Форумы

II сессия ВС СССР 25 сентября - 2 октября 1989г.

Вт авг 25 2020, 02:11
Заседание первое
Зал заседаний палат Верховного Совета СССР в Кремле. 25 сентября 1989 года. 10 часов утра.
Председательствует Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев.
Председательствующий. Добрый день, товарищи!
Зарегистрировалось четыреста семьдесят депутатов. Давно мы эту цифру не слышали. Можем работать.
...Хочу, товарищи, остановиться еще на одном вопросе. Все мы ощущаем острую необходимость подтянуть дисциплину, укрепить государственный и общественный порядок в стране. В конце первой сессии Верховного Совета СССР мы практически единогласно приняли Постановление Верховного Совета СССР «О решительном усилении борьбы с преступностью». Работа на этой основе разворачивается, она уже начинает приносить первые плоды, пока еще, конечно, незначительные, но нельзя не видеть, что хотя правоохранительные органы стали действовать смелее и активнее, а общественность лучше стала их поддерживать, в общем-то о переломе говорить пока рано, преступность растет.
Что особенно беспокоит? Нормальное функционирование предприятий и учреждений, труд, повседневные условия жизни, самочувствие и даже личная безопасность людей нередко ставятся под угрозу в результате общественных беспорядков, связанных с межнациональными конфликтами. с попытками добиваться удовлетворения тех или иных требований. пусть даже обоснованных, путем силового давления, всякого рода ультиматумов. Нет необходимости говорить, что это крайне нежелательное, опасное явление, которое существенно тормозит развитие перестроечных процессов, и я должен сказать, что на это очень негативно реагирует все общество. Я еще раз смог в этом убедиться, беседуя два или три дня назад с рабочими и крестьянами, членами ЦК КПСС.
Важно, чтобы у нас в обществе было хорошо понято, что нетерпимость. обращение к силе — это не метод решения проблем. Таким путем можно, напротив, только отодвинуть решение любого вопроса на неопределенный срок, осложнить его.
В условиях демократического правового государства, к которому мы стремимся и делаем новые шаги, не может и не должно быть другого способа политического действия, кроме опоры на закон, стремления решать любые вопросы прежде всего путем достижения согласия. Вот почему сейчас наряду с созданием новых законов все большее значение приобретает упрочение законности.
Никакой закон, даже самый лучший, не будет ничего стоить, если он останется только на бумаге, если государство не сумеет обеспечить его неукоснительное проведение в жизнь, если граждане нс будут сознательно его исполнять. На эту сторону дела надо обратить внимание Верховному Совету и союзному правительству, органам власти в республиках и на местах, тем. кому вменено нашей Конституцией обеспечивать проведение в жизнь принятых законов.
Особо скажу о том, что является в данный момент предметом наибольшей тревоги. Это положение в Армении и Азербайджане в связи с проблемой Нагорного Карабаха. О сложившейся здесь крайне напряжен¬ной ситуации я говорил недавно в своем докладе на Пленуме ЦК КПСС.
За прошедшие дни, несмотря на предпринимаемые меры, пока полностью развязать этот тугой узел — с точки зрения снятия напряжения на железных дорогах — не удавалось. Лишь сегодня ночью пошли поезда по всем направлениям и со всеми грузами, и перевезено больше, чем перевозится в дневное время. Как докладывают товарищ Воронин, правительство, другие товарищи, которые там представляют союзные ведомства и решают вопросы вместе с республиканскими органами, что- то намечается измениться к лучшему.
Если это не просто случайный факт, а тенденция, тогда бы я не вносил это предложение, о котором собирался сегодня сказать. Но тем не менее, я думаю, мы должны сказать, что в таком состоянии этот регион оставлять нельзя.
Если дело не примет стабильного характера, наше правительство вместе с республиканскими органами должно разработать конкретные меры и внести предложения Верховному Совету СССР по развязыванию этого учла. Поэтому, я думаю, посмотрим день-два, пусть правительство будет готово к тому, чтобы при необходимости доложить свои предложения.
Подчеркну еще раз. товарищи, что мы сумеем справиться с задачами. стоящими перед настоящей сессией, только в том случае, если будем работать с предельной нагрузкой, сознавая ответственность за результаты своей деятельности, которые с нетерпением ждут во всей стране. Если выразить все одним словом, то. пожалуй, девизом осенней сессии Верховного Совета СССР могла бы стать деловитость. Именно это нужно сейчас, когда страна ожидает от высших органов власти конкретных и эффективных решений. Этому надо подчинить свои позиции всем нам, товарищи. И ничему другому.
Я думаю, что если здесь начнут звучать выступления, призывы, предложения, не отвечающие ситуации и ожиданиям народа, то в обществе будут большие разочарования по отношению к Верховному Совету и правительству, ко всем правительственным органам.
Позвольте мне выразить уверенность, товарищи депутаты, что работая и дружно и ответственно, мы сумеем решить те непростые проблемы, которые сейчас стоят перед страной,— обеспечить условия для дальнейшего развития перестройки и обновления советского общества...

Вт авг 25 2020, 02:15
Амбарцумян С. А. ректор Ереванского государственного университета. член Верховного Совета СССР.
Михаил Сергеевич, во-первых, я хочу дать Вам и депутатам справку. 21 сентября в Ереван прибыло ноль вагонов. 22 сентября — 62 вагона. 23 сентября — 64 вагона. 24 сентября — 0 вагонов, в ночь на 25 сентября —4 поезда, состоящие из 201 вагона вместо 1360 вагонов. В основном груз — это песок, щебень, солома и порожние цистерны. Я выступаю от имени всех народных депутатов от Армянской ССР. от имени их избирателей и, значит, от имени всего армянского народа. Мы считаем, что наш высокий парламент должен заклеймить позором идейных руководителей и организаторов блокады Армянской ССР. дать политическую оценку этому факту, который наносит непоправимый урон престижу и авторитету нашей партии, нашего государства и идее единства народов СССР, действенности нашей союзной федерации. Мы считаем, что наш парламент должен выработать реальные гарантии, исключающие возможность возникновения подобной ситуации где бы то ни было в Советском Союзе. В связи с этим предлагаем включить в повестку дня сессии обсуждение вопроса о блокаде Армянской ССР и НКАО со стороны Азербайджанской ССР.
Вт авг 25 2020, 02:16
Кафарова Э. М., Председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР, член Верховного Совета СССР.
Товарищи депутаты, всем хорошо известно, что блокада идет на двусторонней основе. Поэтому виноваты здесь и Азербайджан, и Армения. Михаил Сергеевич Горбачев сегодня предложил дать время — еще два дня — нам. депутатам двух республик, чтобы сделать вес возможное для нормализации обстановки...
Председательствующий. Вместе с правительством.
Кафарова Э. М. ...вместе с правительством. Это является самым разумным решением. Поэтому предлагаю поддержать это мнение Михаила Сергеевича Горбачева и дать возможность нам. депутатам, встретиться. Другого пути нет. Мы живем вместе в пограничном районе, и все наши проблемы нам надо решать без вмешательства других
Вт авг 25 2020, 02:20
Председательствующий. Товарищ Балаян, пожалуйста.

Балаян 3. Г., собственный корреспондент «Литературной галлы» в Армянской ССР, г. Ереван.
Принято Постановление за подписью товарища Горбачева о том, что Комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям поручено внести свои предложения по Нагорно-Карабахской автономной области до 1 октября 1989 года. В своем выступлении 3 августа, в предпоследний день работы первой сессии. Борис Ильич Олейник назвал положение, сложившееся в Нагорно-Карабахской автономной области, где комиссия Верховного Совета работала 10 дней, взрывоопасным. Конфликтные отношения уже перешли за черту, ситуация такова, что создалась опасность гражданской войны. В докладе товарища Воронина сказано о том, что в Армению уже начали идти поезда. Речь идет только о блокаде Армянской ССР.Но в то же время мы молчим о том. что в Нагорном Карабахе блокада продолжается полтора года. Об этом депутаты Нагорного Карабаха 4 августа сделали запрос товарищу Горбачеву.
Сейчас речь идет о том, чтобы мы придерживались этого Постановления и до 1 октября внесли бы на рассмотрение сессии Верховного Совета предложения о положении в Нагорном Карабахе.
Вт авг 25 2020, 02:24
Председательствующий

...Что касается ситуации в Закавказье, и прежде всего актуальной части этой темы, потому что сама по себе она шире, чем то. о чем я говорил в своем вступительном слове, то. мне думается, давайте все-таки попросим от имени Верховного Совета правительство вместе с республиками в течение суток дать ответ, надежно ли встали на путь нормального функционирования дорога и другие службы, связанные с обеспечением народного хозяйства и населения. Это один вопрос. Что касается вопроса, который поднял товарищ Балаян, я сразу объединяю и предлагаю обсудить итоги работы комиссии, которая выезжала от имени Верховного Совета в Нагорный Карабах и готовила свои предложения. Вот мне товарищи Бишер и Олейник сказали, что у них есть свои соображения, но их соображения потребовали проработки юристами. Я так понял, что сейчас они проконсультировались с юристами, потому что там всплывает и юридический вопрос, к готовят на этот счет соображения общие. Как только они будут готовы, мы найдем время, когда это заслушать.
Вт авг 25 2020, 02:48
Заседание второе
Зал заседаний палат Верховного Совета СССР в Кремле. 25 сентября 1989 года. 16 часов.
Председательствует Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев.

Воронин Л.А ...Группа депутатов из Армении задает вопрос: кто должен возместить материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству страны в связан с блокадой Армении? Утром, когда Михаил Сергеевич Горбачев открывал сессию и сказал, что не идет поставка, кто-то выступал по этому же вопросу. Это неправильно. В Армению три дороги, три, так сказать, входа. Два входа действительно заблокированы. Это вход через Нарошень и вход через Иждеван, а через Садохло мы проводим составы. Поэтому там идет подпитка — вчера за ночь доставлены 80 цистерн бензина, дизтопливо, строительные грузы, продовольствие, но действительно эта линия может обеспечить только одну треть потребностей Армении. Поэтому с 4 сентября практически мы испытываем очень большие трудности. Достаточно вам сказать, что одно время мы вынуждены были организовать воздушный мост для того, чтобы не прекращать полеты из Армении. Кто виноват? Мне трудно сказать сегодня, будем в этом вопросе разбираться.
Подчеркну, что составы через Нарошень пошли, сегодня намечено провести 12 составов. Это мало, потому что проводить надо 20 составов, но я вам могу доложить только о том. что есть.
Председательствующий. Лев Алексеевич! Я думаю, всем нам здесь в Верховном Совете надо сказать себе, правительству, всей стране, что такие вещи недопустимы, где бы они ни происходили. Мы можем понять вопросы, которые возникают у той или иной группы людей, у того или иного народа, и обязаны на них реагировать и действовать. Но прибегать к тому, что произошло у нас в ряде регионов, в том числе и в Закавказье.— это, конечно, крайние меры, имеющие очень тяжелые последствия.
Если бы кто подсчитал, какие потери от этого. ТО. Я прямо скажу, так мы не можем вести дело.
Вот критикуют центр за то. что он виноват. И я думаю, что пришло время сказать: наверное, нам более энергично надо прибегать к использованию таких методов в этих вопросах, которые все-таки обеспечивали бы должное функционирование всех систем в стране. Иначе это бьет по всем нам! (Аплодисменты).
Вот почему. Лев Алексеевич, надо это сказать. Это ведь не единственный узел, товарищи. Сколько осталось на границе составов с продуктами! И это в то время, когда их недостает. Мне думается, там. наверное, все-таки предпринимаются за последние недели самые энергичные усилия. И, видимо, дело нормализуется. Я почему-то уверен. Но дело ведь не в этом. Мы должны обезопасить страну от таких явлений. И поэтому правительство должно внести предложения на этот счет сейчас, не ожидая, когда мы утвердим план. Впереди у нас еще три месяца работы, надо снять тревогу у людей. Впереди зима. Все надо завезти, обеспечить топливом, вес сети должны функционировать. Разве мы можем ставить судьбу страны в зависимость от тех или иных настроений. даже если они обоснованны в каком-то месте? Не можем, товарищи!
Поэтому, я думаю, независимо от того, что мы получили сегодня информацию о решительных действиях, принимаемых вместе с обеими республиками, и что дело будет переломлено в один-два дня, нужны предложения правительства на оставшееся время, на зиму, чтобы обеспечить гарантию функционирования системы. Если товарищи депутаты согласны с этим, то, не дожидаясь утверждения плана, надо заставить правительство в течение недели внести эти предложения.
Вт авг 25 2020, 05:42
Заседание шестое
Зал заседаний палат Верховного Совета СССР в Кремле. 2 октября 1989 года. 16 часов.
Председательствует Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев.

Воронин Л. А.. Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР.
Уважаемые товарищи депутаты, обсуждение проектов плана и бюджета на 1990 год позволяет вам в полной мере оценить экономическую ситуацию в стране. Она требует принятия необычных мер. обеспечивающих улучшение работы народного хозяйства и четвертом квартале и создание необходимых условий для реализации плана 1990 года
Ситуация в экономике действительно сложная. Резкое падение дисциплины. забастовки и межнациональные конфликты серьезно разрегулировали экономику, подвели ее к опасной черте.
Позвольте мне подтвердить это несколькими примерами. Продолжает ухудшаться договорная дисциплина. В третьем квартале по договорам недопоставлено промышленной продукции в полтора раза больше, чем за все первое полугодие текущего года. Упала добыча угля и на основе этого — производство металлов. Упало производство минеральных удобрений и других важнейших видов продукции. Только за июль и август текущего года в торговлю недопоставлено на 4 млрд, рублей товаров народного потребления, в том числе почти на 1 млрд, рублей продуктов питания. Рядом союзных республик не выполняется обязательство по поставке продовольствия в общесоюзный фонд.
Серьезный урон нанесен стране забастовками. По данным Госкомстата СССР, на 1 сентября из-за невыходов на работу потеряно 5 млн. человеко-дней рабочего времени, при этом более 2 млн. человеко-дней потеряно в республиках Закавказья. Только прямые потери продукции оцениваются в 0.5 млрд, рублей, а косвенные — более 2 млрд, рублей. Вследствие забастовок только в июле потеряно 6 млн. тонн угля. 2 млн. тонн угольного концентрата. Надо сказать, что угольная промышленность и сегодня еще (по итогам работы в сентябре) не вошла в обычный ритм. В сентябре угольщиками недодано больше 3 млн. тонн угля, в том числе 600 тыс. тонн коксующегося. Это поставило практически в критическое положение работу металлургов. Из-за неритмичной подачи угля на грани выхода из строя многие коксовые батареи. Запасы коксующихся углей в целом на предприятиях металлургической промышленности против прошлого года снизились почти вдвое и составляют всего 3 дня. то есть работа на металлургических заводах практически идет, как говорится. с колес, хотя вы знаете, что впереди у нас зима.
Вдвое снизились темпы накопления запасов угля для продажи населению и для обеспечения коммунально-бытовых нужд. Очень тревожное положение складывается с запасами топлива на тепловых электрических станциях, срыв в работе которых может парализовать не только работу отдельных предприятий и целых отраслей, но и самым пагубным образом отразиться на обеспечении теплом и электроэнергией населения. Запасы угля на электростанциях на 1 октября текущего года по сравнению с той же датой в прошлом году снизились на 4.5 млн. тонн. Поэтому, чтобы нам благополучно перезимовать, потребуется как минимум выйти на плановое задание добычи и перевозки топлива.
Такое же положение дел и с другими запасами сырья и материалов. Забастовки и умышленные действия по нарушению нормальной работы железных дорог, допущенные и продолжающие иметь место в ряде регионов страны, привели к тяжелым сбоям в транспортировке народнохозяйственных грузов. Только в августе и сентябре по этим причинам не обеспечены перевозки свыше 36 млн. тонн продукции общей стоимостью почти на 13 млрд, рублей. В результате из-за недопоставки сырья и комплектующих изделий многие предприятия начинают уменьшать производство различной продукции.
В то же время растут остатки невывезенного сырья и продукции на складах заводов-изготовителей Дезорганизация работы железнодорожного транспорта отрицательно сказывается и на обеспечении населения. Только н сентябре перевезено меньше, чем было запланировано, на 300 тыс. тонн продовольствия и на 330 тыс. тонн промышленных товаров широкого потребления. В морских портах на сегодняшний день скопилось более 2 млн тонн импортных грузов, в том числе много зерна, более 60 тыс. тонн сахара, значительное количество моющих средств и других дефицитных товаров и продуктов.
Па железных дорогах Румынии. Болгарии. Венгрии. Чехословакии простаивают 130 поездов с грузами для СССР. Это результат забастовок, которые были в Молдавии. По этой причине простаивают более 6 тыс. вагонов, в основном с продовольствием и товарами народного потребления.
Особенно чрезвычайная ситуация сложилась на Азербайджанской и Закавказской железных дорогах, где происходят прямое блокирование работы транспорта, разборка железнодорожных путей, взрывы мостов, обстрелы поездов. В результате этого за август — сентябрь в Армению не поступило 32 тыс. вагонов с продовольствием, топливом, а также строительными материалами, что серьезно осложнило проведение восстановительных работ в зоне землетрясения.
Дестабилизирует обстановку в стране и высокий уровень преступности. И. наконец, практика принятия на местах решений о закрытии отдельных производств и выводе мощностей ставит в ряде случаев народное хозяйство в безвыходное положение, приводит к снижению выпуска остродефицитной продукции для народного хозяйства Из сказанного следует. что если не принять и не осуществить чрезвычайные экстренные меры, то положение может еще более обостриться, особенно в связи с наступлением зимы.
В целях устранения дальнейшего развития негативных процессов в экономике и социально-общественной жизни страны Совет Министров СССР разработал и представляет на ваше рассмотрение проект Постановления Верховного Совета СССР о чрезвычайных мерах по обеспечению функционирования народного хозяйства.
В указанном проекте предусматривается принять на четвертый квартал 1989 года и 1990 год ряд мер законодательного порядка, в частности, по предотвращению снижения объемов производства, в первую очередь продукции для обеспечения нужд населения, а также имеющую важней¬шее значение для развития народного хозяйства: по запрещению без согласования с Советом Министров СССР закрытия производственных предприятий или вывода мощностей: по немедленному введению на Азербайджанской и Закавказской железных дорогах особой формы управления с возложением на Министерство путей сообщения непосредственного руководства работой этих дорог. На МВД СССР. Минобороны и МПС СССР необходимо возложить охрану объектов, жизнеобеспечение деятельности железных дорог, мостов и туннелей, обеспечение безопасности работы работников транспорта и граждан. Разработать меры по запрещению организации и проведению забастовок в этот период на предприятиях и в организациях всех отраслей народного хозяйства. Предусматривается также ряд конкретных мероприятий, обеспечивающих всю необходимую подготовку народного хозяйства к работе в зимних условиях.
Совет Министров СССР, товарищи депутаты, просит рассмотреть и принять предлагаемые меры.

Председательствующий. Вопросы к товарищу Воронину есть? Пожалуйста. Ваш вопрос.

Исмаилов Т. К., генеральный директор — главный конструктор научно-производственного объединения космических исследований Главкосмоса СССР. г. Баку, член Верховного Совета СССР.
Будьте любезны, скажите, по какой территории проходит Азербайджа некая железная дорога и территории каких республик она охватывает?

Воронин Л. А. В основном она проходит по Азербайджану, выходит на Армению через станцию Норашен.

Исмаилов Т. К. Значит. Азербайджанская железная дорога охватывает территорию Азербайджана и Армении. Спасибо.

Коган Е. В. Дайте слово.
Председательствующий. Хорошо, я Вам дам слово.

Воронин Л. А. Товарищ Коган, я хочу сказать, что мы-то поняли, что решения по многим вопросам надо принимать сегодня, завтра, пока работает Верховный Совет. Мы ставим вопрос о принятии чрезвычайных мер сейчас. Понимаете? Есть вопросы, которые требуют глубокой про¬работки. и есть чрезвычайные меры, которые надо принимать сегодня.
Председательствующий. Больше нет вопросов? Хорошо, присаживайтесь. товарищ Воронин. Слово депутату Колесникову. Следующим выступит товарищ Неволин.
Колесников В. И., заведующий кафедрой Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, г. Ростов-на-Дону.
Товарищи! Совсем недавно, неделю назад, всем членам Верховного Совета была роздана справка о состоянии дел на железнодорожном транспорте. которую подготовила Комиссия Совета Союза по вопросам тран¬спорта. связи и информатики совместно с Министерством путей сообщения СССР. Я не буду повторять и комментировать те цифры, которые вы читали в этой справке. В случае необходимости это может сделать присутствующий здесь Министр путей сообщения СССР товарищ Конарев Николай Семенович Скажу лишь, что сложившаяся ситуация на железнодорожном транспорте дезорганизует всю экономическую жизнь нашей страны и оборачивается потерями в миллиарды рублей. Это те средства, которые мы сегодня ищем для здравоохранения, компьютеризации школ. К сожалению, к гигантским потерям в рублях сегодня добавляется огромная потеря в валюте из-за неразгрузки иностранных судов, из-за невыполнения поставок за границу. Все это подрывает, как вы понимаете, международный авторитет нашей страны, нашей перестройки, а также, убежден, усугубляет национальный вопрос.
Положение, товарищи, на железной дороге действительно критическое. Я вам приведу такой пример. В ряде районов Армении из-за срыва поставок горючего, продовольствия остановлен не только промышленный транспорт, но не могут заправиться даже машины скорой помощи. Нет возможности подвезти продовольствие к детским 31 медицинским учреждениям. Я хочу сказать: это вопрос не только железнодорожной отрасли. Это вопрос всей страны, всего народа, и прежде всего народов Армении. Азербайджана. Грузии. Молдавии. Прибалтики. Эта проблема нс является чисто железнодорожной, она общенародная, причем не только экономическая и политическая, но и социальная. К тому же надо учесть, что приближается зима.
Вт авг 25 2020, 05:50
Восканян Г. М., Председатель Президиума Верховного Совета Армянской ССР. г. Ереван, член Верховного Совета СССР.

Уважаемые товарищи депутаты! В первый день работы нашей сессии народные депутаты от Армянской ССР предложили в срочном порядке рассмотреть вопрос об экономической блокаде Армении. НКАО со стороны Азербайджанской ССР. Мы требовали дать политическую оценку этой антигуманной и противоправной акции, принять безотлагательные меры для снятия блокады. Прошла неделя, призывы к разуму оказались тщетными. Обещания пойти на решительные шаги по истечении двух-трех дней не выполнены. Этого и следовало ожидать, ведь блокада Армении длится более двух месяцев, а блокада НКАО уже полтора года.
В современном международном праве блокада расценивается как акт войны и агрессии. Пора уже во всеуслышание сказать, что эта беспрецедентная по своим масштабам и жестокости акция расшатывает основы советской федерации, наносит непоправимый ущерб международному авторитету страны. Блокада бьет прежде всего по населению пострадавших от землетрясения районов Армении, по детям, больным, старикам, беженцам. Сегодня в Армении более 700 тысяч человек без крова.
Создавшаяся чрезвычайная ситуация потребовала созыва внеочередной сессии Верховного Совета Армянской ССР. которая на своем заседании 17 сентября осудила блокаду «как организованную акцию, преследующую политические цели». Блокада Армянской ССР и НКАО несовместима с Союзным договором. Конституцией СССР. Верховный Совет Армянской ССР констатировал, что и после договоренности о нормализации обстановки в регионе, достигнутой на совместном заседании Бюро ЦК компартий двух союзных республик в ЦК КПСС. Азербайджанская ССР не только не выполнила своих обязательств, но и полностью блокировала все ведущие в Армянскую ССР железнодорожные и автомобильные магистрали.
Последние дни блокада приняла еще более изощренные формы. Частичное открытие с 25 сентября Азербайджанской железной дороги фактически ничего не дало. В Армению поступали лишь целенаправленно отобранные грузы — испорченные продукты, разбитые домики и оборудование, цементовозы, залитые водой, щебень и песок. Не было отправлено ни одной цистерны топлива. А с 30 сентября азербайджанская сторона вновь перекрыла все пути, ведущие в Армению.
Практически парализована вся жизнедеятельность республики, сорваны строительно-восстановительные работы в зоне землетрясения, не поставляются продовольственные и промышленные товары. Армения лишена возможности отгружать свою продукцию потребителям страны, что не дает республике возможности выполнять свои договорные обязательства.
В этой критической ситуации крайняя медлительность центральных властей и союзных органов вызывает недоумение и возмущение армянского народа и всех честных людей страны. Вместо того чтобы предпринять самые решительные меры для разблокирования железнодорожных путей и автомобильных дорог, выискиваются надуманные факты, чтобы оправдать эту преступную акцию. Ссылки на то. что блокада Армении явилась ответ¬ной мерой, нс выдерживают никакой критики, ибо человек, мало-мальски знакомый с географией, поймет, что это просто невозможно.
Продолжение политики уравнивания вины абсолютно несостоятельно. Оно полностью искажает представление о реальном положении дел в регионе. Мы официально заявляем: на территории Армянской ССР не допускаются случаи воспрепятствования нормальному движению поездов. в том числе и в Нахичеванскую АССР. Экономическая блокада Армянской ССР является логическим продолжением методично проводимой политики силового давления и политического шантажа со стороны Азербайджанской ССР. осуществляемой с единственной целью: завести демократическое решение проблемы НКАО в тупик. Разве случайно то. что после февральского (1988 года) обращения Михаила Сергеевича Горбачева к двум народам последовал Сумгаит? А сразу же после встречи членов Бюро ЦК компартий двух республик в ЦК КПСС — полная блокада.
Вспомним без политической оценки зловещим событиям в Сумгаите стали возможными известные события в Фергане и Новом Узене. Так какой прецедент создаем мы сегодня нашим молчанием и бездействием? Неужели все это не тревожит нашу совесть, не обязывает нас, парламент страны, незамедлительно навести порядок в регионе и строго наказывать виновных, дабы народам нашей страны дать уверенность в том. что вновь избранные Верховный Совет СССР и правительство твердо следуют объявленному курсу на создание правового государства.
Народные депутаты СССР от Армянской ССР полностью поддерживают предложения депутата Колесникова и считают необходимым дать политическую оценку и осудить экономическую блокаду как бесчеловечный противозаконный акт, недопустимый во взаимоотношениях между республиками Советского Союза Принять действенные безотлагательные меры по охране прав республик, вытекающие из обязанности Союза ССР. предусмотренных Союзным договором и Конституцией. Поручить Прокуратуре Союза ССР выявить и привлечь к строгой ответственности вдохновителей, организаторов и исполнителей блокады. Поставить перед Советом Министров СССР вопрос о возмещении из бюджета Азербайджанской ССР ущерба, нанесенного экономической блокадой Армянской ССР.
Умалчивание, уход от политической оценки совершившегося факта блокады равносильны поощрению агрессии. И с целью создания гарантий от повторения подобных акций в стране народные депутаты СССР от Армении в порядке законодательной инициативы вносят на рассмотрение Верховного Совета СССР проект Закона о недопущении экономического давления во Взаимоотношениях между субъектами советской федерации. Законопроект в установленном порядке будет передан в Комитет по вопросам законодательства. законности и правопорядка. Спасибо.
Вт авг 25 2020, 05:56
Кафарова Э. М., Председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР. член Верховного Совета СССР.
Выступая неделю тому назад, я говорила о том. что блокада носит двусторонний характер и сегодня это подтверждаю. Достаточно привести телеграмму Председателя Совета Министров Азербайджанской ССР, адресованную товарищу Конареву 26 августа: «Во второй половине августа Ереванским отделением Закавказской железной дороги систематически срываются установленные Министерством путей сообщения вывозы поездов станции Норокян. Ежесуточно вместо нормы 22 состава фактически принимаются 13 или 14 поездов. В результате на Азербайджанской железной дороге накопилось только в адрес Армении 67 поездов с важнейшими народнохозяйственными грузами, в их числе предназначаемые для ведения работ по ликвидации последствий землетрясения. Учитывая сложившееся положение. Совмин Азербайджана просит Вас обязать Ереванское отделение Закавказской железной дороги принять срочные меры по организации приема ежесуточно нс менее 22 поездов по стыку Норашена. соответствующего заданиям, установленным Министерством путей сообщения».
Что же было сделано после этого? Вы знаете, была объявлена война на железной дороге, Поэтому сегодня, когда мы говорим о том, что устанавливается особое положение на железной дороге в Азербайджане. надо установить его и на железной дороге в Армении. Нельзя, чтобы одна часть дороги была в порядке, а другая — в беспорядке.
В связи с этим мое предложение: если мы говорим о едином порядке, то он должен быть единым. Думаю, может быть, есть еще возможность нам. депутатам, переговорить с трудовыми коллективами, почувствовать, что там происходит и почему...
Почему вы так активно не выступали против забастовок шахтеров? Почему не говорили, чтобы прекращались забастовки? Тогда, всего два месяца назад, наверное, к ним с такой же ответственностью надо было подходить всем нам. И я хочу сказать: в своей основе требования, которые сейчас ставятся перед железной дорогой, обоснованны.
Многие говорят о проблеме Нагорного Карабаха, о законодательном подтверждении недопустимости перекройки границ, о чем было твердо заявлено на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС, об обеспечении конституционных прав J60 тысяч беженцев-азербайджанцев. изгнанных из Армении. Поэтому, конечно, каждому азербайджанцу близки и понятны те цели, с которыми выступают забастовщики на железной дороге. Но мы осуждаем их и говорим, что забастовка — не метод решения политических проблем. Говорим и о том. что нанесен большой ущерб не только Армении, не только стране, но в первую очередь нанесен ущерб самому Азербайджану, где не решены многие хозяйственные вопросы. И об этом хорошо оповещена вся республика путем публикации в наших газетах. которые ежедневно выдают сведения о том. что мы теряем в связи с этой забастовкой.
По-моему, позиция Азербайджана в данном отношении, дорогие товарищи, всегда была интернациональной. Не мы ставили вопрос о Нагорном Карабахе. Не мы говорили о том. чтобы перекраивать земли. 
Не мы привели к трагедии тех людей, которые ушли и вынуждены были уходить. Те, кто создал эту проблему, кто ее вдохновил, должны были понимать, что межнациональные отношения требуют деликатности, тонкости. Поэтому сегодня, когда я выступаю здесь от имени своего народа, я хотела бы сказать: товарищ Васканян. Вы употребили сегодня столько обидных слов в адрес моего народа — и «политический шантаж», и «агрессия». Это продолжение того, что было сказано на первом Съезде народных депутатов СССР. Думаю, что трибуна и сессии, и Съезда не для того, чтобы мы оскорбляли друг друга. Мы должны использовать все средства для наведения мостов, потому что — я опять-таки говорю об этом — мы будем жить рядом. Пройдет немного времени, и мы все равно будем встречаться и говорить. Мы вынуждены будем жить рядом, и мы должны находить общие пути, потому что иного пути у нас нет.
Вт авг 25 2020, 06:01
Нагиев Р. Ш., машинист локомотива Джульфинского локомотивного депо Азербайджанской железной дороги, г. Джульфа. член Верховного Совета СССР.
Уважаемые депутаты! Я рабочий человек, машинист, работаю на участке, о котором много здесь сказано. Да. блокада была с 28 июля до 5 августа. И я говорю сейчас о том. что сам видел. Участок находится в Мегринском районе. Это армянская территория, по которой проходит Азербайджанская железная дорога. В течение недели здесь была, я бы сказал, обстановка террора. Здесь и стреляли, и взрытый мосты, тоннели. Почему были организованы блокада, забастовки? В чем причины? Никого не устраивает назвать правильно причину. С чего начались забастовки? Правительство этим делом не занимается. Товарищ Бакатин здесь сидит, ему дали сведения.
А ведь стреляли и в людей, были ранены машинисты, и они лежали в больнице. Слава богу, что они выздоровели. В это трудное время было проведено совещание представителей министерств внутренних дел Армении и Азербайджана. Секретарь ЦК Компартии Азербайджана, представители Министерства путей сообщения СССР знают. Мы вес обсудили. Я тоже участвовал в этом совещании.
Товарищи, первый секретарь Мегринского райкома партии объявил, что не гарантирует жизнь нашим машинистам. Узнав об этом, машинисты не вышли на работу. Мы создали комиссию, но компромисс не был найден. Вынуждены были привлечь на помощь внутренние войска на этом 46-километровом участке. Машинисты стали работать в сопровождении милиции и войсковых частей. Благополучно работаем.
И вдруг через 10—15 дней из Еревана получаем телеграмму: «Мы не принимаем грузы. У нас мест нет«. Я даю телеграмму в МПС и узнаю о том. что Ереванское отделение действительно нс принимает грузы.
Мы продолжали работать, и вдруг нападение на стыковочной станции Норашен Ильичевского района, которая восемь месяцев находится в блокаде.
Только самолетом или вертолетом можно доставить сейчас туда продукты. товарищи, но правительство бездействует. В Нахичеванской автономной республике, как говорится, на своей территории, мы не можем спокойно ходить по своей земле. В настоящее время, товарищи, идет «холодная война», как сказали депутаты из Эстонии. Год назад 200 тысяч азербайджанцев были изгнаны из Армении. А кто им оплатит ущерб? Это во-первых. Во-вторых, к нам в Азербайджан приехали турки, но территория нашей республики нс безразмерна.
Михаил Сергеевич говорил, что надо к зиме готовиться. Правильно. А кто должен обеспечивать то население, которое приехало с территории Азербайджана? Им нет места, негде жить. Нет у них школ, детсадов и так далее. Я требую как депутат, как рабочий найти общий язык. Я согласен, как говорил писатель, мы найдем компромисс с представителями делегации Армении и по Нагорному Карабаху. Для этого я предлагаю создать рабочую депутатскую комиссию. Нс надо подстрекать людей, товарищи! Сейчас должно идти объединение народов. Нельзя допускать резни. Вчера получил телеграмму от азербайджанского населения. Почему они должны оттуда уходить, кому это нужно? Вот в этом надо хорошо разобраться.
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ