Форумы

V сессия ВС СССР 18 февраля - 2 июля 1991г

Пн ноя 09 2020, 11:39
Председательствующий. Слово имеет депутат Таразевич.

Таразевич Г. С., Председатель Комиссии Совета Национальностей по национальной политике и межнациональным отношениям.
Уважаемые народные депутаты! Конечно, печально и больно слушать о происходящих в Южной Осетии трагических событиях. Можно согласиться с уже высказанной здесь мыслью о том. что слишком долго длится этот конфликт, в чем виноваты центр, руководство страны, в том числе и мы, Совет Национальностей и Верховный Совет СССР. Есть доля нашей вины в этом.
Любой конфликт (тем более национальный) можно разрешить политическими средствами, диалогом, взаимным пониманием или силой, либо сочетанием одного и другого. На мой взгляд, наша вина заключается главным образом в том, что для разрешения противоречий мы не сумели использовать политические средства. Не было, по- видимому, и доброй воли конфликтующих сторон. Но третья сторона — центр — могла бы, конечно, оказать серьезную помощь двум первым сторонам.
Мне думается, эту проблему надо разделить на две части. То, что касается чрезвычайных мер, — первая часть. Решение Верховного Совета СССР на этот счет есть. Президент СССР, может быть, не в достаточной мере, но поддерживает те силы, которые там находятся и так или иначе локализуют противостояние. Думаю, Совместное заявление, принятое вчера высшими руководителями девяти республик и центра, в котором четко сказано о строгом соблюдении Конституции и законодательства СССР, также будет способствовать разрешению данного конфликта. Одним словом, Верховный Совет СССР, в том числе и Совет Национальностей, свои решения о чрезвычайном положении принял.
Сегодня речь идет о политических средствах, о том, чтобы использовать соглашение, диалог, договоренности. И думаю, что та комиссия, от имени которой сегодня нам докладывала депутат Баленко, сделала первый шаг в этом направлении. Мы должны положительно отнестись к нему и помочь сделать следующие шаги, чтобы действительно завязался конструктивный диалог и конфликт разрешился политическими средствами. Поэтому не следует отказываться от проекта Постановления, предложенного нам комиссией.
У меня есть единственное замечание. Учитывая то, что мы не знакомы с совместным протоколом, мне думается, его в этом Постановлении упоминать не следует.

Председательствующий. Текст протокола роздан.

Таразевич Г. С. Тогда его текст нужно приложить к этому Постановлению.
Постановление ничуть, на мой взгляд, не потеряет своего качества и достоинства, если пункт 1 закончить словами: «в Южной Осетии и вокруг нее». А пункт 2 начать следующим образом: «Совет Национальностей поддерживает» и далее новый текст: «достигнутые договоренности о формировании постоянной межпарламентской ко-
Здесь совершенно справедливо говорили, что в составе этой меж-парламентской комиссии обязательно должна присутствовать югоосетинская сторона. Как ее представить? Давайте вместе подумаем, но она должна быть представлена. И об этом, видимо, в Постановлении надо сказать.
Что касается полномочий данной комиссии относительно руководства вооруженными формированиями внутренних войск, то мне думается, вряд ли следует давать такие прямые полномочия. Так или иначе данная комиссия, постоянно работая с этой проблемой, будет оказывать влияние и на действия внутренних войск в регионе.
Думаю, с учетом поправок данное Постановление нам следует принять, и оно будет способствовать разрешению конфликта прежде всего на политической основе.

Председательствующий. Депутат Адвадзе, пожалуйста.

Адвадзе В. С., директор Научно-исследовательского института экономики, планирования и управления народным хозяйством при Госплане Грузинской ССР, г. Тбилиси, член Верховного Совета СССР.
Действительно, мы не сосредоточили наше внимание на проекте Постановления. Там всего три пункта. Если бы надо было что-то добавить в текст или включить какой-то новый пункт, то надо было говорить о пунктах. Но после эмоционального выступления глубокоуважаемой Е. П. Дзагоевой которую я давно знаю и уважаю (мы вместе работали в редакции одного журнала), я решил выступить.
Я думал, что она сделает какие-то конкретные предложения или даст оценку проекту этого Постановления. Но она лишь сказала, что нужно ввести чрезвычайное положение. А ведь чрезвычайное положение в Цхинвали и в Джавском районе уже есть, насколько я знаю. А в Ахалгори есть ли смысл его вводить? Фактически там ничего такого не происходит, там все спокойно. Зачем вводить чрезвычайное положение в этом районе? Если же считать, что это прилегающий район, то тогда Горийский район тоже прилегающий и в нем тоже надо ввести чрезвычайное положение. Это непонятно.
Что касается решений Съезда ародных депутатов РСФСР, то давайте признаемся честно, что в ходе его работы одна сторона — Северная Осетия — предложила проект Постановления нбез приглашения к его обсуждению друзой стороны, о чем сегодня много говорили. Почему на Съезде не заслушали представителей Южной Осетин, но все же приняли это Постановление? Это фактически является вмешательством во внутренние дела другой республики.
Далее, Хочу напомнить всем вам, что это не межнациональный конфликт. Приведу слова моего коллеги депутата Чехоева. С этой трибуны он говорил, что дело в том. что Грузия объявила о выходе из Союза, а народ Южной Осетии хочет остаться в составе Союза ССР. Новое руководство Грузии ведет республику по буржуазному пути, а народ Южной Осетии делает социалистический выбор с коммунистической перспективой
Как же надо договориться? Тут никакого решения не будет. Раз грузины выходят, значит, Южная Осетия— бывшая область — остается в составе Союза. А где же тогда территориальная целостность, гарантированная Конституцией? Правда мой коллега депутат Джусойты сказал, что там уже 750 лет живут осетины. Но там и грузины живут уже 2500 лет. Мы все скажем, что это воля большинства. Да, правда, там живут 65 процентов осетин. Но во-первых эта земля и грузинская, там живут 30 процентов грузин. И если это воля большинства осетин, то надо считаться и с волей большинства Грузия. А воля грузин заключается в том, что эта территория — составная часть Грузии. Тогда по той же логике, по которой нам утверждают это, придется осетинам подчиниться воле большинства грузин: надо выйти вместе с Грузией из состава Союза. Поэтому нам надо принять политическое решение.
Действительно, раз там нет межнационального конфликта, хотя говорят, что надо сначала размежеваться каким-то образом, то я думаю, что нужно параллельно все решать. Предложениям комиссии мы должны оказать доверие, чтобы конкретно комиссия решала конкретные проблемы: жизнеобеспечение, контроль. Надо объявить о прекращении стрельбы после образования этой комиссии в течение, допустим, суток. И давайте действительно вести переговоры о том, как нам жить вместе — грузинам и осетинам, притом не только в Южной Осетии. Ведь там живут 64 или 65 тысяч осетин, А ведь 100 тысяч осетин живут вне пределов этой области.
Не надо нагнетать обстановку — у нас же есть трагические примеры. Когда создалась напряженная обстановка в Нагорном Карабахе, то за его пределами в Азербайджане жили 400 тысяч армян. Где они сейчас? Нельзя играть судьбами народов! Нам надо считаться и с положением тех 100 тысяч осетин. Видимо, уже создается морально-психологическая обстановка для оттока осетинского населения из других районов Грузии.
Нам надо думать в о грузинах, и об осетинах, и о людях других национальностей. Давайте политическими путями решим проблему, будем думать более широко, масштабно, чем конкретно добиваться, допустим, восстановления той же самой области. Я вам скажу так: в этой области 64 тысячи осетин, а ведь у 100 тысяч нет никакой области. Тогда, может быть, надо образовать еще Восточно-Осетинскую автономную область, потому что там живет больше осетин?
Я приводил пример: у 100 тысяч греков нет никакой области, у 341 тысячи русских тоже нет никакой автономной области, 437 тысяч армян — и никакой автономной области, 308 тысяч азербайджанцев — тоже никакой области. И. слава богу, живем. Поэтому сейчас, когда сложилась такая напряженная ситуация, вряд ли стоит ставить вопрос о восстановлении области. Мое мнение такое (и оно подтвердилось сегодня в разговоре с одним умным человеком): любая национальность пусть создает область, пусть называет эту область ханство, эмират или как-то иначе, но чтобы это было в составе Грузии, чтобы не была нарушена территориальная целостность Грузии.
Но в данный момент ставить вопрос о восстановлении области — значит провоцировать народ. Так война не кончится. Я думаю, что лучше решать вопрос политическим путем. Давайте дорабатывать этот документ, конкретно обсуждать его, пусть высказываются те, кто с чем-то не согласен.

Председательствующий. Пожалуйста, депутат Никитин.

Никитин Р. И. (Н е с л ы ш н о).
Председательствующий. Товарищ Никитин, что за порядок? Почему Вы с места кричите? Ведь Совет спокойно обсуждает вопрос. Разве только Вы один болеете за Грузию и Осетию? Надо же иметь выдержку и нельзя так с места кричать. Пожалуйста, выходите и говорите. мы никого не останавливаем, никого не ущемляем. Должен быть порядок — мы же не на митинге.

Пожалуйста, депутат Орозова.

Орозова У. Ш., председатель Государственного комитета Киргизской ССР по телевидению и радиовещанию, член Верховного Совета СССР.
Сегодня мы будем рассматривать очень серьезные вопросы. Их серьезность прежде всего в том, что мы должны принять такое решение, которое если не в полной мере, то хотя бы немного сняло бы напряжение, дало уверенность нашим детям, женщинам, нашему народу, что все-таки они будут защищены и что у них будет завтрашний день. Ведь иногда просто руки у людей опускаются.
Кто-то из народных депутатов сегодня сказал, что не народ виноват. Народ гибнет, а кто-то за счет этого удовлетворяет свои политические амбиции. И в этом трагедия всех народов, где произошли горячие столкновения, где гибнут не только грузины и осетины.
Эмоциональным было выступление Е. П. Дзагоевой из Осетии. Как женщина, я ее понимаю: это страшное дело, когда гибнут дети, старики, когда город три дня не обеспечивается водой, когда нет хлеба, когда в роддоме, где рождаются дети — наше будущее, нет воды.
Мы говорим сегодня о существовании Советского Союза, о существовании нашего государства. А кто будет в нем жить, продолжать наше дело? Наши дети. Поэтому, товарищи народные депутаты, я прошу очень серьезно и взвешенно подойти к принятию решения.
Согласна, может быть, не надо вводить чрезвычайное положение, потому что там действительно началось разоружение. Но надо разоружать все военизированные формирования, независимо от того, Осетия это или Грузия. Надо проводить разоружение по всей Грузии, и не только так. как это указано в проекте Постановления. Я согласна с народными депутатами: не только вокруг Южной Осетии и прилегающих районов, а по всей Грузии. Считаю, что в Постановлении не нужен пункт 1. Он ни о чем не говорит. Я познакомилась с протоколом. вижу, что в проект перенесено все то. что в протоколе, в котором никаких конкретных решений нет. Согласна с народным депутатом. сказавшим, что мы можем создавать любые комиссии. Но если не будет у руководителей республик стремления нормализовать обстановку в этих республиках, то ни одна комиссия ничего не сможет.
Мы очень много комиссий посылаем в «горячие точки», и, к сожалению, все остается нашими благими намерениями. Поэтому надо начинать Постановление прямо с пункта 2. Считаю необходимым во главе комиссии в качестве сопредседателей поставить руководителей республик, без этого вопрос не будет решен. У них, конечно, очень много других вопросов. И может быть, они только этими вопросами не смогут заниматься, но как сопредседатели могли бы их решать.
Итак, мое предложение — начинать с пункта 2 и во главе комиссии поставить руководителей республик и обязательно учесть Южную Осетию, без этого нельзя.
Конечно, рекомендовать очень легко, но, мне кажется, одним из главных недостатков комиссии, которую мы туда направили, является то, что не провели встреч в Южной Осетии. Может быть, были какие-то обстоятельства. Но встретиться, конечно, с ними надо.
Закончить Постановление надо более жестко. Пока я не готова предложить свою формулировку, но она должна быть более жесткой, потому что Верховный Совет уже рассматривал проблему и предлагал Президенту рассмотреть вопрос введения чрезвычайного положения в Южной Осетии. Поэтому пункт 3 надо более жестко сформулировать.

Председательствующий. Пожалуйста, товарищ Алексидзе.

Алексидзе Л. А. Не буду спорить с депутатом Джусойты — он. наверное, вспомнит то. что не вспомнил. Но сейчас правильно ставят вопрос. Вы говорите о чрезвычайном положении в Грузии. Так давайте уважать друг друга, исходить из того, что Грузия — суверенная республика. Кое-кто из вас может не принимать акта о независимости, но это суверенная республика. И даже если считать Южную Осетию автономной областью то она в составе Грузинской Республики даже по Конституции СССР.
Поэтому не надо удивляться, что в комиссии — Верховные Советы трех государств, заинтересованных в этом вопросе: РСФСР (Северная Осетия), Грузия (Южная Осетия) и СССР как координатор всех действий. Представители Южной Осетии будут принимать участие в переговорах или нет? Безусловно. Не представляю себе, что, допустим, та же делегация Грузии не включит югоосетинских представителей.
Поймите меня правильно — мы открыты. И если введете чрезвычайное положение, это только обострит обстановку, накалит ее. Что значит вводить чрезвычайное положение, когда там уже есть армия?
Правильно выступил полковник, который сказал, что на армию всё валят, потому что нет контроля. Нерадивый командир может такие вещи сделать, которые потом всей армии придется расхлебывать. Нужен контроль. Только МВД политический контроль не может осуществлять. Вот эта комиссия должна быть наделена полномочиями. И тогда ни у кого претензий не будет, потому что мы же не можем уговорить всех депутатов РСФСР и СССР быть с нами. Будут принципиальные люди, и мы будем прислушиваться к их голосу.
Я это говорю от имени правительства. Я занимаю определенное положение в Верховном Совете Республики Грузия и отвечаю за каждое свое слово. Знаю, что правительство стоит за моей спиной. Мы пошли на этот протокол. Наверное, трудно было составлять его. Но мы хотим ликвидации конфликта, и не надо нагнетать страсти. Пусть Президент применяет силу, сила вызывает обратную силу, и запугивать нас силой мы никому не разрешим. Хочу, чтобы это все учли. Мы за консенсус, за политическое решение. Все, что можно сделать. Республика Грузия сделает.

Председательствующий. Хочу поблагодарить докладчика, членов Совета Национальностей, народных депутатов, которые выступили. Хочу поблагодарить членов Верховных Советов Российской Федерации, Республики Грузия, представителей Южной Осетин, которые выступили с этой трибуны и изложили свое мнение о решении этого вопроса. Но для того, чтобы нам принять разумное решение, нужен небольшой отдых.
Объявляю перерыв на 20 минут.

Пн ноя 09 2020, 11:48
(После перерыва)

Председательствующий. Товарищи, надо по одному вопросу посоветоваться. Мы хотели сегодня обсудить вопрос о путях достижения согласия в ССР Молдова. Может Сыть, сейчас поглубже порассуждали бы и приняли Постановление по тому вопросу, который сегодня обсудили? Если каких-то чрезвычайных мероприятий не будет, завтра в 12 часов собрались бы и до 14 часов обсудили бы ситуацию в республике Молдова. Потом — перерыв на обед, и, как запланировано, в 16 часов будем рассматривать вопросы землепользования, возникшие между двумя братскими республиками — Кыргызстаном и Таджикистаном. Подходит такое решение? Договорились.
Депутат Шарипов хотел завтра провести заседание комиссии в 10 часов. Будем просить, чтобы эта комиссия закончила свою работу за полтора часа, чтобы к 12 часам все депутаты сюда вернулись.
Завтра же в 10 часов на проспекте Калинина. 27. а комнате 1921. состоится заседание Комиссии по экономическим отношениям республик и автономных образований. Будут рассматриваться вопрос о проекте Закона СССР о развитии малочисленных народов СССР и вопрос о международном фонде развития малочисленных народов. Кроме того, комиссия хочет высказать свое отношение к проекту Союзного Договора. Думаю, что по этим вопросам члены комиссии смогут обменяться мнениями за полтора часа, а с 12 часов мы начнем заседание Совета Национальностей.
Все согласны? Тогда сегодня, после принятия Постановления по обсуждаемому вопросу, мы завершим работу, а завтра заседание Совета Национальностей начнется в 12 часов.
А теперь прошу зарегистрироваться. Кворума нет.
Результаты регистрация
Зарегистрировано 160 членов Совета Национальностей
Кворума нет
Однако обсуждать вопрос мы можем, а перед тем, как голосовать, еще раз проведем регистрацию.
Хотел бы сказать несколько ело в по обсуждаемому вопросу. Прежде всего мы исходим из того, что признаем и уважаем суверенитет Республики Грузия. Но вместе с тем мы учитываем, что Республика Грузия согласно Конституции СССР находится в составе Советского Союза. И поэтому, касаясь вопросов жизнедеятельности населения этой республики, мы, естественно, принимаем решения, и их не надо квалифицировать как какое-то вмешательство во внутренние дела Республики Грузия.
Если состоится какой-то «бракоразводный процесс» в соответствии с законом и Грузия выйдет из состава Советского Союза, тогда обстоятельства изменятся. Это первое мое замечание — и для тех товарищей, которые в Грузии живут и руководят Республикой Грузия, и для тех товарищей, которые живут в Южной Осетин, и для тех, кто в других частях Советского Союза живет и внимательно следит за происходящими событиями.
То, что Президент принял Указ о том, чтобы Республика Грузия и Юго-Осетинская автономная область отменили антиконституционные акты, является законным, соответствующим нашей Конституции. И то, что сегодня мы обсуждаем этот вопрос, тоже соответствует конституционным положениям.
Второе. При обсуждении данного вопроса или в составе комиссии. или когда прибывают временные комиссии (когда это будет рассматриваться на любых уровнях), представители Южной Осетии всегда должны в этом участвовать, и никем, включая руководство Грузии. этот факт никогда не отрицался. Мало того, когда я был в январе в Тбилиси, то с руководством Грузии и представителями Южной Осетии были проведены очень обстоятельные переговоры. К сожалению, потом из-за передвижений милиции эти переговоры прервались, но тогда была заложена, я вам скажу, неплохая основа. Это я подчеркиваю для того, чтобы было понятно, что представители Южной Осетии должны и будут участвовать, и только с их участием можно решать этот вопрос.
Как это можно было бы осуществить? Думаю, есть несколько путей. Представители Южной Осетии могут находиться в составе делегации Верховного Совета СССР. Представители Южной Осетии могут быть я в составе депутатской группы Республики Грузия. Например. я знаю, что представитель Южной Осетии товарищ Догузов является депутатом Верховного Совета Республики Грузия. Может быть, грузины сочтут возможным именно его включить в состав группы. А мы в состав группы, которую будем подбирать, может, включим депутата Чехоева или депутата Джусойты — и это не исключается. Есть еще один путь: это путь, чтобы все депутаты Советов областного уровня, города Цхинвали, районов Южной Осетии, но не те, которые объявили автономную область республикой и сами себя в республике избрали, а именно те. которые действовали, когда были областной, городской, районные Советы. Вот все эти депутаты могли бы собраться в Цхинвали и решить два вопроса.
Первый. Отменить в соответствии с Указом Президента незаконное решение об объявлении себя республикой и проведение выборов в республике. И второй. Уполномочить своего представителя для участия в этой межреспубликанской депутатской группе. Мне кажется, что вот так выход здесь будет найден.
Второе — относительно того, чтобы нашей совместной депутатской группе дать полномочия, если мы придем к этому мнению, согласовывать тексты информационных сообщений. Нередко сообщения, скажем, программы «Время» тоже являются источником напряженности. Надо, чтобы из этого района шла взвешенная, обдуманная информация. 
И еще. Есть предложение о создании правительственных рабочих групп. Сейчас мне из Кабинета Министров дали официальное сообщение: Кабинет Министров .СССР па основе ранее принятых постановлений создал такую рабочую группу, и руководитель этой рабочей группы товарищ Коновалов уже находится в Цхинвали. Мы могли бы эту группу подчинить межреспубликанской депутатской группе.
При обсуждении проекта Постановления эти предложения я просил бы учесть. Если эти обстоятельства будут учтены и наша депутатская межреспубликанская комиссия совместно с представителями Южной Осетии поработает, мне кажется, что в течение месяца или двух можно будет выработать принципиальное постановление о статусе Южной Осетии. Я не слышал, чтобы грузинское руководство отказывалось от рассмотрения этого вопроса.
Что касается ранее принятых нами решений, они все остаются в силе, в том числе и решение Верховного Совета СССР об обращении к Президенту. Президент это Постановление держит под контролем, постоянно изучает ситуацию, анализирует ее. если будет необходимо, он сам примет соответствующее решение, а наша задача, Совета Национальностей. как мне кажется. — содействовать политическому диалогу и выработке взаимоприемлемых решений, которые бы удовлетворяли и югоосетинскую, и грузинскую стороны.
Теперь по проекту Постановления. Ряд товарищей высказались за то, чтобы поддержать этот проект Постановления, но с поправками. Может, мы пока без поправки проголосуем, а потом, если будут отдельные дополнения, включая и некоторые соображения, которые я высказал, проголосуем и за них. Например, на странице 1 не указывать: «Заслушав и обсудив сообщение руководителя депутатской группы...». А просто: «Заслушав и обсудив сообщение депутатской группы, Совет Национальностей отмечает». А пункт 1 постановляющей части вообще опустить, начать с пункта 2: «Совет Национальностей поддерживает содержащееся в совместном протоколе...» Этим мы подтверждаем, что руководство, парламент Грузии будут участвовать в этом процессе.
Надо также дописать: «...с участием представителей Южной Осетин». Я разъяснял, что это означает: или депутатская группа СССР будет. или депутатская группа Грузии. И еще они сами выделят представ тел ей от имени всех депутатских групп Южной Осетии. Все три варианта могут действовать одновременно
Отдельным пунктом теперь будет записано: «Предоставить право межреспубликанской депутатской группе согласовывать и передавать информацию о ситуации...»
Вот такой вариант я буду ставить на голосование. Но сейчас депутат Джусойты скажет несколько слов.

Джусойты Н. Г. Рафик Нишанович, может быть, в пункт 2 (если пункт 1 опустить, тогда этот будет первым) внести одно предложение: «В качестве одной из форм реализации Постановления Верховного Совета СССР от 20 марта поддерживает...» далее по тексту с Вашей поправкой о представителях Южной Осетии. Дело в том, что уже начинается спекуляция на миссии этой депутатской группы. Если вы обратили внимание, депутат Лубенченко сообщает о задании, которое Вы ему дали: Председатель Совета Национальностей дал задание съездить в Грузию и провести консультации о возможности предотвращения введения чрезвычайного положения. А тут излагается совершенно другая цель.

Председательствующий. Если к Вам завтра придет какой-то корреспондент. и Вы ему что-то скажете, мы же не будем это все обсуждать. Депутат Лубенченко высказал свое видение проблемы в Независимой газете

Джусойты Н. Г. Это не его видение, это говорит о том, какое задание Вы ему дали. Думаю, что Председатель Совета Национальностей не мог давать задание, которое шло бы вразрез с Постановлением Верховного Совета СССР. И то, что предлагается дальше, — одна из форм реализации Постановления. Думаю, это будет правильно.

Председательствующий. Спасибо, что Вы меня защитили и сказ¬ли, что я не давал такого указания. Действительно, я такого указания не давал, но когда инструктировал эту делегацию, то сказал: чтобы избежать введения чрезвычайного положения и продолжения кровопролития, давайте еще раз попробуем выработать политические пути решения проблемы. Я ничего не отменял.
А решать, вводить чрезвычайное положение или не вводить, мы с вами поручили Президенту, пусть он рассматривает этот вопрос. Постановление остается в силе, и его никто не собирается отменять. Нам надо сейчас вырабатывать наши решения. Нет необходимости подтверждать Постановление, потому что мы — одна из палат Верховного Совета, а решение принимал весь Верховный Совет.
Пожалуйста, депутат Чехоев.

Чехоев А. Г. Рафик Нишанович, может быть, записать так: «Признавая необходимость исполнения Постановления Верховного Совета СССР от 1 апреля 1991 года. Совет Национальностей постановляет...?

Председательствующий. Можно и так записать. Таким образом, поправки, которые я внес, и небольшое уточнение депутата Чехоева соответствуют духу предложения депутата Джусойты.
Можно принять проект за основу, но вначале прошу зарегистрироваться. Можем голосовать с поправкой по кворуму.
Результаты регистрации
Зарегистрировано 170 членов Совета Национальностей
Кворум есть
Кто за то, чтобы проект Постановления принять за основу с т¬ми замечаниями и дополнениями, которые я высказал на основе обобщения ваших предложений, и с дополнением депутата Чехоева, прошу проголосовать. Кто против? Кто воздержался? Принимается.
Результаты голосования
Кворум для голосования ...... ..... 178
Кворум для принятия решения 126
Зарегистрировано на 18 часов 03 минуты 170
Ппо голосопало «за» 142
Проголосовало «Против» .......... 1
Воздержалось 10
Всего проголосовало 153
Не голосовало . 17
Какие будут дополнения? Пожалуйста, депутат Баленко.

Баленко А. Г. Очень рада, что прошли поправки, о которых Вы сказали. И хотела бы дать одно небольшое объяснение. То, что в протоколе не указано участие в межпарламентской комиссии представителей Южной Осетии, не говорит о том, что мы его исключали. Наоборот, мы обсуждали этот вопрос, но было решено, что каждый Верховный Совет определится по этому вопросу сам. Но ни в коем случае не рассматривался вопрос об исключении представителей Южной Осетии. И абсолютно правильно то решение, которое сейчас принято.
И еще хотела сказать вот о чем. Мне кажется, необходимо в данном Постановлении наделить контрольными функциями межпарламентскую комиссию, как у нас это и было определено. Комиссия должна иметь полномочия осуществлять контроль за проведением в жизнь выработанных ею мер. Тогда у нее появятся возможности влиять на исполнительные структуры, которые должны работать под ее контролем. Думается, это надо обязательно указать.

Председательствующий. По-моему, Ваше предложение соответствует ряду предложений, которые прозвучали с этой трибуны, о том. чтобы комиссия обладала полномочиями для постановки и решения вопросов. В принципе согласны, товарищи депутаты?

Пн ноя 09 2020, 01:20
Депутат Бимбаев, пожалуйста.

Бимбаев В. М. В выступлениях товарищей и с одной, и с другой стороны говорилось о том. что внутренние войска МВД СССР якобы ушли из Юго-Осетинской автономной области и тем самым позволили снова начаться боевым действиям. Поэтому я бы хотел, чтобы пункт 3 прозвучал так: «Рекомендовать Президенту СССР обеспечить жизнедеятельность на территории Юго-Осетинской автономной области...», далее по тексту. Потому что работа всех наших комиссий будет безрезультатна, если в это время там будет проливаться кровь.

Председательствующий. Пожалуйста, товарищ Алексидзе.

Алексидзе Л. А. Если вы вчера смотрели программу «Время», то видели, что в Южной Осетии находится довольно большое количество вооруженных сил. Оттуда никого не выводили, были выведены 600 человек и введены дополнительные войска. Вы это можете зарегистрировать. Войска находятся там, и нам представляется, что они действуют, мягко говоря, немного односторонне. Комиссия даст возможность разобраться, правы мы или нет. Должна быть нейтральная, объективная комиссия с участием представителей и Южной Осетии, и Грузин, и РСФСР, и СССР. В ближайшие дни комиссия должна выехать, быть на месте, которое является сегодня центром конфликта.

Председательствующий. Маленькая поправка: войска МВД СССР действительно там находятся, но они действуют не односторонне, а защищают жизнь всех граждан республики, включая и граждан Южной Осетии. Так что односторонних действий там нет — войска МВД СССР действуют на законной и интернациональной основе.
Пожалуйста, депутат Оборин.

Оборин А. В., председатель Козьмодемьянского городского народного суда, Марийская АССР.
Верховный Совет работает согласно Конституции СССР, которую пока еще никто не отменял. В связи с этим мы должны выразить свое отношение. Верховный Совет не ликвидировал статус Юго-Осетинской автономной области, поэтому предлагаю пункт 3 сформулировать в следующей редакции: «Рекомендовать Президенту СССР сформировать делегацию Верховного Совета СССР для обсуждения и решения с представителями Грузии всего комплекса политических, социальных и экономических вопросов в Юго-Осетинской автономной области».

Председательствующий. В данном пункте имелось в виду определиться с Грузией в целом. А в пункте 1 мы поручаем комиссии рассмотреть все вопросы по Южной Осетии. Поэтому я просил бы Вас если можно, это замечание снять. Вот сейчас руководство Грузии делает неоднократные заявления, что они — вне состава Советского Союза. Так просто заявить может каждый и где угодно» Но мы же живем в одном определенном государстве, которое имеет свои законы. А если кто-то хочет быть вне этого государства, тогда надо провести переговоры по всему комплексу вопросов. Мы это записали так, как делали и по республикам Прибалтики. Это должна быть правительственная комиссия, сформированная Президентом СССР.
Если Вы с этим согласны, я бы просил предложение снять, поскольку оно входит в пункт 1. Договорились.
Депутат Новиков, пожалуйста.

Новиков Г. Ф., начальник сектора производственного объединения радиотехнологического оснащения, г. Боткинск, Удмуртская АССР, член Верховного Совета СССР.
По-моему, любой другой орган, общество или союз работают и решают вопросы более квалифицированно при соблюдении установленных правил работы. К примеру, Регламент Съезда народных депутатов. сессии Верховного Совета. При разрешении трудовых споров — соответствующий закон. На мой взгляд, и для решения конфликтов политических, межнациональных необходима методология, в том числе и в виде законодательных актов. Возможно возникновение в этой методике и такого нового образования, как «политический суд», который и должен принимать решение в ситуациях, аналогичных рассматриваемым сегодня. Естественно, это при условии безусловного соблюдения суверенитетов и Конституции СССР. Поэтому я предлагаю включить в проект Постановления положение о создании при Совете Национальностей рабочей группы для разработки методологической базы предотвращения и ликвидации политических и национальных конфликтов на всей территории СССР.

Председательствующий. По-моему, такое предложение обсуждалось — этим вопросом занимался депутат Таразевич. Проясните, пожалуйста, ситуацию. В принципе это хорошее предложение.

Таразевич Г. С. По поручению Верховного Совета Совет Национальностей создал рабочую группу из специалистов, ученых. Работа уже ведется.

Председательствующий. Слово предоставляется депутату Хуса-нову.

Хусанов А. У. Хотел бы дополнить пункт 2. Надо дописать: «...членов Верховного Совета СССР. РСФСР, Республики Грузия, включая представителей органов власти Южной Осетии...», далее по тексту. Таким образом мы проявим уважение к ним.
И второе дополнение. В конце пункта 2 нужно дополнить для пользы дела: «...охраны правопорядка и разоружения незаконных формирований».
И последнее, в связи с отчетом комиссии. В Постановление надо внести пункт о предоставлении межнациональной комиссии исключительного права официально информировать общественность об обстановке в регионе.

Председательствующий. Мы уже договорились об этом и проголосовали — дать им право согласовывать все сообщения.
Первую часть поправки, на мой взгляд, можно принять — она соответствует тому, о чем здесь говорилось. А еще — поправку депутата Баленко. Остальные замечания здесь фактически учтены.
Две эти поправки ставлю на голосование. Кто за? Кто против? Кто воздержался? Поправки принимаются.

Результаты голосования
Кворум м» голосование 178
Кворум для принятия решения 134
Заpeгистрвровино на 18 часов 03 минуты 170
Протлосовало за 152
Проголосовало против 0
Воздержалось .............. 6
Всего проголосовало .............. 138
Не голосовало . 12

В целом голосовать будем? Не надо. Значит. Постановление принимается в целом.
Теперь я хотел бы обратиться к Председателю Комиссии Совета Национальностей по национальной политике и межнациональным отношениям Г. С. Таразевичу: в течение двух дней дайте предложение по нашим представителям. Одновременно нужно обратиться к Верховному Совету Российской Федерации (товарищ Аржанников} и к Верховному Совету Республики Грузия, к представителям властей Южной Осетии в течение двух-трех дней, по возможности, обсудить наше предложение и выделить своих представителей. Затем мы соберем всю группу и проинформируем вас о начале конструктивной работы.
Заседание Совета Национальностей объявляется закрытым. Следующее заседание нашей палаты — завтра, в 12 часов.
Модераторы: admin, Rom, Real

Быстрый ответ