимается.
Вт сен 01 2020, 11:08
Заседание двенадцатое
Зал заседаний палат Верховного Совета СССР в Кремле. 10 октября 1989 года. 16 часов.
Председательствует Первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов.
Вт сен 01 2020, 11:20
Председательствующий. Товарищи, я хочу вас информировать, что я получил записку от шести депутатов (к сожалению, не все подписи могу перечесть — просто непонятно написано: Шарипов и другие) следующего содержания: «Кто дал право депутатской группе Армянской ССР не уважать Верховный Совет СССР? Вес депутаты после сообщения товарища Воронина покинули зал заседаний. Мы просим обсудить этот вопрос».
Мы получили в президиуме сессии такой документ, подписанный товарищами, которые покинули зал. Я хочу довести его до вашего сведении: «Уже полтора года НКАО и второй месяц Армения находятся в блокаде. Все наши попытки обсудить создавшуюся ситуацию и найти пути выхода из тупика оказались тщетными. Принятое сегодня постановление по вопросу о блокаде практически ничего не прибавило к уже известному и вынудило депутатов Армении и НКАО покинуть зал. Этим действием мы отнюдь не хотели бы выразить неуважение к Верховному Совету. Мы глубоко благодарны всем депутатам, сопричастным нашей беде. Мы покинули зал скорее от бессилия, от невозможности парламентскими методами разрешить возникший кризис. Мы покинули зал, чтобы обратить внимание своих коллег на ситуацию, в которой оказались армянские депутаты. Мы находимся под жестким прессом — с одной стороны своих избирателей, обвиняющих нас в бездействии, а с другой — осознания, что члены Верховного Совета могут нас обвинить в постоянном возмущении парламентского спокойствия.
Мы просим дать политическую оценку блокаде НКАО и Армянской ССР, ибо считаем, что только в этом случае предпринимаемые усилия по разблокированию будут эффективными и предупредят повторение блокады. Мы просим в спокойной и уважительной обстановке обсудить ход работ по разблокированию НКАО и Армянской ССР с тем, чтобы найти единственно верные, ненасильственные методы по ее снятию. Мы просим сообщить хотя бы примерные сроки обсуждения проблемы НКАО, решение которой, на наш взгляд, остановит дальнейшую эскалацию насилия в регионе. Просим наше заявление огласить в Верховном Совете». И идут подписи.
Я думаю, выражу мнение всех наших товарищей, что мы. конечно, сочувствуем, и здесь правильно говорится, беде, в которую попало население, и не только армянское, но и азербайджанское население на этой территории. Я не думаю, что метод, избранный здесь, дает возможность парламентского или какого-либо иного решения этого вопроса. По крайней мере я могу сказать, что Президиум Верховного Совета, руководство Верховного Совета, руководство Совета Национальностей, Комиссия по межнациональным отношениям, которые вносят свои предложения по этому вопросу, полны решимости развязать этот очень тугой, очень кровоточащий и очень болезненный для нашей страны и наших народов узел.
Поступила еще одна записка — о материальном обеспечении работников правоохранительных органов. Группа депутатов ставит вопрос о том, что в нашем постановлении, которое было принято 4 августа. Совет Министров был обязан решить целый ряд вопросов материального обеспечения правоохранительных органов, в том числе суда, прокуратуры и других органов. С таким же вопросом обратился ко мне депутат Бичкаускас, и еще приложены заявления, поступающие с мест, по этому вопросу.
Я хочу вам сказать, что по этому вопросу подготовлен проект постановления Совета Министров. Оно будет обсуждаться завтра днем на заседании Президиума Совета Министров СССР.
Поступило большое число записок и требований (тут уже написано «требование») рассмотреть информацию о работе комиссии под руководством Роя Александровича Медведева. Причем спрашивается, почему снят с рассмотрения этот вопрос?
Я объясню, товарищи. Речь идет о том. что из повестки дня этот вопрос — об информациях комиссий никто не исключал и исключить не может. Это утверждено Верховным Советом, пункт 19. Этот вопрос просто потеснили острые и сложные вопросы экономики, которые признаны были Верховным Советом первоочередными. Мы должны были их решать, в том числе и сегодняшние вопросы. Понимаете, получилось бы, что те вопросы, которые надо рассматривать шаг за шагом: хозрасчет республиканский. самоуправление на местах, вопросы кооперации—отодвинуты в сторону. Вопросы очень острые, включения которых в повестку дня требовали и общественность, и сами депутаты. Ничего без решения Верховного Совета не передвигается и не смещается.
Я хочу сказать, что если комиссия готова к информации, а у нее были встречи с руководством Верховного Совета СССР (в том числе председателями палат, и участвовал в заседании комиссии и товарищ Примаков для решения необходимых вопросов), то можно будет включить эту информацию в график на будущую неделю. Но я только могу сказать, чтобы этот вопрос тоже нс занял у нас дорогое время.
На заседании 3 октября мы решили вопрос о привлечении армейских частей к охране стратегических объектов на железных дорогах Закавказья. Вы помните это. Депутат Тутов тогда высказался против этого решения, хотя его предложение было отклонено. В перерыве он обратился к нам с тем. чтобы ему выдали результаты, которые в памяти машины сохраняются, поименно — кто и как голосовал. Мы объяснили, что машина может это выдать только тогда, когда мы проводим поименное голосование, как сегодня, по решению Верховного Совета. Несмотря на то, что этот запрос депутат Тутов подписал у ряда депутатов, нам кажется, что надо это правило твердо соблюдать.
Много замечаний, товарищи, поступило о порядке работы сессии. Я тоже должен ими с вами поделиться, потому что это наше общее дело. Как мы решим, так и будет проходить заседание. Товарищ Щербак с Украины предлагает, чтобы обсудили предложение — для более эффективного рассмотрения вопросов работать в таком ритме: одна неделя сессии, одна неделя работы в комиссиях.
Я в данном случае руководствуюсь тем решением о порядке работы Верховного Совета, который принял Верховный Совет Речь идет о том. что практически сейчас вся работа переместилась в комиссии, особенно в связи с обсуждением плана и бюджета. Товарищи. И если мы сейчас выпустим из-под контроля эти вопросы, не будем их обсуждать в комиссиях. конечно, мы тем самым задержим и саму сессию. Тем более что я думаю, что следует согласиться с некоторыми замечаниями, когда говорят, например, что плохо прорабатываются вопросы в комиссиях. Это депутат Мирошин замечает. И надо, чтобы все-таки все замечания, поправки шли в комиссии. Я добавлю, что еще надо, чтобы комиссии приходили сюда, на сессию, с согласованным решением, а не с двумя альтернативными решениями плюс еще одно решение. Естественно, что в таких случаях депутатам решать вопросы чрезвычайно трудно. Поэтому, конечно, есть пожелания, чтобы комиссии более эффективно прорабатывали вопросы и уж если выходили с мнением, то, как правило, с единым мнением. А если какой-то есть спорный вопрос, то он обсуждается.
Здесь были замечания, что, может быть, нам не позволять, чтобы правительство и другие органы, имеющие право законодательной инициативы. вносили так называемые «парламентские поправки». Мне думается, что это некорректное предложение. Дело в том. что правительство и другие общественные организации обладают таким же правом законодательной инициативы, как каждый из нас. И если они внесли какой-то проект, но потом к нему пошли поправки, видимо, их поправкам должна быть дана такая же улица, как всем замечаниям депутатов.
Кроме того, товарищи, поступило такое предложение: «Я считаю, что было бы правильно сегодня в конце заседания еще раз предупредить депутатов — не осаждать микрофоны и трибуну с предложениями, не обсужденными в комиссиях и в комитетах по любому постановлению и законопроекту, который проходит проработку в комиссиях и комитетах. Пример тому только что принятое Постановление».
Вы знаете, я все-таки оптимист. Я думаю, что у нас стала гораздо ответственнее идти работа и гораздо больше мы ощущаем эту ответственность сейчас. Придет время, и мы еще более организованно будем работать. закрепим это в нашем регламенте. Но я бы просил прислушаться к этому замечанию. Вот депутат Ревенко передал телеграмму с Украины. Она как раз о том, что за нашей организованностью тщательнейшим образом следят избиратели в каждой телепередаче.
Наконец, есть и такое предложение: «С целью повышения ответственности народных депутатов, членов Верховного Совета за работу в Верховном Совете СССР предлагается подготовить итоговые данные участия каждого депутата, члена Верховного Совета в заседаниях Верховного Совета СССР во время летней сессии и разослать их всем народным депутатам. Такие же сведения предлагаю подготовить по результатам работы осенней сессии». Это предлагает депутат Демидов Александр Илларионович. Товарищи, сейчас машина поименно ведет учет. Мы можем сказать о каждом депутате в результате двух регистраций: где он был — на заседании или нет Я думаю, что это дело совести депутатов, прежде всего. Что же мы будем здесь за каждым так смотреть? Но мне кажется, повысить ответственность депутатов за это — дело необходимое. Тем более что депутат Челышев предлагает тоже некоторые новшества. Он предлагает выделить день для отчета комиссий. Вы, наверное, обратили внимание, что Президиум Верховного Совета разослал вам справку о работе всех комиссий и комитетов. Вот когда пройдет этот цикл, особенно работа с планом и бюджетом, мы тоже, наверное, разошлем такую справку. Потому что практически слушать каждую комиссию и комитет здесь чрезвычайно трудно, у нас их 22. А вот справку, объединенную справку, которой вы могли бы руководствоваться, которую вы могли доложить своим избирателям, мы будем направлять на места каждому депутату или раздавать здесь.
«На Совете Национальностей заслушивать все вопросы, связанные с межнациональными отношениями» — это предложение Председателю Совета Национальностей. Во время прошлой сессии мы провели три заседания Совета Национальностей специально но межнациональным отношениям. Мы несколько раз здесь просили не накалять страсти при обсуждении вопросов, хотя это болезненный вопрос. Товарищи, мы все равно должны развязывать как-то и узлы, и тут члены Совета Союза и Совета Национальностей одинаково в этом заинтересованы. Но, я думаю, это предложение следует учесть.
Если нет вопросов, я бы на этом ограничился.
Я прошу сесть, товарищи. Я хотел бы так: у нас время истекло, но я готов ответить на реплики, на вопросы, которые заладите мне по моему выступлению сейчас. Дайте их мне, пожалуйста, в письменной форме. Я после следующего заседания вам на них отвечу. А сейчас я прошу, чтобы были даны объявления, и я прошу их внимательно послушать. Речь идет о работе в течение всех трех последующих дней. Прошу внимательно послушать. Сейчас Рафик Нишанович все объявления даст. А Вы подойдите сюда. Пожалуйста.

С места. Я прошу прощения, одну минуточку. Сегодняшняя газета «Красная звезда» сообщила об аресте вертолета в Нагорном Карабахе, пришедшего из Еревана, обнаружено разнообразное оружие, вплоть до затвора сто миллиметровой пушки. С техническим описанием. Это же подготовка к такой операции. Неужели надо быть наивным, неужели непонятно, для чего это ведется?

Председательствующий. Товарищи, я прошу внимания. Да. задержан вертолет. Но у нас пока что данных следствия по этому вопросу нет. Давайте будем терпеливыми. Давайте дадим возможность правоохранительным органам разобраться. Если только Верховный Совет начнет подменять правоохранительные органы, которым это поручено специально, то мы не вылезем из этих вопросов.
Ср сен 02 2020, 12:28
Заседание двадцать восьмое
Зал заседаний палат Верховного Совета СССР в Кремле. 13 ноября 1989 года. 16 часов.
Председательствует Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев.

Повестка дня

Выступление Первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР Лукьянова А. И. о повестке дня и сроках созыва второго Съезда народных депутатов СССР и ответы на вопросы

Обсуждение повестки дня и сроков созыва второго Съезди народных депутатов СССР

Принятие Постановления Верховного Совета СССР -О созыве второго Съезда
народных депутатов СССР

Принятие Постановлении Верховного Совета СССР - О вопросах, предлагаемых для
включения в повестку дня второго Съезда народных депутатов СССР
Ср сен 02 2020, 12:38
Председательствующий: Здесь в ходе дискуссии возникла тема Нагорного Карабаха, и последовало конкретное предложение о том, чтобы включить этот вопрос в повестку дня Съезда. Вместе с тем были выступления товарища Гиренко и других, которые приводили аргументы о нецелесообразности этого, поскольку процесс идет уже в рамках Верховного Совета и в ближайшее время нам предстоит обсуждение вопроса. В связи с этим действует комиссия. И не только комиссия — занимался этим вопросом Президиум Верховного Совета СССР. Вопрос готовится для обсуждения в Верховном Совете. Товарищи высказали предложение, что после этого и можно было бы определить — включать или не включать вопрос в повестку дня. Тем более что в конце концов окончательно она будет приниматься Съездом.

Но предложение такое было, и я ставлю его на голосование. Кто за включение в повестку дня второго Съезда народных депутатов СССР вопроса о положении в Нагорном Карабахе и вокруг него? (Шум в зале).

Товарищи! Я постарался суммировать обеспокоенность, которая привела к тому, что ставится вопрос о включении этой проблемы в повестку дня. Одновременно я представил информацию о том. что это находится в рамках работы Верховного Совета и нам в ближайшее время предстоит обсуждение. Предложение внесено — значит, оно должно голосоваться. Пожалуйста. Но я бы не хотел открывать дебаты.

Исмаилов Т. К., генеральный директор — главный конструктор научно-производственного объединения космических исследований Главкосмоса СССР. г. Баку, член Верховного Совета СССР.
Михаил Сергеевич, кто ставил вопрос? Это касается суверенной республики. Она решает — Верховный Совет СССР помогает. Президиум Верховного Совета помогает, правоохранительные органы помогают. Центральный Комитет партии помогает. Сейчас мы вышли на то, что по 
инициативе Президиума провели несколько встреч с представителями Нагорного Карабаха. Проведено четыре встречи, и я не могу сказать, что они ничего не дали. Есть вопросы, где мы расходимся, но есть уже вопросы, которые решаются, и притом решаются с общим пониманием. Стоит ли. когда процесс идет — вы совершенно правильно об этом сказали. — и в сторону не только нормализации, а установления законности, нормализации на основе законности, еще раз это будировать? Я убедительно прошу не ставить этот вопрос, потому что он уже поставлен Съездом и решается Верховным Советом.

Председательствующий. Товарищи!, которые подняли этот вопрос, его не снимают? Нет. Два слова.

Арутюнян Л. А., заведующая кафедрой Ереванского государственного университета, член Верховного Совета СССР.
Решая проблему о том. ставить ли этот вопрос в повестку дня. я бы хотела просить не создавать здесь впечатления, что в его решении действительно есть подвижка. Никакой подвижки нет. блокада продолжается, идет «удушение» карабахского народа. С этой точки зрения вопрос о том. включать ли это или нет в повестку дня. Вы поставили совершенно точно. После того, как Верховный Совет обсудит вопрос и мы увидим, каков результат обсуждения, его можно будет включать в пункт отчета о работе комиссий. Потому что это комиссии Верховного Совета. Итак, я бы хотела поддержать Ваше предложение, желая приостановить поток не соответствующих действительности слов.

Председательствующий. Достаточно, товарищи, я думаю. У Вас вопрос?

С места. Один вопрос членам Верховного Совета. Разве вас всех не удивляет такое желание наших оппонентов снять этот вопрос с обсуждения?

Председательствующий. Нет, я так понял Ваших оппонентов, как Вы выразились. Они исходят из того, что процесс идет в Верховном Совете и по его итогам пусть Верховный Совет определится: что дальше делать.

Переходим к голосованию. Я думаю, это тот вопрос, по которому Верховный Совет, как ни по одной проблеме, в курсе и может принять решение. Кто за включение вопроса о положении в Нагорном Карабахе в повестку дня Съезда? Прошу членов Верховного Совета проголосовать. Кто за? Кто против? Кто воздерживается?

Кворум для голосования - 362
Кворум для принятия решения - 201
Зарегистрировано на 20 часов 10 минут - 401
Проголосовало -за- - 61
Прогол осовало -против- 287
Воздержалось - 39
Всего проголосовало -387
Не голосовало - 14

Вопрос не включается.
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ